Lincoln Machine No.1
(Реконструкция)
Британия
Бронированный полугусеничный трактор
масса |
16,5 т |
вооружение |
40-мм орудие |
экипаж |
6 чел. |
мощность силовой установки |
105 л.с. |
проект |
июль 1915г., Tritton |
выпускался |
август - сентябрь 1915г., William Foster & Company of Lincoln 1 шт. опытный без вооружения |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
В июне-августе 1915г. в Великобританию из США прибыли два заказанных у фирмы Bullock полугусеничных трактора. (Рис.1)
Рис.1 – Полугусеничный вариант трактора от фирмы Bullock.
Полковник Кромптон (один из руководителей The Landships Committee), продолжавший тему «самодвижущегося форта для атаки и уничтожения вражеских окопов» (развитие проекта Pedrail Landship), соединил их вместе и испытал тандемом. (Рис.2)
Рис.2 – Испытания сдоенного шасси тракторов Bullock.
В виду бесперспективности продолжения работ по сцепке ее расформировали и одно шасси, водимо, направили на завод компании William Foster & Company of Lincoln. Дело в том, что 22 июля 1915г. лейтенант Стэрн (помощник Кромптона и секретарь Landships Committee) от лица Landships Committee обратился к руководству этой машиностроительной компании, выпускавшей в частности тяжелые колесные трактора для морской артиллерии, с просьбой создать на базе трактора Bullock боевую полностью бронированную вездеходную вооруженную машину, при этом «родной» двигатель трактора следовало заменить на самый мощный для сухопутного транспорта из выпускавшихся тогда в Англии 105-сильный мотор Daimler. Таким образом, удалось определить общую техническую конфигурацию прототипа будущей машины: 105-сильная силовая установка от трактора Foster-Daimler британской постройки, ходовая часть от американского полугусеничного трактора Bullock. 29 июля Mr. E Tennyson d’Eyncourt (председатель секретарь Landships Committee) отдал официальный приказ о начале работ над новой опытной машиной на данных технических условиях.
Непосредственное техническое руководство по скрещиванию трактора Bullock со 105-сильным двигателем Daimler выполнял исполнительный директор William Foster & Co. Sir William Tritton (Рис.2).
Рис.2 - Sir William Tritton,
1875-1946гг.
В помощь Триттону в Линкольн направили его бывшего сотрудника, а в тот момент лейтенанта добровольческого резерва ВМС Уолтера Гордона Вильсона или Уилсона (Walter Gordon Wilson) (Рис.3), который хорошо зарекомендовал себя работой над бронированными транспортными машинами на шасси грузовиков для RNAS (дивизион бронеавтомобилей RNAS).
Рис.3 - Walter
Gordon Wilson, 1874–1957гг.
Соратники развернули импровизированное конструкторское бюро в номере отеля «Уайт Харт» (White Heart) в Линкольне.
11 августа 1915г. в углу цеха завода «Фостер» (Рис.4) начались работы по установке на шасси полугусеничного трактора Bullock силовой установки от трактора Foster-Daimler.
Рис.4 – Единственная стена завода «Фостер», сохранившаяся до настоящего времени.
24.08.1915г. Триттон представил д'Эйнкоурту эскиз нового сухопутного корабля и получил «добро» на разработку проекта, а через два дня по его требованию Стерн доставил в Линкольн спецификацию на сухопутный корабль составленную Суинтоном (курировал деятельность Landships Committee).
По одним сведениям, новая боевая машина впервые прошла самостоятельно внутри заводского двора (иногда уточняют: во дворе литейного завода Веллингтона) 8 сентября 1915г., по другим – 9 сентября. Так или иначе, к 8/9 сентября 1915г. (т.е. через 38 дней от старта проекта) первый прототип новой боевой машины Lincoln Machine No.1 (Рис.5) был готов.
Рис.5 - Lincoln Machine No.1
на ходу.
Столь короткий срок объяснялся тем, что британские инженеры старались избежать серьёзных переделок и максимально использовать тракторные узлы и агрегаты.
Машина «№1 Линкольн» представляла собой установленный на шасси «Буллок» коробчатый бронекорпус с характерным выступом в носовой части, поверх корпуса крепилась башня (- некоторые пишут, что это был «грубый макет башни с круговым вращением») (Рис.6).
Рис.6 – Монтаж бронекорпуса и башни.
По проекту машина должна была иметь вращающуюся башню с 40-мм автоматической пушкой «Виккерс» («Пом-Пом»).
Все элементы
корпуса (- и башни) выполнялись из котельного железа толщиной
Использовавшееся шасси Bullock, как и многие другие машины того же типа, отличалось отсутствием бортовых передач, поэтому поворот осуществлялся при помощи обычных колес, устанавливаемых спереди. На прототипе танка подобный конструкторский ход был неуместен, поэтому направляющие колёса расположили сзади, на отдельной тележке (решение принято16 августа). (Рис.7)
Рис.7 – Проект Lincoln Machine No.1 в окончательном варианте, август 1915г.
Кроме того, задняя тележка с колесами улучшала баланс конструкции и помогала преодолевать углубления на поверхности земли, например, траншеи или воронки.
Карбюраторный
6-цилиндровый бесклапанный двигатель «Даймлер» жидкостного охлаждения мощностью
Применительно к каждому борту ходовая часть включала 8 опорных катков, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. На прототипе использовалась так называемая «жесткая» тракторная подвеска.
Компоновка Lincoln Machine No.1 была следующей: отделение управление в передней части, боевой отсек в средней, моторно-трансмиссионное отделение с двигателем на корме. Экипаж танка должен был состоять из 4-6 человек.
Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года во дворе Wellington Foundry и продолжились на South Common, а затем аппарат проехался к Cross O’Cliff Hill in Lincoln. (Рис.8)
Рис.8 - Lincoln Machine No.1 на испытаниях 10 сентября 1915.
Скорость Lincoln Machine No.1 составила
Однако выявились и серьезные конструктивные недостатки. Главной проблемой являлась ходовая часть, которая оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок: треки гусениц, изготовленных из низкосортной, стали, провисали, выпадали ролики.
По некоторым сведениям, испытания Lincoln Machine No.1 завершились 15 сентября и были признаны неудовлетворительными. К тому же военные (War Office) требовали, чтобы машина могла преодолевать канавы шириной 5 (или 8) фт.
Некоторые авторы трактуют безоружный прототип боевой гусеничной машины Lincoln Machine No.1 первым в мире танком. Действительно, гусеничная ходовая новой машины в два раза длиннее, чем у сельскохозяйственного трактора Bullock. Впрочем, точно неясно было это достигнуто за счет творчества Триттона, либо за счет использования на одном шасси элементов ходовой сразу с двух имевшихся в наличие тракторов Bullock, либо к тракторам поставлялись комплекты удлиненной ходовой непосредственно от американского производителя. Насчет того, что перенос тележки с поворотными колесами спереди-назад, как пишут, было «простым», можно вспомнить, что Макфи в том же августе 1915-го прорисовал на своем опытном шасси 'Experimental Armoured Caterpillar' подробную схему заднего расположения тележки с поворотными колесами. Более того, ряд авторов указывают, что конструкция Lincoln Machine No.1 в целом повторяет конструкцию 'Experimental Armoured Caterpillar' инженера Макфи. Другие утверждают, что идея коробчатого корпуса с башенным расположением вооружения - 40-мм автоматической пушки - перекочевала вместе с трактором Bullock из сцепки Кромптона (т.н. Pedrial Landship Mk III), т.е. конструкция Lincoln Machine No.1, по сути, представляла собой половину конструкции (сцепки) landship полковника Кромптона.
Похоже, что Lincoln
Machine No.1, с одной
стороны, есть плод самых передовых на тот момент решений многих британских
специалистов (– отнюдь не одного Триттона, как
казалось позже), трудившихся по теме нового оружия, а, с другой – эту машину правильнее все же считать эрзац танком – т.е. практически
бронированным вооруженным трактором: на удлиненном шасси трактора установили
двигатель Daimler и все это прикрыли котельным железом. Также незакрытым
до конца остался вопрос с вооружением и его размещением.