Medium Tank Mark D

 

 

Medium Tank Mark D

Британия

Средний танк

масса

13,5 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

240 л.с.

проект

1918 - 1919гг., Johnson

выпускался

1919-1920гг., John Fowler & Co. Leeds, Vickers Ltd. Wolseley

5 шт., опытные

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Перспективные типы

 

 

Принятие на вооружение в 1917 году среднего кавалерийского танка Mk.AWhippet”, обладавшего лучшей подвижностью и скоростными качествами, теоретически, позволяло британским танковым подразделениям действовать более оперативно. Однако новая машина, построенная под руководством Триттона, имела множество недостатков. Танку явно не хватало мощности двигателей, управление им было под силу только очень опытному водителю. Жесткая система подвески ходовой части ограничивала скоростные характеристики и не слишком радовала танкистов, и без того лишенных каких-либо удобств в тесной боевой рубке. Техническое несовершенство среднего кавалерийского танка Mk A Уиппет заставило в экстренном порядке разработать новые типы средних маневренных машин.

Почти параллельно в Британии разрабатывалось сразу три проекта нового среднего маневренного танка: Mk B, Mk C и Mk D. Два из них Mk B и Mk C являли собой ромбовидные конструкции массой 18-20 т, с кормовым расположением силовой установки и доминирующей над корпусом боевой рубкой. Проект Mk D развивался, отталкиваясь от конструкции Mk А Уиппет.  

В августе-сентябре 1918г. подполковник Филипп Джонсон (Philip Henry Johnson), командовавший Central Tank Workshops во Франции, существенно переделал серийный Mk А Уиппет. Джонсон поставил на машину один 360-сильный двигатель и планетарную коробку передач. (Рис.1)

 

Рис.1 - Whippet Mk A Johnson.

 

Скорость машины возросла до 32 км/ч. Полученная скорость весьма понравилась военным. Однако для такой скорости не годилась жесткая тракторная ходовая Mk А. Требовался новый танк, который совместил бы скоростные характеристики и подвижность Уиппета Джонсона и повышенную проходимость ромбов. И Ф. Джонсон взялся за разработку перспективной машины - Medium Tank Mk D. Работы началась в октябре 1918г. (- любопытно, что первые контракты на постройку прототипов перспективного танка Mk D из мягкой стали были оформлены еще до появления проекта: 17.08.1918г. John Fowler & Co. Leeds, 10.09.1918г. и 27.09.1918г. Vickers Ltd. Wolseley). Примерно в это время Lt.Col. Phillip Johnson возглавил the Department of Tank Design and Experiment. 

По замыслу создателей, в танк закладывалась возможность преодолевать рвы и траншеи шириной не менее 3 метров, но при этом предстояло обеспечить круговой обстрел из вооружения, установленного в рубке в носовой части корпуса. Эти требования вызвали появление довольно странной, по сегодняшним меркам, ходовой части. Танк получился весьма длинным (его полная длина превышала 9 метров), а общее число опорных и натяжных катков одинакового диаметра стало едва ли ни рекордным – 28 штук на каждый борт. Система подвески опорных катков - канатная. Необычным было размещение ведущих колёс, которые имели заднее расположение и находились заметно выше ленивцев (направляющих колёс). В отличии от других британских танков в ходовой части Medium Tank Mk D применялись поддерживающие ролики, по 5 штук с каждого борта. (Рис.2)

 

Рис.2 – Из патента на ходовую часть конструкции Филипа Джонсона.

 

Элементы подвески и прочие наружные части шасси прикрывались бронированными щитами.

Абсолютно другой стала конструкция гусениц. Вместо привычных «сплошных» литых траков с гребнями применялась оригинальная гусеничная лента, так называемого «скелетного типа», когда мелкозвенчатые траки с деревянными башмаками крепились на составной металлической ленте с большими промежутками. Это давало определённые преимущества в преодолении препятствий и передвижении по мягкому грунту – улучшало сцепление на сложном рельефе местности, но обещало массу проблем в эксплуатации.

Вообще, во всем проекте самым интересным местом была подвеска - система «Снэйк» («змея»), которую разработал Ф.Джонсон. Систему «Снэйк» характеризуют как упругую тросовую подвеску и гусеницу с независимым шарнирным креплением траков. Опорные катки заменили роликами на траках, опиравшимися на стальной трос, растянутый в корпусе на пружинах. При такой схеме звенья соединены не прямыми, а шаровыми шарнирами, допускающими как устилание цепи по неровностям почвы (продольным и поперечным), так и расположение цепи по той прямой, по которой совершается движение танка при повороте. В данном случае траки располагались на некотором расстоянии и крепились к гусеничной ветви средней частью, что позволило применить их в качестве движителя при передвижении на плаву. Даже при использовании закрытого шарнира это заметно упрощает конструкцию, снижает массу и повышает проходимость машины.

Компоновка танка была близка к классической. Как уже упоминалось, в носовой части корпуса находилась надстройка, где размещался экипаж и вооружение. На крыше надстройки была установлена наблюдательная командирская башенка со смотровыми щелями. В состав экипажа входило четыре человека: водитель, механик, командир танка и пулеметчик.

Вооружение оказалось не очень внушительным и состояло лишь из трёх 7,7-мм пулеметов – один устанавливался спереди по центру и два по бортам. Прорабатывался вариант с 57-мм пушкой, но он так и остался на бумаге. Бронирование также оказалось довольно слабым. Лоб и борта корпуса должны были выполняться из 10-мм бронелистов, крыша – из 8-мм. Значительным положительным отличием было наличие авиационного бензинового двигателя Armstrong-Siddley “Puma” мощностью 240 л. На танке использовались гидравлические тормоза.

Изначально планировалось, что машина будет обладать амфибийными свойствами. Обеспечивались они не специальными приспособлениями вроде деревянно-металлических или пробковых поплавков, а конструкцией самого корпуса.

В ноябре 1918г. (по другим сведениям, в самом начале 1919г.) в Вулвиче (очевидно, на Woolwich Ordnance Factory) был сооружен полноразмерный макет будущего танка (Рис.3).

 

Рис.3 – Макет Medium Tank Mark D.

 

Судя по модели, кажется, что на новом танке могла планироваться вращающаяся башня. Проект получил одобрение со стороны военного ведомства и более того, этот танк стал считаться приоритетным в линейке средних танков – именно за него ратовал начальник штаба Танкового корпуса Фуллер. Этот тип планировалось запустить в массовую серию по «Плану 1919» - в декабре 1918г. запрос на эти танки составлял 500 штук. Пишут также, что Mark D планировалось запустить в массовую серию по «Плану 1919» еще в декабре 1918г.

С марта-апреля 1919г. дальнейшие работы по теме Mk D были приторможены – шла реорганизация Танкового Корпуса, однако тему Mk D сохранили в программе перевооружения танковых войск - в июле 1919-го был подтвержден заказ на 75 штук танков Mk D, а в декабре 1919г. речь шла уже о 20 единицах.

Всего было заказано 11 прототипов Mk D из мягкой стали:

- John Fowler & Co. Leeds (дата контракта 17.08.18) – 4 танка заказано: 3 построены, 1 уничтожен пожаром, хранился без двигателя (- очевидно, имел место пожар двигателя);

- Vickers Ltd. Wolseley дочерняя компания (дата первого контракта 10.09.18) – 2 танка заказано, повторный заказ (дата 27.09.18) – заказано еще 4 танка, итого – 6 танков заказано: 2 построены, заказ на 2 танка отменен, 2 танка завершены как Medium D* и Medium D**;

- Ruston & Hornsby Ltd. – заказан 1 танк: недостроен.

Получается, что было произведено 5 прототипов Mk D из мягкой стали. По некоторым сведениям, первый прототип Mk D был построен в самом конце 1919г. (Рис.4)

 

Рис.4 – Первый прототип Medium Tank Mark D, 1919г.

 

Еще 4 прототипа Mk D (по два от Vickers и от Fowler) были предъявлены на испытания в 1920 году.

Построенные Mk D имели надстройку – вращающейся башни не было. Водитель занимал довольно необычное положение - в задней части надстройки. (Рис.5)

 

Рис.5 – Голова водителя.

 

Танки получили двигатель Siddeley Puma мощностью 240 л., что при боевой массе 13,5 тонн, позволяло разгоняться до 37 км/ч (23 миль/ч) по ровной поверхности и до 43 км/ч (28 миль/ч) под уклон, что было своеобразным рекордом для машин подобного типа. При этом танки сохранили проходимость ромбовидных машин. Стоит отметить, что прототипы испытывалась без вооружения.

Машины от Vickers и от Fowler немного различались. Танки от Fowler имели наклонную крышу рубки, в то время как крыша рубки на машинах Vickers строилась из двух листов, соединенных посередине, отчего крыша имела довольно сложную полуовальную форму.

Во время тестирования не все шло гладко – 1 машина сгорела, остальные три вышли из стоя по техническим причинам.

Встречается информация, что в 1920г. Джонсона отправили в Индию для уточнения возможности использования танков в колониях. Он представил положительный доклад, и в 1922г. два танка Mk D (один от Vickers и один от Fowler) прибыли в Индию на испытания. В жарком тропическом климате применение машин оказалось совершенно невозможно и невыносимо для экипажей. Танки отправили в Ahmednagar, Maharastra State, но в пути с ними что-то стряслось - они оказались серьезно поврежденными (как пишут, от езды по железной дороге). Злополучные машины отбуксировали в армейский лагерь и забросили.

Еще в момент строительства опытных машин эксперты Адмиралтейства пришли к выводу, что габариты Mk D не позволят обеспечивать удовлетворительную остойчивость, но тема Mk D имела дальнейшее развитие в 1920-1921гг. Кроме того, конструкция Mk D была заимствована и имела развитие в США в 1920-1922гг. по программе среднего танка. (Рис.6)

 

Рис.6 – Американский средний танк, 1922г.

 

Конструкция Mk D оказала влияние и на программу «боевого» танка во Франции (Рис.7).

 

Рис.7 – Французский Scheider-Renault SRA, начало 1920-х.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru