Little Willie/ Tritton’s Tank

 

 

(Реконструкция, на данной реконструкции неверно показаны бортовые пулеметы в спонсонах, а башня - предположительно)

Little Willie/ Tritton’s Tank

Танк средний по массе

масса

18,3 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

105 л.с.

выпускался

конверсия из Lincoln Machine No.1, сентябрь-ноябрь 1915г., William Foster & Co.

1 шт. опытный

без башни и вооружения

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Первые танки

 

 

     К концу июля 1915г. членам секретарь Landships Committee удалось общую техническую конфигурацию прототипа будущей боевой машины: 105-сильная силовая установка от трактора Foster-Daimler британской постройки, ходовая часть от американского полугусеничного трактора Bullock. 29 июля Mr. E Tennyson d’Eyncourt (председатель секретарь Landships Committee) отдал официальный приказ о начале работ над новой опытной машиной на данных технических условиях.

Непосредственное техническое руководство по скрещиванию трактора Bullock со 105-сильным двигателем Daimler выполнял исполнительный директор William Foster & Co. Sir William Tritton (Рис.1).

 

Рис.1 - Sir William Tritton, 1875-1946гг.

 

В помощь Триттону в Линкольн направили его бывшего сотрудника, а в тот момент лейтенанта добровольческого резерва ВМС Уолтера Гордона Вильсона или Уилсона (Walter Gordon Wilson) (Рис.2), который хорошо зарекомендовал себя работой над бронированными транспортными машинами на шасси грузовиков для RNAS (дивизион бронеавтомобилей RNAS).

 

Рис.2 - Walter Gordon Wilson, 1874–1957гг.

 

Соратники развернули импровизированное конструкторское бюро в номере отеля «Уайт Харт» (White Heart) в Линкольне.

8/9 сентября 1915г. был получен первый прототип, вошедший в историю как Lincoln Machine No.1. По сути дела, машина представляла собой бронированный трактор, сохраняя тракторные агрегаты, в том числе ходовую часть. После кратких испытаний (до 15 сентября) вскрылось, что в данном виде машина в качестве боевой не годится. (Рис.3)

 

Рис.3 - Lincoln Machine No.1 на испытаниях 10 сентября 1915г.

 

Главной проблемой являлась ходовая часть, которая оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок: треки гусениц, изготовленных из низкосортной, стали, провисали, выпадали ролики.

Когда стало ясно, что тракторными полумерами обойтись не удастся, Триттон перепроектировал ходовую часть.

Ходовая часть одного борта включала 16 сдвоенных опорных катков (из них 7 – с ребордами), оси которых жестко крепились по дугообразному нижнему обводу рамы, переднее направляющее колесо и заднее ведущее колесо, 5 поддерживающих роликов. Основной вес танка на твердой поверхности должен был переноситься на гусеницы 8 небольшими опорными катками прямо под корпусом танка, остальные катки вступали в дело на мягком грунте. Итак, по мере того, как машина погружалась в мягкий грунт, всё большая часть гусеницы соприкасалась с землей, улучшая проходимость. (Рис.4)

 

  

Рис.4 - Вверху – рисунок из патента Триттона, на котором изображены основные элементы ходовой части Триттона. Внизу - схема перераспределения нагрузки на гусеницу в зависимости от грунта.

Синий цвет показывает длину контакта с землей на твердой поверхности, а красный цвет указывает на участки, которые соприкасаются с землей, когда машина погружается в мягкую поверхность.

Схема предложена by Andrew Hills.

 

Опорные катки, ведущее и направляющее колесо с гусеницей шириной около 500 мм, как и раньше монтировались на отдельной броневой коробчатой раме, но при этом изменился гусеничный обвод и появился бортовой бронеэкран с вырезами для сброса накапливающейся на траках грязи. (Рис.5)

 

Рис.5 – Схема из патента сэра Уильяма Триттона 1919 года на улучшенную броню в системе подвески танка. Розовым цветом обозначены верх и низ гусеничной ленты, синим — боковая часть корпуса. Зеленым — наклонная пластина внутри гусеничной ленты, которая обеспечивает дополнительную бронезащиту боковой части корпуса, а также служит для перемещения грязи, падающей с верхних гусениц, наружу и в сторону от танка. Источник: Адаптировано из британского патента GB126671.

 

Также пришлось изменить конструкцию гусеницы. На рассмотрение было предложено три варианта: тросовая гусеница, армированная лента из суррогатного каучука (ремни Balata?) и звеньевая гусеница с жесткой подвеской. Последний вариант был разработан к 22 сентября 1915г. Триттоном. В его системе использовались штампованные стальные пластины, приклепанные к звеньям, и встроенные направляющие для зацепления с внутренней частью рамы гусеницы. Эта система была неподрессоренной, гусеницы могли двигаться только в одной плоскости. Однако гусеничные рамы в целом были соединены с основным корпусом большими шпинделями, что позволяло немного перемещаться по отношению к корпусу.

Британцы выбрали систему Триттона, которую впоследствии применяли на всех британских тяжелых танках 1-й Мировой войны.

Большинство источников указывают, что улучшенный вариант новой машины Little Willie/ Trittons Tank (Рис.6) появился к концу ноября 1915г. (по некоторым сведениям, 03.11.1915г.).

 

 

Вероятно, это самый ранний вариант – в лобовом элементе корпуса еще отсутствует отверстие под пулеметную установку.

Рис.6 - Little Willie/ Tritton’s Tank, ноябрь 1915г.

 

     Правда, встречается фото с изображением Little Willie, подписанное: «сентябрь 1915» (Рис.7).

 

 

Рис.7 - Снимок Little Willie, датированный сентябрем 1915г.

 

По всей видимости, работы по переделке Lincoln Machine No.1 начались еще в сентябре, а полностью завершились в ноябре 1915г.

Полная масса танка по проекту составляла 18300 кг (масса выполненного образца 14 тонн), длина без хвоста 5,45 м, высота 2,41 м и ширина 2,8 м. Аппарат был оснащен все тем же двигателем мощностью 105 л. и двухскоростной коробкой передач. Опытная машина не имела полноценной стальной брони, лишь своеобразный «колпак» из пластин, однако проект предполагал 6-мм броневое покрытие.

В лобовой части выполнили установку под 7,7-мм пулемет «Виккерс», в бортах – лючки для стрельбы из личного оружия.

В передней части танка на узенькой скамье могли сидеть два механика: один управлял рулём, сцеплением, главной трансмиссией и переключением скоростей, другой — тормозами. Ещё два человека были нужны для управления вторичной трансмиссией возле двигателя. (Рис.8)

 

Рис.8 – Интерьер Little Willie. Верхнее фото – вид на место водителя, нижнее – вид на корму.

 

    Ещё, по крайней мере, двое должны были заниматься вооружением, таким образом, экипаж не мог быть меньше шести человек.

На испытаниях (Рис.9) “Little Willie” развил максимальную скорость всего 3,2 км/ч при движении вперед и 1 км/ч задним ходом.

 

Рис.9 - Little Willie/ Trittons Tank на ходовых испытаниях, ноябрь 1915г.

Нижнее фото, возможно, относится к более позднему времени.

 

Ходовые характеристики несколько улучшились. После модернизации ходовой части танк мог преодолевать ров шириной 1,52 м (в то время как у Linoln этот показатель составлял 1,2 м), вертикальную стенку высотой до 0,6 м и подъём не более 20°, в чем ему помогал колесный хвост. Рулевое управление могло быть достигнуто с помощью применения тормоза или сцепления на одной из гусениц, с незначительной корректировкой при помощи хвостовых колес.

На втором прототипе, как и на первом, вооружение не было установлено, хотя по проекту предполагалось его размещение в башне – в реальности отверстие под башню заглушили крышкой. (Рис.10).

 

Рис.10 – Реальный вид Little Willie – башня и вооружение отсутствуют.

 

Несмотря на фактическое отсутствие вооружения, пожалуй, именно Little Willie, с определенными оговорками, можно признать первым собственно танком.

По большинству параметров Little Willie/Trittons Tank вполне соответствовал ТТЗ от июля 1915 года, однако осенью ситуация изменилась - командование во Франции выдвинуло дополнительные требования преодолевать ров в 2,44 м (в июльской спецификации оговаривалась ширина рва до 2 м) и стенку в 1,37 м (этот показатель в июльской спецификации отсутствовал). Суинтон (в то время руководитель танковой программы) вынес приговор: «Меня спросили о моем мнении, и я сказал, что Willie не пойдет. Он не соответствовал требованиям, присланным из Франции, и не мог преодолевать 5-футовые вертикальные препятствия. Little Willie был просто стальной коробкой». Но была еще одна неопределенность - у военных возникли сомнения в возможности установки на этой машине 2-pdr (фунтовых) или 6-pdr (фунтовых) орудий. Помимо технических проблем, масла в огонь подлил начальник британской артиллерии генерал-фельдцехмейстер Стэнли фон Доноп. Он предупреждал разработчиков «истребителей пулеметов», что на поставку большой партии 40-мм орудий «пом-пом» для новых боевых машин может понадобиться до полугода, чем сеял семена сомнения в правильности выбора оружия для будущего танка.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru