Heavy Tank Mk V*
Вариант «самец»
Вариант «самка»
Heavy Tank Mk V*
Британия
Тяжелый по массе пехотный танк
масса «самец» «самка» |
33 т 32 т |
вооружение «самец»
«самка» |
2х57-мм орудия 4 пулемета 8 пулеметов |
экипаж |
8 чел. + 15 чел. десант |
мощность силовой установки |
150 л.с. |
выпускался |
май 1918- февраль/март1919гг., Metropolitan 700 шт. (500 самцов и 200 самок) |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
В мае 1918г. в серию пошла модификация Mk V - Heavy Tank Mk V*.
С того времени как ромбы потеряли «хвост» в повестке дня встал вопрос о том, каким образом удлинить машину так, чтобы это не сказалось отрицательно на продольной жесткости конструкции и динамических свойствах. Эта проблема приобрела принципиально важное значение, когда в повестку дня встал вопрос о необходимости преодоления главной позиции линии Гинденбурга, где ширина траншей достигала 3,5 метров, т.е., по сути, это были специально отрытые противотанковые рвы.
Триттон предлагал удлинить задние ветви траков (Tadpole Tail). Однако посчитали, что такой подход ухудшит продольную жесткость конструкции – она сгибалась. Параллельно Триттону другое решение предложил майор Philip Johnson из Центральных мастерских Танкового корпуса. Он разрезал Mk IV пополам и вставил дополнительную секцию длиной 1,83м, таким образом, удлиняя всю конструкцию – ноябрь 1917г.
Предложение Johnson реализовали на заводе Metropolitan Carriage («Метрополитэн Кэридж») – в мае 1918г. наладили производство удлиненного варианта Mk V с дополнительной центральной секцией корпуса - Mk V* (Рис.1).
Рис.1 - Heavy Tank Mk V*, вверху «самец», внизу «самка», 1918г.
Машину строили следующим образом. Корпус Mk V разрезали в поперечной плоскости позади спонсонов и вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 м. Габариты танка составили: высота – 2,64 м; длина – 9,89 м; ширина со спонсонами «самец» 4,11 м, «самка» 3,2 м; клиренс - 0,42 м. (Рис.2)
Рис.2 – Компоновка и габариты танка Heavy Tank Mk V*.
Ходовая часть на один борт увеличивалась с 26 опорных катков (Mk I - Mk V) до 33-х. Соответственно наращивали гусеницу (ширина гусеницы увеличилась с 20,5 дюймов до 26,5 дюймов), ставили удлиненный карданный вал. В бортах дополнительной секции (т.е. позади спонсонов) выполняли двери и шаровые установки со сферической бронировкой, куда могли устанавливаться пулеметы. (Рис.3)
Рис.3 – Борт Mk V* позади спонсона.
Пулеметы имели сектор обстрела в 45°, снабжались механическим прицелом. Таким образом, облегчилась работа наводчиков в спонсонах. В измененной кормовой рубке смонтировали две шаровые установки (- одну вперед по ходу, другую - назад), куда могли переноситься пулеметы с бортов. (Рис.4).
Рис.4– Положение стрелка в кормовой рубке в Heavy Tank Mk V*.
Лобовое бронирование довели до 16 мм (хотя в некоторых источниках пишут наоборот, что максимальная толщина брони снизилась до 12 мм). Масса танка возросла на 4095 кг: «самец» 33 т; «самка» 32 т (Рис.5).
Рис.5 – Габариты Mk V*, 1918г.
Не ухудшив продольной жесткости, удалось увеличить ширину перекрываемого рва до 3,96 м (по другим сведениям, даже до 4,2 м), улучшить сцепление гусениц с грунтом, правда, скорость снизилась до 4 км/ч. (Рис.6)
Рис.6 – Преодоление 4-метрового рва танками Mk V*.
Увеличение внутреннего объема танка (Рис.7) натолкнуло на мысль о возможности транспортировки на борту машины десанта.
Рис.7 – Интерьер Mk V*.
Теоретически, такие танки могли доставлять пехоту (а лучше – пулеметные расчеты) через позиции противника к последнему объекту атаки – обычно это была третья линия траншей – и тем самым ускорить прорыв обороны или закрепиться на этой линии (пулеметные расчеты), поддерживая наступление. В идеале предполагалось, что десант будет состоять из 14 солдат и одного офицера при двух пулеметах Vickers или трех пулеметах Льюис.
В качестве эксперимента 8 августа 1918 года под Амьеном в Mk V* посадили пехотинцев (количество десантников приводится разное от 10 человек до 20 или даже 24 человек). Но попытка оказалась неудачной. Угоревшие (отсутствие должной вентиляции) и предельно вымотанные тряской солдаты, прежде чем идти в атаку, были вынуждены длительное время потратить на то, чтобы прийти в себя на свежем воздухе. Ни о каком захвате немецких окопов «с ходу» речи уже не шло. (Рис.8)
Рис.8 – Десантники после поездки в Mk V*, 1918г.
Несмотря на то, что Mk V* успел получить прозвище «троянского коня Танкового корпуса», было ясно, что для выполнения транспортной роли нужна специальная машина, пригодная для перевозки десанта.
Несколько «самок» Mk V* в 20-х числах августа 1918г. были переделаны в «композиты».
Заказ на строительство 700 Mk V* (500 «самцов» и 200 «самок») был выдан «Метрополитэн Кэридж». Однако, судя по серийным номерам, было заказано: 551 «самец» и 149 «самок». До конца войны построили 579 машин Mk V* (по другим сведениям, до перемирия изготовили 200 «самок» и 432 «самца», т.е. всего – 632 штуки). Встречаются сведения, что 25 машин были получены путем переделки уже готовых Mk V. Полномасштабное производство налажено в июне 1918г. Считается, что заказ был выполнен полностью до марта (или даже в марте) 1919г.
В войска танки Mk V* стали поступать с конца июля 1918г. - в среднем по 60 штук в неделю. Из 700 построенных Mk V* британская армия получила 589 шт.
Впервые Mk V вышли в бой у Амель (in the Battle of Hamel) 4 июля 1918 года, когда 60 танков обеспечили успех австралийской пехоте.
Регулярное применение Mk V* фиксируется с августа 1918г. Эти машины активно использовались в боях, наравне с Mk V, до конца войны – приняли участие в 8 крупных наступлениях. (Рис.9)
Рис.9 - Австралийские солдаты около танка Mk V*, 1918г.
Во время войны на базе Mk V* строились танки-буксиры землеройных механизмов для полевых фортификационных работ.
Танки Mk V* во время WWI помимо британской армии поступали на вооружение армий США и Франции.
В английском лагере в Бовингтоне подготовили 301-й американский тяжелый батальон. Его укомплектовали танками Mk V* и придали 4 -й британской танковой бригаде. По штату батальон Mk V* должен был иметь на вооружении 36 танков Mk V*. Однако источники указывают, что американцам в 1918г. всего было передано 21 шт. Mk V* и 19 шт. Mk V. По другим сведениям, американский батальон получил всего 46 ромбов Mk IV, Mk V, Mk V*.
Американцы успели, правда, недолго с 29 сентября по 23 октября 1918г., испытать в деле свой 301-ый тяжелый батальон под командованием майора Харрисона. К сожалению, результаты оказались не слишком успешными.
Рис.10 – Американский Mk V*, 1921г.
Поскольку французские работы по тяжелым танкам шли крайне медленно, галлы решили использовать английские ромбы. В январе 1918 года французское правительство запросило британское об уступке танков Mk IV - Mk V в обмен на легкие «Рено» (по некоторым сведениям, речь шла о 300! английских машинах).
Осенью 1918г. британцы решили передать французам 90 шт. Mk V* в обмен на легкие Renault FT-17. Фактически же французам было передано 77 шт. Mk V*. Французские экипажи в октябре-ноябре 1918г. прошли обучение на этих танках, но в боях Первой мировой не участвовали. После войны батальон Mk V* вошел в состав французского 551-го тяжелого танкового полка. В начале 1920-х годов 57-мм пушки заменили укороченными 75-мм (боекомплект 200 выстрелов). На 1929г. на вооружении французской армии оставалось 70 Mk V*. Машины были списаны в июле 1931г. (Рис.11)
Рис.11 – Французские Mk V*, 1920-е.
По другим сведениям, французы сняли с вооружения английские ромбы не позднее 1923г.
Существуют фотодокументы, вроде бы подтверждающие, что летом 1940г. несколько французских ромбов попали в руки вермахта. (Рис.12)
Рис.12 – Французские ромбы, лето 1940г., Суассон.
Утверждается, что на снимках танки Mk V*, попавшие в руки к вермахту в Суассоне летом 1940-го.