Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I

 

 

Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I

Британия

Легкий по массе колесный танк

масса

11 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

105 л.с.

проект

1939г., АЕС

выпускался

1940-1942гг., АЕС

123 шт.

(включая прототип)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1939г. вновь был объявлен конкурс на разработку колесных танков Light Tank (Wheeled) легкого и тяжелого классов. Машины типа Light Tank (Wheeled) предназначались для использования в составе крейсерских бронетанковых соединений.

     Задание на колесную машину с пушечным вооружением предусматривало, что она могла не только вести разведку, но и бороться с легкой бронетехникой противника. Предполагалось также, что машины подобного класса будут применяться для сопровождения более легких машин, оказывая им огневую поддержку.

    В конкурсе на тяжелый броневик приняли участие два производителя: Daimler (английский Daimler, компания сохранила историческое название немецкой марки) и АЕС (Associated Equipment Company), и обе имели успех.

     Фирма АЕС в качестве основы для тяжелого Light Tank (Wheeled) выбрала шасси своего артиллерийского тягача “Matador” (Рис.1), имевшего высокие ходовые качества.

 

Рис.1 – АЕС 0853 Matador,

тяжёлый/средний полноприводный грузовик и артиллерийский тягач. Масса 7750 кг.

 

       Light Tank (Wheeled) на шасси Matador называют AEC Armored Car (Рис.2).

 

Рис.2 – Проекции AEC Armored Car.

 

       Масса 11 т. Габариты: длина 5180 мм, ширина 2740 мм, высота 2150 мм, клиренс 321 мм. Конструкторами фирмы был разработан оригинальный по форме корпус, обладавший достаточно узким профилем и мощным бронированием для такого типа машин. Конструкция корпуса была сварной и собиралась из катаных броневых листов толщиной от 16 до 57 мм. Бронирование: лоб корпуса 57 мм (!!), борт 16 мм, крыша 32 мм, башня 60-65 мм (!!). Экипаж из трех человек: впереди находилось место водителя, за ним – места командира, который также выполнял функцию стрелка, и заряжающий. Водитель фактически был зажат между двумя колесами. Его кресло регулировалось по высоте – при движении с открытым люком голова водителя могла по плечи выступать из него. В боевом положении люк закрывался, а кресло опускалось вниз, для наблюдения за местностью водитель использовал перископические приборы наблюдения. Для командира и заряжающего в башне имелись два люка прямоугольной формы. Крышка люка командира была двустворчатой, при этом одна створка открывалась вперед, а другая назад.  Вторая крышка люка была цельной, откидывалась влево. Основное вооружение размещалось в башне, заимствованной от пехотного танка Valentine Mk.I, в ней устанавливалась 40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. В вертикальной плоскости пушку можно было наводить в секторе от +15 до – 15 градусов. Имелся телескопический прицел №24х1,9 Mk V. В качестве дополнительного вооружения могли устанавливаться один (пишут также: два) дымовой гранатомет 50,5 мм и зенитный пулемет Bren калибра 7,71-мм (зенитный пулемет выставлялся на специальном кронштейне по мере надобности). Полный боекомплект (серийной модели) включал 58 артвыстрелов, 2925 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,71 мм и 18 дымовых гранат. Силовая установка бронемашины состояла из дизельного 6-цилиндрового двигателя АЕС А195 жидкостного охлаждения, развивавшего мощность 105 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия АЕС включала однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи и пневматические тормоза. Ходовая часть полноприводная 4х4, размер шин 13,5х20 дюймов, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах. При движении по дорогам с твердым покрытием заднюю пару колес можно было отключить, машина превращалась в переднеприводную. В качестве средства связи устанавливались радиостанции №19.

    Скорость по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 400 км.

    Испытания опытного образца AEC Armored Car проводились в течение 1940г. (Рис.3)

 

Рис.3 – Прототип AEC Armored Car.

 

    После устранения выявленных недоработок бронеавтомобиль был принят на вооружение британской армии. Его первая официальная демонстрация состоялась в 1941г. на параде Королевской Конной Гвардии в Лондоне. На этом параде присутствовал премьер-министр сэр Уинстон Черчилль, который оценил достоинства новой колесной машины. В июне 1941г. компания АЕС получила первый заказ на серийное производство AEC Armored Car.

   Первой модификацией стала Mk.I, практически полностью повторявшая прототип - в носовой части был ликвидирован уступ со встроенным наблюдательным прибором, и появилась новая форма крыльев над передними колесами. (Рис.4)

 

Рис.4 - AEC Armored Car Mk I.

 

    Всего за 1942 год было построено 122 единицы этой модели.

    На фронт машины АЕС были отправлены в конце 1942 года. За счет того, что их вооружение и бронезащита соответствовали среднему танку, AEC Armored Car в боевой обстановке частенько использовались в качестве средств огневого усиления. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод пулеметных броневиков “Humber”.

     В 1943г. был предложен вариант ЗСУ на базе АЕС Matador. Зенитный вариант во многом соответствовал модификации Mk.II, но был вооружен двумя 20-мм автоматическими пушками в специально разработанной башне. (Рис.5)

 

Рис.5 – ЗСУ на базе АЕС Matador.

 

   На базе шасси Matador создавались и импровизированные варианты. Один был получен в 1941г. в мастерских на территории Египта. (Рис.6)

 

Рис.6 – Импровизированный броневик на шасси Matador.

 

   Масса машины ок. 10 т. Примерные габариты: длина 6500 мм, ширина 2400 мм, высота 3500 мм. Бронирование примерно от 5 до 9-12 мм. Компоновка машины, скорее всего, не танковая – т.е. двигатель находился в передней части корпуса – т.е. перед нами не колесный танк, а бронеавтомобиль. На крыше корпуса устанавливалась массивная открытая сверху башня с противотанковым ружьём Boys в лобовом бронелисте и зенитным пулеметом. Экипаж оценивается в 4-5 чел., но добавляют, что габариты забронированного пространства вполне позволяли перевозить внутри несколько солдат. Двигатель АЕС А173, 6-цилиндровый, дизельный, рядный, мощность 95 л.с. при 1800 об/мин; рабочий объем 7581 см3. Ходовая часть полноприводная.

    Неизвестно, применялась ли эта машина в боевых действиях.

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru