Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.III
Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.III
Британия
Легкий по массе колесный танк
12,7 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
158 л.с. |
выпускался |
1943г.,
АЕС 207 шт. (предположительно) |
Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.
В 1940г. фирмой АЕС на базе артиллерийского тягача
“Matador” (Рис.1), имевшего высокие ходовые качества, был разработан пушечный
двухосный колесный танк Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I (Рис.2).
Рис.1 – АЕС 0853 Matador,
тяжёлый/средний
полноприводный грузовик и артиллерийский тягач. Масса 7750 кг.
Рис.2 - Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I.
Масса 11 т.
Габариты: длина 5180 мм, ширина 2740 мм, высота 2150 мм, клиренс 321 мм. Конструкция
корпуса была сварной и собиралась из катаных броневых листов толщиной от 16 до
57 мм. Бронирование: лоб корпуса 57 мм (!!), борт 16 мм, крыша 32 мм, башня
60-65 мм (!!). Экипаж из трех человек: впереди находилось место водителя, за
ним – места командира, который также выполнял функцию стрелка, и заряжающий. Основное
вооружение размещалось в башне, заимствованной от пехотного танка Valentine Mk.I,
в ней устанавливалась 40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. В
качестве дополнительного вооружения могли устанавливаться один (пишут также: два)
дымовой гранатомет 50,5 мм и зенитный пулемет Bren калибра 7,71-мм (зенитный пулемет выставлялся на специальном кронштейне
по мере надобности). Силовая установка бронемашины состояла из дизельного
6-цилиндрового двигателя АЕС А195 жидкостного охлаждения, развивавшего мощность
105 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия АЕС включала однодисковое сцепление
сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной
демультипликатор, главные передачи и пневматические тормоза. Ходовая часть
полноприводная 4х4, размер шин 13,5х20 дюймов, подвеска на полуэллиптических
листовых рессорах. При движении по дорогам с твердым покрытием заднюю пару
колес можно было отключить, машина превращалась в переднеприводную. В качестве
средства связи устанавливались радиостанции №19.
Скорость по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 400 км.
Опыт первых боёв в пустыне показал, что 40-мм пушка способна эффективно
бороться только с легкой бронетехникой противника. В 1942г. модификацию Mk.I
сменила модификация Mk.II, отличавшаяся новой сварной башней с 6-фунтовой
(57-мм) пушкой и улучшенной передней частью корпуса. На этой модели также
устанавливался более мощный двигатель АЕС А197 (158 л.с.). Экипаж был увеличен
до 4-х человек, а полная масса возросла до 12700 кг. (Рис.3)
Рис.3 - AEC
Armored Car Mk II.
На модификации Mk.III появилась 75-мм пушка. (Рис.4)
Рис.4 – АЕС Armored
Car Mk III.
AEC Armored Car в боевой обстановке
частенько использовались в качестве средств огневого усиления.
Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод
пулеметных броневиков “Humber”. Модификации AEC Mk.II и Mk.III пошли в бой летом 1943г. во
время высадки союзников в Сицилии.
Машины этого типа заслужили хорошую оценку со стороны воевавших на них
экипажей. Бронеавики АЕС, особенно последних моделей, выделялись среди других
машин аналогичного типа отличным бронированием и хорошей огневой мощью, что
позволяло в зависимости от обстановки применять их в качестве танков. Однако
чрезмерно большая масса и размеры AEC Armored Car, сильно влиявшие на
заметность и ходовые качества, заставило армейское командование в конце 1943
года отказаться от их дальнейшего производства.
Что касается иностранных поставок, то в 1944 – 1945 годах англичане
передали несколько машин Народно-освободительной армии Югославии, где они
использовались более 10 лет. Колесные танки АЕС, проданные после войны Ливану,
использовались вплоть до 1976 года.