Heavy Tank Mk IV
Вариант «самец»
Вариант «самка»
Heavy Tank Mk IV
Британия
Тяжелый по массе пехотный танк
масса «самец» «самка» |
28 (27,4) т 26,4 т |
вооружение «самец»
«самка» |
2х57-мм орудия 3 пулемета 5 пулеметов |
экипаж |
8 чел. |
мощность силовой установки |
125 л.с. |
проект |
февраль 1917г. |
выпускался |
март 1917г. - октябрь 1918г., Metropolitan Carriage and Wagon, William Foster & Co. of Lincoln, Armstrong-Whitworth, Coventry Ordnance Works, William Beardmore and Company, Mirrlees Watson & Co. 1015/1016 шт. (420 самцы и 595/596 самки) |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
Тип Mark IV оказался последней модификацией базового Mk I и самым массовым британским танком времен WWI. Считается, что старт программе Mk IV был дан в октябре 1916г.
В конструкцию Mk IV внесли заметные изменения, продиктованные первым боевым опытом ромбов, и использовали некоторый задел, имевший место на предыдущих моделях. Однако танк Mk IV внедрялся в производство в крайней спешке, когда много новых узлов и агрегатов еще не были доведены до серийного уровня, что, в конечном счете, негативно сказалось на качественных характеристиках этой машины.
3-4 марта 1917г. на специализированной выставке в Бирмингеме, помимо экспериментальных тяжелых танков, оснащенных перспективными моторно-трансмиссионными группами, показали прототип будущего Mk IV (построен в феврале 1917-го). (Рис.1).
Рис.1 – Прототип (-?) Mk IV, март 1917г.
В марте 1917 года прототип поступил на полигон в Олбани. Испытания прошли вполне успешно, и генерал Хейг принял решение делать ставку на Mk IV. В такой ситуации директор the Tank Supply Department Albert Gerald Stern, понимая, что работы по танку с новой моторно-трансмиссионной группой (- будущий Mk V) еще далеки от завершения отступил от своей первоначальной позиции, которая заключалась в том, что в крупную серию должен пойти танк с новой моторно-трансмиссионной группой, а побочные варианты использовать в качестве учебных. В марте 1917г. Heavy Tank Mk IV со старой моторно-трансмиссионной группой пошел в серию, с апреля был налажен его массовый выпуск. Mk IV выпускался до октября 1918г. включительно. По другим сведениям, машину собирали до начала 1918г.
За все время производства в общей сложности было построено 1220 шасси Mk IV (судя по серийным номерам - 1216), на которых произвели 420 «самцов» и 595 «самок» (судя по серийным номерам - 596) типа Heavy Tank Mk IV. Приводятся и другие данные. На 1220 шасси построили 950 боевых танков, 205 переоборудовали в т.н. тендеры, или танки/машины поддержки/снабжения - supply tank (- судя по серийным номерам таких машин было 200), 11 использовались для различных тестов и экспериментов, а остальные 54 находились в резерве. Как пишут, на единичных машинах Mk IV устанавливали радиостанции – видимо речь идет о т.н. «радиотанках». Видимо, машины, использовавшиеся для тестов и резервные, все же первоначально имели вид полноценных боевых танков, поэтому итоговое количественное значение построенных танков Mk IV: 1015 шт. (или 1016 шт.).
Выпускали новый танк на предприятиях шести производителей: Metropolitan Carriage and Wagon (по одним сведениям - 640 шт., по другим – 820 шт.), William Foster & Co. of Lincoln (100 «самцов»), Armstrong Whitworth Co. Ltd. (100 шт.), The Coventry Ordnance Works Ltd. (100 шт.), William Beardmore and Company (по одним сведениям - 25 шт., по другим сведениям – 50 шт.), Mirrlees, Watson & Co. (50 шт., по некоторым сведениям, все «самки»). Иногда в числе производителей Mk IV упоминается также компания Oldsbury Carriage Works. Итак, основная масса танков этого типа – примерно две трети - была выпущена на Metropolitan Carriage and Wagon до декабря 1917г. Последние 11 танков с июля по октябрь 1918г. строила Armstrong-Whitworth.
Габариты новой машины составили – высота: 2,49 м, длина: 8,06 м, ширина: 4,11 м, клиренс: 0,406 м. Масса «самца» снизилась до 28 т, «самки» до 26,4 т. (Рис.2)
Рис.2 – Компоновка танка Mk IV и чертеж его корпуса, февраль 1917г.
И все-таки говорить, что Mk IV мало чем отличался от Mk I, не вполне справедливо. Во-первых, усилилось бронирование машины. Толщину бортовой брони увеличили с 6-10 мм до 12 мм, а крыши - до 8 мм, что повысило защиту экипажа от бронебойных пуль. Таким образом, бронирование теперь составляло: лоб, борт корпуса: 12 мм; корма: 10 мм; днище: 5-6 мм; крыша: 8 мм. (Табл.1)
Таблица 1 - Сравнение бронирования танков Mk I и Mk IV.
|
Mk I |
Mk IV |
лоб корпуса |
12 мм |
12 мм° |
борт корпуса |
6-10 мм |
12 мм |
корма |
10 мм |
10 мм |
днище |
5-6 мм |
5-6 мм |
крыша корпуса |
5-6 мм |
8 мм |
°Некоторые русскоязычные источники указывают, что лобовая броня Mk IV составляла 14 мм или даже 16 мм.
Улучшили смотровое устройство водителя: оно стало представлять собой броневую перфорированную плиту, которая обеспечила более эффективную защиту от свинцовых брызг. В кормовой части установили семафор, как средство передачи информации на расстояние. (Рис.3)
Рис.3 – Рычаги управления на Mk IV (современное фото).
Появились средства навигации - магнитный компас. Попытки компенсировать влияние стальных масс на компас небольшими «отстраивающими» магнитами не дали результатов. Поэтому остановились на простом приеме – практически определяли положение стрелки компаса при известных курсах танка, сводили полученные поправки в таблицу, которая и передавалась водителю.
Сзади на крыше в особой коробке укладывали буксирный трос или запасные канистры с горючим. Обычно тросом буксировали грузовые волокуши – до трех на танк.
Изменилось и вооружение.
«Самцы» Mk IV (Рис.4) получили пушки (QF 6 pdr 6 cwt) со стволом, укороченным с 40 до 23 калибров (общая длина ствола 1 м 52 см) (Рис.5).
Рис.4 – Проекции и компоновка танка Mk IV «самец», февраль 1917г.
Рис.5 – 57-мм танковое орудие с длиной ствола 23 калибра, январь 1917г.
Теперь орудия не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. (Рис.6)
Рис.6 – Mk IV «самец» с короткоствольным орудием.
При небольших дальностях ведения огня укорочение стволов было оправдано. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 100-110 градусов. В боекомплект орудий входили картечные выстрелы, часто помогавшие «очищать» окопы огнем накоротке. Размещение боекомплекта по-прежнему было источником высокой взрывоопасности.
И на «самцов», и на «самок» перекочевал пулемет .303 Lewis с 46-ью (или 96-тью?) патронами в барабане. Хотя первоначально планировался обновленный Hotchkiss с гибкой лентой на 50 патронов, однако к марту 17-го конструкцию не успели довести. Пулеметы «Льюис» крепились в шаровых установках, на «самках» эти установки монтировались в поворотных цилиндрических щитах. (Рис.7)
Рис.7 – Пулеметы «Льюис» на самке Mk IV.
На «самцах» было 4 «Льюиса», из них 1 запасной, на «самках» – 6, из них 1 запасной. Кожух системы воздушного охлаждения требовал увеличить амбразуры. Бронировать такие амбразуры было сложно, углы наведения оказались невелики, а работа с пулеметами малоудобной. Однако шаровая установка была лучше, чем прежняя цапфенная.
«Льюис» оказался неудачным выбором для танка, что было многократно доказано в бою. Большие габариты «Льюиса» делали очень трудным обращение с ним, воздушное охлаждение не являлось достаточным, стволы перегревались, пулеметы заклинивало, в спонсонах было трудно находиться из-за пороховой гари, пороховые газы мешали наводчикам. (Рис.8)
Рис.8 – Положение пулемета внутри танка.
Уже в мае 1917 года специальная комиссия рекомендовала заменить «Льюис» на новый стандартный танковый пулемет 7,7мм Hotchkiss MkI* (питание от жесткой ленты на 30 патронов, воздушное охлаждение ствола, боевая скорострельность до 150 выстр/мин, имелись оптические пулеметные прицелы), который был принят на вооружение в июне 1917г. (Рис.9)
Рис.9 – Стандартный танковый пулемет 7,7-мм Hotchkiss MkI*, 1917г.
Вероятно, на машинах, выпускавшихся после июня 1917г. пулеметы «Льюис» не устанавливались. Hotchkiss MkI* крепился в той же шаровой установке, что и его предшественник. Hotchkiss MkI* оказался наиболее оптимальным британским вариантом танкового пулемета той поры. Позднее Lewis был заменен почти на всех танках на Hotchkiss MkI*.
С появлением нового пулемета Hotchkiss возникла возможность устанавливать пулемет в корме танка у радиатора. Поэтому теперь в экипаж мог добавляться девятый член, который, находясь в корме танка, оборонял кормовой сектор танка от пехоты противника с помощью пулемета или личного оружия.
Другой стала конструкция спонсона у самок. Если у самцов экипаж по-прежнему проникал в танк через двери в задней части спонсонов, то теперь у самок под спонсоном был предусмотрен откидной двустворчатый люк для посадки-высадки экипажа. (Рис.10)
Рис.10 – Люк для экипажа под спонсоном.
Двигатель также подвергся модернизации. (Рис.11)
Рис.11 – Интерьер Mk IV с видом на двигатель.
Инженер, специалист в области двигателей внутреннего сгорания Гарри Риккардо (Рис.12) на основе полученного в процессе эксплуатации первых моделей танков опыта внес некоторые улучшения.
Рис.12 - Harry Ralph Ricardo, 1885-1974гг.
Алюминиевые поршни и двойные карбюраторы позволили повысить мощность со 105 л.с. (с 1000 об/мин) до 125 л.с. (с 1250 об/мин), хотя удельной мощности в 4-5 л.с./т все равно было маловато. Установили регулятор малых оборотов, эжектор выхлопной системы, наконец, ввели глушитель на выхлопной трубе, расположив его на крыше. Появилась система подачи горючего – «Автовак» («Вакуум»). Бачок системы крепили над карбюратором, вакуумный насос работал от двигателя. Бензин выкачивался из баков в бачок за счет разрежения и подавался в карбюратор собственной тяжестью - теперь двигатель не глох при больших кренах машины на местности. Важной новинкой стала установка бронированных бензобаков вне корпуса на корме между задними ветвями гусениц, так что их прикрывали боковые выступы. Емкость баков увеличили до 272,5 (максимально 318) л.
Новшества появились и в конструкции ходовой части.
Опорные катки, ведущее и направляющее колесо, траки гусениц изготавливали теперь из литой стали, легированной никелем. Шпоры для лучшего сцепления с грунтом крепили на каждый третий, шестой или девятый трак. Установили грязеочистители. Цепную передачу закрыли от засорения. (Рис.13)
Рис.13 – Вид на устройство задних ветвей обвода гусениц, Mk IV (фото 1970г.).
Уменьшился и «занос» грязи во внутреннее помещение.
Для облегчения транспортировки по железной дороге была предусмотрена возможность вдвигать спонсоны внутрь корпуса. Для чего спонсоны больше скосили снизу, они могли вдвигаться внутрь корпуса по салазкам, что облегчало транспортировку по железной дороге – у Mk I, II и III спонсоны приходилось отделять. Правда, это решение еще больше осложнило жизнь экипажам - иногда в бою, при большом крене, спонсоны срывали фиксаторы и, внезапно сползая в танк, калечили экипаж. Двери спонсонов увеличили с 600x400 мм до 900x500 мм. Под пулеметными спонсонами выполнили люки-лазы с двухстворчатыми крышками, посадка и, главное, высадка облегчились.
Усовершенствовали и «систему самовытаскивания». К корпусу болтами крепили согнутые из уголка направляющие, приподнимавшиеся над верхней ветвью гусениц и рубкой. На направляющих цепями крепили новую «незарывающуюся» балку в виде призматического бруса тикового дерева длиной 3,6 м с окованными железом концами. (Рис.14)
Рис.14 – На фото сверху хорошо просматриваются направляющие, на нижних видна балка самовытаскивания в походном положении в кормовой части танка.
Брус (или балка) служил средством самовытаскивания – если танк застревал, брус тащили под гусеницами, обеспечивая лучшее сцепление. Теперь брус тащили цепями по направляющим. (Рис.15)
Рис.15 – Танк Mk IV с цепями и брусом, 1917г.
Цепями также можно было перемещать фашины. Фашины эти (3 м в длину и 1,4 м в диаметре) укладывались в траншеи, затем танк преодолевал глубокое препятствие по фашине, как по импровизированному мостику. (Рис.16)
Рис.16 – Mk IV с фашинами.
На фронт первые танки Mk IV прибыли в конце апреля 1917г. 27 апреля во Франции из двух прибывших из Вуля батальонов (E, F – общая численность машин 96 штук) сформировали 3-ю бригаду под командой полковника Хардрес-Ллойда. Осваивать новые танки Mk IV танкисты начали в мае 1917г. (Рис.17)
Рис.17 – Машины Тяжелого отряда Пулеметного корпуса, июнь 1917г. На переднем плане – «ветеран» — купированный Mk.I (528-й номер и еле различимая надпись D23 выше натяжного механизма) за ним сплошь его новейшие бесхвостые наследники – Mk IV.
7 июня 1917г. танки Mk IV получили боевое крещение в бою за Мессин (операция 7 июня-14 июня 1917г.). (Рис.18, Рис.19)
Рис.18 – Mk IV на поле боя.
Рис.19 – Застрявший на линии окопов танк Mk IV «самка».
Переломным моментом в применении танков и самым наглядным подтверждением их потенциальной эффективности стало сражение у Камбрэ (20.11. - 07.12.1917г.). Впервые в истории произошло массированное применение танков – танки должны были выступить не средством поддержки пехоты, но, напротив, сами прорвать фронт при поддержке пехоты, артиллерии, авиации и кавалерии. Британцы сосредоточили для удара, в общей сложности, 476 боевых и вспомогательных танков Mk I - Mk IV. Замечание насчет Mk I, видимо, относится не к боевым танкам, а к тендерам, таким образом танки Mk IV оказались первым типом, который применили массово водном бою. В первый день наступления, прикрывшись огненным валом артиллерии, танковые массы (около 350 танков одновременно) при поддержке пехоты атаковали противника, причем первая роль отводилась не пехоте, а именно танкам. (Рис.19а)
Рис.19а – Атака 20 ноября 1917г., район Камбре.
Модификация Mk IV участвовала в боях до конца войны, основную массу этих танков Mk IV не спешили снимать с вооружения. (Рис.20)
Рис.20 – Рабочая лошадка Танкового Корпуса.
По оценкам свидетелей боевых событий с участием Mk IV, несмотря на тяжелые условия обитаемости, трудности управления, техническое несовершенство, особенно моторно-трансмиссионной группы - надежность танка возросла ненамного, капитальный ремонт требовался после 100-112 км пробега - Mk IV продемонстрировал неплохую ударную силу (Рис.21).
Рис.21 – Mk IV разрушает заграждения противника.
По мере поставки танков Mk V с мая 1918г. часть Mk IV переделывали в танки снабжения по аналогии с Mk I и Mk II. (Рис.22)
Рис.22 – Машина снабжения или танк-тендер на базе Mk IV.
В 1917г. англичане на базе Mk IV выполнили несколько инженерных машин. Одна из них «танк-мастерская» (прототип БРЭМ – бронированная ремонтно-эвакуационная машина) с крановой стрелой на базе Mk IV (Рис.23).
Рис.23 – «Танк-мастерская» со стрелой.
Также построили танк-трал, оснащенный магнитным минным тралом. (Рис.24)
Рис.24 – Танк с магнитным минным тралом на базе Mk IV.
Во время сокращения Танкового корпуса в 1919-1920гг. Mk IV разбирали и разоружали в первую очередь, особенно «самок», оставив лишь несколько для опытных и учебных целей. Два танка Мк IV «самка», сняв пулеметы, снабдили пассажирской платформой над корпусом и катали публику на южных курортах Англии - так организация бывших офицеров Танкового корпуса зарабатывала деньги. (Рис.25)
Рис.25 – Аттракцион для публики, 1920-е.
Еще один из танков оснастили специальным оборудованием для буксировки дирижаблей. (Рис.26)
Рис.26 - Mk IV – буксировщик дирижаблей, 1920-е, Пулхэм.
Встречаются фотографии Mk IV «самца» на ходу, сделанные в 1940г. Тяжелый ромб из Бовингтонского музея установили в качестве огневой точки на дороге в Вэрхем, дополнив его вооружение пулеметом «Льюис» на зенитной стойке-вертлюге. (Рис.27).
Рис.27 - Mk IV «самец» снова готов к бою, 1940г.
Пишут, что до наших дней сохранилось 7 машин типа Mk IV.
Beutepanzerwagen IV.
В ходе сражения при Камбре осенью 1917г. в руки немцев попало от 75 до 100 танков Mk IV. Позже до 40-45 захваченных английских танков немцами были отремонтированы и приняты на вооружение. На пушечных танках, по крайней мере, на некоторых, немцы заменили штатное артиллерийское вооружение на свою систему (57-мм крепостные пушки Максима-Норденфельта с соответствующим щитовым прикрытием по типу A7V). Германцы также устанавливали на трофейных танках свои 7,92-мм пулеметы MG.08/15. Восстановленные и перевооруженные Mk IV (40 шт.) именовались у немцев Beutepanzerwagen IV (немецкое слово Beute означает «добыча»). Сообщают, что экипаж на Beutepanzerwagen составлял 10 - 12 человек (- вероятно, увеличение экипажа происходило за счет вторых номеров пулеметчиков). Beutepanzerwagen стали основой немецких танковых войск во время WWI. Трофейные Mk IV активно использовались немцами в боевых действиях Первой мировой, а несколько пулеметных машин применялись в 1919г. в ходе борьбы со спартаковцами (Рис.28).
Рис.28 - Трофейный Mk IV на улице немецкого города в 1919г.
Mk IV за рубежом.
Хотя в литературе не пишут, что Mk IV состояли на вооружении американских танковых частей – речь идет только о Mk V и Mk IV* - есть фотография, вероятно уже послевоенная, на которой Mk IV запечатлен на улицах Нью-Йорка (Рис.29).
Рис.29 – По очертаниям - Mk IV «самка», в Нью-Йорке на 5 авеню.
Вероятно, торжества по случаю празднования победы в WWI.
Встречается утверждение, что один или несколько Mk IV были доставлены в Японию в 1918г. Конкретное количество танков, полученных японцами, не указывается. В основном японские Mk.IV использовались для испытаний и ознакомления с новой техникой, есть фотография, на которой запечатлен танк, якобы отправленный в Китай (на территорию, подконтрольную Японии). (Рис.30)
Рис.30 – Японская «четверка» на испытаниях, 1920-е.