Medium Tank Mk C
Вариант
«самка»
Вариант
«самец»
Medium Tank Mk C
Британия
Средний по массе маневренный танк
масса |
19,5 т |
вооружение «самка» «самец» |
4 пулемета 57-мм орудие 3 пулемета |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
150 л.с. |
проект «самка» «самец» |
зима 1917/18гг. – апрель 1918г. 1918г. |
выпускался только «самка» |
август-декабрь 1918г., William Foster & Co Ltd, Armlet & Wortley 50/36 шт. |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
Принятие на вооружение в 1917 году среднего кавалерийского танка Mk.A “Whippet”, обладавшего лучшей подвижностью и скоростными качествами, теоретически, позволяло британским танковым подразделениям действовать более оперативно. Однако новая машина, построенная под руководством Триттона, имела множество недостатков. Танку явно не хватало мощности двигателей, управление им было под силу только очень опытному водителю. Жесткая система подвески ходовой части ограничивала скоростные характеристики и не слишком радовала танкистов, и без того лишенных каких-либо удобств в тесной боевой рубке. Техническое несовершенство среднего кавалерийского танка Mk A Уиппет заставило в экстренном порядке разработать новые типы средних маневренных машин.
Почти параллельно в Британии разрабатывалось сразу три проекта нового среднего маневренного танка: Mk B, Mk C и Mk D. Два из них Mk B и Mk C являли собой ромбовидные конструкции массой 18-20 т, с кормовым расположением силовой установки и доминирующей над корпусом боевой рубкой.
Вариант Mk C разрабатывался под руководством сэра У. Триттона (Sir William Tritton). Очевидно, осенью или в декабре 1917г. Tritton издал распоряжение по William Foster & Co. о начале проектирования среднего танка с ходовой частью ромбовидной схемы. По другой версии, 3 января 1918г. адмирал Мур (Admiral Moore) просил Триттона начать разработку среднего ромбовидного танка.
Работы проводились под руководством главного инженера Уильяма Ригби (William Rigby). Чертежи были готовы к 14 февраля, а 19 апреля 1918г. они были приняты в качестве проекта Medium “C” Военным министерством. (Рис.1)
Рис.1 – Боковая проекция и компоновка Medium Tank Mk C.
Ригби учёл опыт танков Mark IV и Whippet. В работе над новой машиной использовали наработки по не состоявшемуся Mk VI. Командир Mark C имел небольшую вращающуюся башенку, что позволяло улучшить обзор. Танком мог управлять один человек. Двигатель располагался в выделенном отсеке, отделенным переборкой от боевого отделения, что позволило сильно уменьшить шум и загазованность. Была улучшена вентиляция. Экипаж мог переговариваться по специальным трубам.
Постройка прототипа была начата немедленно, и в августе новый танк поступил на испытания, испытания, вероятно, проводились на полигоне завода Foster в Линкольне. Обозначался танк как Medium Tank Mk C, но также имел собственное название “Hornet” (шершень), впрочем, это имя официально нигде не использовалось. (Рис.2)
Из-за корпуса Mark C выглядывает Little Willie.
Рис.2 - Medium Tank Mk C,
“Hornet” на испытаниях, 1918г.
По внешнему виду Mk C сильно напоминал средний танк конструкции Уилсона – Mk B (Рис.3).
Mk B.
Рис.3 – Вверху Mk B, 2 нижних - Mk C, 1918г.
Обе машины имели жесткую подвеску и охватывающие корпус гусеницы, одинаковое бронирование. Различия наблюдались в конструкции ходовой части и корпуса. Танк Mk C был несколько меньше по ширине - 2,54 м; длина составляла 7,86/7,92 м, высота 2,94/2,9 м. При меньшей ширине корпус танка Mk.C имел чуть большую высоту в районе моторно-трансмиссионного отсека, что увеличивало внутренний обитаемый объём. При этом масса Mk C оказалась немного больше, чем Mk.B - 19,5 т или 19,182 кг (проводится также цифра 20 т). Толщина брони Mk C варьировала от 14 мм (корпус, надстройка) до 6 мм (крыша, днище). У танка Mk C верхняя часть гусеницы была спрямлённая, радиаторные решетки и характерные для Mk.B пулеметные установки в дверях отсутствовали, форма и расположение щелей для сброса грязи с гусеничных ветвей были другими. (Рис.4)
Рис.4 – Анфас и фас Medium Mk C.
Танк имел крупную надстройку, в которой монтировались пять шаровых установок для 7,7-мм пулеметов Hotchkiss. Еще одно место под пулемет предусматривалось в корме корпуса, ближе к левому борту. (Рис.5)
Рис.5 – Вид сзади на открытую дверь к мотору Medium Mk C и позицию заднего пулемета (слева от выхлопной трубы).
Несмотря на такое
количество шаровых установок под пулеметы, штатно танк вооружался 4-ми
пулеметами Hotchkiss. Боекомплект к ним составлял 7200 патронов.
Экипаж танка 4 чел.: командир, водитель, механик и пулеметчик – по другой
версии, командир, водитель, и два пулеметчика. Вероятно, один член экипажа
совмещал функции кормового пулеметчика и механика. (Рис.6)
Рис.6 – На снимке запечатлено положение моториста.
Радио на Mk C не устанавливалось, но был предусмотрен семафор. (Рис.7)
Рис.7 - На переднем танке штатный семафор.
В
кормовой части танка находился бензиновый 6-цилиндровый двигатель Ricardo мощностью
Ходовая часть не имела подвески. 7 основных опорных катков (в данном случае, уместно говорить - роликов), принимавших на себя наибольшую нагрузку (располагались в центральной части борта), имели подшипники Timken, прочие опорные катки/ролики, находившиеся спереди или сзади от «основных», подшипниками Timken не снабжались.
Скорость машины составляла 12 км/ч или 13
км/ч (8 mph). Топливный бак, вмещавший 682 литра
горючего, обеспечивал запас хода по твердому грунту до
Разрабатывался также проект с установкой 57-мм пушки (с длиной ствола 40 калибров) в увеличенной по размерам надстройке. (Рис.8)
Рис.8 – Проект варианта Mk C «самец», 1918г.
Вариант «самца» должен был нести пушку во вращающемся, несколько наклоненном вперед (для уменьшения мертвой зоны) щите в передней части рубки. Предполагалось, что эти машины будут хорошими истребителями германских танков. Говорят, что один Mk C «самец» строили, но не достроили.
На испытаниях Mk.C показал себя очень хорошо (Рис.9).
Mk C на испытаниях на полигоне William Foster and Co. Ltd.
Рис.9 - Mk C на ходу.
При боевой массе порядка 20 тонн прототип
развивал максимальную скорость до 12,7 км/ч, имел вдвое больший чем у Mk B запас хода и мог преодолевать траншеи шириной около
Планы на 1919 год, когда страны Антанты решили развернуть самое массированное наступление на Западном фронте, были ещё грандиознее. Поскольку массовый выпуск более легкого среднего танка Mk D задерживался, армия рассчитывала получить 6000 машин варианта Medium Mk C, треть из которых (т.е. 2000 шт.) представляла бы собой вариант с пушкой в надстройке – по другой версии, пушечно-пулеметных танков Mk C (вариант «самец») планировалось построить 200 шт.
Война завершилась раньше, чем был налажен крупносерийный выпуск Mk C. В общей сложности, до декабря 1918 года успели сдать только 36 танков, и ещё 14 машин находились в это время на стадии постройки, позже они также были укомплектованы (т.о. общее количество построенных машин составило 50 штук). Учитывая большое количество танков Mk IV, Mk V и Mk A острой необходимости в улучшенном среднем танке более не ощущалось. В 1919 году было предложено заменить более старые машины на Mk С, но военное ведомство отклонило этот вариант.
Все Mk С, поступившие в эксплуатацию британской армии, были переданы в состав 2-го танкового батальона. Четыре машины этого типа участвовали в Параде Победы 19 июля 1919г. (Рис.10)
Рис.10 - Mk С в парадном строю.
Летом 1919 года были планы отправить несколько танков Mk C в Россию, но вместо них были посланы три Mk B, а примерно 6 -7 танков Mk C было развернуто в 1919г. для подавления внутренних беспорядков. По крайней мере 3 танка Medium Mark C ввели в Глазго для усиления полицейских сил в январе-марте 1919 для разгона большой рабочей стачки – к счастью, стрелять и давить им не пришлось. (Рис.11)
Рис.11 - Mk С на оперативной базе в Глазго – на Соляном рынке (городской рынок крупного рогатого скота), февраль 1919г.
Еще 4 танка в августе 1919г. были развернуты на улицах Ливерпуля в августе 1919г., в этом случае, кажется, все также обошлось без боевого применения машин. (Рис.12)
Рис.12 – На улицах Ливепуля в 1919г.
В дальнейшем служба Mk С оказалась достаточно мирной. (Рис.13)
Танк с
серийным номером H2272 застрял в придорожной канаве, 1920-е годы.
Рис.13 – Танки Mk С на маневрах.
Официально средние танки Mk C числились на вооружении британской армии до 1925 года, пока их не заменили на более современные Vickers Medium Mark. По мере поступления танков-сменщиков, Mk C отправлялись на склады, где они разбирались или в учебные лагеря. (Рис.14)
Рис.14 - Еще в
июле 1921г. один танк для посетителей лагеря Бовингтон
превратили в демонстрационной образец, установив
а корпусе и надстройке проволочные перила.
Пишут, что в 1930 году шесть машин были отправлены в Mechanical Warfare Experimental Establishment (M.W.E.E.) для разработки бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Два образца были отправлены в лагерь Бовингтон на хранение, но, увы, не были сохранены, а разрезаны на металлолом перед Второй мировой войной – как будто, последний Mk C был отправлен на слом в 1940 году.
На базе одного танка Mk C в 1925г. британские ученые из Технического химического отдела Военного министерства на Экспериментальной станции (the War Office Technical Chemical Department at the Experimental Station) в Портон-Дауне, Уилтшир (Porton Down, Wiltshire), начали работу над созданием системы генерации дымовой завесы. Обширная дымовая завеса над полем боя могла скрывать открытые движущиеся цели (в том числе танки) от вражеского огня.
В отчете британского военного министерства WO 189/3600 подробно описывается, как проводились эксперименты со специальной масляной эмульсией. Принцип «масляного дыма» заключался в испарении масла под воздействием тепла. Это делалось путем распыления масляной эмульсии в горячий выпускной коллектор двигателя танка. Итак, на подопытный танк Mk C, в кормовой части корпуса установили прямоугольный сварной железный контейнер длиной 5 футов 6 дюймов, шириной 2 фута и высотой 2 фута. Он мог вмещать 136 галлонов масляной эмульсии. Масляный насос мог прокачивать один галлон жидкости в минуту под давлением 100 фунтов на квадратный дюйм через латунную распылительную форсунку. Насос соединялся с вентилятором двигателя перед выпускным коллектором. На панели управления водителя имелся манометр, благодаря которому водитель мог оценить, нормально ли работает насос. Снаружи насоса был установлен рычаг открывания и закрывания запорного крана. Дым запускался или останавливался водителем с помощью ручки, установленной у сиденья водителя рядом с органами управления двигателем. Она - ручка приводила в действие шток, который двигался вверх или вниз, тем самым закрывая или открывая рычаг запорного крана наверху бака. (Рис.15)
А- бак для
эмульсии, С- насос.
Рис.15 – Устройство генератора дыма на Medium Mk C.
Устройство было опробовано в полевых
условиях, и было получено густое плотное облако масляного дыма. Образующийся
дым был признан безвредным как для персонала, так и для оборудования. Было
обнаружено, что количество масляной эмульсии, перевозимой в контейнере, было
достаточным для двухчасовой непрерывной работы. (Рис.16)
Рис.16 – Испытание генератора дыма на танке Medium Mk C.