TOG-DoM

 

 

TOG-DoM

Британия

Тяжелый танк

масса

40 т

вооружение

57/75-мм орудие

40-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5-6 чел.

мощность силовой установки

450 л.с.

проект

1939г., SVDC, Department of Mechanisation

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    С начала сентября 1939г. Стерн (Рис.1) и его группа (Комитет по разработке специальных транспортных средств - Special Vehicle Development Committee, SVDC) прорабатывали проект тяжелого танка, известный как TOG 300G.

 

 

Рис.1 - Sir Albert Gerald Stern, 1878-1966гг.

Слева в годы WWI, справа в 1945г. Руководитель первой танковой программы в годы Первой мировой войны. Вновь призван как танковый эксперт летом 1939г.

 

     Разработчики решили создать машину с бронировкой типа А12 Matilda, но более крупную и с более мощным вооружением. Причем прорабатывалось сразу два варианта – «длинный» и «короткий». (Рис.2)

 

Рис.2 – Боковая проекция TOG 300G – просматривается сразу два контура – «длинного» и «короткого» варианта. На рисунке танк пересекает ров шириной 2,44 м (8 футов), длинный вариант должен был пересекать траншеи шириной от 3 до 3,7 м.

Ссылка по этому изображению дается на Tanks of TOG by the author via UK National Archives.

 

   Масса удлиненного варианта 40 тонн. Габариты: длина 7,62 м, ширина 3,05 м, высота 2,75 м. Не заметно, что корпус машины заимствовался от А12, в передней части контур корпуса, скорее, повторяет обводы корпуса ромба или даже Little Willie. (Рис.3)

 

Рис.3 – Отдельно боковая проекция «длинной» версии TOG 300G. На рисунке танк пересекает ров шириной 2,44 м (8 футов).

 

   Бронирование: лобовая проекция корпуса 102 мм, борта корпуса и башня 76 мм, корма корпуса 38 мм. Экипаж 5-6 чел. Пишут, что вооружение могло быть представлено морской 6-фунтовой или французской 75-мм пушкой в лобовой части корпуса и там же 7,92-мм пулемет BESA; в башне 2-фунтовая пушка и 7,92-мм пулемет BESA – но на представленных выше эскизах вооружение в лобовой части корпуса не просматривается. На танк предполагалось ставить дизельный двигатель Paxman-Ricardo мощностью 450 л.с. Проект рассматривал различные типы трансмиссий: механическую, гидравлическую и электрическую.

   «Короткая» версия имела проектную массу 32 т при габаритах: длина 6,1 м, ширина 3,05 м, высота 2,24 м.

   Очевидно, что во всех случаях проектировщики делали ставку на размещение вооружения (или его части) в большой башне. Некоторые считают, что подразумевали установку б’ольшей башни, чем на А12. Сообщается, что проектные исследования этой башни не проводились, но считается, что 3-дюймовая гаубица, 3,7-дюймовая гаубица были велики для нее. Хотя некоторые допускают, что эта башня могла вмещать 3-дюймовую зенитку или 25-фунтовую пушку-гаубицу – в таком случае надобность в орудии, установленном в лобовой части корпуса, скорее всего, отпала бы. По другой версии, имелась ввиду штатная башня танка А12 Matilda.

     Некоторые авторы находят, что специалисты SVDC в сентябре-октябре 1939г. прорисовывали несколько вариантов TOG 300G. Как будто, параллельно с конструкцией, которая не имела охватывающие корпус гусеницы и вооружение в спонсонах, допускался и другой вариант развития проекта, в котором гусеницы занимали традиционное для ромбовидных танков охватывающее корпус положение. (Рис.4)

 

Рис.4 - TOG 300G с гусеницами, охватывающими корпус танка.

 

     Не исключено, что в Управления механизации знали об этом подходе SVDC к новому тяжелому танку, либо даже имели эскизы, полученные от SVDC. Возможно, что именно эти наработки легли в основу проекта Department of Mechanisation, который впоследствии получит индекс А20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru