Macfie’s tracked vehicle
(Реконструкция)
Macfie’s tracked vehicle
Британия
Сухопутный линкор
масса |
25-30 т |
вооружение |
2х57-мм орудия 4 пулемета |
экипаж |
10-12 чел. |
проект |
апрель 1915г., Macfie |
Основная статья:
Британское танкостроение 1903-1919гг.
В апреле 1915г. коммодор Суэтер (курировал
деятельность The Landships Committee) привлек к работе на базе опытной 20-ой
эскадрильи RNAS канадского инженера лейтенанта Robert Francis Macfie, знакомого с гусеничными тракторами – он
видел гусеничные трактора Холта в действии на плантациях в Вест-Индии (о-ва
Карибского моря).
Macfie в 1909-1911гг.
построил три самолета собственной конструкции. В октябре 1914г. Макфи добровольно вступил в RNAS
Armoured Car force. Увлечение
авиацией свело его с сотрудником Суэтера - Lt Harry Delacombe, с помощью которого ему удалось в ноябре
1914г. передать Суэтеру меморандум, где он предложил
заменить бронеавтомобили на гусеничные бронированные трактора, описывая, с
какой легкостью 6 тракторов Холта смогут тянуть 85-тонное 12-дюймовое морское
орудие по разбитым дорогам (т.е. Макфи, в первую
очередь, занимала идея использования бронетракторов в
качестве арттягачей). Суэтер
в то время был сильно занят событиями на континенте и поручил Delacombe обсудить эту идею с другими офицерами, в
числе которых был Tommy Hetherington. А в апреле 1915г. Суэтер
привлек Макфи к проектированию ладшипов.
Суэтер предоставил Макфи
полную свободу действий, выделил на разработки £700 и определил в
качестве помощников небольшую фирму из West
London - Messrs Nesfield
& Mackenzie, специализировавшуюся до того на
разработке зениток для флота.
Макфи взял за основу старенький грузовик Allday и поручил Albert
Nesfield переделать его в
гусеничную машину по своему проекту.
Первый вариант предполагал трехгусеничное
шасси. (Рис.1)
Рис.1 – Из патента
на Macfie’s amphibious tracklayer, апрель 1915г.
Передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть
поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно
корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак
для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для
защиты рулевой гусеницы и её ведущего колеса. Причем предусматривался гребной
винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Винт этот предполагалось
поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю.
Вскоре Макфи переделал проект. Новый вариант
машины представлял собой конструкцию уже на четырёх гусеницах (Рис.2), причем
две передние были расположены друг за другом.
Рис.2 – Второй
проект Macfie - Macfie’s tracked vehicle,
апрель 1915г.
Передняя гусеница, как будто, имела привод, наклон в 35 градусов и
должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные
гусеницы обеспечивали относительно невысокое давление тяжёлой машины на грунт.
Вооружение на машинах могло устанавливаться как в корпусе, так и в выступах по
сторонам от него. Пишут, что проекты двух первых машин Макфи
сочли нереалистичными, но в 1919г. Robert Mcfie’s запатентовал второй вариант своего landship в США. (Рис.3)
Рис.3 – US Patent 1,298,367.
Говорят, что Nesfield
утверждал, будто параллельно заказу Макфи
разрабатывал собственную конструкцию с одной парой гусениц, которая могла
поворачивать как обычно принято у гусеничных тракторов – гусеница с одной
стороны вращается, с другой – не вращается. Он также построил электрическую
модель, где гусеницами выступали велосипедные цепи. (Рис.4)
Рис.4 - Модель
гусеничного хода по Несфильду (мнение британского
исследователя David Fletcher). Во многих источниках
эту модель приписывают Роберту Фрэнсису Макфи.
Внизу - Реконструкция Wargaming.
Интересной особенностью этой модели был высокий обвод гусеницы в
передней части конструкции. Кажется, что разработчик объединил идею наклонного
резака с обводом гусеницы, задав обводу гусеницы, таким образом, высокое
положение с охватом корпуса. С большой долей вероятности можно говорить, что
данная модель появилась в мае 1915г.
Впрочем, в этой истории нет полной ясности
относительно приоритета авторства конструкции: если британский исследователь
David Fletcher однозначно утверждает, что модель
построена именно Несфильдом, то во многих источниках
пишут, что модель и устройство роликовой гусеничной цепи (Рис.5) запатентовано Макфи.
Рис.5 - Устройство
роликовой гусеничной цепи.
Более того, не наблюдалось взаимодушия по
этому вопросу и среди разработчиков – Макфи и Несфильда - в процессе создания спорной модели. Несфильду в начале июня пришлось пожаловаться Суэтеру на грубость и несправедливость Макфи
по отношению к нему лично и его работникам, кажется, Макфи
хотел закрыть «проект Несфильда». Суэтер
приказал представить на обозрение the Landships Committee
модель, ставшую яблоком раздора 29 июня 1915г. Однако в протоколе данного
заседания Комитета нет никаких упоминаний о демонстрации модели Несфилда. Как говорят, Несфилд 1
июля сам показывал модель Хезерингтону, Кромптону и некоторым другим офицерам морского
бронедивизиона. Макфи не стерпел, схватил модель, или
мягче - завладел моделью и объявил, что это его модель. На фоне публичного
скандала Суэтер приказал командиру бронедивизиона Boothby убедить Макфи и
Несфильда преодолеть разногласия, но попытка
оказалась тщетной. Сам Суэтер красноречиво
характеризовал взаимоотношения Макфи и Несфильда, как: "regular
dog fights".
Между тем Макфи в августе 1915г. подготовил
уточненный проект на базе спорной модели.
(Рис.6)
Рис.6 – Вверху -
проект Макфи на основе спорной модели - 'Experimental Armoured Caterpillar', 19 августа 1915г. Внизу – проект Несфильда на той же базе. Визуально проекты отличаются
формой корпуса и наличием, либо отсутствием задних рулевых колес. Штатного
вооружения в обоих случаях не предусматривалось, Несфильд
лишь прорисовал бойницы для стрельбы из личного оружия.
Однако Суэтер почел за благо прекратить
дальнейшую деятельность Макфи и Несфилда,
закрыв их программу. Но вся эта история, видимо, благодаря ее громогласности,
кажется, не прошла даром. Ряд заинтересованных лиц (говорят, что в их числе был
и Суэтер) обратили внимание на изюминку проекта -
высокий обвод гусеницы в передней части модели.
В ноябре 1915г. Макфи подал в отставку,
утверждая, что его идея высокого обвода гусеницы была украдена. Landships Committee игнорировал эти заявления, а Стерн (член Landships Committee,
вскоре станет руководителем первой британской танковой программы) при этом
говорил, что Макфи - это человек, с которым
совершенно невозможно работать. Правда, в декабре 1916г. Стерн пытался вернуть Макфи в танковую отрасль, но разговора не получилось.