TOG Citadel
TOG Citadel
Британия
Тяжелый танк
65 т |
|
вооружение |
127/76/75-мм
орудие 2х40-мм
орудия 3-4
пулемета |
экипаж |
8 чел. |
мощность
силовой установки |
450-600
л.с. |
проект |
1939-1940гг., SVDC |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В то время как Стерн (Рис.1) и его команда
(Комитет по разработке специальных транспортных средств - Special Vehicle Development Committee, SVDC) разработали
свою идею в виде 300G (Рис.2), армия составляла список спецификаций под
«Сверхтяжелый танк (сухопутный линкор)», обозначенных как RBM-17.
Рис.1 - Sir Albert Gerald Stern,
1878-1966гг.
Слева в годы WWI, справа в 1945г. Руководитель первой танковой программы в годы Первой мировой войны. Вновь призван как танковый эксперт летом 1939г.
Рис.2
- TOG 300G/1.
Точное значение этих кодовых букв не
объяснено до настоящего времени. Спецификация RBM-17 обнародована 28 сентября
1939г. (Рис.3)
Копия спецификации RBM-17.
Рис.3
– Спецификация RBM-17.
Масса предполагаемого сухопутного линкора
не указана. Габариты машины должны были позволять ей самостоятельно (без
использования фашин или моста) пересекать рвы шириной 4,9 м (16 футов), преодолевать
вертикальные препятствия высотой 2,1 м (7 футов). При этом предусматривалось,
чтобы машина вписывалась в габариты железнодорожного транспорта так, чтобы либо
перевозилась целиком, либо могла легко собираться после доставки (вероятно,
имеется ввиду возможность отсоединения спонсонов от корпуса танка при перевозке
и их последующая установка на место в полевых условиях). Бронирование танка
должно было выдерживать попадания их 37-мм - 47-мм противотанковых орудий и 105
мм гаубиц с расстояния 91 м (100 ярдов) по нормали. Экипаж 8 чел.: командир,
водитель, стрелок из орудия в лобовой части корпуса, 4 орудийных стрелка из
орудий в спонсонах и радиста. Вооружение: в передней части корпуса полевое
орудие, способное пробивать 7 футов (2,1 м) железобетона, в каждом спонсоне
40-мм противотанковая пушка, спаренная с 7,92-мм пулеметом Besa, в
задней части корпуса один 7,92-мм пулемет Besa. Дополнительное
вооружение 8 2-дюймовых дымовых мортир, установленных так, чтобы дымовая завеса
закрывала танк кругом. Двигатель дизельный. Радиостанция №9. Скорость машины
определялась в 8 км/ч (5 миль/ч), запас хода 80 км (50 миль).
В литературе встречается и другой вариант спецификации на сухопутный линкор. В сентябре 1939г. приказом суперинтенданта УРТ (- на поддающаяся идентификации аббревиатура, вероятно, Управление разработки танков, в русскоязычной литературе начальником УРТ называют Генри Меррита, который являлся суперинтендантом по проектированию танков в Королевском арсенале в Вулвиче и директором по проектированию танков в Министерстве снабжения) была объявлена спецификация на тяжелый танк: бронирование танка до 80 мм, скорость до 24 км/ч, способность преодолевать вертикальные препятствия высотой до 1,52 м, экипаж 7 чел, удлиненная ходовая часть с гусеницами, полностью охватывающими корпус. В перечень возможного вооружения вошла британская 6-фунтовая пушка (57 мм), французская пушка 75 мм, 76-мм гаубица и 2-фунтовая (40-мм) пушка. Затем решили обойтись двумя 2-фуновками, одна из которых устанавливалась в башне, а другая в лобовой части корпуса рядом с курсовым пулеметом калибра 7,71 мм. Упоминается и про балку самовытаскивания.
Танки, впоследствии созданные под данные требования, трактовались как Heavy Assault Tanks, т.е тяжелые штурмовые танки. Официально классификация “Heavy Assault Tank” (тяжелый танк поддержки) появится в конце 1941г.
Данные спецификации давали вполне определенный отсыл к конструкции тяжелого танка Mk.VIII времен Первой мировой войны. Спецификации ясно показывают, что армия считает нужным иметь танк специального назначения ближнего действия. Огневая мощь должна сосредотачиваться не в башне, а в спонсонах. Поскольку полевое орудие ы лобовой части корпуса ограничено стрельбой вперед по ходу танка, бортовое вооружение было нацелено на противотанковую борьбу и обстрел траншей противника, когда танк пересекает их. Танку требовалась максимальная опорная поверхность на грунт, то есть максимально широкая гусеница, чтобы он не застревал в мягком грунте. Однако появились и новые черты – орудие большой мощности в передней части корпуса для разрушения полевых укрытий и противоснарядная броня. (Рис.4)
Рис.4
– Вершина линейки тяжелых ромбов Первой мировой войны танк Heavy Tank Mk VIII.
Появление в спецификации такой важной
детали, как 3-дюймовое орудие в лобовом элементе корпуса некоторые
истолковывают, как явный скрин с конструкции французского тяжелого танка типа
В1, но еще в 1917г. британцы пытались установить орудие в лобовом элементе
тяжелого ромба – проект Heavy Tank Mk VI (Рис.5).
Рис.5 – Деревянный макет Heavy Tank Mk VI, июнь-июль 1917г.
Примерно с октября 1939г. группа Стерна
начала прорабатывать танк под спецификацию RBM-17. Проект
известен как TOG Citadel. Практически сразу в
дело вмешались бригадный генерал Кенчингтон из военного министерства и
полковник Ватсон, которые на встречу с сэром Альбертом Стерном принесли «список
пожеланий». Неясно, был ли этот список
составлен ими лично, либо являлся дополнительными требованиями военного
министерства или Генерального штаба, но выполнение этих требований мало меняло
очертания машины. (Рис.6)
Рис.6 – Эскизный рисунок TOG Citadel, выполненный до ноября или в ноябре 1939г.
Источник: The Tank Museum, Bovington.
Чтобы выполнить условие преодоления рва шириной 4,9 м расчетная длина танка достигала 9,8 м (32 фута). Подъем на 7-футовую (2,1 м) ступеньку означал очень высоко поднятые, вынесенные вперед гусеницы. Толщина бронирования машины, учитывая возможности 37-мм немецкой пушки, 47-мм французской или 105-мм немецкой полевой гаубицы в наиболее ответственных местах должна была приближаться к 80 мм. Экипаж 8 чел. Наиболее сложный вопрос вызвало вооружение танка. Если в отношении спонсонов речь шла о 40-мм пушках и пулеметах (кстати, на приведенном выше эскизе пулеметов в спонсонах не просматривается), то в отношении «казематного» орудия в лобовой части танка рассматривались разные варианты. Самым большим орудием, которое потенциально можно было разместить спереди, была 60-фунтовая (5-дюймовая, 126,6 мм) пушка B.L. 60 pounder. (Рис.7)
Рис.7 - B.L. 60 pounder вместе с расчетом.
Длина ствола орудия от казенной части до дульного
среза составляла почти 5 м. Однако армия потребовала, чтобы орудие не
укорачивалось, поскольку, стреляя осколочно-фугасным снарядом пушка не могла
пробить бетон толщиной 7 футов (2,1 м). Орудие выпускало 60-фунтовые (27-килограммовые) снаряды, содержащие 8 фунтов (3,6
кг) фугасного заряда со скоростью 650 м/с на дальность до 9 км.
Скорострельность 2 выстрела в минуту. Расчет буксируемой пушки составлял 10
чел., в то время как в танке управлять ею должен был один человек (он и
наводчик, и заряжающий, и стрелок из курсового пулемета). Вопрос заключался в
том, как разместить такое тяжелое орудие в корпусе, и в компенсации отдачи
такого тяжелого орудия. По совокупности сложностей, от этого варианта
отказались. (Рис.8, Рис.9)
Рис.8 – TOG Citadel с 60-фунтовым орудием.
Рис.9 – TOG Citadel с 60-фунтовым укороченным орудием.
В качестве альтернативы предлагались морская 6-фунтовая (57-мм) пушка, французская 75-мм пушка, 3-дюймовая (76-мм) гаубица и 3,7-дюймовая (94-мм) гаубица. Но ни одно из этих орудий не обеспечивало пробитие 2,1-м толщины бетона. Предполагаемый мотор – дизельный двигатель Paxman-Ricardo мощностью 450 л.с., возможно, форсированный до 600 л.с. В некоторых источниках массу машины оценивают от 40 до 50 тонн, однако, учитывая солидную толщину бронирования, помноженную на габариты машины, по моему мнению, такая оценка выглядит заниженной, вероятно, масса машины должна оказаться в районе не менее 65 т или больше. (Рис.10)
Рис.10 – Боковая проекция TOG Citadel, современная реконструкция.
Illustration by Ed Jackson.