Big Willie/Mother

 

 

Big Willie/Mother

Британия

Тяжелый по массе пехотный танк

масса

26 т

вооружение

2х57-мм орудия

1 пулемет

экипаж

8 чел.

мощность силовой установки

105 л.с.

проект

сентябрь-ноябрь 1915г., Tritton, Wilson

выпускался

декабрь 1915г. - январь 1916г., William Foster & Co.

1 шт.

опытный/предсерийный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Первые танки

 

 

Похоже, что с конца августа или с сентября 1915г. параллельно работам по Lincoln Machine - Little Willie велась разработка более громоздкой конструкции танка, позже получившей определение «ромбовидной».

Бытует мнение, что Триттон и Вильсон совместно разработали ромбовидную конструкцию танка.

Во-первых, встречается упоминание, что «24.08.1915г. Триттон представил д'Эйнкоурту эскиз нового сухопутного корабля и получил «добро» на разработку проекта, а через два дня по его требованию Стерн доставил в Линкольн спецификацию на сухопутный корабль составленную Суинтоном». Замечание про «новый сухопутный корабль» можно отнести и к строившемуся тогда Lincoln Machine No.1, но можно понять также, что это есть начало проектирования будущего ромба.

В-вторых, в английских источниках часто приводят совместную полузашифрованную телеграмму от Триттона и Уилсона в адрес Адмиралтейства от 22 сентября 1915г.: “New arrival by Tritton out of pressed plate. STOP. Light in weight but very strong. STOP. All doing well Thank you. STOP. Proud parents”. Что, примерно, может понять, как: «Триттон имеет новое предложение по трекам (гусенице). Выход в весе (или легкий в весе), но очень сильный. Все идет хорошо. Гордые родители». Следует пояснить, что эта телеграмма последовала, видимо, после неудачного дебюта Lincoln Machine No.1. Многие британские авторы однозначно трактуют текст этого послания в том смысле, что речь идет о новой конструкции боевой машины, позже названной ромбовидной. Однако, если рассмотреть вопрос более детально, то картина окажется двусмысленной.

Несомненно, что именно Триттон после испытаний Lincoln Machine No.1 принялся разрабатывать новый тип гусеницы, пригодной для боевой машины и улучшать ходовую часть (что, судя по тексту телеграммы, и было исполнено к 22 сентября). Но это часть проблемы, поскольку военные выдвинули требование, чтобы новая машина могла преодолевать траншеи 8 фт шириной и вертикальные стенки в 4 фт 6 дюймов, что для танка Триттона, априори, было непосильной задачей. Требовалась новая концепция боевой машины в целом. Представляется, что Walter Wilson и, возможно, Триттон обратили взгляд на идею машины с высоким обводом гусениц (с обхватом корпуса). Известно, что тему высокого обвода гусеницы обозначили Макфи и Несфильд.

Уже весной-летом 1915г. инженеры из 20 эскадрильи RNACD Macfie и Несфилд предлагали придать обводу гусеницы если ни форму параллелограмма, то явно просматривался высокий обвод гусеницы в передней части конструкции, а для увеличения высоты зацепа верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Wilson весной-летом 1915-го также служил в RNACD, и, вероятно, был осведомлен об этой идее. Вполне допустимо, что Walter Wilson воспользовался (либо ему предложили воспользоваться, например, Суэтер) ранее высказанной идеей сослуживцев, решив перепроектировать ходовую часть машины таким образом, чтобы гусеницы охватывали корпус по периметру. Таким образом, решалась задача военных по преодолению препятствий. Машина при этом приобретала принципиально новую форму в виде приплюснутого ромба с огромными круглыми гусеницами. Впрочем, английские авторы, прямо указывая, что Суэтер и Кромптон были знакомы с моделью Макфи-Несфильда, утверждают, что ни Уилсон, ни Триттон не были в курсе предложения Макфи-Несфильда (- трудно это представить, учитывая тот скандал, который произошел вокруг их модели).

В такой конфигурации корпуса поворотная башня слишком подняла бы центр тяжести машины, и установку вооружения решили «по-морскому» – в бортовых спонсонах, т.е. выступающих бортовых казематах. Эту мысль, якобы, высказал д’Энкурт. Спонсоны решено было выполнить съемными для перевозки машины на железнодорожном транспорте, а в бою бортовое расположение вооружения позволяло бы «чистить» траншею на оба борта при ее пересечении и держать под обстрелом сразу две линии траншей при дефилировании вдоль фронта.  Видимо, уже на ранней стадии проектирования допускалось, что в спонсонах можно размещать не только пулеметы, но и орудия (как предлагал Макфи в своем проекте), причем Фуллер пишет о 6-дюймовых пушках (- возможно, это ошибка перевода и речь шла все же о 6-фунтовых пушках, метрический калибр 57 мм).

Моторно-трансмиссионная группа занимала центральное положение в корпусе. Тележка с поворотными колесами позади корпуса сохранялась. (Рис.1)

 

Рис.1 – Проекции и компоновка нового танка.

 

Представлялось, что подобная конструкция позволяла преодолевать рвы шириной 2,4 м и вертикальные препятствия с высотой стенки до 1,4 м.

Считалось, что экипаж новой машины будет состоять из 1 офицера и 9 солдат, т.е. 10 человек.

Все же, если беспристрастно посмотреть на конструкцию первого ромба, то очевидно, что это аппарат, собранный из нескольких уже готовых или продуманных на тот момент элементов:          

1. бронекорпус от Lincoln Machine No.1;

 2. силовая установка перекочевала с тракторов Фостер (она же и на Lincoln Machine No.1);

3. идея высокого обвода гусеницыот 'Experimental Armoured Caterpillar' Макфи;

4. поворотный хвосттакже от 'Experimental Armoured Caterpillar' Макфи (такое же решение и на Lincoln Machine No.1);

5. идея размещения артиллерийского вооружения в боковых выступах – спонсонах – впервые обозначена в проекте Macfie’s tracked vehicle.

Новыми элементами являются:

а) гусеницы, сконструированные Триттоном (такие же ставились и на Little Willie);

б) конструкция корпуса и ходовая часть, обхватывающая весь корпус, видимо, были спроектированы Уилсоном.

Любопытно, что деревянный макет нового прототипа был готов 28 сентября 1915 года -через 2 месяца с начала сотрудничества The Landships Committee и William Foster & Co.! Это косвенно подтверждает, что конструкция ромба создавалась не от нуля, не с пустого места, а складывалась из подготовленных элементов. Кроме того, становится ясно, что Уилсон сосредоточился на проектировании ромбовидной конструкции, пока Триттон продолжал работы по Little Willie.

29 сентября Совместный комитет принял новую схему конструкции за основу, уточнив требования: по массе – 22 т, скорость 3,5 мили/час; способность проходить рвы шириной до 8 футов, преодолевать препятствия высотой 4,5 фута. Указание на изготовление нового опытного образца поступило 30.09.1915г.

Не удивительно, что в ожидании чуда от Уилсона Суинтон в ноябре, если не «зарезал» детище Триттона, то дал возможность построить конкурирующую конструкцию. Вообще, представляется, что военные и Суинтон «придержали» Little Willie, главным образом, по причине того, что эта конструкция, преимущественно, соответствовала концепции пулеметной платформы, военные же хотели получить «сухопутный броненосец», вооруженный, как и подобает броненосцу, пушками, и Уилсон создавал нечто такое, что отвечало надеждам на появление «сухопутного броненосца».

Вероятнее всего, что сборка первого образца, которой получил название Big Willie/Mother (Рис.2) началась в октябре 1915г. на заводе фирмы William Foster & Co. в г. Линкольн.

 

Рис.2 – Предсерийный танк Big Willie/Mother (его называли также "HMLS Centipede" – «Сухопутный корабль Его Величества Сороконожка», а также "Wilson Machine"), декабрь 1915г. - январь 1916г.

 

Однако в литературе чаще всего встречается, что сборка началась в декабре 1915г., хотя, по некоторым сведениям, получается, будто Big Willie был построен уже 03.11.1915г.

Считается, что прототип новой боевой машины Big Willie был назван в честь ее создателя лейтенанта Walter Gordon Wilson - правда, Уилсона звали Вальтер, а его коллегу Триттона как раз-таки Уильям. Возможно, прозвище Willie перекочевало с первого танка Триттона Little Willie. По другой версии, еще Little Willie получил название не по имени своего создателя, а в шутку над кайзером Германии Вильгельмом II.

