Valentine V DD

 

 

Valentine V DD

Британия

Полусредний по массе тяжелобронированный десантный танк

масса

16,7-17 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

131 л.с.

проект

 1941г., Straussler

выпускался

1942г., MCCW

160 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     Часть построенных танков Valentine III/V (Рис.1) были превращены в плавающие танки за счет оснащения их специальной системой DD (Duplex Drive), разработанной инженером Миклошем Штраусслером (Рис.2).

 

Рис.1 - Infantry Tank Mk.III Valentine III//V.

 

Рис.2 - Straussler Miklós, 1891-1966гг.

В некоторых источниках пишут: Р.Штраусслер или Niklós Straussle.

 

     Несмотря на то, что британские танкостроители являются пионерами в деле строительства гусеничных танков-амфибий (первым в день окончания WWI поплыл гусеничный транспортер Mk IX, в начале 1920-х бурно развивалась тема средних танков Medium Mark D, снабженных опцией плавания, наконец, в 1931г. появился мировой родоначальник амфибийных танков 1930-х годов Light Amphibious Tank A4E11//A4E12), к концу 1930-х – началу 1940-х годов в Британии не было серийного танка-амфибии. Опытным вариантам типа малого Tank Light Amphibious, No 3 или среднего по массе Medium A/T 1 серийное производство также не грозило. Однако мысль о необходимости амфибийного танка для проведения морских десантных операций становилась актуальной.

    Вероятно, с начала 1941г. фирма Vickers привлекла к проектированию амфибийного танка конструктора Штраусслера. Насколько можно понять, перед ним не ставилась задача создания оригинальной амфибийной конструкции танка, но разработка аксессуаров для танка, с помощью которых уже имевшиеся варианты танков могли бы поплыть. Собственно говоря, разработка свелась к поиску оптимальной конструкции поплавков или понтонов (надувные или сбрасываемые) и способу перемещения по воде (движитель и двигатель). Пишут, что WO провел испытание танка с поплавками и подвесным мотором (увы, не указывается на каком танке проводили опыты). Тесты показали, что с помощью подвесного мотора машина достаточно хорошо поплыла (возможно, уместнее употребить морской термин «пошла») по воде, но поплавки вызвали нарекания. Для удержания танка на плаву габариты поплавков были внушительными и делали танк очень широким, что было плохо не только для транспортировки машин по суше, и для десантирования их с судов.

     Тогда Штраусслер предложил другой подход. Идея Штраусслера заключалась в том, чтобы вместо применения объёмных понтонов, использовать раскладной водонепроницаемый экран, который создавал необходимый объём для поддержания танка на воде, при этом по горизонтали, не выходя за габариты корпуса машины и в сложенном виде занимая незначительный объём. Для переоборудования танка в плавающий, на него устанавливались экран и гребной винт, нижняя часть корпуса танка подвергалась тщательной герметизации. Итак, вместо поплавков был разработан брезентовый прорезиненный водостойкий кожух (экран), который поддерживался (армировался) горизонтальными металлическими обручами и вертикальными резиновыми трубочками. Экран крепился нижней частью к корпусу танка. Для движения танка на воде экран расправлялся сжатым воздухом, закачиваемым в полые трубочки, образуя над верхней частью танка дополнительный объем («ванну»), который обеспечивал машине необходимое водоизмещение, при этом корпус оказывался ниже поверхности воды. При выходе танка из воды на берег – экран сдувался (сжатый воздух удалялся из трубочек). Экран приводился в рабочее положение минут за 20, а сдувался за считанные минуты. Для приведения в действие гребного винта допускались различные системы привода – от навесного мотора или через доработанную трансмиссию от силовой установки танка. Такая система, при которой машина имела и сухопутный, и морской (водный) движитель дала название системе ШраусслераDD - Duplex Drive, двойное движение, двойной движитель, двойной ход.

     Надо заметить, что идея с водонепроницаемым тентом, натянутым по периметру танка, для преодоления водных преград тестировалась в СССР на танке БТ-5 во второй половине 1930-х, правда, нет сведений, что «чехол-изгородь» снабжалась пневматической системой для подъема и сбрасывания. (Рис.3) 

 

Рис.3 – БТ-5, оборудованный чехлом-«изгородью» для преодоления вплавь водных преград.

 

     Не хочу ставить под сомнение оригинальность идей Штраусслера, но в конце 1930-х он плотно сотрудничал с советскими специалистами-танкостроителями, выполняя под их требования разработку танка (Straussler Light Tank R).

     Идея с подъемным экраном понравилась генералу Алану Бруку (в 1941-1945гг. являлся функциональным командующим британской армией). Штраусслеру выделили для экспериментов танк Tetrarch. В июне 1941г. на водохранилище Brent (Brent Reservoir, известно также под названием Hendon) на северо-западе Лондона прошли испытания танка Tetrarch с системой плавания Штраусслера. Помимо устройства собственно тента-экрана конструктор разместил на танке навесной мотор с морским гребным винтом. (Рис.4)

 

 

  http://4.bp.blogspot.com/-CVhtD4ANHis/U1Kd6ESUhFI/AAAAAAAAG5Q/6q3LltnJFF8/s1600/Tank+straussler+GB-TetrarchDD.jpg https://topwar.ru/uploads/posts/2017-02/1486661368_mk-vii-tetrarch-dd-1.jpg

Рис.4 - Tetrarch DD.

 

     После проведения морских испытаний возле острова Hayling на юге Англии решили, что вопрос с разработкой амфибийных танков можно снять с повестки дня, применяя на существующих танках систему DD. Хотя мореходность, которую показала конструкция не была высокой, система DD впоследствии стала стандартной для западных союзников.

     В сентябре 1941г. первыми для серийного оборудования системой DD решили использовать танки Valentine. Испытания Valentine II с комплектом DD показали, что конструкция Николаса Штраусслера вполне сгодится для установки оборудования на танки Valentine. На Valentine не применяли навесной мотор, винт соединили с трансмиссией танка для отбора мощности за счет силовой установки машины. В июне 1942 года было принято решение о комплектовании танками Valentine DD двух бронетанковых дивизий. Всего было заказано 450 танков, из них 225 ожидалось получить к 1 января 1943 года.

     Более подходящими были признаны Valentine, оснащённые моторами GMC, т.е. вариант Valentine V (в некоторых источниках указывают III). Пишут, что часть Valentine V DD получила более тонкие борта толщиной 43 мм для компенсации выросшей боевой массы. (Рис.5)

 

 

Рис.5 – Серийный Valentine V DD.

 

     Танки Valentine V DD строились фирмой MCCW в рамках контрактов от 26 июня 1941г. Т2454 и от 7 октября 1941г ТМ6118. Пишут, что массовый выпуск Valentine V DD начался в марте 1943г., хотя это утверждение, возможно, более справедливо для Valentine DD на базе более поздних модификаций танка Valentine, а версию Valentine V DD производили в 1942г.  Всего, выпустили 160 танков Valentine V DD (двумя партиями по 85 и 75 шт. соответственно). Машины использовались в войсках как тренировочные.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru