Light Tank (Wheeled) Humber

 

 

Вариант Humber I

Вариант Humber II

Вариант Humber III

Light Tank (Wheeled) Humber

Британия

Легкий по массе колесный танк

масса

6,85 т

вооружение

2 пулемета

экипаж

3-4 чел.

мощность силовой установки

90 л.с.

проект

1939-1940гг., Rootes

выпускался

1941-1943гг., Rootes

1652 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1939г. на фирме Rootes разработали броневик типа Light Tank (Wheeled), названный Humber (компания Humber Ltd. была куплена братьями Rootes в 1928г. и вошла в состав холдинга Rootes Group). Машина проектировалась на шасси артиллерийского тягача КТ4 (Рис.1) и с использованием решений по бронированию и вооружению колесного танка Armoured Car Guy.

 

Рис.1 - Средний артиллерийский тягач, созданный компанией «Кэрриер Моторс Лимитед» (Karrier Motors Ltd) в 1938 году. Масса 5 т. Буксируемый вес 3 т. Максимальная скорость 80 км/ч. В названии компании указано слово “Karrier”, хотя близкое по смыслу «тягач», «перевозчик» пишется: “carrier”.

 

   Сообщают, что причиной того, что разработка нового варианта пулеметного колесного танка была поручена не фирме Guy Motors, а группе Rootes (Karrier Motors Ltd входила в состав этой группы) заключалась в том, что Guy Motors едва справлялась с начавшимся серийным производством Armoured Car Guy.

   Серийное производство колесного танка легкого класса Humber Armoured Car было начато в 1941г. модификацией Humber I. (Рис.2) 

 

 

Рис.2 - Humber Armoured Car Mk I.

 

   Масса 6,85 т. Габариты: длина 4575 мм, ширина 2190 мм, высота 2390 мм, клиренс 310 мм. Бронирование вертикальных элементов корпуса и башни 14 мм, крыша, днище – 8 мм. Корпус и башня выполнялись сварными. Экипаж 3 чел. Вооружение: один пулемет 15 мм BESA, один пулемет 7,92 мм BESA. Машины могли оснащаться двуствольным дымовым гранатометом. Мотор Rootes карбюраторный 6-цилиндровый жидкостного охлаждения, мощностью 90 л.с. при 3200 об/мин. Удельная мощность 13,1 л.с./т. Колесная ходовая часть 4х4, подвеска индивидуальная на листовых рессорах. Радиостанция №19.

    Скорость по шоссе 72 км/ч, запас хода 400 км.

    В 1941г. было построено 300 экземпляров Humber I.

    Вероятно, в 1941г. британцы поставили голландцам 15 бронетранспортеров на базе Humber Armoured Car Mk I - Humber LRC Mk.I. Машина просто лишилась башни с вооружением. Все броневики поступили в Бригаду принцессы Ирен (Королевская моторизованная пехотная бригада), часть находилась в Великобритании, и прослужили до конца 1942г. (Рис.3)

 

Рис.3 – Humber LRC Mk.I, поставляемый британской армией голландцам.

 

     В 1941г. году на смену Humber I пришла модификация Humber II. Пишут, что новая модификация отличалась улучшенной конструкцией корпуса. Появился лобовой лист новой конфигурации, что позволило увеличить внутренний объем машины, исчезла размещавшаяся над лобовой деталью рубка водителя, изменилась бронировка радиатора, она приобрела форму жалюзи. (Рис.4) 

 

 

 

Рис.4 - Humber II.

 

   Следует заметить, что ко времени появления варианта Humber II эти машины трактовалась как броневики среднего класса.

   Было построено 440 экземпляров Humber Armoured Car Mk II. На смену этой модификации в начале 1942г. пришел вариант Humber III, который получил новую, как пишут, трехместную башню – следовательно, экипаж машины мог увеличиться до 4-х чел. (Рис.5)

 

 

 

Рис.5 - Humber III.

 

   Вероятно, вариант Humber Armoured Car Mk III строился и в 1943г., произведено было примерно 912 машин этого варианта.

   Колесные танки типа Humber производились в Канаде под маркой General Motors Mk I (Fox I).

   Колесные танки типа Humber активно применялись британскими войсками с сентября 1941г. Ими комплектовались бронеавтомобильные взводы моторизованных частей. Машины поступили на вооружение 11-го гусарского полка и 2-й новозеландской дивизии, которые действовали в Северной Африке. (Рис.6)

 

 

 

В поисках достойного противника.

Рис.6 – В Северной Африке.

 

    Некоторое количество броневиков Humber занимались патрульной службой в Иране на коммуникациях, по котором шли поставки в СССР. Затем машины этого типа воевали на всех театрах боевых действий. (Рис.7)

 

Машины Humber патрулируют пустыню в Сирии.

Почти вся королевская колесная рать.

На заднем плане колесный танк Humber, впереди него Daimler Armoured Car, самый первый – БА Daimler Scout Car (Daimler Dingo).

 

Рис.7 – Боевые будни.

 

    После окончания войны Humber был вскоре снят с вооружения британской армии и поставлялся в ряд стран, но, скорее всего, это были машины более поздней модификации.

   В 1943-1944гг. в войска поступали ЗСУ на базе Humber Mk I - Humber Mk III. На машине вместо башни появлялась счетверенная зенитная установка с 4-мя 7,92-мм пулеметами BESA, от ЗСУ на базе малого танка MkVIb.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru