Pedrial Big Wheel
(Реконструкция)
Pedrial Big Wheel
Британия
Сухопутный линкор
масса |
20 т |
вооружение |
102-мм орудие ? пулеметы или 2х37/57-мм орудия 12 пулеметов |
экипаж |
18? чел. |
проект |
проект Хезерингтона при участии д’Энкура, февраль-март 1915г. |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
В начале февраля 1915 года в Мюррей Клубе (Murray's Club) беседовали майор R.N.A.S. Томас Дж. Хеттерингтон или Хезерингтон (Tommy Hetherington), лейтенант R.N.A.S, Стерн (выходец из очень богатой семьи банкиров), гоночный моторист Джеймс Редли и герцог Вэстминстерский (Duke Of Westminster) — 35-летний офицер R.N.A.S., командовавший, видимо, одним из эскадронов бронеавтомобилей (Squadron of armoured cars).
Хезерингтону (Рис.1) в ту пору было 28 лет, одни пишут, что он имел звание капитана, но чаще – майора.
Рис.1 – T.G. Hetherington.
Вместо университета он три года работал в качестве ученика на механических заводах Модсли, затем служил в 18-м гусарском полку. Представлял Великобританию на конных скачках в Сан-Себастьяне, Брюсселе, Нью-Йорке, Чикаго. Летал на самолетах с 1911 года - имел сертификат авиатора за № 25, являлся одним из основателей авиабатальона Королевского инженерного корпуса, в 1912 году получил сертификат пилота-воздухоплавателя.
В тот день Хезерингтон много говорил о хорошо известном аттракционе «Большое колесо». Он считал возможным, используя три больших колеса, построить некий громадный трёхколёсный «сухопутный линкор». Идея впечатляла. Герцог Вэстминстерский согласился устроить званый обед с участием Черчилля (в ту пору первый лорд Адмиралтейства).
Действие состоялось 17 февраля 1915г. На званом обеде, помимо Черчилля и хозяина, присутствовали от R.N.A.S. Суэтер, Хезерингтон, Стерн, Бригс. Абсурдность видений Хезерингтона, демонстрировавшего богатейшее воображение, не смутила Уинстона. Более того, он попросил новатора представить ему копию заметок по проекту.
Машина Хезерингтона
представляла собой платформу, поставленную на три колеса диаметром
Аппарат получил колоссальные габариты: длина
Странным образом вооружение машины Хезерингтона совпадало с вооружением Land Ship Туллоча, на
которой также предполагалось установить три
башни с толщиной брони 75 мм (
Рис.2 – The Big Wheel Machine.
Экипаж такой машины действительно мог насчитывать несколько десятков человек.
Как видим, на изображении представлен лэндшип («сухопутный корабль», landship), имеющий неполное бронирование. Двигатели и элементы трансмиссии закрыты палубой или надстройкой. Рулевая рубка со штурвалом и радиомачтой, похоже, не имеют защиты, артиллерийские полубашни также не имеют полной бронировки. По определению танка, данную конструкцию нельзя отнести к танкам.
Черчилль послал эти выкладки Юстасу Теннисону д’Энкуру (Eustace Tennyson d’Eyncourt) директору морского строительства (другой вариант перевода – директору кораблестроительства) (Рис.3) с просьбой просчитать конструкцию.
Рис.3 - Sir Eustace Tennyson d’Eyncourt, 1868-1951гг.
Д’Энкур пришел к
выводу, что подобная конструкция будет обладать хорошей способностью
передвигаться по всякой местности. Машина смогла бы пройти по любому грунту,
годному для передвижения кавалерии, преодолевать водные преграды (с крепким
берегом) от 20 до
Рис.4 – Варианты трехколесного танка с новой компоновкой.
Нижний вариант (указывается, что машина должна была иметь железобетонную «броню» и зенитный пулемет) приписывают Уильяму Триттону – мне, кажется, это ошибочное мнение.
Черчилль решил действовать – он учреждает при Адмиралтействе структуру, состоящую как из гражданских лиц, так и офицеров флота Его Величества, которая бы изучила вопрос разработки нового вида оружия.
Формально Адмиралтейство, которое возглавлял У. Черчилль, не подчинялось военному ведомству, главой которого был противник идеи сухопутной бронетехники фельдмаршал лорд Китченер (Kitchener). Черчилль фактически перехватил инициативу создания нового оружия из рук коллеги-конкурента под предлогом необходимости разработки бронированных боевых машин типа landship для охраны континентальных береговых баз военно-морской авиации. Любопытно, что термин landship не стал официальным, но слово «флот» англичане применяют по отношению к бронетанковым войскам по сию пору.
20 февраля 1915г. при Адмиралтействе был создан «Комитет по сухопутным кораблям» (The Landships Committee). Создание этого органа Черчиллем не афишировалось, чтобы не привлекать внимание фельдмаршала Китченера, ведавшего War Office, а также до поры не возбуждать Совет Адмиралтейства (Board of the Admiralty) и Казначейство (Treasury), которые могли бы блокировать проект.
Деятельность The Landships Committee поручили курировать Военно-морской авиационной службе (Royal Naval Air Service, сокр. RNAS – руководитель Sir Murray Fraser Sueter), а главой комитета был назначен директор Управления морского строительства Юстас Теннисон д’Энкур. Первоначально в состав комитета включили только двух человек: майора службы морской авиации британского Адмиралтейства (RNAS) Т.Хезерингтона (T.G. Hetherington) и полковника Морской бригады (Naval Brigade) Wilfred Dumble.
Dumble офицер запаса Royal Engineer, до войны был менеджером London Omnibus Co. С началом WWI, его как специалиста по перевозкам призвали на службу для организации транспортировки Naval Brigade в Антверпен, кроме того Dumble являлся адъютантом полковника Кромптона (R.E.B. Crompton), который самостоятельно пытался развивать тему машин вездеходов для нужд армии.
Впервые Комитет по сухопутным кораблям
собрался 22 февраля 1915г. На первом заседании под председательством Eustace Tennyson d’Eyncourt присутствовали: Hetherington, Wilfred Dumble.
Dumble рекомендует полковника Кромптона в качестве эксперта по тяжелой тяге. И Кромптона также вводят в Комитет, доверяя ему в качестве технического консультанта курировать разработку машин на гусеничной тяге. Помогать Кромптону вызвался энергичный лейтенант (в штатской жизни – банкир) Альберт Стэрн (Albert Gerald Stern). Появление последнего в полуподпольном Комитете по сухопутным кораблям весьма примечательно. Как упоминалось, Черчилль на первых порах не хотел прибегать к финансированию проекта Казначейством, опираясь на суммы, которые находились в его распоряжении как первого лорда Адмиралтейства, а также, возможно, рассчитывая привлечь к делу частный капитал. Фигура Стерна, обладавшего связями в деловом мире, в этом смысле становилась весьма важной.
Поначалу в Landships Committee не существовало
единого мнения, какой должна быть новая боевая машина - практически каждый член
Комитета имел собственный взгляд на предмет и прилагал максимум усилий для его
реализации. Основными конкурирующими идеями выступили проект высококолесной вооруженной машины Хезерингтона
и моногусеничной боевой машины Суэтера-Диплока.
Майор Т.Хезерингтон (T.G. Hetherington) по-прежнему придерживался идеи pedrial высококолесной вооруженной машины. Правда теперь, после расчетов d’Eyncourt, Хезерингтон (или д’Энкур) уменьшал размеры машины с 27 м до 15 м, а затем до 11 м, при этом диаметр колес также уменьшался с 12 м до 4,5 м. Таким образом, вся конструкция - трехколесная сочлененная боевая машина с полным приводом и одним 102-мм орудием, крепившимся в корпусе – теперь имела массу 20 т. (Рис.5)
Рис.5 – Вверху, вероятно, проект шасси
машины Pedrial Big Wheel,
февраль-март 1915г.
Внизу возможный вариант боевой машины на таком шасси. В данном случае машина имеет полное бронирование, вооружение составляет около 12 пулеметов и, очевидно, два орудия среднего или малого калибра, которые вынесены в спонсоны. Рисунок современника.
В разработке новой машины участие принимал и Диплок (руководил фирмой Pedrail Transport Ltd.,), имевший связи с Суэтером. Диплок таже был привлечен к непосредственной разработке проекта другой боевой машины - моногусеничного Pedrial Landship («Сухопутный корабль Педрэйл») – считается, что это есть развитие идеи «самоходного пехотного щита».
4 марта 1915г. в Landships
поступи эскизы Pedrial Big Wheel и Pedrial Landship Mk I. 20 марта оба проекта показали Черчиллю. Первый лорд
адмиралтейства, следуя своей установке, что лучше пробовать нечто, чем все
подряд отвергать, одобрил оба pedrial
проекта. Правда, при последующем обсуждении с адмиралом Джоном Фишером,
последний не оставил камня на камне от проекта Pedrial Big Wheel. Тем не менее, 26 марта было принято решение
заказать сразу 6 штук Pedrial Big Wheel и 12 единиц Pedrial Landship Mk I. На программу строительства лэндшипов
Черчилль выделил
Первоначально заказ на оба изделия, вроде бы, разместили на фирме Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co. Однако вскоре Metropolitan отказалась от строительства Pedrial Big Wheel, сославшись на загруженность, и выполнение Pedrial Big Wheel передали фирме William Foster & Co. в Линкольне.
В начале апреля на Metropolitan Carrige началась постройка первого Pedrial Landship Mk I, а на Foster полноразмерного деревянного макета Pedrial Big Wheel (Рис.6).
Рис.6 – Постройка полноразмерного макета Pedrial Big Wheel на фирме William Foster & Co. в Линкольне, апрель 1915г.
Однако вскоре работы по Pedrial Big Wheel застопорились. С одной стороны, в апреле в Landships Committee возобладало мнение, что лэндшипы должны иметь на борту десант (ок. 50 человек) - понятно, что конструкция Pedrial Big Wheel едва ли годится для таких целей. С другой стороны, возникли трудности технического характера, и проект Big Wheel к июню 1915г. заглох сам собой.