Heavy
Tank Mk VIII
Heavy Tank Mk VIII
Британия
Тяжелый танк
масса |
39, 4 т |
вооружение |
2х57-мм орудия 7 пулеметов |
экипаж |
12 чел. |
мощность силовой установки |
300 л.с. |
проект |
декабрь 1917г. – январь 1918г. |
выпускался |
с июля 1918 по декабрь 1918г. (февраль/март 1919г.?), North British Locomotive Company (1 шт.), завод «Ханслет энд Озмондфорпе» в Лидсе, William Beardmore and Company? 25/7 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1903-1919гг.
Самым мощным серийным ромбовидным танком, разработанным в конце войны, признан англо-американский Mk VIII (Рис.1).
Рис.1 – Heavy Tank Mk VIII, 1918г.
Этот тип создавался специально для задач
прорыва сильно укрепленной линии обороны противника и воспринимался
современниками не как машина поддержки пехоты, а, скорее, как танк прорыва.
6 апреля 1917г. США вступили в WWI. Руководители британского танкостроения Eustace Tennyson d'Eyncourt и подполковник Albert Gerald Stern считали разумным немедленно направить в США делегацию, чтобы развернуть производство британских тяжелых танков на производственных мощностях США. Однако, хорошенько поразмыслив, они решили оставить в этом деле инициативу за американцами. Стерн лишь снесся по этому вопросу с американским военным атташе в Лондоне. В июне последовала первая реакция, но не от Армии США, а от Корпуса морской пехоты США. На тот момент самой передовой британской разработкой выступал Mark VI, который создавался с некоторыми ограничениями, вытекавшими из возможностей британской промышленности. Стерн считал, что эти технические ограничения возможно снять, если к работе подключится американская сторона. Поэтому он сделал вид, что существует еще более продвинутый проект Mark VIII. Стерн широким жестом пригласил американцев принять участие в проекте по новому танку настолько, насколько они считают нужным. ВМС США решили отправить в Британию группу инженеров для ознакомления с существом дела. Однако в этот момент американский Department of War узнал о переговорах по танковому вопросу между Флотом и британцами при посредничестве военного атташе. Американский Department of War распорядился передать проект совместной с британцами разработки перспективного танка Армии США.
Стерн, только что уволенный (формально, за провал производства Mark IV) новым министром вооружений Winston Churchill (с июля 1917г.), получает руководящую должность в некой организации "Commissioner for Mechanical Warfare (Overseas and Allies Branch)". Теперь он должен координировать действия союзников в вопросах производства танков. Скорее всего, в сентябре Стерн отправился во Францию, чтобы встретится с французским министром боеприпасов Луи Loucheur и американским главнокомандующим Джоном Першингом. Loucheur дал понять с самого начала, что Франция ничего не может предложить в плане существующих производственных мощностей для выпуска тяжелых танков. Это стало неожиданностью для Стерна. Тогда родилась идея создать совместное англо-американское танковое производство на территории Франции.
23 сентября 1917 года американцы приняли решение о формировании собственного Танкового корпуса, 5 батальонов которого планировалось оснастить тяжелыми танками, вследствие чего представитель штаба командующего американскими войсками в Европе Major James A. Drain размещает временный заказ на 600 танков Mark VI, который в тот момент существует в фанерном варианте макета.
3 октября в Соединенное Королевство прибыл Major H. W. Alden и пытался встретиться с лейтенантом G J Rackham, который якобы вел тему по перспективному танку, но последнего застать в Британии оказалось невозможно, поскольку Rackham находился во Фландрии, изучая опыт применения танков (работы по перспективному танку в то время реально еще не начинались).
Британцев не устраивало, что американцы, как казалось, хотят удовлетворить свои нужды в тяжелых танках за счет перегруженных английских мощностей, что приведет к проблемам поставки танков для собственных войск. В сложившейся ситуации Стерн, видимо, по итогам дополнительных консультаций с американцами и французами представляет Черчиллю (в тот момент министр вооружений) 11 ноября 1917г. следующий меморандум по разработке и производству нового тяжелого танка:
«1. создание партнерства между Великобританией и США по производству 1500 тяжелых танков на территории Франции;
2. если
Франция выразит заинтересованность, то Британия и США выделят ей часть из
построенных машин (- на самом деле, Стерн надеялся, что французы начнут
производство собственного тяжелого танка Char
3. Франция может выделить сборочный цех, однако целесообразнее построить на территории Франции новый завод по производству танков;
4. совместная поставка компонентов: Британия будет поставлять оружие, боеприпасы и броню; США - двигатели, трансмиссии, поковки и цепи (используя мощности американской автомобильной промышленности);
5. конструкция будет основываться на британском опыте, американских идеях и ресурсах, в ней будет устранено большинство недостатков в текущих танках по мощности, улучшиться проходимость;
6. майор Alden (Олден, США) будет сотрудничать, чтобы закончить рабочие чертежи перед Рождеством, наслаждаясь сотрудничеством с англичанами; проект должен быть одобрен обеими странами;
7. неквалифицированные кадры могут быть поставлены из Китая; французское правительство обеспечит их размещение;
8. производство начнется в апреле 1918 года, полная мощность составит 300 танков в месяц (таким образом, число 1500 является предварительным);
9. проект будет иметь высокий приоритет в отношении сырья, рабочей силы, заводов и транспорта;
10. управление будет в руках двух уполномоченных, один британский (- сам Стерн, разумеется) и одного американца, французы также могут назначить кого-либо самостоятельно, если усмотрят в этом необходимость».
3 декабря
1917г. французское правительство дало согласие американцам на строительство в
4 декабря
1917г. в Ставке GHQ во
Франции проходит конференция по будущему тяжелому танку. В целом, спецификация
на новый танк включала в себя следующие характеристики: масса 38,8 – 39,5 тонн;
мощность двигателя
В декабре Черчилль одобрил план по созданию и производству совместной тяжелой машины, тогда же был аннулирован заказ на производство для нужд американской армии танков Mk VI. Тип Mk VIII становился стандартизированным оружием союзников.
19 января 1918г. министр иностранных дел Великобритании Артура Бальфура и посол США Уолтер Hines Page подписали официальный договор о разработке и производстве тяжелого танка Mk VIII. В договоре в мельчайших подробностях прописывали производственную программу. До конца 1918г. запланировали произвести 1500 танков Mk VIII с достижением уровня сборки 300 машин в месяц (в англ. источниках пишут, что максимальная мощность предприятия должна была составлять 1200 танков в месяц). Из США должны были поставляться: двигатели, радиаторы, вентиляторы, трубопроводы, глушители, агрегаты трансмиссии (карданные валы, передачи, коробки передач) и части электрооборудования (освещение, динамо, батареи), гусеничные цепи (гусеничные звенья и штифты;), детали ходовой части (тормоза, роликовые звездочки и управление тормозом, звездочки задних колес, ступицы и валы, легкие шпиндели и втулки, опорные катки). На долю англичан приходились: бронеплиты, элементы конструкции корпуса, башмаки для траков, орудийные и пулеметные установки, боеукладки, боеприпасы. Танк получил название «Интернэшнл» (The International – «Международный») или «Либерти» (Liberti – по марке двигателя). Стоимость одного серийного экземпляра оценивалась в 5 тыс. фунтов.
Французы рассчитывали не только позже получить завод, но и часть тяжелых танков (700 шт.) – сами они смогли тогда наладить производство только средних и легких машин. Правда, американцы и англичане не очень стремились делиться новыми танками с французами.
К июлю 1918г. стало очевидно, что строительство американского завода во Франции затягивается – британские подрядчики не справлялись. Только в октябре 1918г. возвели мастерские (по другим сведениям, завод был построен в ноябре 1918г.). Кроме того, американцы не смогли быстро организовать производство двигателей, а британская промышленность с большим напряжением выполняла собственную программу. В результате, американцы решили строить 1500 машин в рамках собственной танковой программы на территории США, что выглядело малореалистично, например, ввиду отсутствия в США танкового пулеметного и артиллерийского вооружения, а англичане решили самостоятельно построить 1450 Mk VIII, используя свои двигатели.
На деле все вышло гораздо скромнее.
В июле британцы своими силами («Норс Бритиш Локомотив» в Глазго) построили корпус прототипа из неброневой стали (по другим сведениям, на прототипе устанавливался английский двигатель Rolls-Royce, скорее всего, имелась и ходовая часть) и в разобранном виде отправили изделие в Америку - планировалось, что дальнейшая сборка прототипа будет происходить в США с применением американских комплектующих.
В Британии фирмам North British Locomotive Company, William Beardmore and Company и Metropolitan был выдан заказ на производство 1450 танков Mk VIII. Американские двигатели “Liberty” решили заменить своими 300-сильными «Роллс-Ройс». Первый британский прототип из неброневой стали с двигателем «Роллс-Ройс» (собран на North British Locomotive Company) начали испытывать в день заключения перемирия 11.11.1918г. (Рис.2)
Рис.2 – Не исключено, что перед нами первый Mk VIII, собранный для Британии.
Еще 6 построенных в Британии до окончания войны машин (все произведены на заводе «Ханслет энд Озмондфорпе» в Лидсе) имели два 6-цилиндровых 150-сильных «Рикардо», поставленных V-образно (Рис.3).
Рис.3 – 12-ти цилиндровый V-образный двигатель Риккардо.
По другой информации, до перемирия было построено 2 или 5 машин Mk VIII. Пишут также, что, в общей сложности, на предприятиях North British Locomotive Company и William Beardmore and Company удалось собрать 24 машины Mk VIII, оснащенных двигателями Рикардо. Помимо этого, британцы до конца войны произвели еще 100 машинокомплектов танков Mk VIII. В 1919г. эти комплекты были отправлены в США.
Тем временем в США двигались своим путем. Оказалось, что прибывший в июле из Британии неброневой корпус прототипа Mk VIII требует ручной сборки, поскольку на территории Америки массово не производились танковые детали. Компания Locomobile Automobile Company in Bridgeport, Connecticut провела сборку первой машины 28 сентября 1918г. 31 сентября начались испытания прототипа танка без вооружения (имелись макеты орудий). (Рис.4)
Рис.4 – Первый прототип Mk VIII, на полигоне в Америке, ноябрь1918г.
Официальные испытания с успехом прошли в октябре и завершились в ноябре 1918г. уже после окончания WWI. Тем не менее, было принято решение построить 100 машин Mk VIII. В Британии в 1919г. закупили 100 комплектов деталей для корпуса. Все поступившие от англичан комплекты узлов и деталей доставили в арсенал Рок Айлэнд (штат Иллинойс). Заказ на сборку корпусов и дальнейшее производство танков (по 35 000$ за штуку) разместили на Rock Island Arsenal, где с июля 1919 по июнь 1920гг. все американские Mk VIII и были произведены.
Франция вышла из проекта по созданию «международного» ромба в ноябре 1918г.
Mk VIII воплотил в себе лучшие изменения в конструкции тяжелого ромбовидного танка. Сохранив жесткую подвеску, охватывающие корпус гусеницы и спонсоны для установки основного вооружения, он отличался целым рядом серьезных усовершенствований. (Рис.5)
Рис.5 – Проекции и компоновка Mk VIII, 1918г.
Корпус Mk VIII представлял собой клёпаную конструкцию. Оси катков
жёстко закреплялись в броневом корпусе. Траки гусеничной цепи изготавливались
из броневой стали. Данные по габаритам машины встречаются разные. Масса пустой
машины 37 Long tons (dry),
полная масса 39,4 т. Высота 3,14 м (или 3,13 м); длина 10,44-10,6 м (или 10,42
м); ширина 3,76 м (или 3,56 м) со спонсоном, 2,7 м
без спонсона; клиренс 0,535 м (или 0,528 м). Лобовые
детали выполнялись из 16-мм брони (по другим сведениям, только надстройка имела
16-мм бронирование, а лобовые элементы корпуса – 12-мм), бортовые детали
корпуса – из 10-мм, крыша и днище – из 6-мм. Таким образом, хотя Mk VIII проектировался как танк прорыва, он имел
противопульное бронирование. Для конструкции танка Mk.VIII
наращивание толщины бронирования означало только одно – увеличение давления на
грунт и ухудшение ходовых качеств танка. Поэтому был сделан вывод, что «танк
прорыва» должен обойтись противопульной бронёй и брать, скорее, количеством. В
итоге бронирование лобовой части корпуса составило всего 10-
Mk VIII считается наиболее сильным в плане вооружения и наиболее рациональным в плане размещения оружия тяжелым ромбом.
По опыту MkVII отказались от разделения на «самцов» и «самок». В спонсоне на тумбовой установке монтировалась 57-мм пушка «Гочкис» (6 pdr Mk II) с сектором обстрела около 100° (Рис.6).
Рис.6 – Интерьер спонсона, вид на орудие и боеукладку.
Конструкция спонсона была улучшена – он крепился шарнирно и мог просто складываться внутрь корпуса. Перевод спонсона из транспортного положения в боевое занимал считанные минуты. Пулеметы из спонсонов убрали, дав больше пространства для работы наводчика – здесь явно сказался опыт Mk V*. Боекомплект орудий (208 выстрелов) размещался в боеукладках в передней части боевого отделения по бортам и посередине танка, патронные ящики – на дне спонсонов (общий боезапас для пулеметов – 15100 патронов). В бортовых дверях (более удобных, чем у Mk V*) позади спонсонов выполнили шаровые опоры со сферической бронировкой, сектором обстрела в 45°, механическим прицелом. Штатно пулеметы здесь не устанавливались, но могли браться из «башни» - рубки. В «башне» имелось пять шаровых установок, обеспечивающих вместе круговой обстрел – две в лобовых скулах, по одной в бортовом и кормовом листах. (Рис.7)
Рис.7
– Heavy Tank Mk VIII с вооружением, 1918г.
Угол горизонтального обстрела каждой из башенных установок составлял не более 30°. Таким образом, не только увеличили сектора обстрела, но и облегчили работу экипажа и управление огнем. «Тело» пулемета укладывалось на люльку, укрепленную в яблоке установки, снизу к люльке крепилась патронная коробка с лентой, на случай использования пулемета вне танка экипаж должен был возить с собой треножный станок.
Моторно-трансмиссионный отсек занимал почти 50% длины корпуса и размещался на корме. Двигатель перенесли к корме и отгородили от обитаемого отделения перегородкой, сделав условия работы экипажа более сносными (Рис.8).
Рис.8 – Интерьер Mk VIII.
В силовом отделении за сдвижной перегородкой разместили инженера-механика для наблюдения за двигателем и трансмиссией. На британских танках предполагалось устанавливать 300-сильные двигатели от «Роллс-ройса». В обитаемом отделении установили вентиляторы, поддерживавшие давление несколько выше атмосферного - первый случай введения в танке «избыточного давления» для защиты экипажа от газов (Рис.9).
Рис.9 - Внутренняя компоновка Mk VIII.
Двухступенчатая
коробка скоростей Уилсона состояла из двух последовательно включаемых
планетарных передач, давала две скорости вперед и две назад, но не требовала
остановки при их переключении. Скорости хода - от 2,1 км/ч до
Подвеска и конструкция гусеницы не отличались от Mk V. Траки изготавливались из броневой стали. Нижнюю ветвь гусеницы спрямили и максимально вытянули, дабы увеличить проходимость и ширину перекрываемого рва, передние обводы гусеничного хода скруглили – схема «Тэдпол». Удельное давление на грунт было невелико, так что проходимость заметно улучшилась. Но при этом, как и у Mk V*, уменьшилась поворотливость танка.
Рубку управления совместили с большой рубкой, играющей роль «пулеметной башни», на крыше которой поместили наблюдательную башенку со смотровыми щелями. Был один английский образец танка без наблюдательной башенки (Рис.10).
Рис.10 - Mk VIII без командирской башенки, 1918г. (нижнее фото начала 1930-х, танк на хранении в Бовингтоне).
В передней части корпуса находились органы управления танком и место для водителя (Рис.11).
Рис.11 – Вид на место водителя.
Для улучшения обзорности над головой водителя установили небольшую надстройку с тремя смотровыми щелями. Далее располагались места командира и трех пулеметчиков, обслуживавших пулеметы, установленные в надстройке. Сама надстройка имела коробчатую форму и для обеспечения приемлемого обзора оснащалась пятью смотровыми щелями: по две с каждого борта и одна в лобовой части. Кроме того, на крыше надстройки установили небольшую командирскую башенку. На марше командир танка мог управлять движением через открытый люк в крыше надстройки, откидывавшийся вверх. В спонсонах размещались наводчики (канониры) и заряжающие.
Радиостанция на танках Mk.VIII не устанавливалась. В проекте Mk VIII оборудовался семафором на рубке, но на серийные танки его не ставили. Связь внутри танка была налажена только между командиром и водителем через интерком, который представлял собой переговорную трубу - «танкофон».
У британцев экипаж состоял из 12 человек: водителя, командира, стрелка и заряжающего на каждое орудие, пулемётчиков и инженера-механика, размещавшегося в силовом отделении за перегородкой. По сравнению с инженером-механиком остальные члены экипажа находились в более комфортных условиях - в боевом отделении была установлена система создания повышенного давления, которая способствовала уменьшению дыма, понижению температуры и снижению уровня шума, а также снижала вероятность пожара.
Расчетная стоимость серийной машины составляла 5 тысяч фунтов в деньгах 1917г.
На испытаниях
машины, проведенных в США в первую неделю ноября 1918 года, была дана оценка Mk.VIII на предмет его боевого применения. Исходя из
рапорта англо-американской комиссии - (майор Холден (Holden)
и лейтенант Робертсон (Robertson), который был
предоставлен американским военным департаментом Стерну, все тесты танк прошел
успешно. В отчете было сказано буквально следующее: «…не имеет конструктивных дефектов. Машина
развивает
На фоне послевоенной эйфории Mk.VIII служили хорошим предметом демонстрации военной мощи Антанты, но без какой-либо практической пользы. В начале 1919 года пять танков по железной дороге были отправлены в Вул (Wool). Единственный раз, когда британским Mk.VIII пришлось пройти своим ходом, стала дорога до Бовингтон Кэмп (Bovington Camp in Dorset), которую они преодолели не без проблем. В дальнейшем эти танки использовались в качестве учебных и никакой точной информации об их эксплуатации не сохранилось. Британская армия отказалась принимать Mk VIII на вооружение, и почти все Mk.VIII прямиком отправлялись к дилеру металлолома. Уже к 1920г. английские Mk VIII были разобраны. Единственный оставшийся танк в течение долгого времени стоял под открытым небом и только в 1930-е годы его отправили в экспозицию музея, вместе с другими сохранившимися раритетами.
Mk VIII в американской армии.
Сотня танков Mk VIII американской постройки составили тяжелую группу (67-й танковый полк) армии США, состоявшую их трех батальонов. До 1932г. тяжелые Mk VIII регулярно участвовали во всех учениях и маневрах. При этом техническое состояние всех машин поддерживалось на очень высоком уровне. Кроме того, Mk.VIII послужили хорошей базой для разнообразных опытов и экспериментов. В частности, на одном из танков опробовали новую систему внутренней и внешней вентиляции (разработана фирмой Heat Controlled Motor Company из Миннеаполиса). Испытания провели успешно, но система оказалась очень дорогостоящей и в послевоенный период средств на её внедрение не выделили. На другом танке в экспериментальном порядке был установлен стробоскопический купол с круговым вращением, по аналогии с французским танком 2С. Преимущества этого нововведения были налицо, однако сама установка оказалась неудачной и от её использования отказались. На танках испытывали также варианты органов управления с гидро- или пневмоусилителями.
В 1932 году танки Mk VIII были сняты с вооружения армии США и переведены на Абердинское танковое кладбище (штат Мэрилэнд) (Рис.12).
Рис.12 – Американские Mk VIII на хранении, конец 1930-х.
В 1940г. 15 танков Mk VIII без вооружения были проданы канадцам по цене металлолома в качестве учебных. Списаны на слом в 1941г.
Нельзя не признать, что всего за два года английские конструкторы решили ряд сложных по новизне и объему задач, существенно усовершенствовав танки ромбовидной конструкции. Mk I заметно отставал от технического уровня своего времени. Сложная в управлении и ненадежная трансмиссия, примитивная топливная аппаратура и система выхлопа, почти случайно созданная жесткая подвеска, хрупкая гусеница – результат не столько новизны дела, сколько ограниченности времени и средств, отпущенных на разработку. Mk V при всех наследственных болезнях был уже новым танком, значительно более удобным в управлении и живучим. Вершиной развития «ромбовидных» танков стал Mk VIII. Mk VIII предназначалось стать в 1919г. основным тяжелым танком союзников. Однако в боях Mk VIII никогда не участвовали. Этот танк явился первым примером международного сотрудничества в танкостроении.