Light Tank (Wheeled) Daimler Armored Car

 

 

Light Tank (Wheeled) Daimler Armored Car

Британия

Легкий по массе колесный танк

масса

7,6 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

95 л.с.

проект

1939г., Daimler

выпускался

1939-1944гг., Daimler

2694 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1939г. вновь был объявлен конкурс на разработку колесных танков Light Tank (Wheeled) легкого и тяжелого классов. Машины типа Light Tank (Wheeled) предназначались для использования в составе крейсерских бронетанковых соединений.

     Задание на колесную машину с пушечным вооружением предусматривало, что она могла не только вести разведку, но и бороться с легкой бронетехникой противника. Предполагалось также, что машины подобного класса будут применяться для сопровождения более легких машин, оказывая им огневую поддержку.

    В конкурсе на тяжелый броневик приняли участие два производителя: Daimler (английский Daimler, компания сохранила историческое название немецкой марки) и АЕС (Associated Equipment Company), и обе имели успех.

    Инженеры фирмы Daimler взяли за основу шасси от бронеавтомобиля Daimler Scout Car (Рис.1), уже поступившего на вооружение и показавшего неплохие результаты при армейских испытаниях.

 

 

Рис.1 – БА Daimler Scout Car (Daimler Dingo). Масса 3,05 т. Экипаж 2 чел. Вариант на нижнем фото, возможно, канадский аналог Lynx, поскольку на машине, похоже, установлены американские пулеметы типа Browning, на этой машине в качестве основного вооружения показано противотанковое ружьё.

 

      Несмотря на то, что машины имели танковую компоновку, полный привод, а часть из них - полное бронирование, не отнесем их к танкам, поскольку Daimler Scout Car (Daimler Dingo), по сути, являлись носителями пулемета (как правило, перевозимого в укладке) или противотанкового ружья, при этом отсутствовала башня, характерная для колесных танков.

    Новый вариант получил обозначение Daimler Armored Car. Компоновка машины была танковой. Спереди размещалось отделение управления, в средней части корпуса – боевое отделение с башней от танка Tetrarh, в кормовой – моторно-трансмиссионный отсек. (Рис.2)

 

Рис.2 – Проекции Daimler Armored Car.

 

    Масса 7620 (7636) кг. Габариты: длина 3965 мм, ширина 2440 мм, высота 2235 мм, клиренс 406 мм. Бронекорпус имел сварную конструкцию и собирался из катаных броневых листов толщиной от 6 до 14 мм. Верхний лобовой бронелист был установлен под рациональным углом наклона. Бронирование: лоб корпуса 16 мм, борт корпуса 14 мм, башня 16 мм, крыша и днище 6 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение 40-мм пушка cо спаренным 7,92-мм пулеметом BESA, как будто, мог устанавливаться зенитный пулемет Vickers (Вrеn) калибра 7,7-мм. К орудию позднее прилагалась насадка Littlejohn, увеличившая начальную скорость бронебойного снаряда. Боекомплект состоял из 52 артвыстрелов, 2700 патронов калибра 7,92 мм и 500 патронов калибра 7,7 мм. Предусматривалось два дымовых гранатомета калибра 101,6-мм. Двигатель Daimler 27, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 95 л.с. при 3600 об/мин; рабочий объем 4095 см3. Трансмиссия механического типа: пятискоростная коробка передач с предварительным выбором передач, реверсивная раздаточная коробка с простым дифференциалом, четыре карданных вала, колесные редукторы, гидравлические дисковые тормоза. Ходовая часть полноприводная 4х4. Колеса на индивидуальной пружинной подвеске, размер шин 10,5х20 дм. Машина имела радиосвязь – радиостанция №19.

    Максимальная скорость 80,5 км/ч, запас хода по шоссе 328-330 км. Преодолеваемые препятствия: уклон 44°, глубина брода 1,2 м, ширина рва 1,067 м.

   Первый прототип Daimler Armored Car Mk.I был предъявлен на испытания осенью 1939 года. (Рис.3)

 

 

Рис.3 - Daimler Armored Car Mk.I

 

    Сразу выявилось несколько крупных проблем технического характера. Больше всего нареканий вызывала трансмиссия машины, которая почти без изменений перешла от разведывательного варианта и с трудом держала возросшую более чем в два раза массу машины. На доработки потребовалось около года, и только в 1941 году Daimler Armored Car Mk.I был принят на вооружение британской армии и поступил в серийное производство.

   Появившаяся несколько позднее модификация Daimler Armored Car Mk.II отличалась небольшими изменениями в конструкции корпуса и, вероятно, орудийной маски. (Рис.4)

 

Рис.4 - Daimler Armored Car Mk.II.

 

    Пишут, что в рамках проведения модификации колесного танка был разработан вариант Daimler Armored Car Mk.ICS, вооруженный 76,2-мм гаубицей. Вероятно, на платформу Daimler Armored Car установили башню с 76-мм короткоствольной пушкой от танка Tetrarch CS. Случиться такая модернизация могла около 1944г. или в 1944г. Daimler Armored Car Mk.ICS были выпущены в очень небольшом количестве.

     Общий объём выпуска Daimler Armored Car всех модификаций в период с 1941 по 1944 гг. составил 2694 экземпляра.

     Первыми бронемашины Daimler Armored Car Mk.I в середине 1941г. получил 11th Hussars полк, в распоряжение которого передали несколько машин для войсковых испытаний. Вслед за ним колесные танки Daimler Armored Car были направлены в состав 12-го Уланского (12th Royal Lancers), Гвардейского драгунского (Kings Dragoon Guards) и 4-й южноафриканского бронеавтомобильного полков, воевавших в Тунисе и Ливии. Хотя эти подразделения приняли участие только на заключительном этапе боёв в Северной Африке, Daimler Armored Car заслужили высокую оценку у своих экипажей. (Рис.5)

 

Рис.5 - Daimler Armored Car Mk.II ведет огонь в Северной Африке.

 

     В 1943-1945 гг. бронемашины этого типа активно использовались в боях в Италии и в Юго-Восточной Азии. После войны машины Daimler Armored Car в боевых условиях применялись британцами на Ближнем Востоке. (Рис.6)

 

 

Рис.6 – 1947г., Палестина.

 

    На вооружении британской армии Daimler Armored Car оставались до середины 1960-х – последние колесные танки этого типа, эксплуатируемые в основном в колониях (территориальных частях британской армии), были списаны в 1965 году. (Рис.7)

 

Рис.7Галерея Daimler Armored Car.

 

      В мае 1944г. 10 машин Daimler Armored Car были переданы 1-му бельгийскому бронеавтомобильному эскадрону, который в скором времени был отправлен во Францию, где использовались, в основном, для ведения разведки. С сентября машины активно участвовали в боях на территории Бельгии, а после освобождения страны продолжали нести службу в бельгийской армии.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru