Infantry Tank Mk.IV A22А Churchill II

 

 

Infantry Tank Mk.IV A22А

Британия

Тяжелый по массе пехотный танк

масса

37,9 т

вооружение

40-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

350 л.с.

выпускался

1941-1942гг., Vauxhall, Old Park Works Wednesbury (Midland Railway Carriage and Wagon Company), Leyland

1113 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1941г. в Британии впервые после Первой мировой войны в серию пустили новый тяжелый пехотный танк Infantry Tank Mk.IV A22, он же Churchill I. (Рис.1)

 

Рис.2 - Infantry Tank Mk.IV A22.

 

     Масса 37,9 тонн. Габариты: длина – 7,44 м, ширина 3,251 м, высота – 2,45 м, клиренс 530 мм. Толщина гомогенной брони: лба корпуса 101 мм, бортов 76 мм, лба башни 88 мм, крыши и днища 19 мм. Приводятся также такие данные по бронированию танка: лоб корпуса (верх) 102 мм, лоб корпуса (середина) 57 мм, лоб корпуса (низ) 102 мм, борт корпуса 76 мм, корма корпуса 64 мм, днище 19 мм, крыша корпуса 16-19 мм, лоб башни 88 мм, борт, корма башни 76 мм, крыша башни 20 мм. Экипаж 5 чел. Водитель и наводчик-заряжающий 76-мм орудия размещались в корпусе, а командир, наводчик и заряжающий 40-мм пушке - в башне. Отделение управления и боевое отделение не разделялось, являя собой общий объем. Вооружение: в башне – 40-мм противотанковая пушка (2-фунтовка) QF2 L52, пулемет BESA. В лобовом листе корпуса 76-мм гаубица. Двигатель – карбюраторный, жидкостного охлаждения сдвоенный Vauxhall-Bedford (соединены общим коленчатым валом), рабочим объемом 1,296 дюймов3, мощностью 350 л.с. при 2000 об/мин (261 кВт), что давало крутящий момент 960 фунтов/фут (1300 Н/м) при частоте вращения от 800 до 1600 об/мин. По другим данным, 12-цилиндровый оппозитный мотор Bedford Twin-Six объёмом 21,5 л выдавал всего 325 л.с. Трансмиссия: однодисковый главный фрикцион сухого трения Borg & Beck, установленный на двигателе - для облегчения работы водителя применяли гидропневматические усилители (сервоприводы) на главный фрикцион; четырехступенчатая/четырехскоростная планетарная коробка передач Merritt-Brown с постоянным зацеплением; механизм поворота, состоявший из дифференциала, двух планетарных механизмов и барабанных тормозов; барабанные главные тормоза, планетарные бортовые передачи, располагавшиеся внутри ведущих колес. Ходовая часть на борт: 11 опорных катков диаметром 10 дюймов (25,3/25,4 см), два из которых являлись натяжными катками (первый и последний катки каждого борта были подняты с грунта и работали лишь при преодолении танком препятствий), опорные катки индивидуально подрессоривались балансирной подвеской на цилиндрических/винтовыми пружинах (ось каждого катка крепилась на балансире, одним своим концом шарнирно крепившимся к кронштейну на корпусе танка, а другим упиравшимся в закреплённую на кронштейне пружину, при этом 2-й, 9-й и 10-й опорные катки имели укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка на мягком грунте); поддерживающих роликов не было (верхняя ветвь гусеницы скользила по специальным направляющим); ведущее колесо сзади, направляющее – спереди; гусеница безгребневая цевочного зацепления, шириной 356 мм (самая тяжелая в британском танкостроении) имела 58 крупных звеньев (самая тяжелая в британском танкостроении) – по другой версии, гусеница изготавливались в двух вариантах: из 70 траков (каждый шириной 211 мм) или из 71 трака (каждый шириной 202 мм), пишут также, что общая ширина гусениц равнялась полной ширине танка.

     Максимальная скорость по шоссе 25 км/ч, скорость по пересеченной местности 17 км/ч, запас хода по шоссе 250 км. По другим данным, максимальная скорость по шоссе составляла 28 км/ч, средняя скорость – 26 км/ч. Расход топлива по проселку на 100 км пути – 482 л бензина. Удельное давление на грунт 0,93 кг/см3, преодолеваемый брод 1,2 м, подъем 30°, высота стенки 0,75 м, ширина преодолеваемого рва 3,65 м.

     В 1941г. компания Vauxhall по контракту Т301 построила 303 шт. Churchill Mk I. Согласно отчету фирмы Vauxhall от 1942г., с 1941г. до середины 1942г. фирма по контракту Т301 (в 1941г., вероятно, параллельно с танками Churchill Mk I) произвела 1120 или 1127 шт. Churchill Mk II А22А (он же Churchill Mk Iа). Эта модель отличалась от предыдущей тем, что вместо гаубицы в лобовом элементе корпуса устанавливался пулемет Besa. (Рис.2)

 

Рис.2 - Churchill Mk II.

 

     Лишившись лобового орудия, машина должна была полегчать килограмм на 300-500.

     К варианту Churchill II было ещё больше претензий, чем к Churchill I (сильное раскачивание при движении, моторесурс всего 9 часов, сильная загазованность, техническая и эксплуатационная ненадежность): вооружение, бронирование и максимальная скорость 38-тонного гиганта лишь незначительно превосходили эти показатели 25-тонного танка Matilda. Получалось, что новый танк возил лишние 13 тонн впустую! Испытания осенью 1941 года показали довольно низкую допустимую скорострельность установленного в корпусе этой машины пулемёта BESA: всего четыре ленты за полчаса. Также не отменялась проблема загазованности боевого отделения. Дополнительный вентилятор, установленный, чтобы помочь водителю и пулемётчику, не помогал. Вместо того чтобы вытягивать воздух из отделения управления, вентилятор через щели в корпусе засасывал воздух извне. Встречный ветер мог загонять ядовитые газы, уходящие через ствол пулемёта, обратно в танк. Указывалось, что экипажи должны были тщательно следить за исправностью вентилятора в башне, иначе нахождение в танке на любом месте становилось опасным.

     В 1942г. началась модернизация большинства выпущенных ранее машин. Их набралось достаточно много: на 27 ноября 1941 года в войсках насчитывался 381 танк Churchill, 111 из которых уже не годились для боевого применения и требовали капитального ремонта. К концу января предполагалось доработать 50 машин, а к марту ожидалась модернизация 700 танков из 1000. Перечень мероприятий по модернизации включал установку кожухов гусеничных косынок, усиливавших передние выступы гусеничного обвода, установку кожухов бортовых воздухозаборников с открытыми вверх жалюзи для предотвращения заливания двигателя водой. Для преодоления глубоких бродов на воздухозаборники могли ставиться защитные короба. Модернизированные машины получали в регистрационном номере дополнительный индекс “R”.   

     Модернизация установок вооружения на танках Churchill I-II затянулась до осени 1942г. Проблемой установки 40-мм пушки был тот факт, что она не защищала от проникновения внутрь осколков пуль. Расширение внутренней маски немного исправляло ситуацию, но для этого требовалось изменить установку казнозарядного миномёта и спаренного пулемёта. Заряжать миномёт также становилось сложнее. Такое решение не защищало экипаж в удовлетворительной мере, но испытатели отметили, что без внешней маски полностью решить проблему не удастся.

     К концу 1942г. всякие работы по улучшению танков Churchill I-II выглядели бесперспективными, но на них испытывали многие решения и агрегаты, включая новое крепление для лючка водителя, двигатель «Лейланд» мощностью 352 л.с. с изменённой коробкой передач, катки с резиновыми бандажами, трансмиссию с гидротрансформатором «Вулкан Синклер» и 5-скоростной коробкой передач SSS и др. Позже многие машины модификаций I и II довели до стандарта III установкой новой башни и пушки или переделывали в разные машины.

    Машины первых серий (Churchill I-II) использовались, как правило, в качестве учебных.     Известно, что несколько танков этих модификаций участвовали в десантной операции на Дьепп 19 августа 1942г.

     В 1942г. в СССР было отгружено 45 шт. Churchill Mk II.

     К февралю 1944г. на базе Churchill Mk II построили 50 самоходных мостов, которые называют ARK. По правде говоря, это не мосты даже, а самоходные рампы – Churchill ramp carrier. (Рис.3, Рис.4, Рис.5)

 

Рис.3 – ARK Mk I. Как будто, к февралю 1944г. или в феврале 1944г. на базе Churchill II было построено 50 таких машин.

 

 

Рис.4 - ARK Mk II. Строился в 1944г.

В рабочем положении рампы откидывались вперед и назад, в походном укладывались поверх корпуса и закреплялись цепями. Мостоукладчик являлся одноразовым и после применения его бросали или эвакуировали с помощью БРЭМ.

 

ARK в Италии по нему едет Churchill IV NA 75. River Senio, April 1945.

Рис.5 – Галерея мостоукладчиков ARK.

 

     Мостоукладчики типа ARK могли применяться для укладки фашин. (Рис.6)

 

Рис.6 - ARK Mk II. с фашиной.

 

     Также на базе шасси танков Churchill I-II производили бронированные ремонтные машины Churchill ARV (armored recovery vehicle). Как будто, существовало два варианта машин Churchill ARV. Один вариант Churchill ARV Mk I являл собой танковое шасси со снятой башней (Рис.7).

 

Рис.7 - Churchill ARV Mk I.

 

    На этой машине видим одну – переднюю кран-балку, грузоподъемность которой составляла 7,5 тонн.

     Во втором варианте - Churchill ARV Mk II - сохранялась не только башня, но даже пушка в ней, хотя во многих источниках указывают, что это были не настоящие орудия, а их муляжи, чтобы отпугивать немцев - помещение внутри танка хотели максимально увеличить за счет демонтированного оборудования и боеприпасов для размещения внутри экипажа подбитой машины. Говорят, из вооружения сохранялся только курсовой пулемет. (Рис.8)

 

Рис.8 - Churchill ARV Mk II.

 

     На вышеприведенные фото можно различить шасси танков Churchill II и III. На Churchill ARV Mk II, как видим, могло устанавливаться две кран-балки. Грузоподъёмность передней кран-балки составляла 7,5 тонн. Задняя кран-балка могла поднимать грузы весом 15 тонн, а кран-лебёдка могла буксировать груз массой 25 тонн. Для устойчивости машина снабжалась в корме якорем-лопатой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru