Medium A/T 1

 

 

Medium A/T 1

Британия

Средний по массе плавающий танк

масса

30,75 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

450/285 л.с.

проект

1940-1942гг., Department of Naval Land Equipment, Braithwaites & Co.

выпускался

1942-1943гг., Braithwaites & Co.

3 шт. опытные

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1939г. закончились испытания малого плавающего танка L1E3. (Рис.1)

 

Рис.1 - Tank Light Amphibious, No 3.

 

     Вероятно, в то же время военные пришли к мысли, что им нужен совершенно другой тип плавающего танка – тип, который можно было бы использовать в морских десантных операциях, а не только для преодоления незначительных водных преград на суше. Такой взгляд полностью менял подход к конструированию плавающих танков – нужна была более крупная машина, обладавшая такими мореходными качествами, которые позволяли бы ей преодолевать определенные водные пространство в прибрежной морской зоне.

     В марте 1940г. генерал Поуп (General Pope), директор отдела боевых бронированных машин (DAFV) опубликовал первоначальные требования к плавающему танку. Вот некоторые положения его документа «Спецификация 1.A Десантные танковые операции» (‘Specification 1.A Amphibious Tank Operations’). В ходе морской десантной операции танки должны смочь десантироваться на открытом берегу перед лицом сопротивляющегося противника и захватить плацдарм до 4,8-8 км в глубину, чтобы прикрыть высадку других войск. Танки следовало спускать на воду в 200-х ярдах (183 м) от пляжа, при этом были открыты два варианта спуска танков и их движения к берегу – по воде или под водой. В качестве альтернативы позволялось рассмотреть возможность «установки необходимых гусениц и брони на лодку с некоторыми ходовыми качествами, но ограниченными характеристиками по пересеченной местности». Машина должна быть защищена от любого огня стрелкового оружия противника, включая бронебойные пули при обычном попадании на всех дистанциях как минимум. Кроме того, передняя часть танка должна была противостоять немецкой 37-мм пушке при нормальном попадании на расстоянии 300 ярдов (274 м). Основное вооружение 40-мм пушка и 7,92-мм пулемет Besa.  Оба орудия должны были быть установлены в башне. Экипаж 3 чел. (командир, водитель, наводчик). Скорость танка определялась в 13-16 км/ч (8-10 миль/ч) по суше (на пересеченной местности) и 7,4 км/ч (4 узла) по воде или под водой. Запас хода считался достаточным в 80 км (50 миль). Танк должен был преодолевать ров шириной 1,7 м (5 футов) и стенку высотой 0,9 м (3 фута), но оговаривалось, что машина должна быть в состоянии подняться на мокрые, рыхлые галечные пляжи и работать в тропических и европейских условиях. Предусматривалась радиофикация танка аппаратом №11 или эквивалентной радиостанцией.

     С 10 октября 1940г. тема морских десантных плавающих танков была передана в Department of Naval Land Equipment. Ноябрем 1940г. датируются первые (доступные для нас) чертежи танка с индексом Medium A/T I* (Рис.2).

 

Рис.2 – Первые доступные чертежи по теме среднего плавающего танка.

 

     Надстройка корпуса под башней, сама башня и вооружение в ней определенно заимствованы от танка Covenanter, а вот охват гусеницами большого ромбовидного корпуса вновь возвращает нас к идеям Стерна и его группы, работавшей в то время над танком TOG. Впрочем, решение с охватом гусеницами всего корпуса танка имело свое обоснование – мол, так танку будет легче выходить из воды на берег (Рис.3), а большой ромбовидный корпус сам по себе являлся поплавком.

 

Рис.3 – Схемы выхода танка из воды на берег.

 

     Упоминается, что, примерно, в 1942-1943гг. фирмой Braithwaites & Co. на заводе Neptune Works (Рис.4) построили три варианта среднего плавающего танка: A/T I*, A/T I**, A/T I***. Какая между ними была разница теперь трудно установить, но попадается пара чертежей варианта A/T I** (Рис.5).

 

Рис.4 – Панорама з-да Neptune Works в Ньюпорте.

 

Рис.5 – Чертежи с изображением варианта A/T I**.

 

     Построенные машины испытывались. Пишут, что испытания проводились в основном вокруг Barry Docks, ходовой тест по суше для каждой машины пролегал до Фарнборо. (Рис.6)

 

Указывают, что это вариант A/T I*.

Северный док Ньюпорта.

На пляже о. Barry.

Возможно, это третий вариант.

Рис.6 – Фото танков Medium A/T 1.

 

     Масса машины 30,75 т. Габариты: длина 7,3 м, ширина 3,9 м с поплавками, высота 3,4 м. Бронирование: 40/14/9 мм. Экипаж, вероятно, 4 чел. Вооружение 40-мм пушка, пулемет. В одних источниках указывают, что на машине стоял 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo 12tp, мощностью 450 л.с., который можно было форсировать до 600 л.с., а в других – пишут о моторе Meadow's D.A.V V12 мощностью 285 л.с. Ходовая часть мнокатковая (катки малого диаметра), вероятно, как на танках типа TOG или Churchill. Скорость машины на суше 30-32 км/ч, на воде 8 км/ч.

   Вероятно, к моменту появления танков типа A/T 1 британцы делали ставку на более простой вариант получения амфибийных танков – за счет небольшой переделки линейных машин разных типов стандартным оборудованием DD. В конце войны танки A/T 1 были переведены в Южный Уэльс на разделку силами завода Curran Brothers of Cardiff.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru