Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.II

 

 

Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.II

Британия

Легкий по массе колесный танк

масса

12,7 т

вооружение

57-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

158 л.с.

выпускался

1942-1943гг., АЕС

300 шт.

(предположительно)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1940г. фирмой АЕС на базе артиллерийского тягача “Matador” (Рис.1), имевшего высокие ходовые качества, был разработан пушечный двухосный колесный танк Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I (Рис.2).

 

Рис.1 – АЕС 0853 Matador,

тяжёлый/средний полноприводный грузовик и артиллерийский тягач. Масса 7750 кг.

 

Рис.2 - Light Tank (Wheeled) AEC Armored Car Mk.I.

 

     Масса 11 т. Габариты: длина 5180 мм, ширина 2740 мм, высота 2150 мм, клиренс 321 мм. Конструкция корпуса была сварной и собиралась из катаных броневых листов толщиной от 16 до 57 мм. Бронирование: лоб корпуса 57 мм (!!), борт 16 мм, крыша 32 мм, башня 60-65 мм (!!). Экипаж из трех человек: впереди находилось место водителя, за ним – места командира, который также выполнял функцию стрелка, и заряжающий. Основное вооружение размещалось в башне, заимствованной от пехотного танка Valentine Mk.I, в ней устанавливалась 40-мм пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. В качестве дополнительного вооружения могли устанавливаться один (пишут также: два) дымовой гранатомет 50,5 мм и зенитный пулемет Bren калибра 7,71-мм (зенитный пулемет выставлялся на специальном кронштейне по мере надобности). Силовая установка бронемашины состояла из дизельного 6-цилиндрового двигателя АЕС А195 жидкостного охлаждения, развивавшего мощность 105 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия АЕС включала однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи и пневматические тормоза. Ходовая часть полноприводная 4х4, размер шин 13,5х20 дюймов, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах. При движении по дорогам с твердым покрытием заднюю пару колес можно было отключить, машина превращалась в переднеприводную. В качестве средства связи устанавливались радиостанции №19.

    Скорость по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 400 км.

    Опыт первых боёв в пустыне показал, что 40-мм пушка способна эффективно бороться только с легкой бронетехникой противника. Чтобы достойно компенсировать пробел в огневой мощи колесного танка на несколько AEC Mk.I, силами полевых ремонтных бригад, была установлена башня с 6-фунтовой (57-мм) пушкой от танка Crusaider III. Кроме более мощного вооружения новая башня имела толщину лобовой брони 51 мм. Тем не менее, радикально решить вопрос усиления огневой мощи машины можно было только путем серийного производства модели с новым орудием. Таким образом, в 1942г. модификацию Mk.I сменила модификация Mk.II, отличавшаяся новой сварной башней с 6-фунтовой (57-мм) пушкой и улучшенной передней частью корпуса. На этой модели также устанавливался более мощный двигатель АЕС А197 (158 л.с.). Экипаж был увеличен до 4-х человек, а полная масса возросла до 12700 кг. (Рис.3)

 

 

Рис.3 - AEC Armored Car Mk II.

 

     На фронт машины АЕС были отправлены в конце 1942 года. За счет того, что их вооружение и бронезащита соответствовали среднему танку, AEC Armored Car в боевой обстановке частенько использовались в качестве средств огневого усиления. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод пулеметных броневиков “Humber”.

   Летом 1943 года, когда состоялась высадка десанта союзников на Сицилию, в бой пошли машины модификации AEC Mk.II.

    Машины этого типа заслужили хорошую оценку со стороны воевавших на них экипажей. Бронеавики АЕС, особенно последних моделей, выделялись среди других машин аналогичного типа отличным бронированием и хорошей огневой мощью, что позволяло в зависимости от обстановки применять их в качестве танков. Однако чрезмерно большая масса и размеры AEC Armored Car, сильно влиявшие на заметность и ходовые качества, заставило армейское командование в конце 1943 года отказаться от их дальнейшего производства.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru