Land Ironclad

 

 

Land Ironclad

Британия

Сухопутный броненосец

длина

30 м

масса

? т

вооружение

автоматические винтовки - ? шт. и, возможно, пулеметы –  ? шт.

экипаж

42 чел.

проект

фантастический рассказ Г. Уэллса, декабрь 1903г.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1903-1919гг.

Ранние проекты

 

 

В декабрьском 1903г. номере британского журнала Strand Magazine был опубликован короткий рассказ известного фантаста Герберта Уэллса (Рис.1) под названием “Land Ironclads” («Сухопутные броненосцы», известен также другой вариант перевода названия «Путешествующие крепости»).

 

Рис.1 - Herbert George Wells, 1866-1946гг

 

В рассказе высказывалась идея боевой бронированной вооруженной машины, способной эффективно действовать на суше.

Усилием писательской мысли автор соединил мощь артиллерийского бронированного корабля (Рис.2) с только что изобретенным pedrail колесом Диплока (Рис.3), как будто, гарантировавшим сухопутным транспортным средствам успешное движение по бездорожью.

 

Рис.2 – Английский броненосный корабль, олицетворявший в начале XX века первоклассный военный, интеллектуальный и технологический уровень Владычицы морей и бывший эталоном для кораблестроителей всего мира - линкор «Дредноут» («Неустрашимый»), HMS Dreadnought, 1906г.

 

 

Рис.3 – Рисунок из патента Диплока на pedrail колесо и изображение его возможностей по преодолению препятствий.

 

В результате проступили очертания сухопутной вездеходной бронированной вооруженной машины. Машина выглядела как конструкция 30 м (100 футов) длины (некоторые указывают, что Уэллс писал о боевых машинах длиной 73 м) на шасси с pedrail-колесами, имевшая дистанционно управляемое оружие (- возможно, пулеметы), экипаж аппарата составлял 42 человека: стрелки, механики и капитан, из которых 7 человек офицеры. (Рис.4)

 

Рис.4 – Иллюстрация Land Ironclad, оснащенного pedrail-колесами, 1903г.

 

Уэллс описывает платформу машины как раму, состоящую из длинных узких очень прочных стальных каркасов, на которых крепятся двигатели. Ходовая имеет восемь пар pedrail колес диаметром около 10 футов (3 м) каждое. Каждое колесо ведущее и свободно вращается вокруг продольной оси аппарата. Капитан имеет дозорные точки в верхнем этаже корпуса, которые выглядели как портики, прикрытые крышками из 12-дюймовой брони. Стрелки помещаются в кабинах, которые находятся по бокам, спереди и сзади корпуса, их оружием являются автоматические винтовки (- точно неясно, шла ли речь об артиллерийском вооружении). Кроме того, «сухопутные броненосцы» ослепляют противника мощными прожекторам. Любопытно, что автор предусмотрел даже камуфляжную раскраску машин, а также изображение на бронелистах ложных смотровых щелей посредством черной краски.

Согласно повествованию Уэллса, бронированные машины внезапно (очевидно, в темное время суток) массировано атакуют позиции противника на узком участке фронта.

Уэллс не скрывал, что именно колесо Диплока подвигло его на столь милитаристскую фантазию. А 1 октября 1916г. Уинстон Черчилль в письме поблагодарил фантаста за идею, которая помогла создать танк (и, видимо, подсказал тактику их применения). В 1925г. Черчилль под присягой подтвердил, что идея танка (по крайней мере, для него) берет начало от рассказа Г. Уэллса.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru