Killen-Strait Armored Tractor

 

 

(Реконструкция)

Killen-Strait Armored Tractor

Британия

Бронированный гусеничный трактор

масса

2-4 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

25 л.с.

выпускался

июль 1915г., RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)

1 шт. опытный без башни с вооружением

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Первые танки

 

 

В конце апреля (или в начале мая) полковник Кромптон, с согласия Суэтера (руководящие лица The Landships Committee), направил в США Дж. Филда для отбора гусеничных шасси. Наибольшее внимание вызывали гусеничные трактора фирмы «Буллок» (Bullock Creeping Grip Tractor Company, Чикаго) (Рис.1) и Killen-Strait (производитель – американская компания Killen-Strait, Висконсин) (Рис.2).

 

Рис.1 – Трактора от фирмы Bullock. Вверху стандартный сельскохозяйственный гусеничный трактор "Creeping Grip"; внизу полугусеничный вариант.

 

Рис.2 – Модели трактора Killen-Strait, 1914г.

 

В мае 1915г. англичане заказали в США два полугусеничных трактора Bullock и один 25-сильный трехгусеничный (с деревянными траками) трактор Killen-Strait. Возможно, Bullock, по мнению Филда, подходил для программы разработки более «тяжелой» боевой машины, а Killen-Strait для программы относительно «легкой» машины, близкой по своим боевым возможностям к бронеавтомобилям, но обладавшей лучшей проходимостью.

Заказанные машины прибыли в Англию в июне 1915г. В конце июня 1915г. служащие 20-й эскадрильи RNAS начали прорабатывать вариант боевой машины на шасси Killen-Strait (Рис.3).

 

Рис.3 – Проект бронированной машины на базе трактора Killen-Strait.

 

30 июня во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Cкрабз» состоялась демонстрация возможностей шасси трехгусеничного трактора (Рис.4).

 

Рис.4 – Демонстрация трактора Killen-Strait, 30.06.1915г.

 

По другой версии, демонстрация 30 июня происходила на территории парка Уэмбли или в рекреационной зоне Тальбот (Talbot), прилегающей к базе Королевской военно-морской авиационной службы (R.N.A.S.) - H. Q., Clement Talbot Works, Barlby Road, Wormwood Scrubbs, London. Пишут, что на демонстрации присутствовали: Черчилль (- маловероятно), министр вооружений Дэвид Ллойд Джордж (будущий премьер-министр Великобритании), герцог Вестминстреский, сэр Фредерик Блэк (директор по снабжению боеприпасами), генерал-майор сэр Ивор Филлиппс, генерал-майор Скотт-Монкрифф (руководитель «танковой программы» по линии армии), полковник Холден, бригадный генерал Луис Джексон (глава департамента «траншейной войны» - Trench Warfare).

Испытания конструкции (Рис.5) выявили несколько неприятных особенностей: машина, в общем, неплохо преодолевала пересечённую местность на «полигоне» (имитация деревянных заграждений, окопов и траншей), но делала это медленно, ввиду маломощности двигателя (около 25-40 л.).

 

 

 

Рис.5 – Испытания шасси Killen-Strait.

 

При преодолении проволочных заграждений (Рис.6) машина быстро запутывалась в клубке порванной проволоки - проволочные препятствия наматывались на переднюю гусеницу – управляемую, но без привода.

 

 

Рис.6 - Killen-Strait преодолевает проволочные заграждения.

 

    Поэтому проволочные заграждения танк брал только задним ходом. Встречается упоминание, что Lt. Oliver Thorneycroft установил на трактор Killen-Strait некие ножницы для разрезанья проволоки, но должного результата эта мера не принесла.

Все же в начале июля Lt. Symes установил на шасси Killen-Strait бронекорпус, который устанавливался на бронеавтомобиль «Делано-Бельвиль» (Рис.7).

 

Рис.7 – Опытный образец Killen-Strait Armored Tractor, июль 1915г.

 

Установка бронекорпуса от броневика «Делано-Бельвиль» оказалась неудачным решением, поскольку выяснилась необходимость коренной перекомпоновки - место водителя как раз оказалось там, где положено было быть пулеметчику. Ввиду общей несовместимости, башню с вооружением на первый вариант не поставили.  Планировали заменить корпус «Делано-Бельвиль» на корпус от «Остина» (Рис.8) и ставить стандартную английскую пулеметную башню для БА, но никаких дальнейших работ по проекту (Рис.9) не проводили.

 

Рис.8 – Легкий колесный бронеавтомобиль «Остин» Mk I, 1915г.

Строился по русскому заказу.

 

 Рис.9 – Проект машины Killen-Strait Armored Tractor с корпусом от бронеавтомобиля «Остин» и башней от «Ланчестера», июль 1915г.

 

Основными причинами отказа от продолжения темы являлись переутяжеленность конструкции, высокий профиль боевой машины и неспособность преодолевать траншеи, защищенные колючей проволокой.

Хотя в целом проект Killen-Strait потерпел фиаско, на его базе было впервые выполнено реальное бронирование тракторного гусеничного шасси.

В сентябре 1915г. бронированный трактор Killen-Strait поступил на станцию дирижаблей RNAS Barrow (RNAS Barrow Airship Station), где окончил свои дни в качестве буксирного трактора.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru