Killen-Strait Armored Tractor
(Реконструкция)
Killen-Strait Armored Tractor
Британия
Бронированный
гусеничный трактор
масса |
2-4 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
25 л.с. |
выпускался |
июль 1915г., RNACD
(Royal Naval Armoured Car Division) 1 шт. опытный без башни с вооружением |
Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.
В конце апреля (или в начале мая) полковник Кромптон, с согласия Суэтера (руководящие лица The Landships Committee), направил в США Дж. Филда для отбора гусеничных шасси. Наибольшее внимание вызывали гусеничные трактора фирмы «Буллок» (Bullock Creeping Grip Tractor Company, Чикаго) (Рис.1) и Killen-Strait (производитель – американская компания Killen-Strait, Висконсин) (Рис.2).
Рис.1 – Трактора от фирмы Bullock. Вверху стандартный сельскохозяйственный гусеничный трактор "Creeping Grip"; внизу полугусеничный вариант.
Рис.2 – Модели трактора Killen-Strait, 1914г.
В мае 1915г. англичане заказали в США два полугусеничных трактора Bullock и один 25-сильный трехгусеничный (с деревянными траками) трактор Killen-Strait. Возможно, Bullock, по мнению Филда, подходил для программы разработки более «тяжелой» боевой машины, а Killen-Strait для программы относительно «легкой» машины, близкой по своим боевым возможностям к бронеавтомобилям, но обладавшей лучшей проходимостью.
Заказанные машины прибыли в Англию в июне 1915г. В конце июня 1915г. служащие 20-й эскадрильи RNAS начали прорабатывать вариант боевой машины на шасси Killen-Strait (Рис.3).
Рис.3 – Проект бронированной машины на базе трактора Killen-Strait.
30 июня во
дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд
Cкрабз» состоялась демонстрация возможностей шасси трехгусеничного трактора (Рис.4).
Рис.4 – Демонстрация трактора Killen-Strait, 30.06.1915г.
По другой версии, демонстрация 30 июня происходила на
территории парка Уэмбли или в рекреационной зоне Тальбот (Talbot), прилегающей к базе Королевской военно-морской
авиационной службы (R.N.A.S.) - H. Q., Clement Talbot Works, Barlby Road, Wormwood Scrubbs, London. Пишут, что на демонстрации присутствовали: Черчилль (- маловероятно), министр
вооружений Дэвид Ллойд Джордж (будущий премьер-министр Великобритании), герцог Вестминстреский, сэр
Фредерик Блэк (директор по снабжению боеприпасами), генерал-майор сэр Ивор Филлиппс, генерал-майор
Скотт-Монкрифф (руководитель «танковой программы» по
линии армии), полковник Холден, бригадный генерал Луис Джексон (глава
департамента «траншейной войны» - Trench Warfare).
Испытания конструкции (Рис.5) выявили несколько неприятных
особенностей: машина, в общем, неплохо
преодолевала пересечённую местность на «полигоне» (имитация деревянных
заграждений, окопов и траншей), но делала это медленно,
ввиду маломощности двигателя (около 25-
Рис.5 – Испытания шасси Killen-Strait.
При преодолении проволочных заграждений (Рис.6) машина быстро запутывалась в клубке порванной проволоки - проволочные препятствия наматывались на переднюю гусеницу – управляемую, но без привода.
Рис.6 - Killen-Strait преодолевает проволочные заграждения.
Поэтому проволочные заграждения танк брал
только задним ходом. Встречается упоминание, что Lt. Oliver Thorneycroft установил на
трактор Killen-Strait некие ножницы для разрезанья
проволоки, но должного результата эта мера не принесла.
Все же в начале июля Lt. Symes установил на шасси Killen-Strait бронекорпус, который устанавливался
на бронеавтомобиль «Делано-Бельвиль» (Рис.7).
Рис.7 – Опытный образец Killen-Strait Armored Tractor, июль 1915г.
Установка бронекорпуса от броневика «Делано-Бельвиль»
оказалась неудачным решением, поскольку выяснилась необходимость коренной
перекомпоновки - место водителя как раз оказалось там, где положено было быть
пулеметчику. Ввиду общей несовместимости, башню с вооружением на первый вариант
не поставили. Планировали заменить
корпус «Делано-Бельвиль» на корпус от «Остина» (Рис.8)
и ставить стандартную английскую пулеметную башню для БА, но никаких дальнейших
работ по проекту (Рис.9) не проводили.
Рис.8 – Легкий колесный бронеавтомобиль «Остин» Mk I, 1915г.
Строился по русскому заказу.
Рис.9 – Проект машины Killen-Strait Armored Tractor с корпусом от бронеавтомобиля «Остин» и башней от «Ланчестера»,
июль 1915г.
Основными причинами отказа от продолжения темы являлись переутяжеленность конструкции, высокий профиль боевой
машины и неспособность преодолевать траншеи, защищенные колючей проволокой.
Хотя в целом проект Killen-Strait
потерпел фиаско, на его базе было впервые выполнено реальное бронирование
тракторного гусеничного шасси.
В сентябре 1915г. бронированный трактор Killen-Strait поступил на станцию дирижаблей RNAS Barrow (RNAS Barrow Airship Station), где
окончил свои дни в качестве буксирного трактора.