Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.III

 

 

Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.III

Британия

Легкий по массе колесный танк

масса

12,7 т

вооружение

75-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

158 л.с.

выпускался

1943г., АЕС

207 шт.

(предположительно)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1940г. фирмой АЕС на базе артиллерийского тягача “Matador” (Рис.1), имевшего высокие ходовые качества, был разработан пушечный двухосный колесный танк Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I (Рис.2).

 

Рис.1 – АЕС 0853 Matador,

тяжёлый/средний полноприводный грузовик и артиллерийский тягач. Масса 7750 кг.

 

Рис.2 - Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I.

 

     Масса 11 т. Габариты: длина 5180 мм, ширина 2740 мм, высота 2150 мм, клиренс 321 мм. Конструкция корпуса была сварной и собиралась из катаных броневых листов толщиной от 16 до 57 мм. Бронирование: лоб корпуса 57 мм (!!), борт 16 мм, крыша 32 мм, башня 60-65 мм (!!). Экипаж из трех человек: впереди находилось место водителя, за ним – места командира, который также выполнял функцию стрелка, и заряжающий. Основное вооружение размещалось в башне, заимствованной от пехотного танка Valentine Mk.I, в ней устанавливалась 40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. В качестве дополнительного вооружения могли устанавливаться один (пишут также: два) дымовой гранатомет 50,5 мм и зенитный пулемет Bren калибра 7,71-мм (зенитный пулемет выставлялся на специальном кронштейне по мере надобности). Силовая установка бронемашины состояла из дизельного 6-цилиндрового двигателя АЕС А195 жидкостного охлаждения, развивавшего мощность 105 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия АЕС включала однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи и пневматические тормоза. Ходовая часть полноприводная 4х4, размер шин 13,5х20 дюймов, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах. При движении по дорогам с твердым покрытием заднюю пару колес можно было отключить, машина превращалась в переднеприводную. В качестве средства связи устанавливались радиостанции №19.

    Скорость по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 400 км.

    Опыт первых боёв в пустыне показал, что 40-мм пушка способна эффективно бороться только с легкой бронетехникой противника. В 1942г. модификацию Mk.I сменила модификация Mk.II, отличавшаяся новой сварной башней с 6-фунтовой (57-мм) пушкой и улучшенной передней частью корпуса. На этой модели также устанавливался более мощный двигатель АЕС А197 (158 л.с.). Экипаж был увеличен до 4-х человек, а полная масса возросла до 12700 кг. (Рис.3)

 

Рис.3 - AEC Armored Car Mk II.

 

     На модификации Mk.III появилась 75-мм пушка. (Рис.4)

 

AEC Armoured Car Mk III: Close Support Armoured Car : r/Warthunder

Рис.4 – АЕС Armored Car Mk III.

 

     AEC Armored Car в боевой обстановке частенько использовались в качестве средств огневого усиления. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод пулеметных броневиков “Humber”. Модификации AEC Mk.II и Mk.III пошли в бой летом 1943г. во время высадки союзников в Сицилии.

     Машины этого типа заслужили хорошую оценку со стороны воевавших на них экипажей. Бронеавики АЕС, особенно последних моделей, выделялись среди других машин аналогичного типа отличным бронированием и хорошей огневой мощью, что позволяло в зависимости от обстановки применять их в качестве танков. Однако чрезмерно большая масса и размеры AEC Armored Car, сильно влиявшие на заметность и ходовые качества, заставило армейское командование в конце 1943 года отказаться от их дальнейшего производства.

    Что касается иностранных поставок, то в 1944 – 1945 годах англичане передали несколько машин Народно-освободительной армии Югославии, где они использовались более 10 лет. Колесные танки АЕС, проданные после войны Ливану, использовались вплоть до 1976 года.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru