Flying
Elephant
(Макет или модель)
Flying Elephant
Британия
Сверхтяжелый танк
масса |
100-60 т |
вооружение |
57/75-мм орудие 0-6 пулеметов |
экипаж |
4-8/10 чел. |
Мощность силовой установки |
210 л.с. |
проект |
июль 1916г. - январь 1917г., Tritton |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
В июле 1916г. появился первый проект Триттона
по теме танка с противоснарядной броней. (Рис.1)
Рис.1
- Foster’s Battletank.
Несмотря на заинтересованность военных в подобной машине, Foster’s Battletank в металле не был построен, но Триттон продолжил улучшать свой проект.
В июле-августе 1916г. появился новый дизайн танка с противоснарядной броней. К этому времени восходит и новое название проекта Flying Elephant. (Рис.2)
Рис.2 - Flying Elephant, вариант А.
Во главу угла новой конструкции ставился поиск пути снижения массы машины. Ходовая часть, как и в предыдущем варианте, делилась на две части: основную и вспомогательную. Основные гусеницы по-прежнему охватывали весь корпус, но спереди были приподняты. Вспомогательная часть, состоявшая из двух слегка приподнятых над поверхностью гусеничных движителей, размещалась под днищем танка и предназначалась для улучшения проходимости и предотвращения «вывешивания».
Радикально изменился состав и расположение вооружения. Исчезли спонсоны. Теперь одна 57-мм пушка должна была устанавливаться в лобовом элементе корпуса. Впрочем, почти сразу Tank Supply Committee указал на необходимость разместить на этом танке пушку в 75 мм. Для улучшения сектора обстрела орудия, лобовой элемент представлялся сферической формы. Пулеметное вооружение теперь вообще не предусматривалось.
Корпус имел форму бронированной коробки, разделенной на три части. Впереди, в установке казематного типа, размещалась 57-мм пушка (или 75-мм), видимо, здесь помещались наводчик и заряжающий. Среднюю часть занимала силовая установка, а в задней части на некоем возвышении находились места водителя и командира. Таким образом, экипаж “Flying Elephant” составлял бы 4 человека. Огромный навесной броневой лист спереди танка заменялся на более компактный лист треугольной формы.
По-видимому,
бронирование не отличалось от Foster’s Battletank: спереди – 51 мм (
В качестве
силовой установки планировалось использовать два бензиновых двигателя Daimler-Foster мощностью
Основная
гусеничная лента шириной
При таком
размахе, геометрические размеры танка составляли
В конце
августа 1916г. появился еще один, окончательный вариант Flying Elephant (Рис.3).
Рис.3 - Flying Elephant, вариант В.
В этом
варианте обращает на себя внимание значительное увеличение длины внутренних
траков – до половины корпуса. Уменьшилась длина изделия до 27 ft 9 inch. Окончательно исчез навесной броневой лист. А вот про
бронирование пишут, что оно, напротив, увеличилось: до 3 дюймов (
20 ноября 1916г. Стерн на заседании Tank Supply Committee сообщил, что Ordnance Board разрабатывает для этой машины специальную пушку калибром 75 мм, правда, он оговорился, что и полевое орудие такого калибра должно быть приемлемо в качестве основного вооружения.
В декабре 1916 года проект был подан на рассмотрение в Военное ведомство, тогда же Триттону удалось договориться с фирмой W.Foster and Company Ltd. о постройке опытного образца.
Однако проблема массы не давала покоя. Перетяжеленность будущей машины вызывала веское сомнение в возможности производства и эксплуатации. Трудно понять, все же удалось ли радикально снизить расчетную массу танка, или она по-прежнему подбиралась к 100 тоннам. Некоторые сообщают, что Tritton в попытке облегчить машину и сделать ее более практичной, предлагал разрезать пополам толщину брони, что должно было бы снизить общий вес танка до 50-60 тонн. Другие источники пишут, что Триттон от Tank Supply Committee получил инструкции бронировать машину плитами 1½in. (39 мм) armour plate 7 quot, что, по мнению d’Eyncourt, было достаточно для защиты от 77-мм снарядов немецких полевых пушек, а John Glanfield подсчитал, что такое снижение толщины брони приведет к снижению массы танка до 60 тонн (меморандум от января 1917г.).
16-го января 1917г. Tank Supply Committee вновь вернулся к теме Flying Elephant. Теперь казалось, что проект
выглядит вполне реалистично. Более того предполагалось, что опытный экземпляр
машины появится к концу марта, а Стерн (в то время руководитель танковой
программы) полагал, что серийное производство возможно развернуть в августе или
сентябре, при этом он считал, что достаточно будет построить 20 таких машин,
исходя, что группе из 9 ромбов, следовало придавать один Flying Elephant. (Рис.4)
Рис.4
– Фантазия на тему Flying Elephant.
Увы, этим
планам не суждено было сбыться. Проект был закрыт тогда же в начале 1917-го
года. Крест на проекте поставил William Rigby главный
конструктор Триттона (Tritton’s chief draughtsman), который
сослался на сложность проектирования и производства деталей танка и особенно
проблем с силовой установкой. Свою роль, видимо, сыграл фактор относительного
дефицита ресурсов, их решили направить на уже освоенные в производстве ромбы,
скорость которых и мобильность казались лучше, чем у Flying Elephant (мнение адмирала
Фишера - Admiral Fisher).
Правда, некоторые британские исследователи, напр. Дэвид Флетчер (David Fletcher) считают, что первый прототип начали выполнять в металле еще летом 1916-го, но работы быстро застопорились. Другие пишут, что работы завершились на этапе макета (Рис.5).
Рис.5 – Модель Flying Elephant.
Итак, попытка в 1916-1917гг. разработать
танк с противоснарядной броней потерпела неудачу. (Рис.6)
Рис.6 – Эволюция первого английского танка с противоснарядной броней.