Light Tank (Wheeled) Armored Car Guy
Light Tank (Wheeled)
Armored Car Guy
Британия
Минимальный по массе колесный танк
5,28 т |
|
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность
силовой установки |
53/55 л.с. |
проект |
1938г.,
Guy Motors |
выпускался |
1938-1940гг., Guy Motors 106 шт. (включая
5 прототипов) |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В 1937г. (или в начале 1938г.) фирма Morris в кооперации с австрийской
компанией Steyr предъявила колесный танк Morris-Steyr armored car. (Рис.1)
Рис.1 – Колесный танк Morris-Steyr armored car.
Масса ок. 4 т. Экипаж 3 чел. Вооружение два пулемета.
Вероятнее всего, машина создавалась на австрийском шасси ADSK, на котором австрийцы также пытались создать собственный двухосный колесный танк. (Рис.2)
Рис.2 – Австрийское полноприводное шасси ADSK.
Пишут, что на испытаниях машина часто ломалась, но главным препятствием развития совместного броневика, вероятно, стали политические события – присоединение Австрии к Германии (12-13 марта 1938г.).
В 1938г. разработка полноприводного броневика продолжилась на шасси
артиллерийского тягача Quad-Ant field artillery tractor (Рис.3) от производителя Guy Motors.
Рис.3 – Guy
Quad-Ant FAT, внизу буксирует 18-фунтовую пушку Mk.IV.
К сожалению, информация о технических характеристиках этой машины
скудна. В некоторых источниках считают, что машина имела 4-дилиндровый
двигатель Meadows мощностью около 58 л.с.
Первоначально на броневик Armored Car Guy предполагалось установить башню с открытым верхом, как на машине CS9 и с тем же набором вооружения, но перед началом производства военное министерство изменило спецификацию и потребовало установки полностью закрытой башни с вооружением, стандартным для малого танка Vickers Light Mk.VI. Таким образом, Armored Car Guy получил полностью закрытую башню и был официально классифицирован как Light Tank (Wheeled). (Рис.4)
Рис.4 – Прототип Armored Car Guy.
Причина классификации Armored Car Guy в качестве Light Tank (Wheeled) заключается в том, что броневик с колесной формулой 4×4 может приблизиться к характеристикам легкого танка, но при значительно меньшей стоимости. От себя добавлю, что машина имела классическую танковую компоновку – впереди отделение управления, далее боевое отделение с башней и на корме моторное отделение.
В 1938г. было
построено пять прототипов. В ходе
сравнительных испытаний Armored Car Guy показал себя
лучше, чем полноприводные машины Штраусслера и фирмы Morris. Затем два прототипа прошли войсковые испытания во 2-м
гвардейском драгунском полку. Один был направлен в Египет, где у машины
выявились проблемы с охлаждением двигателя. По итогам войсковых испытаний были
внесены некоторые изменения: увеличены размеры шин, зазор между колесами и
брызговиками.
В войска серийные колесные танки Armored Car Guy стали поступать с 1939г. Колесные танки подавались в двух вариантах – с пулеметами Vickers .50 и .303 (вариант Mk.I) и с пулеметами BESA 15 мм и 7,92 мм, по другим данным крупнокалиберный пулемет был 12,7 мм Vickers (вариант Mk.Iа). (Рис.5, Рис.6)
Рис.5 - Armored Car Guy Mk.I.
Рис.6 - Armored Car Guy Mk.Iа.
За исключением набора вооружения все прочие характеристики вариантов были одинаковыми. Масса 5,28 т. Габариты: длина 4115 мм, ширина 2057 мм, высота 2286 мм, клиренс 402 мм (?). Бронирование: лоб, борт, корма корпуса 15 мм, башня 15 мм. Экипаж 3 чел. По другим данным, сварной корпус имел толщину бронирования 14 мм. Двигатель Meadows 4.E.L 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 53/55 л.с. Карбюратор Solex 25 RFGVL. Мощность двигателя подавалась через четырехступенчатую коробку передач с одной передачей заднего хода. Передаточные числа переднего хода варьировали от 7,33 до 1,1, Заднего хода - 10,41. Сцепление представляло собой пластину Borg & Beck Dry. На прототип были установлены колеса Dunlop TG 10.50-16, но на серийной модели они должны были быть увеличены в размере.
Скорость по шоссе 64 км/ч (53 миль/ч), запас хода по шоссе 340 км (210 миль). Запас топлива составлял 20 галлонов с расходом 9,5 миль на галлон. Смазка обеспечивалась 1,5 галлонами масла. Удельная мощность 10,6 л.с/т. Тип подвески индивидуальная на листовых рессорах.
У машин Armored Car Guy была одна приятная особенность – внутри машина была настолько просторна, что позволяла перевозить дополнительно 10 центнеров грузов.
Light Tank (Wheeled) Armored Car Guy серийно выпускалась в 1939-1940гг. Всего была построена 101 машина, из них 50 единиц в варианте Mk.I и 51 шт. в варианте Mk.Iа. (Рис.7)
Рис.7 – Колонны колесных танков Armored Car Guy в Великобритании.
Колесные танки Armored Car Guy поступали на вооружение специальных
подразделений британской армии, а также передавались в формируемые на
территории Британии дружественные бельгийские, датские и голландские части.
6 машин с приданным взводом мотоциклистов, сформированные в два
отделения, перешли в ведение Lieutenant-Colonel George Frederick Hopkinson. Под его командой находилось некое подразделение
разведки и связи (всего 120 чел. личного состава, большую часть составляли
связисты), которое имело разные названия: миссия №11 (Mission No.11), полк связи Ставки
(the GHQ Liaison Regiment). Подразделение
использовало кодовое название Phantom. Роль «Фантома»
заключалась в том, чтобы обеспечивать связь между иностранными армиями и
выполнять обязанности по сбору разведданных. «Фантом» также использовал
перехваты сигналов для получения информации о передвижениях немцев.
Колесным танкам подразделения Phantom довелось
принимать участие в боевых действиях во Франции. 27 мая 1940г.
подразделению «Фантом» было предложено поддержать 144-ю бригаду к западу от
Вормхудта (Wormhoudt). Действия
происходили в «серой», ничейной зоне. Колесный танк Guy, которым, возможно, командовал младший лейтенант Пирс Ричард
Эджкамб (Second-Lieutenant
Piers Richard Edgcumbe) – известно имя еще одного члена экипажа этой
машины: младший капрал Леонард Фрэнк Уэббер (Lance-Corporal Leonard Frank Webber)
- приближался к кафе на дороге Эскельбек-Зегерс-Чаппел (on the Esquelbecq to
Zegers-Chappel road) под названием «Отдых охотников». Танк вырулил
из-за Т-образного перекрестка и попал под немецкое противотанковое
орудие. Автомобиль скатился с дороги и частично остановился в неглубокой
канаве. В него попали во второй раз, и он начал гореть. (Рис.8)
Рис.8 – Сгоревший колесный танк у кафе Hunter’s Rest.
Один из членов экипажа был убит на месте, а двум другим удалось проникнуть в «Приют Охотников». В помещении кафе между ними и солдатами СС завязалась ожесточенная рукопашная схватка. Британцы использовали для самозащиты любые предметы, прибегая к чугунным печным крышкам в качестве оружия. Оба британца погибли.
В ходе битвы за Францию все колесные танки Guy, отправленные во Францию, были подбиты или захвачены. (Рис.9)
Рис.9 – На немецком сборном пункте трофейной техники во Франции, почти по центру кадра заметен крутой лоб колесного танка Guy.
8 колесных танков Guy направили в подразделение личной охраны королевской семьи - Coats Mission. Данная миссия придавалась гренадерской гвардии, охранявших монаршую семью. По такому случаю, колесные танки были превращены в VIP-транспорт, способный вместить одного члена королевской семьи и двух телохранителей, для чего с машин удаляли вооружение и боеприпасы.
Остальные колесные танки Guy были переданы различным полкам, в первую очередь бельгийским, датским и голландским частям, формируемым в Великобритании.
2 октября 1941 года бельгийские войска получили четырнадцать танков Mk.IA Guy.
Голландцы использовали 4 или 5 колесных танков Guy. Они поступили в разведывательный эскадрон. (Рис.10)
Рис.10 – Колесные танки в руках голландского оператора.
Справа в расположение голландских воинов на танке прибыл Санта Клаус с подарками.
В январе-феврале 1943г. колесные танки Guy вывели из эксплуатации.