Infantry Tank Mk.III Valentine XI

 

 

Infantry Tank Mk.III Valentine XI

Британия

Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

18 т

вооружение

75-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

175/210 л.с.

выпускался

1943г., Elswick Works, MCCW

130/136 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     С конца 1942г. началась пристрелка к возможности установки на Valentine более могущественного орудия, имевшего в наличие осколочно-фугасные боеприпасы. В ноябре 1942 года в башне Valentine Mk.IX испытали 12-фунтовую пушку с дульным тормозом от фирмы Vickers. Пробитие бронебойного снаряда было немного выше, чем у 6-фунтовки, зато у танка появился мощный осколочно-фугасный снаряд. Однако, скоро появился ещё один подходящий вариант.

    Летом 1943 года на вооружение приняли 75-мм танковое орудие OQF 75 mm L36,5. К этому орудию прилагались осколочно-фугасные снаряды. Поскольку орудие являлось плодом глубокой переработки 57-мм орудия, то оказалось возможной его установка в башне Valentine X. Орудие в установке танка Valentine получило углы вертикального наведения от −12,5 до +20°. Наведение орудия осуществлялось при помощи прицела № 50 × 3, имевшего увеличение 3× и поле зрения 13°. Боекомплект составлял 46 или 39 снарядов.  Новую версию танка обозначили Valentine XI.

     Танк Valentine IX с 75-мм пушкой в башне (регистрационный номер Т.66991) поступил на испытания в Лулворте в марте 1943 года. В качестве эталона на те же испытания поступил обычный Valentine Mk.IX с регистрационным номером Т.67160. (Рис.1)

 

Рис.1 – Линейный Infantry Tank Mk.III Valentine IX с 57-мм пушкой.

 

     При стрельбе по неподвижным целям с 500-1000 ярдов и по движущимся целям с 1400 ярдов пушки показали себя одинаково. Наводчики жаловались, что танк заметно сильнее трясёт при стрельбе из 75-мм пушки, чем 57-миллиметровой. Испытатели отметили, что из-за более низкой начальной скорости 75-мм снаряда и хорошо видимых разрывов наблюдать за попаданиями было легче. 75-мм пушка также давала меньше дыма при стрельбе, что помогало наблюдению из танка. В основном, облака пыли появлялись в 15 футах по сторонам машины и быстро оседали. При стрельбе по цели на дистанции в 550 ярдов с хода на скорости в 5-7 миль/час, заряжание 75-мм пушки занимало больше времени, как из-за более крупного и тяжелого патрона, так и из-за особенности боеукладок, изначально сконструированных для 6-фунтового патрона. Вынув 75-мм патрон из укладки, заряжающему приходилось снять с него скобу. На скорострельность при стрельбе на ходу эти факторы не влияли, так как наводчик целился медленно, но испытатели отметили, что максимальная скорострельность 6-фунтовки при стрельбе с места была бы выше. Скорострельность ограничивал фактор загазованности боевого отделения. Концентрация угарного газа после стрельбы из 75-мм пушки была примерно в два раза выше, чем в танке с 6-фунтовкой. Вести огонь можно было только с рабочим двигателем, один вентилятор в башне с пороховыми газами не справлялся. Сама 75-мм пушка показала себя хорошо - испытатели отметили лишь две застрявшие гильзы из-за попавшей в камору пыли. Некоторые снаряды не удалось зарядить из-за деформации при доставке. Система отката работала удовлетворительно. Длина отката орудия на начало испытания составляла 11,35 дюйма и к пятому выстрелу выросла до 11,6 дюйма, после чего оставалась стабильной.

     На танках Valentine XI американский дизель GMC 6-71 6004, вроде бы, был форсирован со 175 л.с. до 210 л.с. Пишут, что серийные танки Valentine XI сборки Elswick Works отличались сварной лобовой частью корпуса, а машины MCCW, похоже, изготовлялись по старой технологии – на рейках, болтах, заклёпках и гужонах. Возможно, сваривались литые лобовые части корпуса (с 1943г.), а башни изготавливались из двух литых деталей. Встречается также, что незадолго до окончания выпуска была изготовлена партия танков Valentine (скорее всего, Valentine XI) с полностью сварными корпусами и башней. Масса танка составила, как будто, 18 т.

     Выпуск Valentine XI был оформлен в счёт старых контрактов. Elswick Works выпустила 100 танков данного типа, последнюю машину там сдали 29 сентября 1943 года. На MCCW изготовили 16 машин по первому контракту и 20 по второму, всего 36 машин. Указывают, что всего было получено 136 или 130 танков Valentine XI. В таблице производства танков Valentine, приведенной в Википедии, видимо, ошибочно указано 120 штук, при этом на долю Elswick Works приходится 100 машин, а на долю MCCW -120 шт., что в сумме дает 220 шт. (Рис.2)

 

Рис.2 - Valentine XI.

 

    Valentine XI совместно с Valentine X было решено использовать в качестве командирских машин в частях, получавших на вооружение самоходные установки Archer. В британской армии командирские машины чаще всего лишались пушек, вместо которых получали муляжи, но у командирских Valentine орудия сохранили. Батарея САУ состояла из трех взводов по три САУ в каждой. В каждом взводе имелась командирская машина, роль которой играли танки Valentine Х либо Valentine XI. Ещё один танк того же типа получал командир батареи. Благодаря штатам противотанковых батарей, танки Valentine X-XI отметились в боях с конца 1944г. Valentine X и Valentine XI в роли командирских танков оказались долгожителями. По состоянию на июнь 1945 года, на вооружении 21-й армии находилось 16 Valentine X и 14 Valentine XI. Ими пользовались части, приданные 3-й, 5-й, 51-й и 2-й Канадской пехотным дивизиям. Эти танки дошли до Германии. (Рис.3)

 

На фото слева Valentine XI.

Рис.3 – Valentine XI, Германия, 1945г.

 

     Valentine XI в СССР не поставлялись.

     После окончания войны армия Египта получила некоторое количество танков Valentine, очевидно, в модификации Valentine XI. Известно, что египтяне применяли их во время арабо-израильской войны 1948г., затем машины использовались как учебные.

     Вероятно, какое-то количество танков Valentine, предположительно, Valentine XI после WWII (возможно, в 1946г.) были предоставлены Греции. Пишут, что во время кипрского конфликта 1963-1964гг. греческая милиция использовала, кажется, один Valentine XI, причем машина не имела башни. Вместо нее был установлен импровизированный каземат, из которого можно было вести огонь из пулемета.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru