Kupchak landship

 

 

Kupchak landship

Британия

Танк тяжелый по массе

масса

30-40 т

вооружение

75-мм/100-мм орудие

2 пулемета

экипаж

6-8 чел.

проект

1917-1918гг., Kupchak

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Вдогонку за пионерами

 

 

Вскоре после дебюта английских ромбов подданный короны, проживавший в Канаде, некто Ing. Stephen Kupchak (Стефан Купчак) задумал свой вариант landship. Похоже, что изобретатель оттолкнулся от идеи забронировать шасси гусеничного трактора, правда, Купчак разработал собственную гусеничную ходовую. (Рис.1)

 

Рис.1 - Kupchak landship, 1917г.

 

Три небольших опорных катка были связанны с вертикальными пружинами, которые были прикреплены к балке, которая, в свою очередь, крепилась к корпусу транспортного средства. Заднее колесо было ведущее. При этом наблюдатели полагают, что сами элементы подвески заимствованы от тракторов Holt.

На эту основу воздвигался простой коробчатый корпус (стороны корпуса не имели наклона). (Рис.2)

 

Рис.2 – Компоновка Kupchak landship.

 

В передней и центральной части корпуса располагалось боевое отделение. В средней части боевое отделение находилось в едином пространстве с двигателем и механической трансмиссией. В задней части вдоль бортов располагались топливные баки: справа – один большой и слева – два (- или три) меньших. На левой стороне корпуса предусматривалась дверь для экипажа. Сверху корпуса имелась наблюдательная башня, предположительно, для командира. Где должен был помещаться водитель – неизвестно. 

Лобовая часть имела изнутри форму тупого клина для лучшего размещения артиллерийского орудия. Упоминается о 75-мм или даже 100-мм орудии. Снаряды помещались в носу справа от орудия. Машина также вооружалась двумя 7,62-мм или 8-мм пулеметами для защиты от пехоты.

Остается загадкой, какую силовую установку предлагалось использовать для машины, какова должна была быть толщина брони. Считается, что Kupchak landship мог иметь массу в 30-40 метрических тонн при длине 7 метров, ширине 3 метра и высоте 3,5 метра. Предполагаемый экипаж – 6-8 человек.

17.04.1917г. Купчак подал в США заявку на изобретение боевой гусеничной машины «war-automobile» (военный автомобиль). 15.06.1918г. заявитель получил на свое изобретение патент США № 1 253 605.

Незадолго до окончания войны Купчак обратился в военное ведомство Великобритании (British War Office). Он предлагал профинансировать постройку своего «war-automobile». Даже при беглом знакомстве с проектом Купчака англичане, имевшие к тому времени богатый опыт в проектировании, строительстве и применении боевых танков, не могли не заметить архаические изъяны представленной конструкции – лобовое расположение основного вооружения, нависающие части корпуса, неясность с силовой установкой, большая масса. Купчак получил довольно забавный ответ – островные соотечественники просили автора построить свой landship, но от финансирования отказались.

В некоторых англоязычных источниках Kupchak landship именуют как Т15. Вероятно, авторами имеется в виду американская индексация, хотя нет никаких достоверных сведений, что военные США рассматривали проект.

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru