Heavy Tank Mk V**
Вариант «самец»
Вариант «самка»
Heavy Tank Mk V**
Британия
Тяжелый по массе пехотный танк
масса |
33 т |
вооружение «самец»
«самка» |
2х57-мм орудия 4 пулемета 6 пулеметов |
экипаж |
8 чел. |
мощность силовой установки |
225 л.с. |
проект |
май-октябрь 1918г. |
выпускался |
октябрь/ноябрь1918 - март 1919гг., Metropolitan Carriage and Wagon 25/5 шт. |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
По некоторым сведениям, в мае 1918г. майор Уилсон внес новые коррективы в конструкцию удлиненного танка Heavy Tank Mk V*. (Рис.1)
Рис.1 - Heavy Tank Mk V*, вверху «самец», внизу «самка», 1918г.
Из-за удлинения опорной поверхности нарушилось соотношение длина-ширина, что негативно отражалось на динамических характеристиках машины - при той же ширине колеи увеличился радиус поворота машины. Также отмечалось явление юза или скольжения на уклонах.
Уилсон переработал трек, придав нижней ветви большую кривизну для усиления контакта с землей, правда, при этом увеличилось давление на грунт, в качестве компенсации были расширены треки до 26,5 дюймов. Новая модификация получила официальное обозначение Heavy Tank Mk V** (Рис.2).
Рис.2 – Heavy Tank Mk V**, вверху 2 «самца» 1918г., внизу «самка», современный вид.
Модификация MkV** отличалась смещенным назад двигателем, форсированным до 225 л.с., что давало скорость до 8,4 км/ч. Запас горючего увеличили до 908 л. Гусеничный обвод ромба стал более угловатым в задней части. Задняя рубка была демонтирована, а передняя модернизирована, получив две шаровые пулеметные установки. Освободив обитаемое пространство и совместив рубки управления и наблюдательную (с двумя шаровыми установками), получили единое обитаемое отделение (Рис.3).
Рис.3 – Интерьер MkV**, левый снимок – вид на место водителя и командира, правый – пулемётный спонсон, нижний – вид на двигатель.
Последовал заказ на 700 таких танков (150 «самок» и 550 «самцов») (судя по серийным номерам, заказали 900 машин: 750 «самцов» и 150 «самок»). К перемирию построили только один Mk V** (- или не одного?). А всего, т.е. до конца 1918г. или марта 1919г., собрали 25 таких машин (Glanfield, Devil's Chariots). Также есть сведения, что построили только 5 шт. (https://sits.google.com/site/landships/home/generltankinformation/wdnumbers). Отечественный составитель Холявский сообщает о постройке 197 танков Mk V**, что представляется явной неточностью (Библиотека военной истории. Энциклопедия танков, Санкт-Петербург, 1998 год. Составитель Холявский Г.Л., Издатель АТС, 578стр., ISBN 985-433-253-5). (Рис.4)
Рис.4 – Вероятно, групповой снимок создателей Mk V** на фоне машины.
Танки MkV** в боевых действиях не участвовали. В 1919-1920 гг. танки Mk.V** периодически использовались при проведении маневров. Два серийных Mk.V** было передано Королевским саперам для экспериментов с инженерными машинами. (Рис.5)
Рис.5 - Mk V**, переданные королевским саперам.
Саперы на шасси Mk.V** пытались построить танк-трал и мостовой танк. Обе машины имели одинаковую основу - на крыше танка монтировали силовой гидроцилиндр и три рамы с блоками, образующими полиспаст, на лобовой части – А-образную стрелу с блоком, через который перекидывалась цепь. У «танка-трала» на цепи подвешивался тяжелый железный каток, подрывавший мины за счет высокого удельного давления на грунт (Рис.6).
Рис.6 – Танк-трал на базе Mk V** «самка», 1919г?
У «танка-моста» (Рис.7) также подвешивался надвижной колейный мост, шарнирно укрепленный на треугольном трубчатом каркасе в передней части танка.
Рис.7 – Мостоукладчик на базе Mk V** (AVRE), фото, возможно, 1919г.
Заметим, что первоначально предлагался другой вариант мостового танка – танк с мостом на крыше должен был спускаться в ров или широкий окоп. Малая жесткость корпусов ромбовидных танков не позволила реализовать этот проект, хотя к самой идее возвращались позже неоднократно.