Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I
Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I
Британия
Легкий по массе колесный танк
11 т |
|
вооружение |
40-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
105 л.с. |
проект |
1939г.,
АЕС |
выпускался |
1940-1942гг., АЕС 123 шт. (включая прототип) |
Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.
В 1939г. вновь был объявлен конкурс на
разработку колесных танков Light Tank (Wheeled) легкого и
тяжелого классов. Машины типа Light Tank
(Wheeled) предназначались для использования в составе
крейсерских бронетанковых соединений.
Задание на колесную машину с пушечным вооружением предусматривало, что
она могла не только вести разведку, но и бороться с легкой бронетехникой
противника. Предполагалось также, что машины подобного класса будут применяться
для сопровождения более легких машин, оказывая им огневую поддержку.
В конкурсе на тяжелый броневик приняли участие два производителя: Daimler (английский Daimler, компания сохранила историческое название немецкой марки) и
АЕС (Associated Equipment Company), и обе имели успех.
Фирма АЕС в качестве основы для тяжелого Light Tank (Wheeled) выбрала шасси своего артиллерийского
тягача “Matador” (Рис.1), имевшего высокие ходовые качества.
Рис.1 – АЕС 0853 Matador,
тяжёлый/средний полноприводный грузовик и артиллерийский
тягач. Масса 7750 кг.
Light Tank (Wheeled) на шасси Matador называют AEC Armored Car (Рис.2).
Рис.2 – Проекции AEC Armored Car.
Масса 11 т. Габариты: длина 5180 мм, ширина 2740 мм, высота
2150 мм, клиренс 321 мм. Конструкторами фирмы был разработан оригинальный
по форме корпус, обладавший достаточно узким профилем и мощным бронированием
для такого типа машин. Конструкция корпуса была сварной
и собиралась из катаных броневых листов толщиной от 16 до 57 мм. Бронирование:
лоб корпуса 57 мм (!!), борт 16 мм, крыша 32 мм, башня 60-65 мм (!!). Экипаж из
трех человек: впереди находилось место водителя, за ним – места командира,
который также выполнял функцию стрелка, и заряжающий. Водитель фактически
был зажат между двумя колесами. Его кресло регулировалось по высоте – при
движении с открытым люком голова водителя могла по плечи выступать из него.
В боевом положении люк закрывался, а кресло опускалось вниз, для наблюдения за
местностью водитель использовал перископические приборы наблюдения. Для
командира и заряжающего в башне имелись два люка прямоугольной формы. Крышка
люка командира была двустворчатой, при этом одна створка открывалась вперед, а
другая назад. Вторая крышка люка была
цельной, откидывалась влево. Основное вооружение размещалось в
башне, заимствованной от пехотного танка Valentine Mk.I, в ней устанавливалась
40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. В вертикальной
плоскости пушку можно было наводить в секторе от +15 до – 15 градусов. Имелся
телескопический прицел №24х1,9 Mk V. В качестве дополнительного
вооружения могли устанавливаться один (пишут также: два) дымовой гранатомет
50,5 мм и зенитный пулемет Bren калибра 7,71-мм (зенитный пулемет выставлялся на
специальном кронштейне по мере надобности). Полный
боекомплект (серийной модели) включал 58 артвыстрелов, 2925 патронов калибра
7,92 мм, 600 патронов калибра 7,71 мм и 18 дымовых гранат. Силовая установка
бронемашины состояла из дизельного 6-цилиндрового двигателя АЕС А195
жидкостного охлаждения, развивавшего мощность 105 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия
АЕС включала однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка
передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи и пневматические
тормоза. Ходовая часть полноприводная 4х4, размер шин 13,5х20 дюймов, подвеска
на полуэллиптических листовых рессорах. При движении по дорогам с твердым
покрытием заднюю пару колес можно было отключить, машина превращалась в
переднеприводную. В качестве средства связи устанавливались радиостанции №19.
Скорость по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 400 км.
Испытания опытного образца AEC Armored Car
проводились в течение 1940г. (Рис.3)
Рис.3 – Прототип AEC Armored
Car.
После устранения
выявленных недоработок бронеавтомобиль был принят на вооружение британской
армии. Его первая официальная демонстрация состоялась в 1941г. на параде
Королевской Конной Гвардии в Лондоне. На этом параде присутствовал премьер-министр
сэр Уинстон Черчилль, который оценил достоинства новой колесной машины. В июне
1941г. компания АЕС получила первый заказ на серийное производство AEC Armored Car.
Первой модификацией стала Mk.I, практически полностью повторявшая
прототип - в носовой части был ликвидирован уступ со встроенным наблюдательным
прибором, и появилась новая форма крыльев над передними колесами. (Рис.4)
Рис.4 - AEC Armored Car Mk I.
Всего за 1942 год было
построено 122 единицы этой модели.
На фронт машины АЕС были отправлены в конце 1942 года. За счет того, что
их вооружение и бронезащита соответствовали среднему танку, AEC Armored Car в боевой
обстановке частенько использовались в качестве средств огневого усиления.
Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод
пулеметных броневиков “Humber”.
В 1943г. был предложен вариант ЗСУ на базе АЕС Matador. Зенитный вариант
во многом соответствовал модификации Mk.II, но был вооружен двумя 20-мм
автоматическими пушками в специально разработанной башне. (Рис.5)
Рис.5 – ЗСУ на
базе АЕС Matador.
На базе шасси Matador создавались и импровизированные варианты. Один был
получен в 1941г. в мастерских на территории Египта. (Рис.6)
Рис.6 –
Импровизированный броневик на шасси Matador.
Масса машины ок. 10 т. Примерные габариты: длина 6500 мм, ширина 2400
мм, высота 3500 мм. Бронирование примерно от 5 до 9-12 мм. Компоновка машины,
скорее всего, не танковая – т.е. двигатель находился в передней части корпуса –
т.е. перед нами не колесный танк, а бронеавтомобиль. На крыше корпуса
устанавливалась массивная открытая сверху башня с противотанковым ружьём Boys в
лобовом бронелисте и зенитным пулеметом. Экипаж оценивается в 4-5 чел., но
добавляют, что габариты забронированного пространства вполне позволяли
перевозить внутри несколько солдат. Двигатель АЕС А173, 6-цилиндровый, дизельный,
рядный, мощность 95 л.с. при 1800 об/мин; рабочий объем 7581 см3.
Ходовая часть полноприводная.
Неизвестно, применялась ли эта машина в боевых действиях.