Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A

 

 

Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A

Британия

Средний по массе легкий кавалерийский танк

масса

14,225 т

вооружение

4 пулемета

экипаж

3-4 чел.

Мощность силовой установки

90 л.с.

проект

август-сентябрь 1917г., Tritton

выпускался

1917 – октябрь1918гг., "William Foster & Co", «Северо-Британские паровозостроительные заводы»

Выпущено 200 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Побочные всходы

 

 

     В феврале-марте 1917г. Триттон демонстрировал свою новинку – боевую бронированную вездеходную вооруженною машину более легкую и более дешевую, как уверял автор, чем танки ромбоидной конструкции. (Рис.1)

 

 

Рис.1 – Первый вариант легкого танка Триттона - Chaser/Trittons Tank №2.

 

     В июне 1917г. последовал официальный заказ на 200 легких танков Триттона. Производство машины Chaser/Trittons Tank №2 сразу столкнулось с технологическими сложностями – затруднение вызывала вращающаяся башня. Поэтому пришлось переделывать проект. Обновленный вариант легкого танка Триттона получил обозначение Whippet (Рис.2) - Whippet это порода гончей, выведенная на основе английской борзой и известная замечательно быстрым бегом.

 

 

Рис.2 – Проекции и компоновка танка Уиппет.

 

От башни вообще отказались, выполнив в корме неподвижную рубку (Рис.3) с 4-мя 7,7-мм пулеметами Hotchkiss MkI* (создан на основе ручного пулемета, принят в июне 1917г., как стандартный танковый; питание от жесткой ленты на 30 патронов, воздушное охлаждение ствола, боевая скорострельность до 150 выстр/мин, имелись оптические пулеметные прицелы).

 

Рис.3 – Мк А "Whippet" (вид рубки справа).

 

Пулеметы размещались по периметру рубки. В зависимости от обстановки, пулеметы могли переставляться из одной установки в другую. Снаряженные жесткие патронные ленты (полосы) укладывались в стеллажах на полу рубки (боекомплект до 3000 патронов).

В рубке же устраивалось и управление машиной. Средства связи отсутствовали. Экипаж машины возрос до 4-х членов: командир, водитель, два пулеметчика. (Рис.4)

 

Рис.4 – «Развернутая» компоновка танка Whippet.

 

Командир стоял слева от водителя в выступающей нише с лобовым пулеметом. (Рис.5)

 

Рис.5 – Интерьер рубки.

 

    Водитель размещался на сиденье справа. Водитель действовал рулевым колесом, регулировавшим положение заслонок дросселей, педалями правого и левого сцеплений, двумя рычагами бортовых тормозов, двумя рычагами коробок передач, рычагом блокировки. (Рис.6)

 

 

 

Рис.6 – Органы управления танком Уиппет.

 

     У задней стенки рубки находился пулеметчик, обслуживавший правый или кормовой пулемет. На практике из-за тесноты в рубке от второго пулеметчика (который должен был стрелять из левого пулемета) отказывались, его работу выполнял командир.

 Пол рубки образовывал деревянный настил. Для вентиляции и наблюдения командира служил люк в крыше с откидной вперед крышкой. Посадка и высадка производилась через кормовую одностворчатую дверь с шаровой установкой под пулемет (Рис.7).

 

Рис.7 – Вид быстроходного танка Уиппета с кормы. Хорошо видна кормовая дверь.

 

     Для стрельбы из револьверов экипажа служили отверстия с бронезаслонками. Сзади по бортам рубки над гусеницами крепились ящики ЗИП. Оптимальное место для крепления дополнительных канистр с бензином было на корме под прикрытием «ступеньки» корпуса между выступами ходовой части.

Корпус собирался клепкой и болтами на полосах и уголках из плоских бронелистов толщиной от 14 до 5 мм. Защищенность лобовой части рубки несколько повышалась установкой бронелистов под углами наклона в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Гусеничный ход с жесткой подвеской собирался на бронированных рамах по бортам корпуса. В наружной стенке рамы гусеничного хода делались большие отгибы внутрь – через образовавшиеся окна сбрасывалась грязь с верхней ветви гусеницы.

Машина имела 6080 мм длины, 2620 мм ширины, 2750 мм высоты. Масса 14225 кг. Бронирование: лоб и надстройка 14 мм, борт корпуса 13 мм, крыша и днище 5-6 мм. Танк развивал скорость до 13 км/ч. Запас хода по шоссе заявлялся в 130 км.

Машина имела несколько официальных названий – и Light Tank Mk A, и Medium Tank Mk A. По одним сведениям, танк Whippet пошёл в серию в октябре 1917г., по другим - в декабре того же года. (Рис.8)

 

Рис.8 - Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A.

 

Mk A стал первым британским средним по массе, а также первым в истории «маневренным» танком.

Машину строили на William Foster & Co. (Рис.9) и «Северо-Британских паровозостроительных заводах».

 

Рис.9– Mk A в цеху William Foster & Co.

 

     Броню поставляла компания Beardmor.

Первые два танка были зачислены в F Battalion of the Tank Corps (позже 6-ой тб) 14 декабря 1917г. (Рис.10)

 

 

Рис.10 – Британские офицеры знакомятся с новинкой.

 

 Тогда же в декабре заказ был увеличен с 200 до 385, но позже это было отменено в пользу выпуска новых средних танков (по другим сведениям, заказ до 350 машин поступал в июне 1917-го). Последний Mk A Whippet был построен на William Foster & Co. 5 октября 1918г., всего было построено 200 машин.

В марте 1918г. TC (Танковый корпус - с июля 1917г.) получил первые 50 Whippet. Мк А начали службу 26 марта 1918 года. Первоначально танки МkА "Whippet" (Рис.11) включались в качестве дополнительных подразделений ("X-companies", т.е. «Х-роты») в линейные танковые батальоны.

 

Рис.11 - Средний танк Мk.А. "Whippet".

 

Вообще, британцы планировали оснастить танками Whippet пять танковых батальонов по 36 машин в каждом, но из-за высоких потерь Танкового Корпуса от этих планов пришлось отказаться. К августу 1918г. в составе 3-ей танковой бригады сформировали два батальона танков Whippet (С или 3 тб (Рис.268) и F или 6 тб) по 48 машин в каждом, всего 96 штук. (Рис.12)

 

Рис.12 - Mk A из 3-го танкового батальона по дороге на передовую, 1918 год.

 

Массовое применение танков Whippet имело место 8-10 августа 1918г. Два батальона Whippet (96 шт.), наряду с танками Mark IV, Mark V и Mark V*, приняли участие в наступлении на Амьен, совершив нечто похожее на оперативный прорыв. Считается, что глубина прорыва достигала 11-15 км.

Хотя в целом, танки и кавалерия не смогли решить задачу преследования противника и развить тактический успех в оперативный, генерал Раулинсон в своем приказе счел нужным подчеркнуть: «Выпавшая на долю танков и Уиппетов роль в бою 8 августа была исполнена ими во всех отношениях прекрасно». Любопытно, что британский генерал отделил Уиппеты от танков, очевидно, воспринимая эти машины, отличавшиеся от привычной «угрюмой» медлительности тяжелых «tanks», как самостоятельный тип боевой машины. Локальные неглубокие «рейды» относительно скоростных машин «Уиппет» вдохновили группу офицеров Танкового корпуса во главе с начальником его штаба полковником Фуллером на разработку тактики «крейсирующих» танков, которую они активно отстаивали в конце войны и в послевоенное время.

Следующий эпизод массового применения танков   Mk А «Уиппет» имел место 21 августа. 2 батальона средних Mk А совместно с 4-мя батальонами тяжелых танков действовали в сражении у Бапом. (Рис.13)

 

Рис.13 – Танки Whippet и ромбы совместно атакуют, 1918г.

 

     Танки Mk A Whippet активно действовали вплоть до ноября 1918г., последний эпизод их боевого применения, очевидно, выпадает на 5 ноября, когда 8 танков Mk А «Уиппет» поддержали атаку гвардии у леса Мормаль. 

К окончанию WWI в строю, возможно, находилось не менее 71 танка Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A.

