Heavy Tank Mk V
Вариант «самец»
Вариант «самка»
Вариант «композит»
Heavy Tank Mk V
Британия
Тяжелый по массе пехотный танк
масса «самец» «самка» «композит» |
29,47 т 28,45 т 29 т |
вооружение «самец»
«самка» «композит» |
2х57-мм орудия 4 пулемета 6 пулеметов 57-мм орудие 5 пулеметов |
экипаж |
7-8 чел |
мощность силовой установки |
150 л.с. |
проект |
март 1917г. – декабрь 1917г. |
выпускался |
декабрь 1917 - июнь 1918гг., Metropolitan Carriage and Wagon («Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани», завод в Бирмингеме) 400 шт. (200 самцов и 200 самок) некоторое количество самок в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции были переделаны в композиты |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
Анализ результатов использования танков Мk I – Мk IV и ознакомление с производством французских танков убедил У. Уилсона (разработчик Мk I) и председателя Департамента поставок механического вооружения А. Стэрна в необходимости коренной модернизации танков. Первым типом второго поколения ромбов оказался Heavy Tank Mk V.
Heavy Tank Mk V воспринимался современниками как настоящий прорыв в ромбовидном танкостроении. С самого начала применения Мk.I его главной проблемой были двигатель и трансмиссия. Для решения этой проблемы требовалось разработать агрегаты, специально рассчитанные для танка, на чем настаивал Стэрн. После проведенных 3 марта 1917 года в Бирмингеме сравнительных испытаний нескольких танков с различными схемами трансмиссии для дальнейшей доводки выбрали, в том числе, новую разработку Вильсона, представленную на экспериментальном танке Mk.II "Wilson Epicyclic Tank".
По теме перспективного танка высказался и Триттон (соратник Уилсона по разработке первых танков) - в некоторых источниках утверждается, что первый макет нового танка предложил именно он. К 23 июня 1917г. Sir William Tritton на площадке Metropolitan (- странность, что проект Триттона выполнялся на Metropolitan, а не «Фостере», иногда объясняют тем, что Уилсон в тот момент был занят проблемами моторно-трансмиссионной группы и не отвлекался на вопросы дизайна, либо упоминание о Триттоне в данном контексте несколько натянуто) подготовил макет своего Mk V (Рис.1).
Рис.1 – Деревянный макет Mk V «Триттона», 23 июня 1917г.
Официальный показ макета состоялся 13 июля 1917г.
Внешне конструкция Mark V выглядела очень похоже на Марк I. Макет имел усовершенствованные спонсоны с цилиндрическими пулеметными установками, немного удлиненный корпус, большее внутреннее пространство. В некоторых источниках пишут, что Триттон также высказывал мнение о возможности смещения двигателя к корме, создав, таким образом, более удобную внутреннюю обитаемую зону. Возможно, этот макет в определенной степени послужил отправной точкой при создании перспективного англо-американского танка.
Однако в серию пошел вариант Мk V от Вильсона с прежней (Mk I – Mk IV) схемой компоновки танка и вооружения, но содержавший поистине революционную начинку. Масса «самца» - 29,47 т; «самки» - 28,45 т. Габариты машины: длина – 8,5 м; ширина со спонсонами «самец» - 4,19 м, «самка» - 3,26 м; высота – 2,64 м; клиренс – 0,45 м. (Рис.2, Рис.3)
Рис.2 – Общий вид и компоновка танка Мk V, «самец», 1917г.
Рис.3 – Проекции танка Мk V, «самка», 1917г.
Новый танк Вильсона – Мk V, первым в истории получил планетарную коробку передач и специально разработанный танковый двигатель известного инженера-двигателиста Гари Рикардо (Ricardo).
Четырехскоростная планетарная коробка передач значительно упростила процесс управления танком. Вращение от двигателя передавалось карданным валом через дисковое сцепление на 4-скоростную планетарную коробку передач, а от нее через пары конических шестерен – поперечным валам. Шестерня на конце поперечного вала сцеплялась с венцом (планетарной шестерней) одноступенчатого планетарного механизма поворота (ПМП) с внутренним зацеплением или «эпицикла». Водило ПМП соединялось с зубчаткой, приводящей через цепь Галля вал бортовой передачи. Сателлиты и солнечная шестерня ПМП жестко соединялись с тормозными барабанами – при переключении передач ленточным тормозом тормозилась солнечная шестерня, на стоянке – водило с сателлитами. Изменилась и бортовая передача. Трансмиссия обеспечивала скорости; 1-я -1,37 км/ч, 2-я-2,28 км/ч, 3-я-3,96 км/ч, 4-я – 7,0 км/ч, задним ходом – 1,37 км/ч. Поворот танка теперь производился двумя рычагами по бокам от сидения водителя. Органы управления включали также педали тормоза и сцепления, рычаг коробки передач, муфту реверса (Рис.4).
Рис.4 - Органы управления танка Mark V:
1 – педаль, 2,5 – рулевые рычаги, 3 – втулки, 4 – короткое плечо педали, 5,46 – рычаги поворота, 6 – вилка, 7 – поводок, 8,11,18,38-ось, 9-планка, 10-рычаг, 12,13,15,17,34,37, 39,40,42, 43 – тяги, 14,41-коленчатые рычага, 16,19-втулки тормозной ленты, 20-приводной вал, 21 – ведущая шестерня, 22,26 – конические шестерни, 27 – планетарная шестерня (венец), 28, 32-тормозные ленты, 29 – цель Галля, 30, 33-тормозные барабаны, 31-приводная шестерня, 35,44-поводок, 36-крепление тормозной ленты, 45-шарнир, 47-ось рычага.
Теперь управлять танком мог один член экипажа – водитель – что намного повышало эффективность действия танков, их среднюю скорость, маневренность на поле боя, позволяло уменьшить дистанцию между машинами в колонне на марше, уменьшило утомляемость экипажей. По мнению экипажей, управление Mk V было «детской игрой», по сравнению с предшественниками.
Упрощение управления машиной вело к изменяю функций членов экипажа. Командир, освобожденный от помощи водителю, мог сосредоточиться на своей прямой обязанности – руководить боем. Кроме того, вроде бы, отпадала надобность в двух членах экипажа – помощников водителя, отвечавших за бортовые коробки передач, следовательно, численность экипажа должна бы снизиться до 6 человек или, с учетом того, что теперь устанавливался кормовой пулемет – 7 человек. Однако во всех справочниках численность экипажа MkV указывается прежняя, как на машинах Mk I – Mk IV – 8 человек. Командир мог находиться несколько позади водителя, отдавая приказы, как водителю, так и стрелкам в спонсонах. Рядом с водителем помещался стрелок курсового пулемета. В спонсонах помещались пулеметчики и артиллеристы, а позади двигателя механик, который теперь мог вести стрельбу из кормового пулемета. (Рис.5, Рис.6, Рис.7)
Рис.5 - Mk V и экипаж 6 человек.
Рис.6 - Mk V и экипаж 7 человек.
Рис.7 – А здесь – 5 танкистов и собака.
Опыт эксплуатации первых моделей позволил выработать довольно жесткие требования к танковому двигателю: повышение мощности (150 л.с. при тех же габаритах, что у «Даймлер»), уменьшение размеров системы охлаждения, работа в широком диапазоне нагрузок, при любых углах наклона, повышенная прочность, возможность обслуживания в полевых условиях. При этом выдвигалось требование не использовать алюминий или высоколегированные стали, необходимые для авиационных двигателей.
Такой первый в истории танковый двигатель был сконструирован инженером Гарри Рикардо (Рис.8) на основе полученного в процессе эксплуатации первых моделей танков опыта (Рис.9).
Рис.8 - Harry Ralph Ricardo, 1885-1974гг.
Рис.9 – Двигатель Рикардо, 1917г.
Следуя довольно жестким требованиям к «сердцу танка», Рикардо удалось создать сравнительно надежную и неприхотливую конструкцию, несмотря на запрет использовать алюминий или высоколегированные стали.
6-цилиндровый двигатель имел клапанное распределение. Поршень, соединенный с шатуном через трубчатый придаток, двигался внутри втулки, охлаждаемой всасываемым воздухом. Карданный вал с противовесами уравновешивал двигатель, уменьшал вибрацию. Снижен износ поршней и цилиндров, уменьшено образование нагара. Улучшена система смазки. Все это позволило несколько повысить КПД двигателя. Мощность достигла 150 л.с. (112 кВт) при 1250 об/мин., но фактически двигатель мог выдавать 165 л. с. на максимальной скорости (при 1200 об/мин), что допускало 10%-ную перегрузку двигателя в течение коротких периодов времени без повреждения. (Рис.10)
Рис.10 – «Высокий» 6-цилиндровый двигатель Рикардо с длинноходными поршнями внутри танка.
Мотор Рикардо мог работать при острых углах наклона (35 градусов). Моторесурс составлял до 100 часов на низкосортном бензине.
Стерн немедленно заказал 700 таких двигателей у 5 отдельных производителей двигателей для танков, затем заказ был удвоен до 1400 моторов. Двигатели Рикардо производились сразу на нескольких предприятиях, как пишут, в районе Манчестера.
Установленный в корме бензобак теперь был разделен на три отсека – в случае пробоины в одном горючее в других сохранялось, снижалась и пожароопасность. Общий запас горючего – 422 л. (по другим сведениям: «Вместо одного бака на 1,340 литров установили три той же емкости»). Эти меры позволили повысить скорость танка до 8 км/час, а запас хода – до 40 км.
Разъемный картер позволял обслуживать двигатель, не снимая с крепления. Две выхлопные трубы выводились на крышу в глушитель.
Радиатор – трубчатый. Решетки системы охлаждения на Mk V разместили в бортах. Вентилятор перегонял воздух от левого борта через радиатор к правому. Вскоре решетки стали прикрывать броневыми жалюзи или уголками-крышами. Система выхлопа оставалась негерметичной, и, хотя вентиляцию несколько улучшили, внутренний объем танка по-прежнему заполнялся отработанными газами.
Следующим важнейшим улучшением явилось некоторое усиление бронирования машины. Лобовое бронирование достигло 14 мм (встречается указание, что лобовое бронирование Mk V составляло 16 мм).
Увеличили рубку, в ее крыше выполнили прямоугольный люк с откидной крышкой. Кроме того, в корме на крыше смонтировали дополнительную рубку со смотровыми лючками, а позади кормовой рубки имелся широкий люк. (Рис.11)
Рис.11 – Люки на передней и задней рубках.
Эти новшества позволили обеспечить круговое наблюдение из танка, а также улучшить вентиляцию. Смотровые щели снабдили стеклопакетами типа триплекс.
Схема вооружения танка осталась прежней. Артиллерийские орудия снабжались телескопическими прицелами. Стандартным пулеметом стал «танковый» Гочкис - 7,7-мм Hotchkiss MkI*, снабжавшийся прицелом Пальмера. Автоматика пулемета работала за счет отвода пороховых газов, питание – ленточное. Появился кормовой пулемет, предназначенный для круговой обороны на случай осады одиночного танка пехотой противника. Шаровую установку с ним поместили в дверце кормового люка-лаза. Для тех же целей лючки для стрельбы из револьверов выполнили даже в крышке люка рубки.
Изначально танки Мk V строились в привычных вариантах «самец» и «самка». В процессе боевых действий оказалось, что армия испытывает большую нужду в танках, вооруженных пушками. Летом-осенью 1918г. в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции некоторое количество «самок» Мk V переделали. Левый спонсон оставляли пулеметным, а правый монтировали пушечным. Так на свет появился танк Мk V «композит», впрочем, в войсках этот тип насмешливо именовали «гермафродит» (Рис.12).
Рис.12 - Танк Мk V, «композит», 1918г.
Слева – вид спереди, справа – вид сзади.
Впервые «композит» был получен в Центральных мастерских 18 июля 1918г. Известно, что 14 батальон имел 12 «композитов».
Система самовытаскивания на Mk V практически не изменилась - «незарывающаяся» балка: к направляющим на цепях подвешивался призматический брус из тикового дерева длиной 3,6 м с окованными железом концами. (Рис.13)
Рис.13 – Mk V с балками самовытаскивания.
Некоторые авторы отмечают, что благодаря появлению задней рубки, работать с брусом стало безопаснее.
Для улучшения проходимости через широкие траншеи первоначально (еще в мае 1918г.) планировалось переделать часть танков Mk V по схеме «Тэдпол», однако от этой идеи быстро отказались. Вместо этого в сентябре 1918г., когда союзники вовсю готовились к штурму линии «Гинденбурга», в целях преодоления широких рвов на смену фашинам специально разработали некие кубы - "cribs", которые также, как и фашины крепились на направляющих. (Рис.14)
Рис.14 – Танки Mk IV - Mk V с "cribs".
"Сribs" имели наиболее удобную форму для гусениц танков для преодоления широких траншей. За счет того, что "cribs" были полыми, существенно снизилась их масса до 12 центнеров, в то время как масса фашин достигала 30 центнеров.
На Mk V изменили и буксирные приспособления – вместо проушин с пальцем установили шарнирную серьгу.
Вместо сигнальных флажков стали использовать семафор («оптический телеграф») – на крыше за кормовой рубкой крепили стойку с двумя рычагами с красным и белым диском.
На первые 200 танков ставили уширенные гусеницы. При длине опорной поверхности около 1,4 м ее площадь составляла 9380 см2. Уширили и грязеочистители. Потом пришлось использовать запасы старых «узких» траков. Намного повысить ресурс ходовой части не удавалось – гусеницы выходили из строя после 80 км пробега.
Выпуск новой модели тяжелого танка - Mk V планировали начать в августе-сентябре 1917 года, но серийное производство смогли подготовить только в декабре. (Рис.15)
Рис.15 – Демонстрация танков Mk V британским обывателям.
Выпуск танков Mk V осуществляла «Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани». Mk V производился до 8 июня 1918г. Всего было построено 400 танков этой модели (200 «самцов» (Рис.481) и 200 «самок».
На базе Mk V была создана целая линейка тяжелых танков второго поколения.
Новые танки Mk V стали поступать из Англии в войска на континенте в мае 1918г., в среднем по 60 штук в неделю. Из 400 построенных Mk V британская армия получила 381 шт.
Впервые Mk V вышли в бой у Амель (in the Battle of Hamel) 4 июля 1918 года, когда 60 танков обеспечили успех австралийской пехоте. До конца войны Mk V приняли участие в 8 крупных наступлениях и вместе с Мк IV стали основой Танкового корпуса. Вероятно, Mk V можно считать лучшим британским танком Первой мировой войны.
По окончании боевых действий некоторое количество танков Mk V использовались в британском секторе оккупации в окрестностях Кельна.
После войны Mk V оставили на службе, но в 1920г. эти типы признали устаревшими, их стали списывать или предлагать другим странам.
В 1919-1920гг. ограниченное количество Mk V использовались британцами в подавлении беспорядков в Ирландии.
К 1925г. танки Mk V, также, как и другие типы Первой мировой, были сняты с вооружения, и почти все утилизированы. Последний раз применить тяжелые ромбовидные танки времен WWI планировали в 1940г., когда Англия ожидала германского вторжения. К счастью для ветеранов, фюрер германского народа отменил операцию «Зеелев».
Карьера танков Mk V в иностранных армиях.
Танки Mk V во время WWI помимо британской армии поступали на вооружение армий США и, возможно, Франции.
В английском лагере в Бовингтоне подготовили 301-й американский тяжелый батальон. Его укомплектовали танками Mk V* и придали 4 -й британской танковой бригаде. По штату батальон Mk V* должен был иметь на вооружении 36 танков Mk V*. Однако источники указывают, что американцам в 1918г. всего было передано 21 шт. Mk V* и 19 шт. Mk V. (Рис.16)
Рис.16 – Американские Mk V на Западном фронте.
301-й американский батальон действовал на фронте совсем недолго (в сентябре-октябре 1918г.) и не очень успешно. Послевоенная судьба американских Mk V неясна, скорее всего, оставшиеся в строю машины переправили в Америку, но, видимо, скоро сняли с вооружения.
В январе 1918 года французское правительство запросило британское об уступке танков Mk IV - Mk V в обмен на легкие «Рено» (по некоторым сведениям, речь шла о 300! английских машинах). Осенью 1918г. британцы решили передать французам 90 шт. Mk V* в обмен на легкие Renault FT-17. Фактически же французам было передано 77 шт. Mk V*, не исключено, что в это число могло войти несколько танков Mk V. (Рис.17)
Рис.17 – Немецкий солдат рядом с танком, похожим на Mk V, лето 1940г., Суассон.
По окончании WWI ромбы Mk V попали в армии еще нескольких стран.
В 1919г. англичане ввели ограниченный военный контингент в Ирландию для подавления беспорядков. В составе британских сил было и несколько тяжелых Mk V. В ходе столкновений, по крайней мере, один ромб попал в руки повстанцев. На 1930г. один Mk V числился в армии Ирландской Республики.
В 1919г. британцы поставляли танки русским армиям Белого движения. Известно, что в Британии в 1919г. было сформировано три специальных отряда танков для поставки в Россию: на Юг России, на Север и Северо-Запад. В общей сложности в марте-сентябре 1919г. в Россию было доставлено 85 британских танков, из них 65 танков Mk V (Рис.18).
Рис.18 – Тяжелый танк Mk V, Россия, 1919г.
2 танка Mk V англичане по окончании своей миссии на севере России вывезли, а затем передали Латвии. (Рис.19)
Рис.19 - Оба латышских Mk V, в составе танкового полка «технической дивизии», 1920-е. Сняты с вооружения, очевидно, не позже 1930г.
Еще 4 танка Mk V оказались после поражения русской армии Юденича в Эстонии. (Рис.20)
Рис.20 – Эстонские «пятерки».
Эстонцы отвели свои тяжелые ромбы на склад в 1938г. Их уже собирались разбронировать, но включение Эстонии в состав СССР нарушил этот процесс. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году все эстонские танки достались РККА. Во время обороны Таллина в 1941г. советские пытались воспользоваться своими трофеями. Танки были вооружены 7,62-мм пулеметами типа Максим и, судя по фото, по крайней мере, один танк - неким длинноствольным орудием. (Рис.21).
Рис.21 - «Самец» Mk V с неустановленным длинноствольным орудием, подготовленный советскими к боевым действиям, 1941г.
На снимке танк уже в качестве немецкого трофея.
Точные сведения об их боевом применении отсутствуют, но все машины стали немецкими трофеями уже в поврежденном состоянии.
59 русских танков Mk V (все танки, поставленные ВСЮР и 1 «северный») стали трофеями РККА. В СССР танки Mk V получили название «Рикардо» - по названию двигателя. (Рис.22)
Рис.22 – Танк «Рикардо», СССР 1921г.
На советской службе Mk V в боевых целях ограниченно применялись во время советско-польской и Гражданской войны в 1920-1921гг. В 1924-1926гг. на одном танке проводились опыты по переоснащению танков тумбовой 76-мм пушкой. Перевооружение повысило огневую мощь танка, но тема развитие не получила. Некоторые британские тяжелые ромбы примерили в СССР на себя мирную профессию сельскохозяйственного трактора. (Рис.23)
Рис.23 - Mk V на советской пашне тащит за собой плуг.
По состоянию на 1928г. на вооружение РККА все еще числилось 45 танков Mk V. В СССР трофейные английские ромбы окончательно сняли с вооружения к 1933г. В 1938г. последние сохранившиеся советские Mk V решили установить в качестве музейных экспонатов в некоторых городах, в том числе, две машины разместили в Смоленске. (Рис.24)
Рис.24 – Mk V в Смоленске.
Эти машины – две «самки» - в сентябре 1941г. достались немцам (Рис.25).
Судя по этому фото, танк слева представлял собой вариант «самец».
Рис.25 – Немцы у захваченных музейных экспонатов в Смоленске, 1941г.
Германцы переправили исторические машины в берлинский музей Lustgarten. Но в апреле 1945г. немецкому командованию для защиты Берлина потребовалась вся бронетехника. Вспомнили и о заслуженных ромбах. Танки были вооружены немецкими пулеметами и выведены на площадь. (Рис.26)
Слева и справа стоят два ромба.
Рис.26 – Танки Mk V на берлинской площади.
Здесь машины приняли свой последний бой. О том, как он проходил, информации, по всей видимости, не сохранилось, но судя по фотографиям - один танк был разбит, второй пострадал меньше. (Рис.27, Рис.28)
Рис.27 – Разбитая «самка» на берлинской площади, 1945г.
Рис.28 – Второй, менее пострадавший танк там же, 1945г.
Gun Carrier Mark II.
На базе Mk V предпринималась попытка создать транспортер для 5-inch или 6-inch гаубиц.
В начале 1917г. прорабатывался (by Wilson and Gregg) улучшенный, по сравнению с орудийным транспортером Gun Carrier Mark I (Рис.29), проект транспортера на базе Mk V - Gun Carrier Mark II.
Рис.29 - Транспортер Gun Carrier Mark I.
Gun Carrier Mark II, который мог бы перевозить орудие в задней части корпуса. В июне 1917-го был построен деревянный макет Gun Carrier Mark II (Рис.30).
Рис.30 – Деревянный макет Gun Carrier Mark II.
Двигатель, трансмиссия перешли от Mk V без изменений. Корпус сделали несколько более широким до 26.5inch, убрали спонсоны, заменив их широкими дверями. Орудие помещалось на буксируемых пандусах. При помощи лебедки пандусы поднимались над землей. Лебедка приводилась в движение от планетарной коробки передач. Внутри корпуса помещалось 70 зарядов к орудию. Проект не рассматривался и далее деревянного макета дело не пошло.
На базе Mk V также строились танки-буксиры землеройных механизмов для полевых фортификационных работ.