Flying Elephant

 

 

(Макет или модель)

Flying Elephant

Британия

Сверхтяжелый танк

масса

100-60 т

вооружение

57/75-мм орудие

0-6 пулеметов

экипаж

4-8/10 чел.

Мощность силовой установки

210 л.с.

проект

июль 1916г. - январь 1917г., Tritton

 

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Побочные всходы

 

 

     В июле 1916г. появился первый проект Триттона по теме танка с противоснарядной броней. (Рис.1)

 

Рис.1 - Fosters Battletank.

 

Несмотря на заинтересованность военных в подобной машине, Fosters Battletank в металле не был построен, но Триттон продолжил улучшать свой проект.

В июле-августе 1916г. появился новый дизайн танка с противоснарядной броней. К этому времени восходит и новое название проекта Flying Elephant. (Рис.2)

 

   

    

Рис.2 - Flying Elephant, вариант А.

 

Во главу угла новой конструкции ставился поиск пути снижения массы машины. Ходовая часть, как и в предыдущем варианте, делилась на две части: основную и вспомогательную. Основные гусеницы по-прежнему охватывали весь корпус, но спереди были приподняты. Вспомогательная часть, состоявшая из двух слегка приподнятых над поверхностью гусеничных движителей, размещалась под днищем танка и предназначалась для улучшения проходимости и предотвращения «вывешивания».

Радикально изменился состав и расположение вооружения. Исчезли спонсоны. Теперь одна 57-мм пушка должна была устанавливаться в лобовом элементе корпуса. Впрочем, почти сразу Tank Supply Committee указал на необходимость разместить на этом танке пушку в 75 мм. Для улучшения сектора обстрела орудия, лобовой элемент представлялся сферической формы. Пулеметное вооружение теперь вообще не предусматривалось.

Корпус имел форму бронированной коробки, разделенной на три части. Впереди, в установке казематного типа, размещалась 57-мм пушка (или 75-мм), видимо, здесь помещались наводчик и заряжающий. Среднюю часть занимала силовая установка, а в задней части на некоем возвышении находились места водителя и командира. Таким образом, экипаж “Flying Elephant” составлял бы 4 человека. Огромный навесной броневой лист спереди танка заменялся на более компактный лист треугольной формы.

По-видимому, бронирование не отличалось от Fosters Battletank: спереди – 51 мм (2 дюйма); сбоку - ок. 14 мм. Однако указывают (- видимо, ошибочно) и другую схему бронирования: лобовая броня - 3 дюйма (76,2 мм); бортовая - 2 дюйма (50,8 мм).  

В качестве силовой установки планировалось использовать два бензиновых двигателя Daimler-Foster мощностью 105 л. каждый, которые располагались в средней части корпуса. Каждый двигатель передавал крутящий момент на свою коробку передач. Коробки передач соединялись с общим дифференциалом, на приводных осях которого устанавливались бортовые коробки передач. Далее крутящий момент передавался на бортовые передачи откуда при помощи цепей Галля поступал на ведущие колеса основных и вспомогательных гусениц.

Основная гусеничная лента шириной 610 мм состояла из плоских штампованных траков из броневой стали. Зацепление гусеницы осуществлялось зубом ведущего колеса за соединительный палец шарнира траков.

При таком размахе, геометрические размеры танка составляли 26,75 фута в длину (8,15 м), 9,84 фута (3 м) в ширину и 10 футов (3,05 м) в высоту. Вероятно, масса нового варианта танка с противоснарядной броней по-прежнему приближалась к 100 тоннам.

В конце августа 1916г. появился еще один, окончательный вариант Flying Elephant (Рис.3).

 

Рис.3 - Flying Elephant, вариант В.

 

В этом варианте обращает на себя внимание значительное увеличение длины внутренних траков – до половины корпуса. Уменьшилась длина изделия до 27 ft 9 inch. Окончательно исчез навесной броневой лист. А вот про бронирование пишут, что оно, напротив, увеличилось: до 3 дюймов (76,2 мм) - лоб и 2 дюйма (50,8 мм) - борт. Опять изменился состав вооружения – появилось сразу 6 пулеметов.  С каждого борта устанавливалось по два 8-мм пулемета и еще на корме в шаровых установках. В бортах корпуса предполагалось также выполнить закрывающиеся бронекрышками порты для стрельбы из личного оружия экипажа. Таким образом, экипаж “Flying Elephant” составлял бы 8-10 человек. Места командира и водителя переносились из задней части в более удобную позицию чуть выше орудия.

20 ноября 1916г.  Стерн на заседании Tank Supply Committee сообщил, что Ordnance Board разрабатывает для этой машины специальную пушку калибром 75 мм, правда, он оговорился, что и полевое орудие такого калибра должно быть приемлемо в качестве основного вооружения.

В декабре 1916 года проект был подан на рассмотрение в Военное ведомство, тогда же Триттону удалось договориться с фирмой W.Foster and Company Ltd. о постройке опытного образца.

Однако проблема массы не давала покоя. Перетяжеленность будущей машины вызывала веское сомнение в возможности производства и эксплуатации. Трудно понять, все же удалось ли радикально снизить расчетную массу танка, или она по-прежнему подбиралась к 100 тоннам. Некоторые сообщают, что Tritton в попытке облегчить машину и сделать ее более практичной, предлагал разрезать пополам толщину брони, что должно было бы снизить общий вес танка до 50-60 тонн. Другие источники пишут, что Триттон от Tank Supply Committee получил инструкции бронировать машину плитами 1½in. (39 мм) armour plate 7 quot, что, по мнению dEyncourt, было достаточно для защиты от 77-мм снарядов немецких полевых пушек, а John Glanfield подсчитал, что такое снижение толщины брони приведет к снижению массы танка до 60 тонн (меморандум от января 1917г.).

16-го января 1917г. Tank Supply Committee вновь вернулся к теме Flying Elephant. Теперь казалось, что проект выглядит вполне реалистично. Более того предполагалось, что опытный экземпляр машины появится к концу марта, а Стерн (в то время руководитель танковой программы) полагал, что серийное производство возможно развернуть в августе или сентябре, при этом он считал, что достаточно будет построить 20 таких машин, исходя, что группе из 9 ромбов, следовало придавать один Flying Elephant. (Рис.4)

 

Рис.4 – Фантазия на тему Flying Elephant.

 

Увы, этим планам не суждено было сбыться. Проект был закрыт тогда же в начале 1917-го года. Крест на проекте поставил William Rigby главный конструктор Триттона (Trittons chief draughtsman), который сослался на сложность проектирования и производства деталей танка и особенно проблем с силовой установкой. Свою роль, видимо, сыграл фактор относительного дефицита ресурсов, их решили направить на уже освоенные в производстве ромбы, скорость которых и мобильность казались лучше, чем у Flying Elephant (мнение адмирала Фишера - Admiral Fisher).

Правда, некоторые британские исследователи, напр. Дэвид Флетчер (David Fletcher) считают, что первый прототип начали выполнять в металле еще летом 1916-го, но работы быстро застопорились. Другие пишут, что работы завершились на этапе макета (Рис.5).

 

Рис.5 – Модель Flying Elephant.

 

Итак, попытка в 1916-1917гг. разработать танк с противоснарядной броней потерпела неудачу.  (Рис.6)

 

Рис.6 – Эволюция первого английского танка с противоснарядной броней.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru