Pedrial Landship Mk I

 

 

Pedrial Landship Mk I

Британия

Танк-транспортер

масса

25-28 т

вооружение

12-фунтовое орудие

экипаж

8 чел. + 20 чел. десанта

мощность силовой установки

92/200 л.с.

проект

1915г. февраль-март

опытное шасси строилось летом 1915г., Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co., Stothert & Pitt Ltd.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Первые танки

 

 

20 февраля 1915г. при Адмиралтействе был создан «Комитет по сухопутным кораблям» (The Landships Committee). Деятельность The Landships Committee поручили курировать Военно-морской авиационной службе (Royal Naval Air Service, сокр. RNAS – руководитель Sir Murray Fraser Sueter), а главой комитета был назначен директор Управления морского строительства Юстас Теннисон д’Энкур. Первоначально в состав комитета включили только двух человек: майора службы морской авиации британского Адмиралтейства (RNAS) Т.Хезерингтона (T.G. Hetherington) и полковника Морской бригады (Naval Brigade) Wilfred Dumble.

Dumble офицер запаса Royal Engineer, до войны был менеджером London Omnibus Co. С началом WWI, его как специалиста по перевозкам призвали на службу для организации транспортировки Naval Brigade в Антверпен, кроме того Dumble являлся адъютантом полковника Кромптона (R.E.B. Crompton), который самостоятельно пытался развивать тему машин вездеходов для нужд армии.

Впервые Комитет по сухопутным кораблям собрался 22 февраля 1915г. На первом заседании под председательством Eustace Tennyson dEyncourt присутствовали: Hetherington, Wilfred Dumble.

Dumble рекомендует Кромптона в качестве эксперта по тяжелой тяге. И Кромптона также вводят в Комитет, доверяя ему в качестве технического консультанта курировать разработку машин на гусеничной тяге. Помогать Кромптону вызвался энергичный лейтенант (в штатской жизни – банкир) Альберт Стэрн (Albert Gerald Stern).

Поначалу в Landships Committee не существовало единого мнения, какой должна быть новая боевая машина - практически каждый член Комитета имел собственный взгляд на предмет и прилагал максимум усилий для его реализации. Основными конкурирующими идеями выступили проект высококолесной вооруженной машины Хезерингтона и моногусеничной боевой машины Суэтера-Диплока.

 

В разработке моногусеничной боевой машины - моногусеничного Pedrial Landship («Сухопутный корабль Педрэйл») – был привлечен Диплок (руководил фирмой Pedrail Transport Ltd.,), имевший связи с Суэтером.

Диплок решил соединить тандемом два одногусеничных шасси. На каждое шасси устанавливали бронекорпус с противопульным бронированием. Между секциями устанавливалась поворотная башня (- скорее, рубка). Общая длина машины при этом доходила до 22-23 метров. Каждая из секций шасси оснащалась 46-сильным бензиновым двигателем Rolls-Royce. По замыслу Диплока, в совокупности, эти два показателя позволили бы улучшить проходимость машины по изрытой воронками и траншеями местности. Расчетный радиус разворота, который осуществлялся за счет поворота платформ относительно друг друга, составлял примерно 65 футов (19,81 м). Компоновка боевой машины, получившей индексацию Pedrial Landship Mk I (Рис.1) соответствовала представлениям того времени.

 

Рис.1 – Проект боевой машины на сдвоенном моногусеничном рedrail шасси Pedrial Landship Mk I, февраль 1915г.

 

     Место водителя находилось в центре боевой машины в надстройке, которая была поднята на высоту 3 футов 3 дюймов (0,99 м) над остальным корпусом, полная высота которого составляла 7 футов 3 дюйма (2,20 м). Экипаж должен был состоять из восьми человек, включая водителя. В качестве основного вооружения предлагалась одна 12-фунтовая пушка. Проектный боевой вес оценивался в 25 тонн (что соответствовало грузоподъёмности большинства мостов того времени) при удельном давлении на грунт порядка 12 фунтов (5,44 кг) на квадратный сантиметр. Корпус симметричной формы ставился на специальную раму, охватывавшую обе секции шасси. Для более успешного преодоления препятствий (которыми могли бы быть только неглубокие рвы и траншеи) нижние бронелисты спереди и сзади устанавливались под большим углом наклона.

Предварительные чертежи и расчеты были готовы к 28 февраля 1915 года, после чего проект взял «под своё крыло» полковник Кромптон (R.E.B.Crompton), недавно назначенный одним из членов Landships Committee (LС или LSC), где он являлся специалистом по гусеничной тяге. Официально о наличии проекта было объявлено 1 марта 1915 года.

4 марта 1915г. в Landships поступи эскизы Pedrial Big Wheel и Pedrial Landship Mk I. 20 марта оба проекта показали Черчиллю. Первый лорд адмиралтейства, следуя своей установке, что лучше пробовать нечто, чем все подряд отвергать, одобрил оба pedrial проекта. Правда, при последующем обсуждении с адмиралом Джоном Фишером, последний не оставил камня на камне от проекта Pedrial Big Wheel. Тем не менее, 26 марта было принято решение заказать сразу 6 штук Pedrial Big Wheel и 12 единиц Pedrial Landship Mk I. На программу строительства лэндшипов Черчилль выделил 70 000 фунтов стерлингов (- по другой версии, 70 000 фунтов стерлингов стоимость только одного Pedrial Big Wheel).

Первоначально заказ на оба изделия, вроде бы, разместили на фирме Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co. Однако вскоре Metropolitan отказалась от строительства Pedrial Big Wheel, сославшись на загруженность, и выполнение Pedrial Big Wheel передали фирме William Foster & Co. в Линкольне.

В начале апреля на Metropolitan Carrige началась постройка первого Pedrial Landship Mk I. В апреле в связи с пересмотром тактических требований (в апреле в Landships Committee возобладало мнение, что лэндшипы должны иметь на борту десант - ок. 50 человек) заказ на эти машины сократили до 1 опытного образца. Весной 1915г. на Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co. собрали несколько узлов и агрегатов Pedrial Landship Mk I (преимущественно элементы моногусеничной ходовой), однако к лету (- очевидно, в мае) Комитет по сухопутным кораблям окончательно отказался от уже начатой постройки машины, но тему продолжили в Департаменте Траншейной Войны военного министерства (Trench Warfare at MoM), причем теперь самоходную моногусеничную конструкцию предполагалось приспособить под огнемет с запасом горючего вещества на 12 000 галлонов.

Летом опытный образец Pedrial Landship Mk I все же был построен. Достройку машины провела фирма Stothert & Pitt Ltd., которая использовала уже готовый задел узлов и агрегатов, доставшихся от предшественника - Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co. Фирма Вильяма Ароль поставила рамы, а фирма Rolls-Royce, выполняя условия контракта, поставила два 100-сильных мотора Астора (- ранее речь шла о 46-ти сильных двигателях). По требованию Департамента Траншейной Войны машину предстояло оснастить огнеметом, что поднимало массу до 32 тонн. Однако фактически была изготовлена только сцепка из двух небронированных шасси, соединенных общей рамой (Рис.2).

 

Рис.2 – Сдвоенное шасси боевой моногусеничной рedrail машины, лето 1915г.

 

     Размеры машины: 10 футов высоты, 14 футов 6 дюймов ширины и 36 футов длины.

Осенью 1915г. начались испытания слегка переработанного опытного образца Pedrial Landship. Для облегчения преодоления препятствий спереди и сзади были установлены нижние барабаны, но это не спасло положения. По сути, это была экспериментальная платформа с передним постом управления, очень опосредованно относившаяся к боевой машине. В процессе испытаний на неё было установлено некое подобие корпуса, закрытого тентом, под которым могло свободно разместиться человек 20 (Рис.3).

 

   

Рис.3 – Опытное шасси Pedrial Landship на испытаниях, осень 1915г.

 

    Машина развила скорость до 15 миль/час, но вот поворачивать конструкция практически не могла.

Моногусеничная идея Диплока окончательно зашла в тупик и была отвергнута. Опытный образец шасси Pedrial Landship передали в Бовингтон, где он был больше известен под названием “Porton Tractor”. Свою карьеру он закончил на свалке, куда машину отправили в 1923 году и в скором времени разобрали на металл.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru