Medium Tank Mk B
Medium Tank Mk B
Британия
Средний по массе
маневренный танк
масса |
18 т |
вооружение |
5 пулеметов |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
100 л.с. |
проект |
осень 1917г.- июль 1918г. |
выпускался |
сентябрь 1918 – февраль/март 1919гг., Metropolitan Carriage Wagon and
Finance Company (M.C.W. & F. Co.), North British Locomotive Co. (N.B.L.
Co.), Coventry Ordnance Works (C.O.W.) 102 шт. |
Основная
статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
Принятие на вооружение в 1917 году среднего кавалерийского танка Mk.A “Whippet”, обладавшего лучшей подвижностью и скоростными качествами, теоретически, позволяло британским танковым подразделениям действовать более оперативно. Однако новая машина, построенная под руководством Триттона, имела множество недостатков. Танку явно не хватало мощности двигателей, управление им было под силу только очень опытному водителю. Жесткая система подвески ходовой части ограничивала скоростные характеристики и не слишком радовала танкистов, и без того лишенных каких-либо удобств в тесной боевой рубке. Техническое несовершенство среднего кавалерийского танка Mk A Уиппет заставило в экстренном порядке разработать новые типы средних маневренных машин.
Почти параллельно в Британии разрабатывалось сразу три проекта нового среднего маневренного танка: Mk B, Mk C и Mk D. Два из них Mk B и Mk C являли собой ромбовидные конструкции массой 18-20 т, с кормовым расположением силовой установки и доминирующей над корпусом боевой рубкой. Проект Mk D развивался, отталкиваясь от конструкции Mk А Уиппет.
В июле 1917г. коллега-соперник Триттона инженер-лейтенант Уолтер Г.Уилсон (W.G. Wilson) предложил новую концепцию конструкции среднего маневренного танка. По его мнению, средний танк должен был обладать скоростными качествами Mk A, а проходимостью по местности как у ромбовидных танков. Ставились также задачи увеличить запас хода и упростить управление.
Осенью 1917г. деревянный макет танка Medium Tank Mk B был продемонстрирован Уилсоном военным специалистам. Любопытно, что серийным обозначением этой машины должно было стать Mk В “Whippet”. Вероятно, таким образом британцы стремились подчеркнуть некую преемственность с Mk А “Whippet”.
Дизайн танка вызвал одобрение, но практически не имел ничего общего с Mk А “Whippet”. Внешне танк Mk B достаточно сильно напоминал Mk V, но имел меньшие геометрические размеры. (Рис.1, Рис.2)
Рис.1 - Light Tank Mk A,
Whippet/ Medium Tank Mk A.
Рис.2 – Боковая проекция Medium Tank Mk B.
Опытный образец Mk B был закончен на Metropolitan Carriage Wagon and
Finance Company of Birmingham в сентябре 1918 года. (Рис.3)
Рис.3
– Первый Mk B и его создатели: «Майор Уилсон
находится в центре с тростью, а справа от него с трубкой и руками в карманах —
известный конструктор двигателей Гарри Рикардо».
Масса танка 18 т; длина 6,92 м; ширина 2,86 м; высота 2,6 м (или 2,5 м). Толщина брони варьировала от 14 мм (корпус, надстройка) до 6 мм (крыша, днище). Гусеничный движитель был выполнен с охватом гусеницами корпуса по типу ромбовидных тяжелых танков. По сравнению с Mk A компоновка корпуса и размещение экипажа выглядели более рациональными. (Рис.4)
Рис.4 – Компоновка Mk B.
Четыре члена экипажа (командир, водитель и два пулеметчика) помещались в едином боевом отделении. Место водителя определяется спереди по центру надстройки. (Рис.5).
Рис.5 – Mk B, спереди по центру надстройки хорошо виден люк водителя.
Вооружение пять-семь 7,7-мм танковых пулеметов Hotchkiss Mk.I. Надстройка имела пять точек для пулеметных установок (две по бортам, две впереди и одна на корме), а в боковых дверях – миниатюрных спонсонах монтировалось ещё два пулемета. Впрочем, вариант с пулеметами в спонсонах считался «перегрузочным», на практике от них отказались, когда стало ясно, что грязь, падающая с гусениц, сделает их совершенно бесполезными. Боекомплект составлял 7500 патронов.
Судя по компоновке, Уилсон сместил силовую установку к корме ромбовидной конструкции. Двигатель был отделен от обитаемого отсека стальной переборкой, защищающей экипаж от большей части тепла и паров, а также от возможных возгораний двигателя. Переборка была снабжена двумя небольшими дверцами, которые вели в тесное пространство для работы с двигателем.
Позади
обитаемого отделения – в кормовой части корпуса - устанавливался 4-цилиндровый
двигатель Ricardo в 100 л.с.
при 1200 об/мин. (по сути, это был уменьшенный на два цилиндра 150-сильный
мотор Рикардо, заказы на этот двигатель в августе 19197г. были разместили на
фирме Messrs. Mirlees, Bickerton, and Day Ltd.) и
планетарная трансмиссия Уилсона. В составе трансмиссии использовалась
4-скоростная коробка переключения передач (4 скорости вперед и 1 назад), с
планетарным механизмом поворота и конечной цепной передачей непосредственно на
ведущую звездочку. Рядом с мотором и агрегатами трансмиссии размещалось два
топливных бака, вмещавших
Ходовая часть
на 22 опорных катках/роликах малого диаметра на борт, элементы подвески
отсутствовали. Гусеница уширена до
Машину не предполагалось радиофицировать, но она оснащалась семафорной системой внешней связи. (Рис.6)
Рис.6 - Mk B со штатной семафорной системой внешней связи.
Пишут, что на Mk B впервые была запланирована установка прибора постановки дымовых завес, который монтировался вдоль выхлопной трубы на крыше корпуса (на деле реализовано не было).
Танк развивал
скорость до
Рис.7 - На испытаниях на полигоне в Доллис-Хилл, Лондон. На заднем плане можно заметить корпус самоходной артиллерийской установки, плавающий экспериментальный танк (возможно, Mark IX) и крановую машину.
Прорабатывался также вариант оснащения танка 2-фунтовой (40-мм) пушкой (впрочем, некоторые пишут о 6-ти фунтовой (57-мм) пушке), которую планировалось установить в увеличенной по размерам надстройке корпуса. Тем не менее, к марту 1918 году Уилсон отказался от постройки этой модификации в пользу чисто пулеметного варианта.
Не дожидаясь постройки прототипа, в середине 1918г. британское военное ведомство заказало постройку 450 средних танков Mk B, а в скором времени эту цифру увеличили до 700 единиц – по другим сведениям, до 650 машин.
Заказы были размещены у трех производителей: Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company (M.C.W. & F. Co.) из Бирмингема, которая получила контракт на 100 машин, и North British Locomotive Co. (N.B.L. Co.) из Глазго и Coventry Ordnance Works в Ковентри (C.O.W.) получили контракты примерно на 100 машин каждая. Четвертая фирма, Patent Shaft and Axletree (P.S. & A.) из Веднесбери, также получила контракт, но он был аннулирован до начала производства танков.
Несмотря на быстрое развертывание серийного производства (с сентября 1918г.), ни один из Mk B принять участия в 1-й Мировой войне не успел. К моменту перемирия в ноябре 1918 года было фактически завершено только 45 танков, а оставшиеся заказанные танки были аннулированы. Другие источники утверждают, что «45» был номером, находящимся на вооружении, и что на самом деле было построено 102 танка, а остальные 57 ожидали принятия армией. Еще один источник утверждает, что к моменту перемирия было завершено, доставлено и испытано всего 23 машины, а после этого было завершено еще 79, из которых 22 были приняты на вооружение (всего 45), а остальные (57) были отправлены на слом. В любом случае, количество произведенных и принятых на вооружение армией машин по-прежнему составляет 102 машины. Таким образом, всего за 1918г. – начало 1919 г. успели собрать 102 танка. (Рис.8)
Рис.8 – Вверху – сборка танков на the North British Locomotive Company, Springburn,
Glasgow. В середине – только что
построенный на Metropolitan Carriage Wagon and
Finance Company (MCW & F Co.) танк Mark B. Внизу – строй готовых Mark
B.
Хотя Mk B выглядел прогрессивнее своего предшественника - Mk А – танк отличался существенными проблемами. К основным недостаткам Mk B, сильно влиявшим на их боевые качества, относились: достаточно тесная надстройка корпуса, затрудненный доступ из надстройки к машинному отделению. Переборка между мотором и боевым отделением была снабжена двумя небольшими дверцами, которые вели в тесное пространство для работы с двигателем, но доступ через небольшие раздвижные дверцы был чрезвычайно узким. Настолько узким и трудным, что, по словам генерала Дункана (General Duncan), работа по обслуживанию этого двигателя «подходила только для акробатического карлика». Когда это удавалось сделать, фактическое обслуживание, как сообщается, также занимало в три раза больше времени, чем у других танков. Оказалась очень ненадежной комбинация двигателя Ricardo мощностью 100 л. с. и 4-ступенчатой планетарной трансмиссии Wilson. Командир танка не имел собственной башни, что создавало проблемы управления. В жаркое время года танк сильно нагревался внутри.
В Великобритании судьба Mk B оказалась короткой. Армия приняла на вооружение 45 машин, используя их только в метрополии. Единственным подразделением, которое эксплуатировало Mk B «за рубежом», стал 17-й танковый батальон. В 1919 году он был отправлен в Ирландию для подавления мятежа и оставался там до 1922 года, пока эта страна не получила независимость.
Из оставшегося количества - 57 танков находились на складах в ожидании дальнейшей участи. Некоторое количество из них частично разобрали и отправили на артиллерийский полигон для использования в качестве мишеней. Другие были просто разбронированы или разделаны на металл. Официально танки Mk.B оставались на вооружении британской армии до 1925г. (Рис.9)
Один танк был выделен для нужд Королевских
инженеров (Royal Engineers), эксплуатировался ими до 1941г.
Танк Королевских инженеров используется в Крайстчерче в рамках испытаний трубчатого моста Mark III Inglis.
Одни из последних Mk B.
Рис.9 – Галерея танков Mk B.
Более насыщенно сложилась карьера «экспедиционных» танков. В августе 1919 года три средних Mk B (вместе с тремя тяжелыми Mk V) были доставлены в Архангельск. В сентябре-октябре была проведена эвакуация английского экспедиционного корпуса с Севера России. Несмотря на первоначальное разрешение оставить Белой Армии все имеющиеся машины, четыре из них англичане забрали с собой. Помимо одного Mk V в Северной области остался одним Mk B (бортовой номер 1613). 20 февраля 1920 года при приближении красных русские утопили обе машины в Двине. Однако позже обе машины красными были подняты и отремонтированы (Рис.10).
Рис.10 – Советский Mk B до ремонта, 1920г.
В конце 1920 года их отправили в Москву и включили в распоряжение Запасной автоброневой бригады. Интересно, что по советским документам Mk B числился как «танк с мотором Кросслей». Использование этой машины в составе РККА продолжалось вплоть до середины 1920-х гг., при этом единственный советский Mk B нёс весьма оригинальный трехцветный камуфляж (Рис.11).
Рис.11 – Трофейный Mk B на службе в РККА, 1921г.
Дальнейшая судьба этого танка остаётся неизвестной, возможно, что танк Мк В использовался в качестве мишени при обучении расчетов противотанковых пушек.
Два танка Mk B, эвакуированные с Севера России на родину не вернулись – британцы приняли решение передать их дружественной Латвии, которая вела трудные оборонительные бои, как против немцев, так и против РККА. В составе латвийской армии они получили названия "Latgalietis" и "Vidzemnieks" и служили вплоть до начала 1930-х гг. (Рис.12)
Рис.12 – Танки Mk B в латвийской армии.