Infantry Tank Mk.IV A22А Churchill II
Infantry Tank Mk.IV A22А
Британия
Тяжелый по массе пехотный танк
37,9 т |
|
вооружение |
40-мм
орудие 2 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность
силовой установки |
350 л.с. |
выпускался |
1941-1942гг., Vauxhall, Old Park Works
Wednesbury (Midland Railway Carriage and Wagon Company), Leyland 1113 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В 1941г. в Британии впервые после Первой мировой войны в серию пустили
новый тяжелый пехотный танк Infantry Tank Mk.IV A22, он же Churchill I.
(Рис.1)
Рис.2 - Infantry Tank Mk.IV A22.
Масса 37,9 тонн. Габариты: длина – 7,44 м,
ширина 3,251 м, высота – 2,45 м, клиренс 530 мм. Толщина гомогенной брони: лба
корпуса 101 мм, бортов 76 мм, лба башни 88 мм, крыши и днища 19 мм. Приводятся
также такие данные по бронированию танка: лоб корпуса
(верх) 102 мм, лоб корпуса (середина) 57 мм, лоб корпуса (низ) 102 мм, борт
корпуса 76 мм, корма корпуса 64 мм, днище 19 мм, крыша корпуса 16-19 мм, лоб
башни 88 мм, борт, корма башни 76 мм, крыша башни 20 мм. Экипаж 5 чел.
Водитель и наводчик-заряжающий 76-мм орудия размещались в корпусе, а командир,
наводчик и заряжающий 40-мм пушке - в башне. Отделение управления и боевое
отделение не разделялось, являя собой общий объем. Вооружение: в башне – 40-мм
противотанковая пушка (2-фунтовка) QF2 L52, пулемет BESA.
В лобовом листе корпуса 76-мм гаубица. Двигатель – карбюраторный, жидкостного
охлаждения сдвоенный Vauxhall-Bedford (соединены общим коленчатым валом),
рабочим объемом 1,296 дюймов3, мощностью 350 л.с. при 2000 об/мин
(261 кВт), что давало крутящий момент 960 фунтов/фут (1300 Н/м) при частоте
вращения от 800 до 1600 об/мин. По другим данным, 12-цилиндровый оппозитный мотор
Bedford
Twin-Six объёмом 21,5 л выдавал всего 325 л.с. Трансмиссия:
однодисковый главный фрикцион сухого трения Borg & Beck, установленный на двигателе - для облегчения работы
водителя применяли гидропневматические усилители (сервоприводы) на главный
фрикцион; четырехступенчатая/четырехскоростная планетарная коробка передач
Merritt-Brown с постоянным зацеплением; механизм поворота, состоявший из
дифференциала, двух планетарных механизмов и барабанных тормозов; барабанные
главные тормоза, планетарные бортовые передачи, располагавшиеся внутри ведущих
колес. Ходовая
часть на борт: 11 опорных катков диаметром 10 дюймов (25,3/25,4 см), два из
которых являлись натяжными катками (первый и последний катки каждого борта были
подняты с грунта и работали лишь при преодолении танком препятствий),
опорные катки индивидуально подрессоривались балансирной подвеской на
цилиндрических/винтовыми пружинах (ось каждого катка крепилась на балансире, одним своим концом
шарнирно крепившимся к кронштейну на корпусе танка, а другим упиравшимся в
закреплённую на кронштейне пружину, при этом 2-й, 9-й и 10-й опорные катки
имели укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка на
мягком грунте); поддерживающих роликов не было (верхняя ветвь гусеницы скользила по
специальным направляющим); ведущее колесо сзади, направляющее – спереди;
гусеница безгребневая
цевочного зацепления, шириной 356 мм (самая тяжелая в британском
танкостроении) имела 58 крупных звеньев (самая тяжелая в британском
танкостроении) – по другой версии, гусеница изготавливались в двух вариантах: из
70 траков (каждый шириной 211 мм) или из 71 трака (каждый шириной 202 мм), пишут
также, что общая ширина гусениц равнялась полной ширине танка.
Максимальная скорость по шоссе 25 км/ч, скорость по пересеченной
местности 17 км/ч, запас хода по шоссе 250 км. По другим данным, максимальная
скорость по шоссе составляла 28 км/ч, средняя скорость – 26 км/ч. Расход
топлива по проселку на 100 км пути – 482 л бензина. Удельное давление на грунт
0,93 кг/см3, преодолеваемый брод 1,2 м, подъем 30°, высота стенки
0,75 м, ширина преодолеваемого рва 3,65 м.
В 1941г. компания Vauxhall по контракту Т301 построила 303 шт. Churchill
Mk I. Согласно отчету
фирмы Vauxhall от 1942г., с 1941г. до середины 1942г. фирма по контракту Т301
(в 1941г., вероятно, параллельно с танками Churchill Mk
I) произвела 1120 или 1127 шт. Churchill Mk II А22А (он же Churchill Mk Iа). Эта модель отличалась от предыдущей тем, что
вместо гаубицы в лобовом элементе корпуса устанавливался пулемет Besa. (Рис.2)
Рис.2 - Churchill Mk II.
Лишившись лобового
орудия, машина должна была полегчать килограмм на 300-500.
К варианту Churchill II было ещё больше претензий, чем к Churchill I (сильное раскачивание при движении, моторесурс всего 9 часов, сильная загазованность, техническая и эксплуатационная ненадежность): вооружение, бронирование и максимальная скорость 38-тонного гиганта лишь незначительно превосходили эти показатели 25-тонного танка Matilda. Получалось, что новый танк возил лишние 13 тонн впустую! Испытания осенью 1941 года показали довольно низкую допустимую скорострельность установленного в корпусе этой машины пулемёта BESA: всего четыре ленты за полчаса. Также не отменялась проблема загазованности боевого отделения. Дополнительный вентилятор, установленный, чтобы помочь водителю и пулемётчику, не помогал. Вместо того чтобы вытягивать воздух из отделения управления, вентилятор через щели в корпусе засасывал воздух извне. Встречный ветер мог загонять ядовитые газы, уходящие через ствол пулемёта, обратно в танк. Указывалось, что экипажи должны были тщательно следить за исправностью вентилятора в башне, иначе нахождение в танке на любом месте становилось опасным.
В 1942г. началась модернизация большинства выпущенных ранее машин. Их набралось достаточно много: на 27 ноября 1941 года в войсках насчитывался 381 танк Churchill, 111 из которых уже не годились для боевого применения и требовали капитального ремонта. К концу января предполагалось доработать 50 машин, а к марту ожидалась модернизация 700 танков из 1000. Перечень мероприятий по модернизации включал установку кожухов гусеничных косынок, усиливавших передние выступы гусеничного обвода, установку кожухов бортовых воздухозаборников с открытыми вверх жалюзи для предотвращения заливания двигателя водой. Для преодоления глубоких бродов на воздухозаборники могли ставиться защитные короба. Модернизированные машины получали в регистрационном номере дополнительный индекс “R”.
Модернизация установок вооружения на танках Churchill I-II затянулась до осени 1942г. Проблемой установки 40-мм пушки был тот факт, что она не защищала от проникновения внутрь осколков пуль. Расширение внутренней маски немного исправляло ситуацию, но для этого требовалось изменить установку казнозарядного миномёта и спаренного пулемёта. Заряжать миномёт также становилось сложнее. Такое решение не защищало экипаж в удовлетворительной мере, но испытатели отметили, что без внешней маски полностью решить проблему не удастся.
К концу 1942г. всякие работы по улучшению танков Churchill I-II выглядели бесперспективными, но на них испытывали многие решения и агрегаты, включая новое крепление для лючка водителя, двигатель «Лейланд» мощностью 352 л.с. с изменённой коробкой передач, катки с резиновыми бандажами, трансмиссию с гидротрансформатором «Вулкан Синклер» и 5-скоростной коробкой передач SSS и др. Позже многие машины модификаций I и II довели до стандарта III установкой новой башни и пушки или переделывали в разные машины.
Машины первых серий (Churchill I-II) использовались, как правило, в качестве учебных. Известно, что несколько танков этих модификаций участвовали в десантной операции на Дьепп 19 августа 1942г.
В 1942г. в СССР было отгружено 45 шт. Churchill Mk II.
К февралю 1944г. на базе Churchill Mk II построили 50 самоходных мостов, которые называют ARK. По правде говоря, это не мосты даже, а самоходные рампы – Churchill ramp carrier. (Рис.3, Рис.4, Рис.5)
Рис.3 – ARK Mk I. Как будто, к февралю 1944г. или в феврале 1944г. на базе Churchill II было построено 50 таких машин.
Рис.4 - ARK Mk II. Строился в 1944г.
В рабочем положении рампы откидывались вперед и назад, в походном укладывались поверх корпуса и закреплялись цепями. Мостоукладчик являлся одноразовым и после применения его бросали или эвакуировали с помощью БРЭМ.
ARK в Италии по нему едет Churchill IV NA 75. River Senio, April 1945.
Рис.5 – Галерея мостоукладчиков ARK.
Мостоукладчики типа ARK могли применяться для укладки фашин. (Рис.6)
Рис.6 - ARK Mk II. с фашиной.
Также на базе шасси танков Churchill I-II производили бронированные ремонтные машины Churchill ARV (armored recovery vehicle). Как будто, существовало два варианта машин Churchill ARV. Один вариант Churchill ARV Mk I являл собой танковое шасси со снятой башней (Рис.7).
Рис.7 - Churchill
ARV Mk I.
На этой машине видим одну – переднюю кран-балку, грузоподъемность которой составляла 7,5 тонн.
Во втором варианте - Churchill ARV Mk II - сохранялась не только башня, но даже пушка в ней, хотя во многих источниках указывают, что это были не настоящие орудия, а их муляжи, чтобы отпугивать немцев - помещение внутри танка хотели максимально увеличить за счет демонтированного оборудования и боеприпасов для размещения внутри экипажа подбитой машины. Говорят, из вооружения сохранялся только курсовой пулемет. (Рис.8)
Рис.8 - Churchill ARV Mk II.
На вышеприведенные фото можно различить шасси танков Churchill II и III. На Churchill ARV Mk II, как видим, могло устанавливаться две кран-балки. Грузоподъёмность передней кран-балки составляла 7,5 тонн. Задняя кран-балка могла поднимать грузы весом 15 тонн, а кран-лебёдка могла буксировать груз массой 25 тонн. Для устойчивости машина снабжалась в корме якорем-лопатой.