Big Willie/Mother получил компоновку без чёткого разделения на отделения: двигатель с трансмиссией занимали большую часть длины танка - основную часть внутреннего пространства. (Рис.3)

 

Рис.3 – Ромбовидный танк в разрезе (модель).

 

По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления.

Габариты машины имели следующие величины: общая длина (с хвостом) 9910 мм; длина корпуса (без хвоста) 8060 мм; ширина корпуса 4200 мм; высота 2450 мм; клиренс 420 мм. Масса 26 т (масса несколько превышала ТЗ). Машина собиралась из котельного железа или катаной неброневой стали. Делали корпус так: листы мягкой стали нарезали, сверлили в них отверстия под заклепки, затем закаливали и с помощью болтов и заклепок скрепляли уголками и стальными полосами.

Корпус в целом повторял коробчатую форму «Маленького Вилли» и внутри походил на машинное отделение боевого корабля – даже деревянный настил пола напоминал палубу. Высота внутреннего помещения около 2 м позволяла продвигаться по нему, не пригибаясь, но в остальном оно было чрезвычайно тесно. Большую его часть занимали двигатель и трансмиссия. Сзади в спонсоне выполнили дверь с наружными петлями, под дверью крепили ступеньку. Имелись также лаз в крыше корпуса и узкая дверь в кормовой стенке справа, за радиатором.

Из вооружения на предсерийном образце было установлено две нарезных 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, являвшиеся разработанным в 1915 году сухопутным вариантом скорострельного морского орудия QF 6 pounder Hotchkiss, принятого на вооружение в 1885 году (Рис.4).

 

Рис.4 – 57-мм морское орудие QF 6 pounder Hotchkiss, 1885г.

 

57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров/2280 мм. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0…110° с правого борта и 245…355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с. Максимальная дальность стрельбы — 6860 м, хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15—20 выстрелов в минуту.

В лобовой части со стороны командира мог располагаться курсовой 8-мм пулемет (в русской версии 7,7-мм пулемет) с воздушным охлаждением Hotchkiss M1909 французского происхождения (Рис.5), его британский аналог Hotchkiss Mark I производился в Ковентри c 1915г.

 

Рис.5 – 8мм пулемет Hotchkiss M1909 machine gun, 1909г.

 

Пулемёт был съёмным, вел огонь через амбразуру, закрывавшуюся в остальное время броневыми крышками. Предполагалось, что огонь из лобового пулемета будет вести командир.

В бортах спонсонов и в рубке имелись лючки с внешними заслонками, предполагалось, что через них члены экипажа смогут вести огонь из револьверов.

Двигатель Big Willie/Mother унаследовал от Little Willie: рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight (Рис.6).

 

Рис.6 - Двигатель Daimler внутри танка.

 

Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л. (78,3 кВт) при 1000 об/мин. Мотор сообщал максимальную скорость аппарату 6,4 км/ч. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка и занимал пространство 1х1,5x0,7 м, так что по бокам от него оставались проходы шириной 0,35 м. Выхлопные трубы выводились вверх на крышу, имели эжекторы, но глушителями не снабжались, прикрывались от дождя и засорения скобами.

Два топливных бака, ёмкостью 114 литров (25 галлонов) каждый, размещались по бортам от рубки между внутренними и наружными стенками боковых выступов в самой верхней части танка, поэтому рядом крепились огнетушители. К карбюратору бензин подавался самотеком.

Трубчатый радиатор с вентилятором располагался у задней стенки корпуса слева и соединялся с системой охлаждения двигателя трубой, проходящей под крышей. Отбор мощности на вентилятор происходил от коробки передач.

Запуск двигателя производился тремя-четырьмя членами экипажа П-образной рукояткой, расположенной над коробкой передач.  (Рис.7)

 

Рис.7 - Процесс запуска танкового двигателя.

 

Запас хода составлял 38 км.

В состав трансмиссии Big Willie/Mother входили: карданный вал, главный фрикцион по типу конуса на фердовой подкладке (или ферродовой подкладке), двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями главная коробка передач, червячный редуктор, дифференциал, две бортовые двухступенчатые механические коробки передач, объединённые с дифференциалом, два ленточных тормоза, две цепные передачи, два однорядных шестеренчатых редуктора.

Карданный вал через сцепление (конус на ферродовой подкладке с продольным управлением) передавал вращение от двигателя на двухскоростную коробку передач со скользящими шестернями, а выходной вал коробки передач через червячный редуктор – на дифференциал. Каждый поперечный выходной вал дифференциала нес на конце две шестерни, которые вместе с парой скользящих шестерен на отдельном валу образовывали двухскоростную бортовую (вторичную) коробку передач. Бортовые коробки понадобились ради 3-й и 4-й скоростей – на разработку новой основной коробки передач не было времени. Скорость движения – от 1,2 до 6,4 км/ч, средняя по полю - 3,2 км/ч, заднего хода – 1,2 км/ч. Привод ведущих колес заднего расположения осуществлялся через цепную передачу (цепь Галля) и однорядный шестеренчатый редуктор.

В управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3-4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач и координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавшие за бортовые коробки передач.

Водитель подавал голосом команды командиру и двум помощникам, но чаще привлекал их внимание ударами рукой по капоту двигателя и на пальцах показывал номер передачи. Для крутого поворота водитель поднимал хвост, выключал сцепление, блокировал дифференциал, сжатым кулаком указывал одному помощнику поставить бортовую коробку в нейтральное положение, другому помощнику командовал 1-ю или 2-ю передачу (один или два пальца), затем включал сцепление. Командир, управлявший ленточными тормозами бортовых передач, подтормаживал соответствующую гусеницу. После поворота операции проделывали в обратном порядке. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте. Для корректировки курса или поворота с большим радиусом служил хвост – помощник поднимал хвост домкратом, водитель, вращая барабан с тросом, поворачивал хвостовые колеса, потом помощник открывал кран насоса, давая хвосту опуститься. При этом способе танк разворачивался, описывая окружность диаметром 55 м. Третий способ маневрировать – за счет разницы скоростей гусениц - требовал большей работы командира педалями тормозов

Ходовая часть представляла собой 26 сдвоенных опорных катков малого диаметра, которые помещались как в обойме, между стенками боковых выступов вместе с ведущим и направляющим колесами, бортовыми коробками передач. Крепление осей катков в стенках усиливали уголками. Направляющее колесо крепилось впереди на салазках с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 траков из броневой стали. Трак состоял из башмака и прикрепленных к нему двух рельсов (гребней). Изгиб башмака прикрывал соединительный палец. Каждый третий опорный каток оснащался ребордой для направления гребней. Верхняя часть гусеницы скользила по особому рельсу, имелся только один поддерживающий ролик. Зацепление гусеницы – зубом ведущего колеса за соединительный палец шарнира траков. Нижняя ветвь гусеницы шла по дуге, соответствующей колесу диаметром 18,3 м, и на твердом грунте длина опорной поверхности не превышала 1,2- 1,5 м.

Сзади к танку шарнирно крепился хвост – конструкция отработана на «Маленьком Вили» - на Х-образной раме монтировали два металлических колеса с ребордой, врезавшейся в грунт. Набор пружин прижимал хвост к земле, для подъема служил открыто установленный гидравлический домкрат, для поворота - тросовая тяга и шарнирные рычаги. Хвост служил для увеличения ширины перекрываемого рва, поворота, а также в качестве грузового прицепа.

Экипаж опытной машины мог составлять 8 человек: командир танка (выполнял также функции стрелка из лобового пулемёта и порой помощника водителя, предполагалось, что командир танка будет иметь звание младший лейтенант или лейтенант), водитель (специальность водитель-механик появится позже), два наводчика и два заряжающих, два помощника водителя.

Командир и водитель занимали места в передней части танка (перед двигателем) в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий. В проходах между двигателем и корпусом (ширина прохода 35 см) в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя.

Основным средством наблюдения за местностью для командира и водителя являлись смотровые лючки в верхнем лобовом листе корпуса, закрывавшиеся броневыми крышками, которые могли открываться или закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель. Остальные члены экипажа имели в своём распоряжении лишь смотровые щели в различных частях танка. С внутренней стороны щели закрывались защитным стеклом.

Каких-либо средств внутренней связи в танке не имелось, как и штатных средств внешней.

Несмотря на то, что силовая установка и сердцевина корпуса на Big Willie/Mother сохранились от Little Willie, конструкция машины претерпела кардинальные изменения, по сути, приближаясь к идеологии «сухопутного броненосца»: значительные габариты, морское артиллерийское вооружение, вынесенное в спонсоны, значительный и разнородный по своей специализации экипаж (Рис.8).

 

Рис.8 – Внутренняя компоновка Big Willie/Mother.

 

Почему-то довольно трудно определить точную дату окончания постройки Big Willie/Mother. В основном пишут, что машина была готова в конце декабря 1915г. или в начале января 1916г. Некоторые указывают, что Big Willie был построен к 24.12.1915г. Встречаются сведения, что 12 января 1916г. Хезерингтон и Уилсон затеяли пари - проверку Big Willie путем обстрела из орудия – выдержит Willie попадание, или нет. Сообщают, что спорщики (на кону было 50 фунтов стерлингов) произвели выстрел из орудия в темное время суток (наводил и стрелял Хезерингтон), но промахнулись - орудие дало осечку, но через несколько секунд капсюль всё-таки сработал и грохнул так называемый «затяжной» выстрел, пославший снаряд в сторону Линкольнского собора. Потом джентльмены два часа в темноте, вооружась фонарями, искали злосчастный снаряд. Другие сообщают, что заводские испытания новой машины имели место 16 января 1916г., либо в тот день была закончена его сборка, и танк впервые самостоятельно сдвинулся с места.

26 января 1916г. «Большого Вилли» тайно доставили по железной дороге с завода в Линкольне на специальную экспериментальную площадку, на которой воспроизводились детали разбитого поля боя: траншеи, проволочные заграждения, воронки от снарядов. (Рис.9)

 

Рис.9 – Погрузка «Большого Вилли» на заводе для отправки на испытания, 1916г.

Сизый дым из выхлопных труб поднатужившегося двигателя окутал всю окрестность.

На борту конспиративная надпись «Осторожно Петроградъ» и номер 743, эти обстоятельства ставят под сомнение факт того, что перед нами на погрузке «Мать».

 

     Под «поле боя» лорд Солсбери пожертвовал своей площадкой для игры в гольф, которая располагалась в Хетфорширском парке (Hatfield Park, Hertfordshire) его имения неподалеку от Лондона.

30 января 1916г. д’Энкурт, который отвечал за постройку первого прототипа новой боевой машины известил военного министра лорда Китченера, что машина готова к осмотру и соответствует всем требованиям военного министерства, а именно, что она может перевозить орудия, истреблять пулеметы, проходить сквозь проволочные заграждения, преодолевать окопы противника, все время предохраняя от поражения свою команду. Д’Энкурт также предлагал незамедлительно приступить к постройке еще нескольких опытных машин для совершенствования конструкции, чтобы создать более мощную боевую машину.

2 февраля «Большой Вилли» продемонстрировали в действии министру снабжения Ллойд-Джорджу (вскоре займет пост премьер-министра Великобритании), военному министру Китченеру, первому лорду Адмиралтейства Бальфуру, начальнику штаба британских войск Робертсону, лордам Адмиралтейства и посланцу главнокомандующего британскими войсками во Франции генерала Дугласа Хейга подполковнику-инженеру Хью Эллису. Последний был направлен Хейгом в Англию по прочтении докладной записки У. Черчилля «Варианты наступления». Сообщают, что на показе присутствовал и сам автор «Вариантов наступления» Черчилль, но это точно не соответствуют истине – Черчилля на первом, официальном показе не было. Зато, вроде бы, приезжал король Великобритании Георг V (Рис.10).

 

Рис.10 – Георг V, Король Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, 06.05.1910г. – 20.01.1936г.

 

Водитель «Большого Вилли» Чарли Мейган провел перед собравшимися ошеломляющую демонстрацию. В лучах низкого зимнего солнца машина уверенно преодолевала рвы, специально вырытые воронки, эскарп. Более того, «Большой Вилли» продемонстрировал, что танки могут эффективно разрушать плотные заграждения колючей проволоки - гораздо лучше, чем артиллерия.  (Рис.11)

 

Рис.11 - Big Willie/Mother на демонстрации 2 февраля 1916г.

Как видим, никаких надписей на бортах танка нет.

 

Позже Ллойд-Джордж вспоминал: «Чувство удивительного восхищения овладело мной, когда я увидел это безобразное чудовище под названием «Королевская сороконожка». Она легко двигалась через плотные заграждения, перелезала по глубокой грязи и через окопы… Напоминавшее слона чудовище прорывалось через кустарники, втаптывало молодые деревья в землю и оставляло после себя широкий след разрушений».

Вот как описывает демонстрацию и последовавшие на ним события д’Энкурт, ответственный за строительство «Большого Вилли», в письме к Черчиллю от 14 февраля 1916г.:

     «Дорогой полковник Черчилль. Я могу с величайшим удовольствием сообщить Вам, что военное министерство, наконец, заказало 100 сухопутных судов, по образу, недавно выдержавшему весьма успешные испытания. Сэр Д.Хейг прислал несколько своих сотрудников с фронта. Лорд Китченер и Робертсон, а также члены Адмиралтейства также были на испытании. Машина оказалась оконченной почти во всех подробностях и в соответствии со всеми требованиями, предъявленными военным министерством. Проезд через окопы и т.п. ничего ей не стоил, и, в заключение, мы показали им, как она может переехать через ров в 9 фут. ширины, взобравшись предварительно на отвесный вал в 4 ф. 6 д. высоты. Она проходит сквозь проволочные заграждения, как носорог сквозь засеянное поле. Она везет два 6-фунтовых орудия в спонсонах и около 300 патронов (- снарядов), а также небольшие пулеметы и неуязвима для пулеметного огня. Ее можно перевозить по рельсам (сняв спонсоны и пушки и облегчив ее) и очень скоро собрать для действия. Приезжал король и видел ее и был весьма поражен исполнением также, как и все прочие. В сущности, они все были изумлены. Машина может сильно совершенствоваться, но, чтобы иметь своевременно достаточное количество таковых, я настоятельно предлагаю заказать их немедленно по уже известному всем нам образцу. Как Вам известно, понадобилось много времени и беспокойства, чтобы добиться усовершенствование этого предмета и получить практичную, легко изготавливаемую машину; мы испытали различные типы и сделали много опытов. Я сожалею, что это так долго продолжалось, но работа пионеров всегда требует много времени и не было ни одной проволочки, которую можно было бы избегнуть, хотя я просил заказать десять машин для учебных целей два месяца тому назад. Мне было также довольно трудно провести свой план среди подводных камней противодействия и предательских мелей равнодушия, так часто создаваемых теми, кто становится поперек большой дороги прогресса.

     Теперь весьма важно сохранить дело в тайне и выстроить машины сразу и совершенно неожиданно. Я уже приступил к производству под руководством министра снабжения, который очень внимателен к этому; Адмиралтейство также разрешило мне продолжить дело с тем же комитетом, но председателем теперь там Стерн.

     Я прилагаю фотографию машины. По виду, она скорее походит на допотопное чудовище, особенно, когда она вылезает из болотистого грунта, по которому она проезжает свободно. Задние колеса образуют руль для описывания кривой и также облегчает толчок о насыпь и т.п., но не являются абсолютно необходимыми, т.к. машина может быть направляема и повернута на всю свою длину по независимому подвижному полотну».

В главном – проходимости – машина удовлетворяла требования ТЗ – машина могла преодолевать препятствия шириной 3,5 м. (Рис.12).

 

Рис.12 – Преодоления рва ромбовидным танком с хвостом.

 

Хотя были и явные несоответствия, выданной спецификации. В техническом задании, например, указывалось, что на машине должна стоять 40-мм автоматическая пушка Максима, а на деле - вооружение составляли два морских орудия. Не соблюдены были количественные показатели по экипажу (8 членов, вместо 6-ти) и по массе – 26 т фактически, против 22 т.

В дальнейшем, конструкция «Большого Вилли» послужила прототипом для разработок ромбовидных танков не только для британцев, но и для французов, и для американцев, касались этой темы и немецкие танкостроители.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru