TOG-DoM
TOG-DoM
Британия
Тяжелый танк
40 т |
|
вооружение |
57/75-мм орудие 40-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
5-6 чел. |
мощность силовой установки |
450 л.с. |
проект |
1939г., SVDC, Department of Mechanisation |
Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.
С начала сентября 1939г. Стерн (Рис.1) и
его группа (Комитет по разработке специальных
транспортных средств - Special Vehicle Development Committee, SVDC) прорабатывали проект тяжелого танка, известный как TOG 300G.
Рис.1 - Sir Albert Gerald Stern,
1878-1966гг.
Слева в годы WWI, справа в 1945г. Руководитель первой танковой программы в годы Первой мировой войны. Вновь призван как танковый эксперт летом 1939г.
Разработчики решили создать машину с
бронировкой типа А12 Matilda, но более крупную и с более
мощным вооружением. Причем прорабатывалось сразу два варианта – «длинный» и
«короткий». (Рис.2)
Рис.2 – Боковая
проекция TOG 300G – просматривается сразу два контура –
«длинного» и «короткого» варианта. На рисунке танк пересекает ров шириной 2,44
м (8 футов), длинный вариант должен был пересекать траншеи шириной от 3 до 3,7
м.
Ссылка по этому изображению дается на Tanks of TOG by the author via UK National Archives.
Масса удлиненного варианта 40 тонн. Габариты: длина 7,62 м,
ширина 3,05 м, высота 2,75 м. Не заметно, что корпус машины заимствовался от
А12, в передней части контур корпуса, скорее, повторяет обводы корпуса ромба или
даже Little Willie. (Рис.3)
Рис.3
– Отдельно боковая проекция «длинной» версии TOG 300G. На рисунке танк
пересекает ров шириной 2,44 м (8 футов).
Бронирование: лобовая проекция корпуса 102 мм, борта корпуса и башня 76 мм, корма корпуса 38 мм. Экипаж 5-6 чел. Пишут, что вооружение могло быть представлено морской 6-фунтовой или французской 75-мм пушкой в лобовой части корпуса и там же 7,92-мм пулемет BESA; в башне 2-фунтовая пушка и 7,92-мм пулемет BESA – но на представленных выше эскизах вооружение в лобовой части корпуса не просматривается. На танк предполагалось ставить дизельный двигатель Paxman-Ricardo мощностью 450 л.с. Проект рассматривал различные типы трансмиссий: механическую, гидравлическую и электрическую.
«Короткая» версия имела проектную массу 32 т при габаритах: длина 6,1 м, ширина 3,05 м, высота 2,24 м.
Очевидно, что во всех случаях проектировщики делали ставку на размещение вооружения (или его части) в большой башне. Некоторые считают, что подразумевали установку б’ольшей башни, чем на А12. Сообщается, что проектные исследования этой башни не проводились, но считается, что 3-дюймовая гаубица, 3,7-дюймовая гаубица были велики для нее. Хотя некоторые допускают, что эта башня могла вмещать 3-дюймовую зенитку или 25-фунтовую пушку-гаубицу – в таком случае надобность в орудии, установленном в лобовой части корпуса, скорее всего, отпала бы. По другой версии, имелась ввиду штатная башня танка А12 Matilda.
Некоторые авторы находят, что специалисты SVDC в сентябре-октябре 1939г. прорисовывали несколько вариантов TOG 300G. Как будто, параллельно с конструкцией, которая не имела охватывающие корпус гусеницы и вооружение в спонсонах, допускался и другой вариант развития проекта, в котором гусеницы занимали традиционное для ромбовидных танков охватывающее корпус положение. (Рис.4)
Рис.4
- TOG 300G с гусеницами, охватывающими корпус танка.
Не исключено, что в Управления механизации знали об этом подходе SVDC к новому тяжелому танку, либо даже имели эскизы, полученные от SVDC. Возможно, что именно эти наработки легли в основу проекта Department of Mechanisation, который впоследствии получит индекс А20.