Macfie’s tracked vehicle

 

 

(Реконструкция)

Macfie’s tracked vehicle

Британия

Сухопутный линкор

масса

25-30 т

вооружение

2х57-мм орудия

4 пулемета

экипаж

10-12 чел.

проект

апрель 1915г., Macfie

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Первые танки

 

 

     В апреле 1915г. коммодор Суэтер (курировал деятельность The Landships Committee) привлек к работе на базе опытной 20-ой эскадрильи RNAS канадского инженера лейтенанта Robert Francis Macfie, знакомого с гусеничными тракторами – он видел гусеничные трактора Холта в действии на плантациях в Вест-Индии (о-ва Карибского моря).

     Macfie в 1909-1911гг. построил три самолета собственной конструкции. В октябре 1914г. Макфи добровольно вступил в RNAS Armoured Car force. Увлечение авиацией свело его с сотрудником Суэтера -  Lt Harry Delacombe, с помощью которого ему удалось в ноябре 1914г. передать Суэтеру меморандум, где он предложил заменить бронеавтомобили на гусеничные бронированные трактора, описывая, с какой легкостью 6 тракторов Холта смогут тянуть 85-тонное 12-дюймовое морское орудие по разбитым дорогам (т.е. Макфи, в первую очередь, занимала идея использования бронетракторов в качестве арттягачей). Суэтер в то время был сильно занят событиями на континенте и поручил Delacombe обсудить эту идею с другими офицерами, в числе которых был Tommy Hetherington. А в апреле 1915г. Суэтер привлек Макфи к проектированию ладшипов. Суэтер предоставил Макфи полную свободу действий, выделил на разработки £700 и определил в качестве помощников небольшую фирму из West London - Messrs Nesfield & Mackenzie, специализировавшуюся до того на разработке зениток для флота.

     Макфи взял за основу старенький грузовик Allday и поручил Albert Nesfield переделать его в гусеничную машину по своему проекту.

     Первый вариант предполагал трехгусеничное шасси. (Рис.1)

 

Рис.1 – Из патента на Macfie’s amphibious tracklayer, апрель 1915г.

 

     Передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и её ведущего колеса. Причем предусматривался гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Винт этот предполагалось поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю.

     Вскоре Макфи переделал проект. Новый вариант машины представлял собой конструкцию уже на четырёх гусеницах (Рис.2), причем две передние были расположены друг за другом.

 

Рис.2 – Второй проект Macfie - Macfie’s tracked vehicle, апрель 1915г.

 

    Передняя гусеница, как будто, имела привод, наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные гусеницы обеспечивали относительно невысокое давление тяжёлой машины на грунт. Вооружение на машинах могло устанавливаться как в корпусе, так и в выступах по сторонам от него. Пишут, что проекты двух первых машин Макфи сочли нереалистичными, но в 1919г. Robert Mcfies запатентовал второй вариант своего landship в США. (Рис.3)

 

Рис.3 – US Patent 1,298,367.

 

     Говорят, что Nesfield утверждал, будто параллельно заказу Макфи разрабатывал собственную конструкцию с одной парой гусениц, которая могла поворачивать как обычно принято у гусеничных тракторов – гусеница с одной стороны вращается, с другой – не вращается. Он также построил электрическую модель, где гусеницами выступали велосипедные цепи.  (Рис.4)

 

Рис.4 - Модель гусеничного хода по Несфильду (мнение британского исследователя David Fletcher). Во многих источниках эту модель приписывают Роберту Фрэнсису Макфи.

Внизу - Реконструкция Wargaming.

 

     Интересной особенностью этой модели был высокий обвод гусеницы в передней части конструкции. Кажется, что разработчик объединил идею наклонного резака с обводом гусеницы, задав обводу гусеницы, таким образом, высокое положение с охватом корпуса. С большой долей вероятности можно говорить, что данная модель появилась в мае 1915г.

Впрочем, в этой истории нет полной ясности относительно приоритета авторства конструкции: если британский исследователь David Fletcher однозначно утверждает, что модель построена именно Несфильдом, то во многих источниках пишут, что модель и устройство роликовой гусеничной цепи (Рис.5) запатентовано Макфи.

 

Рис.5 - Устройство роликовой гусеничной цепи.

 

     Более того, не наблюдалось взаимодушия по этому вопросу и среди разработчиков – Макфи и Несфильда - в процессе создания спорной модели. Несфильду в начале июня пришлось пожаловаться Суэтеру на грубость и несправедливость Макфи по отношению к нему лично и его работникам, кажется, Макфи хотел закрыть «проект Несфильда». Суэтер приказал представить на обозрение the Landships Committee модель, ставшую яблоком раздора 29 июня 1915г. Однако в протоколе данного заседания Комитета нет никаких упоминаний о демонстрации модели Несфилда. Как говорят, Несфилд 1 июля сам показывал модель Хезерингтону, Кромптону и некоторым другим офицерам морского бронедивизиона. Макфи не стерпел, схватил модель, или мягче - завладел моделью и объявил, что это его модель. На фоне публичного скандала Суэтер приказал командиру бронедивизиона Boothby убедить Макфи и Несфильда преодолеть разногласия, но попытка оказалась тщетной. Сам Суэтер красноречиво характеризовал взаимоотношения Макфи и Несфильда, как: "regular dog fights".

     Между тем Макфи в августе 1915г. подготовил уточненный проект на базе спорной модели.  (Рис.6)

 

Рис.6 – Вверху - проект Макфи на основе спорной модели - 'Experimental Armoured Caterpillar', 19 августа 1915г. Внизу – проект Несфильда на той же базе. Визуально проекты отличаются формой корпуса и наличием, либо отсутствием задних рулевых колес. Штатного вооружения в обоих случаях не предусматривалось, Несфильд лишь прорисовал бойницы для стрельбы из личного оружия.

 

     Однако Суэтер почел за благо прекратить дальнейшую деятельность Макфи и Несфилда, закрыв их программу. Но вся эта история, видимо, благодаря ее громогласности, кажется, не прошла даром. Ряд заинтересованных лиц (говорят, что в их числе был и Суэтер) обратили внимание на изюминку проекта - высокий обвод гусеницы в передней части модели.

     В ноябре 1915г. Макфи подал в отставку, утверждая, что его идея высокого обвода гусеницы была украдена.  Landships Committee игнорировал эти заявления, а Стерн (член Landships Committee, вскоре станет руководителем первой британской танковой программы) при этом говорил, что Макфи - это человек, с которым совершенно невозможно работать. Правда, в декабре 1916г. Стерн пытался вернуть Макфи в танковую отрасль, но разговора не получилось.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru