Infantry Tank Mk.III Valentine X
Infantry Tank Mk.III
Valentine X
Британия
Полусредний по массе тяжелобронированный
пехотный танк
17,2 т |
|
вооружение |
57-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
175 л.с. |
выпускался |
1943г., Elswick Works 135 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В октябре 1941 года было принято решение начать серийное производство Valentine с 6-фунтовым орудием. Осенью 1941 года начался
выпуск Valentine IХ. (Рис.1).
Рис.1 - Infantry Tank Mk.III Valentine IX.
Масса
танка составила 17 или 17,2 тонны, по другим данным 18 т. Габариты: машина
стала длиннее – 6,33 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,27 м, клиренс – 420 мм. Для
сохранения массы машины пришлось вновь уменьшить толщину бронирования бортов
корпуса – до 43 мм. Бронирование: лоб корпуса 30-60 мм, борт корпуса 30-43 мм,
корма корпуса 17-60 мм, башня (лоб, борта, корма) 60-65 мм, крыша 10-20 мм,
днище 7-20 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение 57-мм орудие QF 6-pounder Mk.III L43 или OQF 6-pdr Mk.V L50
(смена пушки произошла в ходе серийного производства). Из дополнительного
вооружения предусматривалась установка на вертлюг в качестве зенитного ручного
пулемета Bren с 4-мя дисковыми магазинами по 100 патронов. Двухтактный дизельный
6-циллиндровый двигатель General Motors 6004 объемом двигателя 6,98 л,
мощностью 138 л. с. При переходе к серийному производству шасси танка немного
модернизировали. Американский мотор был форсирован путём установки инжектора с
большей производительностью, благодаря чему мощность выросла до 165 лошадиных
сил при 1900 об/мин или до 175 л.с. Трансмиссия с 5-скоростной
механической коробкой передач Spicer synchromech, имевшей трехходовые синхронизаторы, главный
фрикцион M-6004. Ходовая часть на каждом борту состояла из
шести обрезиненных опорных катков, два большого диаметра (610 мм) и четыре
малого диаметра (495 мм), и трёх обрезиненных поддерживающих роликов,
обрезиненного ленивца и расположенного сзади ведущего колеса. Опорные катки по три
были сблокированы в две тележки, большой каток каждой тележки располагается на
первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному
балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя
малыми катками. Каждая тележка подрессоривалась пружинной рессорой с
телескопическим гидравлическим амортизатором, рессора соединялась цапфами с
первичным и вторичным балансирами. Такая конструкция б’ольшую нагрузку распределяла на катки большого
диаметра. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного
зацепления, состояла из 103 трака шириной 356 мм. Средства связи –
радиостанция №19, танковое переговорное устройство.
Скорость машины по шоссе 25,7 км/ч, запас хода 230-240 км.
Уже после первых случаев боевого применения Valentine IX танк был раскритикован танкистами из-за вооружения. Отсутствие спаренного пулемёта превратило Valentine IX из пехотного танка в танк-истребитель. Осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте машины не было, бороться пехотному танку с вражеской пехотой, кроме гусениц, было нечем. Танкисты требовали вернуть на место спаренный пулемёт.
Башню пришлось снова переделывать. С правой стороны от орудия появился
специальный прилив, где разместили пулемёт BESA – т.е. установка пулемета
оказалась независимой от установки орудия. Танк снова мог поражать пехоту, но
установка пулемёта ослабила защиту башни: спереди амбразуру пулемёта прикрывал
лист толщиной всего 14 мм. Пулемётная установка оказалась уязвимой даже для
огня крупнокалиберных пулемётов. (Рис.2)
Рис.2 – Возвращение пулемета в башню Valentine.
Появление спаренного пулемёта отразилось на объёме боекомплекта к 6-фунтовой пушке: число патронов к орудию сократилось до 44 штук. (Рис.3)
Рис.3 – Размещение боекомплекта в боевом отделении Valentine Х.
Боекомплект пулемёта BESA состоял из 1800 патронов; по другим данным – 1575 патронов. Кроме того, в корме корпуса появились два контейнера для дымовых шашек. Также переделке подверглись фары. Новую модификацию обозначили Valentine X. (Рис.4)
Рис.4 - Valentine X.
Прототип Valentine X прибыл на полигон в Лулворте и прошёл испытания в начале июня 1943 года. Испытатели отметили интересную способность: спаренный пулемёт можно было отсоединить от основного орудия и наводить на цель независимо от него. Идея понравилась, хотя у установки пулемёта хватало недостатков. Пулемёт был плохо уравновешен: для того, чтобы держать его горизонтально требовалось приложить усилие в 13 кг. Проблему решили, приварив к крыше боевого отделения пружину. Также исходное положение ящика с лентой для пулемёта приводило к заклиниванию при стрельбе. (Рис.5)
Рис.5 - Рисунок подставки для ящика с пулемётной лентой, сделанный на полигоне.
Испытатели нашли для ящика более подходящее место, и проблема исчезла. Пулемёт не очень хорошо вписался в боевое отделение танка и мешал наводчику и заряжающему. Мешок для стреляных гильз следовало укоротить, иначе он мешал при стрельбе из пулемёта. Возимый боекомплект в 7 ящиков с лентами испытатели посчитали недостаточным, но проработали способ возить в танке 20 ящиков, переместив некоторую часть инструментов из боевого отделения в внешние ящики. В ходе обследования орудийной установки испытатели нашли значительный люфт в установке телескопического прицела, но, по их мнению, он не влиял на стрельбу на дистанции до 1000 ярдов. Как и предшественник Valentine Mk.X, танк мог точно стрелять и с места, и на ходу при скорости до 8 миль (13 км) в час.
Все танки модификации Mk X оснащались форсированным до 175 л. с. двигателем GMC 6-71 6004. Масса серийных танков не изменилась – 17,2 т.
Новые контракты на производство Valentine X не заключались, изменения вносились в уже подписанные документы. По контракту TM11532 с MCCW число выпускаемых Valentine IX сократилось до 30 штук. Впрочем, и Valentine X здесь строилось совсем немного - всего 35 штук. Был переписан и контракт с Elswick Works. Теперь по контракту M11533 изготовлялось 275 Valentine IX, а новая версия производилась тиражом в 100 штук. Таким образом, всего было изготовлено 135 шт. Valentine X.
После капитуляции итало-немецкой группировки в Северной Африке Valentine стали выводить из частей первой линии. Вновь выпускающиеся танки отправлялись в Советский Союз. На конец декабря 1943 года на территории Британии осталось 71 Valentine IX/X.
64 машины Valentine X отправили в СССР с конца января 1944г. (зачли их февралем). Танки данной модификации поступали тремя конвоями JW-56A, JW-56, JW-58, их поставки завершились также в 1944г.
Как будто, после войны некоторое количество танков Valentine IХ/Х были переданы Ирану. Не вполне ясно, передавали их британцы или советские.