Flotilla Leader
Flotilla Leader
Британия
Тяжелый танк
масса |
45 т |
вооружение |
2х57-мм орудия 13 пулеметов |
экипаж |
19-21 чел. |
Мощность силовой установки |
105-125 л.с. |
проект |
март-апрель 1916г., Wilson |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
Существует мнение, что Триттон уже весной 1916г. (т.е. до боевого применения первых ромбов) полагал, что главным недостатком Mk I является его слабое бронирование. И, якобы, в апреле 1916г. Tritton решил разработать танк, который был бы застрахован от артиллерийского огня среднего калибра.
Однако это довольно упрощенный взгляд на предмет.
Действительно, одной из главных причин, по которой первые «марки» подвергались обоснованной критике была их слабая защищенность. Еще в декабре 1915г., когда только строилась «Мать» полковник Суинтон (Col. Ernest Swinton) обратил внимание на необходимость разработать противоснарядную броню для танков. А 30 января 1916г. (т.е. до испытаний «Большого Вилли») д’Энкурт в сообщении на имя Китченера пишет о необходимости постройки нескольких опытных машин с тем, чтобы совершенствовать конструкцию в целях создания более мощного танка.
14 февраля 1916г., через 2 дня после принятия решения о серийном строительстве танков, Суинтон пишет для Committee of Imperial Defence новый документ, озаглавленный "TANKS". Констатируя факт принятия решения о серийном производстве новых боевых машин (12 февраля), автор предлагал The Tank Supply Committee улучшить конструкцию «Матери», или, как он писал: «разработать другой более «превосходный» тип танка», который будет иметь противоснарядную броню, защищающую его и от воздействия фугасных снарядов немецкой полевой артиллерии (обычный калибр 77 мм) и от воздействия скорострельных орудий меньших калибров. Суинтон просил Генштаб (General Staff) рекомендовать Albert Stern (назначен руководить танковой программой) учитывать соображения в отношении брони, вооружения, скорости и проходимости улучшенных машин.
Действительно,
на это замечание Суинтона последовала быстрая реакция. Уже 19 февраля Gen. Bird, Director of Staff Studies at the War Office
адресовал рекомендации Генштаба Стерну. В
этих рекомендациях говорилось, что при проектировании новой машины следует
учитывать, что она должна быть защищена от огня полевой артиллерии, иметь два 6-pdrs (57-мм) орудия,
развивать максимальную скорость 6mph (6 миль/час, ок.
The Tank Supply Committee принял рекомендацию Генштаба как директиву к действию.
6 марта 1916г. Tank Supply Committee обсудил возможность создания танка по новым требованиям Генштаба. К 12 апрелю Уилсон представил эскиз танка с противоснарядной броней - Flotilla Leader (Рис.1).
Рис.1
– Проект Flotilla Leader.
По описанию,
это была 45-тонная машина с толщиной брони 51 мм (
Проект проектом, но нужна противоснарядная танковая броня. В The Tank Supply Committee экспертом по броне числился лейтенант Кеннет Саймс (Lt Kenneth Symes). Саймс еще год назад (с весны 1915г.) начал проводить опыты с противопульной броней. Теперь (в апреле 1916г.) Уилсон и Саймс организовали испытания броневых плит, поставляемых компанией William для нужд военно-морского флота. В Глазго для испытаний было доставлено трофейное немецкое 77-мм полевое орудие. Примерно, 10 апреля это орудие начало обстрел 51-мм (два дюйма) броню.
В июне программа
по танковой броне была расширена путем тестирования на полигоне в английском
местечке Shoeburyness
нескольких типов броневых пластин. Кроме того, как сообщал Уилсон, к пробам
были привлечены еще два орудия – британские 13-pdr и 18-pdr. Вскоре Mr. Service
– менеджер компании Beardmore
составил оптимистический рапорт, из которого следовало, что не только 51-мм
броня, но и пластины толщиной
19 июня 1916г. руководитель The Tank Supply Committee Альберт Джеральд Стерн одобрил постройку прототипа танка с противоснарядным бронированием, но, увы, новую машину поручили не Уилсону, а Триттону, история Flotilla Leader на этом закончилась.