Танки Первой мировой Tanks of the World War I
Синий Этап 1874-1919/20гг.
Этап открывается информацией о проекте боевой машины, предложенной французским изобретателем Буейном в 1874г., по своим характеристикам, полностью отвечающим критериям «танк» и заканчивается с завершением строительства в 1919/20гг. танков, проектировавшихся под условия Первой мировой войны.
© Смирнов А.Г., 2016г.
Характеристика Этапа
Ключевая фраза: первые танки.
Этап характеризуется появлением идеи боевой бронированной вооруженной машины повышенной проходимости, поиском пути решения проблемы разработки подобной машины, появлением первых танков.
Наиболее значимые танки Этапа:
Big Willie/Mother (Британия)
Renault FT-17/18 (Франция)
Британский тяжелый по массе пехотный танк Big Willie/Mother – родоначальник первых боевых танков, родоначальник всех ромбовидных танков, проектировавшихся и строившихся в Британии, Франции, Германии, США и Мексике.
Французский легкий по массе пехотный танк Renault FT-17/18 – первый танк, получивший «классическую» компоновку, определил контуры танка как такового. Выпускался в двух вариантах: пулеметном и пушечном.
Единицы учета Этапа 1874-1919/20гг.
1 Британия – 43 Единицы учета |
||||
1 Директория, 1903г. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
1 |
1.1 |
Land Ironclad 1-1.1
|
Сухопутный броненосец |
|
2 Директория, 1914-1915гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
2 |
2.1 |
Land Ship 1-2.1
|
Сухопутный линкор |
|
3 Директория, 1915г. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
3 |
3.1 |
Pedrial Big Wheel 1-3.1
|
Сухопутный линкор |
|
4 Директория, 1915г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
4 |
4.1 |
Pedrial Landship Mk I 1-4.1 |
Танк-транспортер |
|
5 |
4.2 |
Pedrial Landship Mk II 1-4.2 |
Танк-транспортер |
|
5 Директория, 1915г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
6 |
5.1 |
Macfie’s tracked vehicle 1-5.1 |
Сухопутный линкор |
|
6 Директория, 1915г. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
7 |
6.1 |
Killen-Strait Armored Tractor 1-6.1 |
Бронированный гусеничный трактор |
|
7 Директория, 1915-1918гг. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
8 |
7.1 |
Crompton’s Project/ Pedrial Landship Mk III 1-7.1 |
Танк-транспортер |
|
9 |
7.2 |
Lincoln Machine No.1 1-7.2 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
10 |
7.3 |
Little Willie/Tritton’s Tank 1-7.3 |
Танк средний по массе |
|
11 |
7.4 |
Foster’s Battletank 1-7.4 |
Сверхтяжелый танк |
|
12 |
7.5 |
Flying Elephant 1-7.5
|
Сверхтяжелый танк |
|
13 |
7.6 |
Chaser/Tritton’s Tank №2 1-7.6 |
Средний по массе легкий кавалерийский танк |
|
14 |
7.7 |
Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A 1-7.7 |
Средний по массе легкий кавалерийский танк |
|
15 |
7.8 |
Whippet Mk A Johnson 1-7.8 |
Экспериментальный средний по массе танк |
|
8 Директория, 1915-1919гг.→ Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
16 |
8.1 |
Big Willie/Mother 1-8.1 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
17 |
8.2 |
Flotilla Leader 1-8.2 |
Тяжелый танк |
|
18 |
8.3 |
Heavy Tank Mk I 1-8.3
|
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
19 |
8.4 |
Heavy Tank Mk II 1-8.4
|
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
20 |
8.5 |
Heavy Tank Mk III 1-8.5 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
21 |
8.6 |
Mk.II "Wilson Epicyclic Tank" 1-8.6 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
22 |
8.7 |
Mk.II "Wilkins Multiple Clutch Tank" 1-8.7 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
23 |
8.8 |
Mk.II "Foster-Daimler Petroil Electric Tank" 1-8.8 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
24 |
8.9 |
Mk.II "Westinghouse Petroil Electric" 1-8.9 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
25 |
8.10 |
Mk.II "William-Jenney Hydraulic" 1-8.10 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
26 |
8.11 |
Heavy Tank Mk IV 1-8.11
|
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
27 |
8.12 |
Heavy Tank Mk V 1-8.12 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
28 |
8.13 |
Heavy Tank Mk VI 1-8.13 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
29 |
8.14 |
Heavy Tank Mk VII 1-8.14 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
30 |
8.15 |
Heavy Tank Mk V «Tritton’s» 1-8.15 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
31 |
8.16 |
Medium Tank Mk B 1-8.16 |
Средний по массе маневренный танк |
|
32 |
8.17 |
Mk IV Johnson 1-8.17 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
33 |
8.18 |
Mark IV Tadpole 1-8.18 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
34 |
8.19 |
Medium Tank Mk C 1-8.19 |
Средний по массе маневренный танк |
|
35 |
8.20 |
Heavy Tank Mk VIII 1-8.20 |
Тяжелый танк |
|
36 |
8.21 |
Heavy Tank Mk V* 1-8.21 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
37 |
8.22 |
Heavy Tank Mk V** 1-8.22 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
38 |
8.23 |
Heavy Tank Mk X/ Mk V*** 1-8.23 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
39 |
8.24 |
Mark V* Tadpole 1-8.24 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
40 |
8.25 |
Heavy Tank Mk VIII* 1-8.25 |
Тяжелый танк |
|
41 |
8.26 |
Mk VST 1-8.26 |
Экспериментальный тяжелый по массе танк |
|
9 Директория, 1917-1918гг. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
42 |
9.1 |
Kupchak landship 1-9.1 |
Танк тяжелый по массе |
|
10 Директория, 1918-1919гг.→ Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
43 |
10.1 |
Medium Tank Mk D 1-10.1 |
Средний танк |
2. Франция – 30 Единиц учета |
||||
1 Директория, 1874г. Концепция «безрельсового бронепоезда» (бп) 1874г. |
||||
1 |
1.1 |
Buyen project 2-1.1 |
Подвижный форт |
|
2 Директория, 1903-1908гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
2 |
2.1 |
Levavasseur project 2-2.1
|
Бронированная самоходная пушка, движимая гусеничной системой |
|
3 Директория, 1914-1915гг. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
3 |
3.1 |
Frot-Laffly landship/FROT-TURMEL-LAFFLY 2-3.1 |
Подвижный форт |
|
4 Директория, 1915г. Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
||||
4 |
4.1 |
Tracteur Cuirasse Filtz - STG 2-4.1 |
Бронированный колесный трактор |
|
5 |
4.2 |
Aubriot-Gabet «Fortress» 2-4.2 |
Бронированный колесный трактор |
|
5 Директория, 1915г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
6 |
5.1 |
Char de Poix 2-5.1 |
Танк легкий по массе |
6 Директория, 1915 – 1917гг.→ Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
7 |
6.1 |
Souain prototype 2-6.1 |
Бронированный гусеничный трактор |
|
8 |
6.2 |
Cuirasse Aubriot-Gabet 2-6.2 |
Танк легкий по массе |
|
9 |
6.3 |
Char FOUCHE type C 2-6.3 |
Танк средний по массе |
|
10 |
6.4 |
Schneider CA1 2-6.4 |
Средний по массе танк специальной артиллерии |
|
11 |
6.5 |
Char Saint-Chamond М1916/М1917 2-6.5 |
Средний по массе танк специальной артиллерии |
|
12 |
6.6 |
Char STA-Renault 2-6.6 |
Средний по массе танк специальной артиллерии |
|
13 |
6.7 |
Char Delauny-Belleville 1916 2-6.7 |
Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты |
|
14 |
6.8 |
Schneider CA2 2-6.8 |
Средний по массе командирский танк |
|
15 |
6.9 |
Char Schneider- Renault/ Delauny-Belleville 2-6.9 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
16 |
6.10 |
Schneider- Boirault 2-6.10 |
Экспериментальный танк |
|
17 |
6.11 |
Schneider CA3 2-6.11 |
Средний танк |
|
18 |
6.12 |
Schneider CA4 2-6.12 |
Средний танк |
|
7 Директория, 1916-1918гг. → Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
19 |
7.1 |
Renault FT-17/18 2-7.1 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
20 |
7.2 |
Char Peugeot 2-7.2 |
Легкий по массе экспериментальный танк |
|
21 |
7.3 |
Renault FZ 2-7.3 |
Легкий по массе танк огневой поддержки |
|
22 |
7.4 |
Renault FT-17 75 BS 2-7.4 |
Легкий по массе танк огневой поддержки |
|
8 Директория, 1916-1918гг. → Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
23 |
8.1 |
FCM A/ Char Lourd A 2-8.1 |
Тяжелый танк |
|
24 |
8.2 |
FCM 1A/Char Lourd 1А 2-8.2 |
Тяжелый танк |
|
25 |
8.3 |
FCM 1В/Char Lourd 1B 2-8.3 |
Тяжелый танк |
|
26 |
8.4 |
FCM 1C/Char Lourd 1C 2-8.4 |
Тяжелый танк |
|
27 |
8.5 |
FCM 2C/Char Lourd 2C 2-8.5 |
Тяжелый танк |
|
9 Директория, 1917г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
28 |
9.1 |
Char 25t Saint-Chamond 2-9.1 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
10 Директория, 1917-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
29 |
10.1 |
Char d'Assault Peugeot 2-10.1 |
Легкий по массе штурмовой танк |
|
10 Директория, 1918г. → Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
30 |
11.1 |
Char Varlet 1918 2-11.1 |
Штурмовой танк повышенной проходимости |
3. РИ - 13 Единиц учета |
||||
1 Директория, 1911-1916гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
1 |
1.1 |
Бронированный автомобиль обр.1911г./Танк Менделеева обр.1911г./Бронеход 3-1.1 |
Подвижный артиллерийский форт |
|
2 |
1.2 |
Танк Менделеева обр.1916г. 3-1.2 |
Сверхтяжелый танк |
|
3 |
1.3 |
Самодвижущаяся броневая башня для 8-ми дюймовой гаубицы 3-1.3 |
Подвижный артиллерийский форт |
|
2 Директория, 1914-1917гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
4 |
2.1 |
«Вездехо́д» Пороховщикова 3-2.1 |
Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты |
|
5 |
2.2 |
«Вездеход №2»/«Вездеход 16г.» 3-2.2 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
3 Директория, 1914-1916гг. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
6 |
3.1 |
Машина Лебеденко/«Нетопырь»/Царь-танк 3-3.1 |
Сухопутный линкор |
|
4 Директория, 1915-1917гг. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
7 |
4.1 |
Бронетрактор «Аллис-Чалмерс» 3-4.1 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
5 Директория, 1916г. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
8 |
5.1 |
Танк Рыбинского завода 3-5.1 |
Танк средний по массе |
|
6 Директория, 1916г. Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
||||
9 |
6.1 |
Тип «Вальтер» 3-6.1 |
Бронированный колесный трактор |
|
7 Директория, 1916-1917гг. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
10 |
7.1 |
Подвижная батарея «Улучшенная Черепаха» 3-7.1 |
Подвижный форт |
|
8 Директория, 1918-1919гг. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
11 |
8.1 |
Тип «Полковник Безмолитвенный» 3-8.1 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
9 Директория, 1919г. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
12 |
9.1 |
Тип «Генерал Улагай» 3-9.1 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
13 |
9.2 |
Тип «Астраханец» 3-9.2 |
Бронированный полугусеничный трактор |
4. Италия – 9 Единиц учета |
||||
1 Директория, 1915г. → Концепция колесного движителя (кт) 1915г. |
||||
1 |
1.1 |
Pavesi Autocarro Tagliafili 4-1.1 |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
2 Директория, 1915-1917гг.→ Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
2 |
2.1 |
Fortino Mobile Tipo Pesante/Ansaldo Magrini Mangiapan 4-2.1 |
Подвижный форт |
|
3 |
2.2 |
Ansaldo Torpedino 4-2.2 |
Подвижный форт |
|
3 Директория, 1916г. Концепция шагохода (кш)1916г. |
||||
4 |
3.1 |
Gussalli Tank 4-3.1 |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
4 Директория, 1916 – 1919гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
5 |
4.1 |
Carro Pesante FIAT mod.17 4-4.1 |
Тяжелый танк |
|
6 |
4.2 |
FIAT 2000 4-4.2 |
Тяжелый танк |
|
5 Директория, 1916 – 1917гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
7 |
5.1 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) 4-5.1 |
Подвижный форт |
|
8 |
5.2 |
Testuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello II) 4-5.2 |
Танк средний по массе |
|
6 Директория, 1918г. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
9 |
6.1 |
Pomilio Tank 4-6.1 |
Сухопутный линкор |
5. Германия – 25 Единиц учета |
||||
1 Директория, 1915г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
1 |
1.1 |
Panzerkreuzer/Landpanzerkreuzer 5-1.1 |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
2 Директория, 1916г. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
2 |
2.1 |
Die Kaiser-Maschine 5-2.1 |
Сухопутный линкор |
|
3 Директория, 1916-1917гг. Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. |
||||
3 |
3.1 |
Marienwagen I mit Panzeraufbau 5-3.1 |
Танк-тягач |
|
4 Директория, 1916-1917гг. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
4 |
4.1 |
Treffas-Wagen 5-4.1 |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
5 Директория, 1916-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
5 |
5.1 |
Orion-Wagen I 5-5.1 |
Танк легкий по массе |
|
6 |
5.2 |
Orion-Wagen II 5-5.2 |
Легкий танк |
|
7 |
5.3 |
Orion-Wagen III 5-5.3 |
Легкий танк |
|
6 Директория, 1916-1919гг. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
8 |
6.1 |
A7V 5-6.1 |
Тяжелый по массе позиционный танк |
|
9 |
6.2 |
Typ Hedi 5-6.2 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
7 Директория, 1917-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
10 |
7.1 |
A7VU 5-7.1 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
11 |
7.2 |
K-Wagen/Großkampfwagen 5-7.2 |
Сверхтяжелый танк |
|
8 Директория, 1917-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
12 |
8.1 |
“Beutepanzerwagen IV” 5-8.1 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
9 Директория, 1917-1919гг. Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. |
||||
13 |
9.1 |
Leichte Kampfwagen LK-I 5-9.1 |
Легкий танк |
|
14 |
9.2 |
Leichte Kampfwagen LK-II 5-9.2 |
Легкий танк |
|
15 |
9.3 |
Leichte Kampfwagen LK-II mod.1919 5-9.3 |
Легкий танк |
|
16 |
9.4 |
Leichte Kampfwagen LK-III 5-9.4 |
Легкий танк |
|
10 Директория, 1917-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
17 |
10.1 |
Leichte Kampfwagen Krupp 5-10.1 |
Легкий танк |
|
18 |
10.2 |
Kraftprotze – Krupp 5-10.2 |
Легкий танк |
|
19 |
10.3 |
Leichte tank Krupp 5-10.3 |
Легкий по массе штурмовой танк |
|
11 Директория, 1918г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
20 |
11.1 |
“Oberschlesien” 5-11.1 |
Средний по массе штурмовой танк |
|
21 |
11.2 |
“Oberschlesien II” 5-11.2 |
Средний по массе штурмовой танк |
|
12 Директория, 1918г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
22 |
12.1 |
Typ "Hannover" 5-12.1 |
Средний по массе штурмовой танк |
|
23 |
12.2 |
Typ "Hessen-Kassel" 5-12.2 |
Средний по массе пехотный танк |
|
24 |
12.3 |
Typ “Horch” 5-12.3 |
Тяжелый танк |
|
25 |
12.4 |
Typ "Benz-Brauner" 5-12.4 |
Тяжелый танк |
|
6. США – 18 Единиц учета |
||||
1 Директория, 1915-1918гг. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
1 |
1.1 |
150 ton Field Monitor 6-1.1 |
Сухопутный линкор |
|
2 |
1.2 |
Three-Wheeled Steam Tank /Steam Wheel Tank (SWT)/ Holt Steam Tank 6-1.2 |
Бронированная вооруженная вездеходная машина |
|
2 Директория, 1915-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
3 |
2.1 |
Hamilton Tank/ Oaklend “Victoria” Tank 6-2.1 |
Танк легкий по массе |
|
3 Директория, 1916-1918гг. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
4 |
3.1 |
Holt 75 Tank 6-3.1 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
5 |
3.2 |
Holt G9/ Caterpillar Tank 6-3.2 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
6 |
3.3 |
Trench Destroyer 6-3.3 |
Сверхтяжелый танк |
|
7 |
3.4 |
Holt Gas-Electric tank/ HGET 6-3.4 |
Тяжелый по массе пехотный танк |
|
4 Директория, 1917-1918гг. Высококолесная концепция (бк) 1903г. |
||||
8 |
4.1 |
Trench fighter mod.1917 6-4.1 |
Высококолесный траншейный истребитель |
|
9 |
4.2 |
Trench fighter mod.1918 6-4.2 |
Высококолесный траншейный истребитель |
|
5 Директория, 1917г. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
10 |
5.1 |
Best 75 Tracklayer 6-5.1 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
11 |
5.2 |
Tracklayer «Best» 75/CLB 75 6-5.2 |
Бронированный полугусеничный трактор |
|
6 Директория, 1917-1920гг.→ Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
12 |
6.1 |
Heavy Tank Mk VIII Liberty 6-6.1 |
Тяжелый танк |
|
7 Директория, 1917-1918гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
13 |
7.1 |
Steam Tank Tracked 6-7.1 |
Тяжелый по массе огнеметный танк |
|
14 |
7.2 |
Skeleton Tank 6-7.2 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
8 Директория, 1918-1919гг.→ Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
15 |
8.1 |
Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917 6-8.1 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
16 |
8.2 |
Ford 3-Ton M1918 6-8.2 |
Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты |
|
17 |
8.3 |
Light Tank U.S. Mark I 6-8.3 |
Легкий по массе пехотный танк |
|
9 Директория, 1918г. Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. |
||||
18 |
9.1 |
Studebaker Supply Tank 6-9.1 |
Средний по массе пехотный танк |
7. Мексика – 1 Единица учета |
||||
1 Директория, 1917г. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
1 |
1.1 |
“TanqueSalinas”/ “TNCA Salinas” 7-1.1 |
Средний по массе пехотный танк |
16. Австро-Венгрия – 1 Единица учета |
||||
1 Директория, 1911-1912гг. Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. |
||||
1 |
1.1 |
Motorgeschütz 16-1.1
|
Танк легкий по массе |
Итого, ниже будут рассмотрены 140 Единиц учета или проекты и машины, отнесенные к категории «танки».
Календарь событий Этапа 1874-1919/20гг.
1874г. |
Проект боевой машины, предложенной французским изобретателем Буейном, по своим характеристикам, полностью отвечающим критериям «танк». |
1903г. |
Французский проект бронированной самоходной пушки, движимой гусеничной системой (Levavasseur project). Опубликован рассказ английского фантаста Г.Уэллса “Land Ironclads” («Сухопутные броненосцы»). |
1911г. |
Разработка австрийским военным инженером Günther Burstyn проекта боевой гусеничной бронированной вооруженной машины Motorgeschütz. Начало работы русского инженера Менделеева по проекту «подвижного сухопутного форта». |
1912г. |
Проект гусеничного шасси австралийца Де Моула под возможную боевую машину. |
1913г. |
В Германии объявлен конкурс на разработку перспективного высокопроходимого шасси. |
1914г., 20 октября – 20 ноября |
Предложение английского офицера Суинтона об использовании бронированных гусеничных тракторов в качестве боевых машин. |
1915г., 22 февраля |
Первое заседание британского The Landships Committee. |
1915г., 26 марта |
Первая производственная программа по танковой тематике (Великобритания). |
1915г., 28 апреля |
Испытания французского «каткового танка» Frot-Laffly landship. |
1915г., 22 июля |
В Британии заключен контракт на постройку опытной машины на базе трактора Bullock, оснащенного 105-сильным бензиновым двигателем Foster-Daimler. |
1915г., 27 августа (9 сентября) |
Испытание в России машины Лебеденко. |
1915г., 8 или 9 сентября |
Окончание постройки английского Lincoln Machine No.1. |
1915г., 30 сентября |
Британцы принимают решение о строительстве ромбовидного типа гусеничной боевой машины Big Willie. |
1915г., 1 декабря |
Французский офицер Ж.-Б. Эстиенн обратился к главнокомандующему французской армии с письмом, в котором доказывал целесообразность строительства «сухопутных броненосцев». |
1915г., 9 декабря |
Демонстрация французского Souain prototype. |
1915г., 24 декабря |
Впервые в британских официальных документах фиксируется термин «танк». |
1915г. декабрь |
Начало первых американских проектов боевых высокопроходимых машин. |
1916г, 31 января |
Французский главнокомандующий Жоффр оформил заявку на 400 машин, типа «сухопутного броненосца». |
1916г., 2 февраля |
Официальный показ Big Willie. |
1916г., апрель |
В Британии подготовлен окончательный заказ за танки Heavy Tank Mk I в количестве 150 шт. Во Франции принято решение о формировании «штурмовой артиллерии» (Artillerie d'assaut). |
1916г., 16 июля |
Эстиенн убедил французского автомобильного конструктора Луи Рено (Renault) взяться за проектирование легкого танка. |
1916г., июль-август |
В Британии закончено формирование первой танковой части - The Heavy Section of the MGC. |
1916г., 15 сентября |
Первая в истории танковая атака. |
1916г., октябрь |
В военном министерстве Германии состоялось первое совещание по «танковому вопросу». Образование 7 (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства - Abteilung 7, Verkehrswesen (A7V) |
1916г., 23 ноября |
Принятие танковой программы в Британии. |
1916г., 1 декабря |
Начал действовать лагерь в Шамплиэ, ставший главной базой французских танковых сил. |
1917г., январь |
Первые танки (английские ромбы) выгружаются в Африке. |
1917г., февраль |
Первый прототип легкого танка Renault. |
1917г., 3-4 марта |
Англо-французская конференция по производству танков и выставка перспективной танковой техники в Бирмингеме. |
1917г., 11 марта |
Демонстрация в Германии Marienwagen I mit Panzeraufbau. |
1917г., 16 апреля |
Боевое крещение французских танков. |
1917г, 28 июля |
Образование в Британии Танкового Корпуса (TC). |
1917г., сентябрь |
Начало серийного производства легких танков Renault. |
1917г., 20 сентября |
Военное министерство Германии распорядилось о формировании штурмовых отделений («штурмовые отделения бронированных машин» Sturmpanzerkraftwagen Abteilung). |
1917г., 23 сентября |
Американцы принимают решение о формировании Танкового корпуса. |
1917г., конец октября |
В Германии собран первый серийный танк A7V |
1917г., 20 ноября – 7 декабря |
Сражение при Камбре, первый случай массированного применения танков британцами. |
1917г. |
Испытание в Италии колесного танка. |
1917г. |
Строительство в США первых опытных танков. |
1918г., 21 марта |
Первое боевое применение немецких танков. |
1918г., 24 апреля |
Первые встречные танковые бои. |
1918г, 31 мая |
Боевое крещение французских танков Renault FT. |
1918г., 8 – 13 августа |
Амьен, первая попытка британцев организовать танковый блицкриг. |
1918г. |
Итальянский тяжелый танк Фиат. |
1918г., 1 сентября |
В Италии сформировано первое танковое подразделение. |
1918г., 12 сентября |
Первое боевое применение танков американцами. |
1918г., 11 ноября |
Окончание Первой мировой войны. |
1918г., 17 ноября |
Расформированы танковые части рейхсвера. |
1919г., февраль |
Боевой дебют итальянских танков. |
1919г., 14 марта |
Инвентаризация британского TC. |
1919г., 27 апреля |
Формирование первой русской танковой части - 1 танкового дивизиона ВСЮР. |
1919г., 28 июля |
Вступление в силу ВМД – запрет для Германии иметь собственные бронетанковые силы. |