Infantry Tank Mk.III Valentine X

 

 

Infantry Tank Mk.III Valentine X

Британия

Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

17,2 т

вооружение

57-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

175 л.с.

выпускался

1943г., Elswick Works

135 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    В октябре 1941 года было принято решение начать серийное производство Valentine с 6-фунтовым орудием. Осенью 1941 года начался выпуск Valentine IХ. (Рис.1).

 

 

Рис.1 - Infantry Tank Mk.III Valentine IX.

 

     Масса танка составила 17 или 17,2 тонны, по другим данным 18 т. Габариты: машина стала длиннее – 6,33 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,27 м, клиренс – 420 мм. Для сохранения массы машины пришлось вновь уменьшить толщину бронирования бортов корпуса – до 43 мм. Бронирование: лоб корпуса 30-60 мм, борт корпуса 30-43 мм, корма корпуса 17-60 мм, башня (лоб, борта, корма) 60-65 мм, крыша 10-20 мм, днище 7-20 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение 57-мм орудие QF 6-pounder Mk.III L43 или OQF 6-pdr Mk.V L50 (смена пушки произошла в ходе серийного производства). Из дополнительного вооружения предусматривалась установка на вертлюг в качестве зенитного ручного пулемета Bren с 4-мя дисковыми магазинами по 100 патронов. Двухтактный дизельный 6-циллиндровый двигатель General Motors 6004 объемом двигателя 6,98 л, мощностью 138 л. с. При переходе к серийному производству шасси танка немного модернизировали. Американский мотор был форсирован путём установки инжектора с большей производительностью, благодаря чему мощность выросла до 165 лошадиных сил при 1900 об/мин или до 175 л.с. Трансмиссия с 5-скоростной механической коробкой передач Spicer synchromech, имевшей трехходовые синхронизаторы, главный фрикцион M-6004. Ходовая часть на каждом борту состояла из шести обрезиненных опорных катков, два большого диаметра (610 мм) и четыре малого диаметра (495 мм), и трёх обрезиненных поддерживающих роликов, обрезиненного ленивца и расположенного сзади ведущего колеса. Опорные катки по три были сблокированы в две тележки, большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Каждая тележка подрессоривалась пружинной рессорой с телескопическим гидравлическим амортизатором, рессора соединялась цапфами с первичным и вторичным балансирами. Такая конструкция б’ольшую нагрузку распределяла на катки большого диаметра. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, состояла из 103 трака шириной 356 мм. Средства связи – радиостанция №19, танковое переговорное устройство.

     Скорость машины по шоссе 25,7 км/ч, запас хода 230-240 км.

     Уже после первых случаев боевого применения Valentine IX танк был раскритикован танкистами из-за вооружения. Отсутствие спаренного пулемёта превратило Valentine IX из пехотного танка в танк-истребитель. Осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте машины не было, бороться пехотному танку с вражеской пехотой, кроме гусениц, было нечем. Танкисты требовали вернуть на место спаренный пулемёт.

     Башню пришлось снова переделывать. С правой стороны от орудия появился специальный прилив, где разместили пулемёт BESA – т.е. установка пулемета оказалась независимой от установки орудия. Танк снова мог поражать пехоту, но установка пулемёта ослабила защиту башни: спереди амбразуру пулемёта прикрывал лист толщиной всего 14 мм. Пулемётная установка оказалась уязвимой даже для огня крупнокалиберных пулемётов. (Рис.2)

 

Рис.2 – Возвращение пулемета в башню Valentine.

 

     Появление спаренного пулемёта отразилось на объёме боекомплекта к 6-фунтовой пушке: число патронов к орудию сократилось до 44 штук. (Рис.3)

 

Рис.3 – Размещение боекомплекта в боевом отделении Valentine Х.

 

    Боекомплект пулемёта BESA состоял из 1800 патронов; по другим данным – 1575 патронов. Кроме того, в корме корпуса появились два контейнера для дымовых шашек. Также переделке подверглись фары. Новую модификацию обозначили Valentine X. (Рис.4)

 

Рис.4 - Valentine X.

 

     Прототип Valentine X прибыл на полигон в Лулворте и прошёл испытания в начале июня 1943 года. Испытатели отметили интересную способность: спаренный пулемёт можно было отсоединить от основного орудия и наводить на цель независимо от него. Идея понравилась, хотя у установки пулемёта хватало недостатков. Пулемёт был плохо уравновешен: для того, чтобы держать его горизонтально требовалось приложить усилие в 13 кг. Проблему решили, приварив к крыше боевого отделения пружину. Также исходное положение ящика с лентой для пулемёта приводило к заклиниванию при стрельбе. (Рис.5)

 

Рис.5 - Рисунок подставки для ящика с пулемётной лентой, сделанный на полигоне.

 

    Испытатели нашли для ящика более подходящее место, и проблема исчезла. Пулемёт не очень хорошо вписался в боевое отделение танка и мешал наводчику и заряжающему. Мешок для стреляных гильз следовало укоротить, иначе он мешал при стрельбе из пулемёта. Возимый боекомплект в 7 ящиков с лентами испытатели посчитали недостаточным, но проработали способ возить в танке 20 ящиков, переместив некоторую часть инструментов из боевого отделения в внешние ящики. В ходе обследования орудийной установки испытатели нашли значительный люфт в установке телескопического прицела, но, по их мнению, он не влиял на стрельбу на дистанции до 1000 ярдов. Как и предшественник Valentine Mk.X, танк мог точно стрелять и с места, и на ходу при скорости до 8 миль (13 км) в час.

     Все танки модификации Mk X оснащались форсированным до 175 л. с. двигателем GMC 6-71 6004. Масса серийных танков не изменилась – 17,2 т.

     Новые контракты на производство Valentine X не заключались, изменения вносились в уже подписанные документы. По контракту TM11532 с MCCW число выпускаемых Valentine IX сократилось до 30 штук. Впрочем, и Valentine X здесь строилось совсем немного - всего 35 штук. Был переписан и контракт с Elswick Works. Теперь по контракту M11533 изготовлялось 275 Valentine IX, а новая версия производилась тиражом в 100 штук. Таким образом, всего было изготовлено 135 шт. Valentine X.

     После капитуляции итало-немецкой группировки в Северной Африке Valentine стали выводить из частей первой линии. Вновь выпускающиеся танки отправлялись в Советский Союз. На конец декабря 1943 года на территории Британии осталось 71 Valentine IX/X.

     64 машины Valentine X отправили в СССР с конца января 1944г. (зачли их февралем). Танки данной модификации поступали тремя конвоями JW-56A, JW-56, JW-58, их поставки завершились также в 1944г.

     Как будто, после войны некоторое количество танков Valentine IХ/Х были переданы Ирану. Не вполне ясно, передавали их британцы или советские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru