Foster’s Battletank
(Реконструкция)
Foster’s Battletank
Британия
Сверхтяжелый танк
масса |
100 т |
вооружение |
2х57-мм орудия 5 пулеметов |
экипаж |
11 чел. |
мощность силовой установки |
210 л.с. |
проект |
июнь-июль 1916г., Tritton |
Основная статья:Британское танкостроение 1903-1919гг.
Существует мнение, что Триттон уже весной 1916г. (т.е. до боевого применения первых ромбов) полагал, что главным недостатком Mk I является его слабое бронирование. И, якобы, в апреле 1916г. Tritton решил разработать танк, который был бы застрахован от артиллерийского огня среднего калибра.
Однако это довольно упрощенный взгляд на предмет.
Действительно, одной из главных причин, по которой первые «марки» подвергались обоснованной критике была их слабая защищенность. Еще в декабре 1915г., когда только строилась «Мать» полковник Суинтон (Col. Ernest Swinton) обратил внимание на необходимость разработать противоснарядную броню для танков. А 30 января 1916г. (т.е. до испытаний «Большого Вилли») д’Энкурт в сообщении на имя Китченера пишет о необходимости постройки нескольких опытных машин с тем, чтобы совершенствовать конструкцию в целях создания более мощного танка.
14 февраля 1916г., через 2 дня после принятия решения о строительстве танков, Суинтон пишет для Committee of Imperial Defence новый документ, озаглавленный "TANKS". Констатируя факт принятия решения о серийном производстве новых боевых машин (12 февраля), автор предлагал The Tank Supply Committee улучшить конструкцию «Матери», или, как он писал: «разработать другой более «превосходный» тип танка», который будет иметь противоснарядную броню, защищающую его и от воздействия фугасных снарядов немецкой полевой артиллерии (обычный калибр 77 мм) и от воздействия скорострельных орудий меньших калибров. Суинтон просил Генштаб (General Staff) рекомендовать Albert Stern учитывать соображения в отношении брони, вооружения, скорости и проходимости улучшенных машин.
Действительно,
на это замечание Суинтона последовала быстрая
реакция. Уже 19 февраля Gen. Bird, Director of Staff
Studies at the War Office адресовал рекомендации Генштаба Стерну. В этих рекомендациях говорилось, что
при проектировании новой машины следует учитывать, что она должна быть защищена
от огня полевой артиллерии, иметь два 6-pdrs (57-мм) орудия, развивать
максимальную скорость 6mph
(6 миль/час, ок.
The Tank Supply Committee принял рекомендацию Генштаба как директиву к действию.
6 марта 1916г. Tank Supply Committee обсудил возможность создания танка по новым требованиям Генштаба. К 12 апрелю Уилсон представил эскиз танка с противоснарядной броней - Flotilla Leader (Рис.1).
Рис.1
– Проект Flotilla Leader.
19 июня 1916г. руководитель The Tank Supply Committee Альберт Джеральд Стерн одобрил постройку прототипа танка с противоснарядным бронированием, но, увы, новую машину поручили не Уилсону, а Триттону.
Предполагалось, что прототип будет построен
довольно скоро, до конца августа 1916г. - эскиз танка Триттона
с противоснарядной броней Foster’s Battletank (Рис.2) был
представлен 13 июля 1916г.
Рис.2
- Foster’s Battletank.
С одной стороны, кажется, что новый проект есть сильно увеличенный в размерах «Маленький Вилли» (даже хвост сохранился), с другой – очевидны новые интересные элементы – два дополнительных гусеничных трака под кормовой частью корпуса. Триттон считал, что эти добавочные траки улучшат проходимость машины по мягкому грунту и будут способствовать преодолению широких и глубоких препятствий. Патент на это решение Триттон получит в конце 1916г. (Рис.3)
Рис.3 – Из патента Триттона на дополнительные траки.
Габарит машины по длине составлял 32 ft 6 inch (без хвоста); 43 ft с хвостом.
Фронтальную
часть корпуса и гусениц прикрывал 51-мм броневой лист, который буквально висел,
крепясь к корпусу на шарнирах. Спереди толщина брони корпуса составляла также
51 мм (
Расчеты
показали, что подобная машина будет иметь массу около 100 тонн. Однако Триттона такое обстоятельство не смутило. Была предложена
схема силовой установки из двух 105-ти сильных двигателей Даймлер (совокупная
общая мощность
Рис.4 – Схема компоновки боевой машины с двумя двигателями, по Триттону.
Работу двух двигателей следовало как-то синхронизировать для передачи вращательного момента на ведущие колеса. Каждый двигатель имел свой коленвал. Имелось две коробки передач, от которых шел вал каждый на свое ведущее колесо (правда, в некоторых источниках встречается, что коробки передач были объединены и от них шел единый вал; возможно, это есть неточность перевода, либо был какой-то первоначальный вариант, который предполагал объединение коробок передач). Такой двойной двигатель был заказан еще 19 июня, когда принималось решение о постройке танка с противоснарядным бронированием.
Однако Foster’s Battletank в металле не был построен. Во-первых,
двигатель Daimler double
оказался сложным изделием, во-вторых – видимо, не все ладилось с производством
брони толщиной 1-