Infantry Tank А20
&
Infantry Tank А21
Infantry Tank А20
Infantry Tank А21
Британия
Тяжелый по массе пехотный танк
39 т |
|
вооружение |
2х40-мм орудия 2 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
350 л.с. |
проект Infantry Tank А20 Infantry Tank А21 |
1939-1940гг., Department of Mechanisation 1940гг., Vauxhall Motors |
выпускался Infantry Tank А20 Infantry Tank А21 |
1940г., Harland and Wolff 1 шт. опытный 1940г., Vauxhall Motors 3 шт. опытные |
Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.
Некоторые авторы находят, что специалисты SVDC в сентябре-октябре 1939г. прорисовывали несколько вариантов TOG 300G. Как будто, параллельно с конструкцией, которая не имела охватывающие корпус гусеницы и вооружение в спонсонах, допускался и другой вариант развития проекта, в котором гусеницы занимали традиционное для ромбовидных танков охватывающее корпус положение. (Рис.1)
Рис.1 - TOG 300G с гусеницами, охватывающими корпус танка, TOG-DoM.
Не исключено, что в Управления механизации
знали об этом подходе SVDC
к новому тяжелому танку, либо даже имели эскизы, полученные от SVDC. Возможно,
что именно эти наработки легли в основу проекта Department of Mechanisation, который
впоследствии получит индекс А20.
Осенью 1939г. заказ на разработку нового тяжелого пехотного танка
получила компания Harland and Wolff из Белфаста. Ранние контакты Управления механизации (Department of Mechanisation) и Harland and Wolff по теме тяжелого танка
прослеживаются не позднее, чем с 28 октября 1939г. 28 октября директор по
механизации (Director of Mechanisation) сообщил Harland and Wolff, что теперь, когда
эскизные чертежи нового тяжелого танка практически завершены, Генеральный штаб требует
завершения проектирования, создания рабочих чертежей с целью производства от 50
до 100 танков, выпуск которых должен начаться в начале 1941г.
На тот момент проект перспективного тяжелого танка выглядел так: корпус танка имел дифференциальное бронирование толщиной от 16 до 80 мм (80 мм у лобовых бронедеталей, 30 мм – у бортовых, 16 мм – у кормовых); компоновка классическая – впереди место водителя и органы управления, справа дополнительно размещалась 2-фунтовая пушка, обслуживаемая отдельным членом экипажа: в боевом отделении в центральной части корпуса находились места командира, наводчика и заряжающего (т.о., экипаж – 5 чел); над боевым отделением устанавливалась двухместная башня с 2-фунтовой пушкой и пулеметом BESA; в кормовой части корпуса двигатель Meadows (-?), топливные баки и трансмиссия механического типа; ходовая часть на борт: 12 опорных катков, 2 натяжных катка с индивидуальной подвеской на пружинах (подвеска на опытном среднем танке А7Е3), 6 поддерживающих роликов, заднее направляющее и переднее ведущее колесо, гусеница крупнозвенчатая, элементы ходовой части защищались броневым экраном. (Рис.2)
Рис.2 -Реконструкция, выполненная Yuvnashva Sharma по имеющимся эскизам TOG и Department of Mechanisation.
Трудно заподозрить, что директор Управления механизации сообщил информацию по перспективному танку фирме Harland and Wolff просто так, не преследуя никакой цели. Конечно, речь шла о том, чтобы фирма Harland and Wolff взяла на себя реализацию задания Генерального штаба. Говорят, чтобы больше заинтересовать Harland and Wolff директор Управления механизации разрешил ставить на танк дизельный двигатель, который разрабатывала компания. В остальном требования были довольно жесткие – вместо опытных образцов следовало строить несколько предсерийных танков из мягкой стали.
Исследователи не могут дать однозначного ответа, почему Управление механизации, являясь основным разработчиком проекта, обратилось именно к компании Harland and Wolff для практической его реализации. Более того, отмечается, что территориальное нахождение производственной площадки в Белфасте было неудобно. В последующие месяцы было сделано несколько предложений по улучшению коммуникации между головным разработчиком и исполнителем, в том числе, предложение создать специальный проектный отдел в Ливерпуле или Саутгемптоне. Было даже предложение построить первую машину где-то поближе к Лондону (- очевидно, имелся ввиду Арсенал в Вулвиче/Woolwich).
По мнению некоторых специалистов, заминку вызвало сомнение относительно правильности выбора пушечного вооружения. Указывают, что примерно в это время Генеральный штаб поставил вопрос о замене 2-фунтовой противотанковой пушки (40 мм) в башне на новое противотанковое 6-ти фунтовое орудие (57 мм). Пришлось провести небольшой НИОКР, в ходе которого открылось, что 6-фунтовку практически нельзя установить в башню от Matilda А12, которую было определено установить на новом тяжелом танке. Установка же 6-фунтовки в лобовой части вызовет неудобства, связанные с тем, что орудие будет выступать за длину машины на 2 фута (60 см). Тогда Генштаб решил ставить в лобовом элементе не длинноствольное 57-мм противотанковое орудие, а укороченное морское орудие того же калибра (применялось на торпедных катерах), но Совет по артиллерийскому вооружению обратил внимание, что баллистика Naval 6-pdr хуже, чем 2-фунтового противотанкового орудия. Одновременно шло обсуждение о возможности установки в лобовом элементе корпуса французской 75-мм пушки, либо спарки 2-фунтовых орудий.
В январе 1940г. Совет по механизации, видимо, ввиду неудобства сообщения с Harland and Wolff (- возможно, также, что причиной могла стать высокая затратность на Harland and Wolff производства ходовой части танка) стал всерьез рассматривать возможность передачи заказа на фирму Vauxhall Motors (профиль компании – производство двигателей и грузовиков под маркой Bedford). Vauxhall, в свою очередь, предложил некоторые технические решения, возможно, касавшиеся упрощения ходовой части танка, что очень впечатлило Совет. Кроме того, Vauxhall предложила замену капризному мотору Medows DAV - двигатель Bedford Twin Six. Он состоял из спарки 6-цилиндровых моторов производства филиала Vauxhall, фирмы Bedford, которые достойно показали себя на грузовиках. И эта идея понравилась военным. Совет решил просить Vauxhall не только предоставить полный пакет чертежей, но даже изготовить опытный танк и подготовить еще четыре полных машинокомплекта. 12 февраля 1940г. компания Vauxhall заявила о возможности производства танка А20. Министерство снабжения было готово построить и оборудовать завод, который будет работать под управлением Vauxhall.
И все-таки в феврале 1940г. контракт на сборку четырех танков А20 из неброневой стали и 100 серийных машин был подписан с компанией Harland and Wolff.
К концу февраля было подтверждено, что проект танка А20 в целом удовлетворяет всем требованиям Генерального штаба, за исключением угла подъема в 45° - по расчетам, машина могла преодолевать подъемы в 35°. Отмечалась также, что танк едва вписывается в ограничения по ширине, связанной с шириной железнодорожной колеи.
К апрелю 1940г. проект А20 был практически завершен, но 9 апреля 1940г. вновь был поставлен вопрос о пушечном вооружении. Генеральный штаб настаивал на размещении на танке 6-фунтовой противотанковой пушки, добиться этого можно было только изменив конструкцию башни. Судя по всему, на прототипах №1 и №2 должны были ставится оговоренные ранее башни от А12 с гидравлическим приводом, а на прототипах №3 и №4 появлялись новые литые башни с электрическим приводом – такие башни тонкой отливки, как будто, изготавливала фирма English Steel Corporation. Варианты №3 и №4 иногда обозначаются, как А21. Пишут также, что в варианте А21 должны были изготавливаться прототипы №№2, 3, 4.
Рис.3 – Первый прототип А20 с башней от А12.
Масса танка ок. 39 т (в некоторых источниках указывают массу 43 т). Габариты - ? Корпус танка А20 получил дифференцированное бронирование толщиной от 16 до 80 мм. Бронирование: лоб корпуса 80 мм, башня 75 мм, борт корпуса 60 мм (?) или 30 мм (?), крыша башни 20 мм, крыша корпуса, днище 16 мм. Экипаж 5 чел. Впереди слева находилось место водителя и органы управления, справа располагалась 2-фунтовая пушка, обслуживаемая отдельным членом экипажа. В боевом отделении, в центральной части корпуса, находились места для командира танка, наводчика и заряжающего. Над боевым отделением устанавливалась двухместная башня. Вооружение две 40-мм пушки (одна в башне и одна в лобовом элементе корпуса), вероятно, один спаренный пулемет в башне и, судя по изображению, два пулемета 7,71 мм в бортовых скосах корпуса. Двигатель Vauxhall-Bedford, бензиновый (в спецификации требовался дизельный), 6-цилиндровый. Впрочем, не исключено, что на прототипе, изготовленном в Белфасте, стоял мотор Medows DAV. Трансмиссия механического типа: однодисковое сцепление, дифференциал, ручная КПП. Ходовая часть (на один борт) 12 опорных и 2 натяжных катка с индивидуальной подвеской на пружинных рессорах, 5 поддерживающих роликов, заднее направляющее и переднее ведущее колесо. Открытые элементы подвески защищались составными бортовыми экранами.
На смотринах машина показала скорость 24 км/ч по шоссе, запас хода около 100 км. Танк легко проходил 3-метровые рвы и 1,6-метровые стенки. Но в июле 1940 года испытания пришлось прекратить из-за постоянных поломок трансмиссии и коробки передач, не приспособленных под массу танка.
Пишут, что три других опытных образца достраивались в варианте А21 (Рис.4), причем, можно понять, что достраивали их на фирме Vauxhall, куда летом 1940 года передали всю документацию по танку для его модернизации.
Рис.4 – Вариант А21, заметно, что помимо новой башни, у танка немного другая кормовая часть корпуса.
К моменту появления первого прототипа А20 компания во Франции была проиграна и надобность в подобного типа танках казалась теперь сомнительной, поскольку теория о позиционной войне уступила место практике немецкого маневренного блицкрига. 7 июня 1940г. было принято решение отозвать заказ на 100 танков типа А20. Однако, как говорят, в дело вмешался Черчилль, который, оказался приверженцем танков ромбовидных конструкций, с которыми он имел дело в 1917-1918гг. в должности министра вооружений. Будто, именно он настоял на продолжении программы модернизации танков А20.
25 июня 1940г. было решено продолжить работы на опытных танках А20 в интересах испытаний компонентов, которые появятся на новом варианте А22. В первую очередь речь шла о трансмиссии Мерритта. Мерритт в 1939г. изобрел танковую трансмиссию с тройным дифференциалом Мерритта-Брауна (Merritt-Brown), которая обеспечивала большую маневренность танков. Агрегат позволял гусеничной машине иметь бесступенчатое рулевое управление, менять направление во время движения с меньшей потерей мощности, чем при других системах рулевого управления. Система также позволяла танку выполнять нейтральный разворот на месте, вращая гусеницы в противоположных направлениях. Некоторые британские специалисты считают, что коробка передач Merritt явилась одним из немногих успехов британского танкостроения в начале 1940-х годов. Система Merritt-Brown прижилась на британских танках, начиная с А22, вплоть до 1980-х годов – последним танком с этой системой стал «Чифтен».
Есть свидетельства, что впервые КПП Merritt появилась, вероятно, на одном из А21 в июле 1940г. (Рис.5)
Рис.5 – Очевидно, это испытательный стенд на базе А21 (упоминается также как прототип А22), на котором отрабатывались перспективные узлы и агрегаты.