     В литературе можно встретить сведения о 40 Уиппетах, сохранившихся после WWI. 16 машин Уиппет (17-ой танковой роты, 6 тб Танкового корпуса) были отправлены в Ирландию, где в январе 1919г. вспыхнула англо-ирландская война (январь 1919г. – июнь 1922г.). Один танк в 1919г. посетил Канаду. Британское правительство было согласно продать 8 танков Whippet по цене в £5000 за штуку местной администрации, но сделка не состоялась. Еще одна машина в 1919-1920гг. была отправлена в Южно-Африканский Союз. Машина нашла применение во время восстания Рэнда (Rand Rebellion, вооруженная забастовка шахтеров) 1922 года. На вооружении Южно-Африканских сил обороны (South African Defence Force, SADF) танк находился, предположительно до середины или конца 1920-х годов. Прочие машины Whippet Mk A, находившиеся в составе Танкового корпуса, вскоре после войны были заменены ромбовидными средними танками. Очевидно, сохранившиеся танки Whippet Mk A были утилизированы в 1924-1925гг.

Оценка Whippet.

Вероятно, Триттон при создании новой машины хотел исправить некоторые конструктивные недостатки первых ромбов. Так, например, подача бензина в карбюраторы осуществлялась по системе «вакуум», тогда как у тяжелых ромбов горючее поступало к двигателю самотеком. Но топливный бак размещался в бронированным коробе на носу корпуса. С одной стороны, запас горючего вроде бы максимально удалялся от экипажа, но, с другой стороны, танк становился весьма уязвимым – в случае попадания в бензобак, нередко происходило воспламенение.

 Поскольку перед маневренными танками ставили задачи, подразумевавшие преодоление больших расстояний, то экипажи старались запастись дополнительным горючим. (Рис.14)

 

Рис.14 – Передислокация танков Whippet к «горячему» участку.

 

Внештатные канистры с бензином крепились, как правило (впрочем, в нарушении инструкции), на крыше рубки, что делало танки в бою чрезвычайно пожароопасными (Рис.15).

 

Рис.15 – Танки Whippet с дополнительным снаряжением на крыше.

 

Дугообразный нижний обвод гусеницы, как и на тяжелых танках, должен был уменьшить сопротивление движению и повороту при жесткой подвеске. Но в результате машину сильно раскачивало.

Весьма неудобной выглядела компоновка рубки. Ниша командира и крыша длинного моторного отделения сильно ограничивали обзор водителю (Рис.16).

 

Рис.16 - Вид быстроходного танка Уиппет спереди. Хорошо видна выступающая вперед часть рубки слева от места водителя - ниша командира с шаровой установкой под пулемет.

 

В тесной рубке жара и загазованность чувствовались даже сильнее, чем в ромбах. Выхлопные трубы с глушителем выводились наружу по бортам моторного отделения назад к рубке и, хотя отклонялись в стороны, способствовали загазованности рубки. Угорания экипажей на Whippet происходили чаще, чем в ромбах. Случалось, что в бою, чтобы не потерять сознание экипажи дышали через фильтрующие патроны противогазов. Рулевое колесо и рукоятки пулеметов обжигали танкистам руки.

Управление Whippet было очень непростым делом. Водители этих машин считались в Танковом корпусе виртуозами. Танк имел два мотора (Рис.17) и две коробки передач - фактически приходилось управлять двумя машинами сразу.

 

Рис.17 – Под капотом Whippet, видны оба двигателя.

 

При выходе из строя одного двигателя, танк не мог далее продолжать движение - становился неуправляемым. Водитель должен был иметь хороший навык, чтобы умело маневрировать. Для совершения разворота большого радиуса водителю требовалось сбросить газ одного из двигателей, а на другом, наоборот, приоткрыть заслонку дросселя, т.е. разворот осуществлялся за счет разности числа оборотов двигателей. Для поворота с малым радиусом водитель выключал, переключал одну передачу или тормозил одну гусеницу. Также для осуществления поворота можно было комбинировать оба способа.

Даже при таком неудобстве в управлении один из водителей «Уиппет» ухитрился вести бой в одиночку – заблокировав поперечные валы, он продолжал движение и стрелял из пулеметов.

Не оправдались расчеты на относительную дешевизну машины - Уиппеты оказались даже более дорогими и сложными в производстве и эксплуатации (Рис.18), чем ромбы.

 

https://sun9-39.userapi.com/c824503/v824503311/16fbae/CvaFiH59yZI.jpg

Рис.18– Гигиена для танка – не последнее дело.

Особенно тщательно промывают ходовую часть.

 

Несмотря на увеличение скорости по шоссе до 14 км/ч, подвеска оставалась жесткой. Из-за этого скорость танка Мк.А. на пересеченной местности составляла всего 8,5 км/ч. (Рис.19)

 

Рис.19 – Танк Whippet с натугой преодолевает склон.

 

Однако присутствовали и положительные моменты.

Действия Whippet настолько отличались от медлительных ромбов, что их восприняли не как «танк», а как некий самостоятельный тип боевой машины. Действительно, при средней скорости 8,5 км/ч эти машины могли непрерывно находиться в движении до 10 часов, преодолевая, таким образом, 85 км за раз. Для сравнения, такие же показатели тяжелых танков составляли соответственно: средняя скорость 5-6 км/ч (по шоссе), 4-5 часов непрерывной работы и дистанция продвижения за раз 20 км. Танкисты «борзых» хвастали, что способны, по крайней мере, своим ходом вернуться из боя.

Whippet на службе немцев.

Британские источники считают, что немцы захватили не менее 15-ти Уиппетов (Рис.20), два из которых были в рабочем состоянии (- или немцы смогли привести их в рабочее состояние).

 

Рис.20 – Предположительно, захваченные немцами Уиппеты.

 

 Русскоязычные авторы утверждают, что еще две машины немцам удалось отремонтировать и вновь ввести в эксплуатацию. Все машины, немцы дали им обозначение Beutepanzer А (Рис.21), были зачислены в «штурмовые отделения», но в боях никогда не участвовали.

 

https://sun9-28.userapi.com/c840720/v840720354/7d8f0/gPZdrd-K59Y.jpg

Рис.21 - Beutepanzer А, 1918г.

 

Правда, Гудериан приводит описание боя, имевшего место в середине октября 1918г., когда немцы в контратаке, якобы, применили сразу 10 Уиппетов. Большинство же источников сообщают, что немцы на трофейных Mk A только обучали танковые экипажи и отрабатывали тактику борьбы с бронетехникой.

Один или два танка Уипппет принимали участие в событиях немецкой революции 1918-1919гг.

 Whippet в Японии.

Есть сведения, что 6 штук Whippet Mk A в 1919г. были доставлены в Японию (Рис.22), где эксплуатировались в учебном подразделении до начала 1930-х.

 

Рис.22 – Танки Mk.A «Уиппет» Императорской армии Японии, 1920-е годы.

 

Whippet в России.

После WWI танки Whippet повоевали в России.

17 танков Whippet Mk A были отправлены в поддержку белых (Вооруженным силам Юга России (ВСЮР)), бившихся против Советской России. 22 марта 1919г. в Новороссийск прибыли первые 6 танков Mk A Whippet (Рис.23) (в компании 6 тяжелых Mk V).

 

Рис.23 – Танки Mk A Whippet, поставленные Добровольческой армии, 1919г.

 

По крайней мере, на одном «Уиппет» - «Сибиряк» (в русской армии танки сохраняли английскую нумерацию, но получали новые имена) в лобовом элементе пулемет заменили 37-мм пушкой «Гочкис» (Puteaux) (Рис.24) - танк был вооружен пушкой «Гочкис», находясь в составе ВСЮР или перед отправкой в Россию из Великобритании.  

 

Рис.24 – Советский Whippet с 37мм пушкой Puteaux.

 

Все 17 машин этого типа в 1919-1920гг. оказались в руках советской армии (РККА). В СССР танки получили название «Тейлор» (по названию двигателей, установленных на машинах), но британские источники любезно поправляют, что это есть ошибочный перевод, правильно следует употреблять «Тайлор». 12 танков Mk A находились на вооружении РККА до начала 1930-х годов. Конструкция ходовой части Whippet была заимствована при проектировании первых советских средних танков типа ГУВП в 1925г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru