Light Tank (Wheeled) Daimler Armored Car
Light Tank (Wheeled)
Daimler Armored Car
Британия
Легкий по массе
колесный танк
7,6 т |
|
вооружение |
40-мм
орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность
силовой установки |
95 л.с. |
проект |
1939г., Daimler |
выпускался |
1939-1944гг., Daimler 2694 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В 1939г. вновь был
объявлен конкурс на разработку колесных танков Light
Tank (Wheeled) легкого и
тяжелого классов. Машины типа Light Tank
(Wheeled) предназначались для использования в составе
крейсерских бронетанковых соединений.
Задание на колесную машину с пушечным вооружением предусматривало, что
она могла не только вести разведку, но и бороться с легкой бронетехникой
противника. Предполагалось также, что машины подобного класса будут применяться
для сопровождения более легких машин, оказывая им огневую поддержку.
В конкурсе на тяжелый броневик приняли участие два производителя: Daimler (английский Daimler, компания сохранила историческое название немецкой марки) и
АЕС (Associated Equipment Company), и обе имели успех.
Инженеры фирмы Daimler взяли за основу шасси от бронеавтомобиля Daimler
Scout Car (Рис.1), уже поступившего на вооружение и показавшего неплохие
результаты при армейских испытаниях.
Рис.1 – БА Daimler Scout Car (Daimler Dingo). Масса 3,05 т. Экипаж 2 чел. Вариант на нижнем фото, возможно, канадский аналог Lynx, поскольку на машине, похоже, установлены американские пулеметы типа Browning, на этой машине в качестве основного вооружения показано противотанковое ружьё.
Несмотря на то, что машины имели танковую компоновку, полный привод, а часть из них - полное бронирование, не отнесем их к танкам, поскольку Daimler Scout Car (Daimler Dingo), по сути, являлись носителями пулемета (как правило, перевозимого в укладке) или противотанкового ружья, при этом отсутствовала башня, характерная для колесных танков.
Новый вариант получил обозначение Daimler Armored Car. Компоновка машины была танковой. Спереди размещалось отделение управления, в средней части корпуса – боевое отделение с башней от танка Tetrarh, в кормовой – моторно-трансмиссионный отсек. (Рис.2)
Рис.2 – Проекции Daimler Armored Car.
Масса 7620 (7636) кг. Габариты: длина 3965 мм, ширина 2440 мм, высота 2235 мм, клиренс 406 мм. Бронекорпус имел сварную конструкцию и собирался из катаных броневых листов толщиной от 6 до 14 мм. Верхний лобовой бронелист был установлен под рациональным углом наклона. Бронирование: лоб корпуса 16 мм, борт корпуса 14 мм, башня 16 мм, крыша и днище 6 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение 40-мм пушка cо спаренным 7,92-мм пулеметом BESA, как будто, мог устанавливаться зенитный пулемет Vickers (Вrеn) калибра 7,7-мм. К орудию позднее прилагалась насадка Littlejohn, увеличившая начальную скорость бронебойного снаряда. Боекомплект состоял из 52 артвыстрелов, 2700 патронов калибра 7,92 мм и 500 патронов калибра 7,7 мм. Предусматривалось два дымовых гранатомета калибра 101,6-мм. Двигатель Daimler 27, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 95 л.с. при 3600 об/мин; рабочий объем 4095 см3. Трансмиссия механического типа: пятискоростная коробка передач с предварительным выбором передач, реверсивная раздаточная коробка с простым дифференциалом, четыре карданных вала, колесные редукторы, гидравлические дисковые тормоза. Ходовая часть полноприводная 4х4. Колеса на индивидуальной пружинной подвеске, размер шин 10,5х20 дм. Машина имела радиосвязь – радиостанция №19.
Максимальная скорость 80,5 км/ч, запас хода по шоссе 328-330 км. Преодолеваемые препятствия: уклон 44°, глубина брода 1,2 м, ширина рва 1,067 м.
Первый прототип Daimler Armored Car Mk.I был предъявлен на испытания осенью 1939 года. (Рис.3)
Рис.3 - Daimler Armored Car Mk.I
Сразу выявилось несколько крупных проблем технического характера. Больше всего нареканий вызывала трансмиссия машины, которая почти без изменений перешла от разведывательного варианта и с трудом держала возросшую более чем в два раза массу машины. На доработки потребовалось около года, и только в 1941 году Daimler Armored Car Mk.I был принят на вооружение британской армии и поступил в серийное производство.
Рис.4 - Daimler Armored Car Mk.II.
Пишут, что в рамках проведения модификации колесного танка был разработан вариант Daimler Armored Car Mk.ICS, вооруженный 76,2-мм гаубицей. Вероятно, на платформу Daimler Armored Car установили башню с 76-мм короткоствольной пушкой от танка Tetrarch CS. Случиться такая модернизация могла около 1944г. или в 1944г. Daimler Armored Car Mk.ICS были выпущены в очень небольшом количестве.
Первыми бронемашины Daimler Armored Car Mk.I в середине 1941г. получил 11th Hussars полк, в распоряжение которого передали несколько машин для войсковых испытаний. Вслед за ним колесные танки Daimler Armored Car были направлены в состав 12-го Уланского (12th Royal Lancers), Гвардейского драгунского (Kings Dragoon Guards) и 4-й южноафриканского бронеавтомобильного полков, воевавших в Тунисе и Ливии. Хотя эти подразделения приняли участие только на заключительном этапе боёв в Северной Африке, Daimler Armored Car заслужили высокую оценку у своих экипажей. (Рис.5)
Рис.5 - Daimler Armored Car Mk.II ведет огонь в Северной Африке.
В 1943-1945 гг. бронемашины этого типа активно использовались в боях в Италии и в Юго-Восточной Азии. После войны машины Daimler Armored Car в боевых условиях применялись британцами на Ближнем Востоке. (Рис.6)
Рис.6 – 1947г., Палестина.
На вооружении британской армии Daimler Armored Car оставались до середины 1960-х – последние колесные танки этого типа, эксплуатируемые в основном в колониях (территориальных частях британской армии), были списаны в 1965 году. (Рис.7)
Рис.7 – Галерея Daimler Armored Car.