Infantry Tank Mk.III Valentine IX

 

 

Infantry Tank Mk.III Valentine IX

Британия

Полусредний по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

17,2 т

вооружение

57-мм орудие

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

165/175 л.с.

проект

 1941г., Vickers

выпускался

1942-1943гг., Elswick Works, MCCW

1011 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    В октябре 1941 года было принято решение начать серийное производство Valentine с 6-фунтовым орудием. Новая модификация получила обозначение Valentine VIII. В серию танк планировалось запустить без постройки опытного образца.

   Задача создания танка Valentine с 57-мм пушкой вновь упиралась в вопрос башни. К переделке взяли трехместную башню. Более крупное 57-мм орудие Mk.III L43 не оставляло места для командира, так что танк вновь становился трехместным с двухместной башней. Пришлось менять и носовую часть башни, поскольку следовало вынести вперёд ось вращения орудийной установки по вертикали. Пушка размещалась на цапфах и наводилась в вертикальной плоскости при помощи винтового механизма. Углы вертикального наведения составляли от −8 до +17°. (Рис.1)

 

Рис.1 - Продольный разрез башни Valentine с 57-мм орудием.

 

     Переделанная орудийная установка не оставила места ни для спаренного пулемёта, ни для миномёта, стрелявшего дымовыми снарядами. Вместо казнозарядного миномета с правой стороны башни на специальном кронштейне приладили спарку 4-дюймовых (102-мм) мортирок No.2 Mk.I (однозарядные дымовые гранатометы). Для доступа в башню командир/заряжающий и наводчик получили отдельные двухстворчатые (-?) прямоугольные люки.

     Рабочие места расчёта башни оказалась вполне удовлетворительными. Место наводчика обеспечивало удобное ведение огня, механизмы наведения располагались так, что не доставляли наводчику дискомфорта. Чуть хуже было выполнено место заряжающего (командира танка) - до части боекомплекта можно было добраться, лишь развернув башню. Впрочем, это касалось укладок второй очереди, с остальным боезапасом проблем не наблюдалось. Поскольку командир лишился башенки, число смотровых приборов MK-IV увеличилось до трёх. Два перископа конструкторы разместили в носовой части башни, а третий поставили в её правый задний угол: с его помощью заряжающий (командир) получил обзор назад. (Рис.2)

 

Рис.2 - Схема обзорности из башни.

 

   Предполагалось, что Valentine VIII будет базироваться на шасси Valentine II/III с дизельным двигателем AEC 190. (Рис.3)

 

Рис.3 – Ходовая часть танка Valentine практически не менялась.

 

     По контракту TM6771 от 7 октября 1941 года планировалось выпустить 435 Valentine VIII, но вскоре он был переделан. Компания Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W), которая должна была строить Valentine VIII, стала выпускать Valentine III. Ни одного танка Valentine VIII не было построено. (Рис.4)

 

Рис.4 – Так внешне могли бы выглядеть танки Valentine VIII.

 

    Осенью 1941 года начался выпуск Valentine IV с дизельным двигателем GM 6004. Эти двигатели оказались более мощными, и их было много. Танк с более мощным вооружением решено было оснащать именно таким мотором, при этом сменился индекс машины с Valentine VIII на Valentine IХ (Рис.5).

 

 

Рис.5 - Valentine IХ.

Чертежи, возможно за исключением верхнего, выполнены советскими специалистами.

 

     Масса танка составила 17 или 17,2 тонны, по другим данным 18 т. Габариты: машина стала длиннее – 6,33 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,27 м, клиренс – 420 мм. Для сохранения массы машины пришлось вновь уменьшить толщину бронирования бортов корпуса – до 43 мм. Бронирование: лоб корпуса 30-60 мм, борт корпуса 30-43 мм, корма корпуса 17-60 мм, башня (лоб, борта, корма) 60-65 мм, крыша 10-20 мм, днище 7-20 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение 57-мм орудие QF 6-pounder Mk.III L43 или OQF 6-pdr Mk.V L50 (смена пушки произошла в ходе серийного производства). Valentine оказался последним из танков, которые англичане вооружали 6-фунтовыми пушками. Для наведения орудия использовался прицел № 39 Mk IIS (увеличение 1,9×, поле зрения 21°) с пушкой модификации Mk III и прицел № 39 Mk IV (увеличение 3×, поле зрения 13°) с пушкой модификации Mk V. Боекомплект 53 выстрела (все бронебойные). Из дополнительного вооружения предусматривалась установка на вертлюг в качестве зенитного ручного пулемета Bren с 4-мя дисковыми магазинами по 100 патронов. Двухтактный дизельный 6-циллиндровый двигатель General Motors 6004 объемом двигателя 6,98 л, мощностью 138 л. с. При переходе к серийному производству шасси танка немного модернизировали. Американский мотор был форсирован путём установки инжектора с большей производительностью, благодаря чему мощность выросла до 165 лошадиных сил при 1900 об/мин. По другим данным, на последних 300 танках Valentine IХ двигатель был форсирован до 175 л.с. Благодаря этому, удалось немного улучшить динамические характеристики, наиболее ощутимым их рост оказался на бездорожье. Трансмиссия с 5-скоростной механической коробкой передач Spicer synchromech, имевшей трехходовые синхронизаторы, главный фрикцион M-6004. Ходовая часть на каждом борту состояла из шести обрезиненных опорных катков, два большого диаметра (610 мм) и четыре малого диаметра (495 мм), и трёх обрезиненных поддерживающих роликов, обрезиненного ленивца и расположенного сзади ведущего колеса. Опорные катки по три были сблокированы в две тележки, большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Каждая тележка подрессоривалась пружинной рессорой с телескопическим гидравлическим амортизатором, рессора соединялась цапфами с первичным и вторичным балансирами. Такая конструкция б’ольшую нагрузку распределяла на катки большого диаметра. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, состояла из 103 трака шириной 356 мм. Средства связи – радиостанция №19, танковое переговорное устройство.

     Скорость машины по шоссе 25,7 км/ч, запас хода 230-240 км.

     Из большинства источников следует, что серийное производство танков Valentine IX наладилось с осени или с конца 1942г., однако кое-где можно прочитать, что: «По данным фирмы «Виккерс», производство «Валентайнов» с пушкой QF 6 pounder началось в декабре 1941 года» - т.е. раньше, чем появился сигнальный образец. Прототип Valentine IХ прибыл на артиллерийский полигон в Лулворте в июне 1942 года. Испытания закончились к 17 июня. Танк показал способность вести огонь по неподвижным и по движущимся целям на дистанции до 1500 ярдов. Стреляя с ходу, Valentine поражал цели с 700 ярдов. Стрельба с использованием ручного спуска была довольно тугой, требуя усилия 60 фунтов (27 кг), но электроспуск снижал усилия вдвое. Также следовало испытать загазованность боевого отделения, поскольку более крупное орудие давало больше пороховых газов. На перегородке моторного отсека стояли заслонки, при открытии которых мотор высасывал воздух из боевого отделения. Вытяжной вентилятор над орудием тоже помогал с выбросом пороховых газов, забирая воздух через рукав, расположенный над орудием. Испытания проводили на двух режимах: с максимальной вентиляцией (мотор включён и заслонки открыты), и только с вытяжным вентилятором. Оказалось, что для полной очистки воздуха в боевом отделении одного вентилятора не хватает. Поддерживая темп стрельбы в один выстрел каждую минуту, экипаж танка отравился бы через час. Сотрудники полигона отметили, что вентилятор расположен плохо, что снижает его эффективность. Конструкция вентилятора не позволяла ему вытянуть более 20 кубических футов (0,566 кубометров) воздуха в минуту, в то время как для эффективной очистки боевого отделения от пороховых газов требовалось высасывать 150 кубических футов (4,24 кубометра) в минуту. Для безопасной стрельбы требовалось запустить мотор на высоких оборотах вхолостую и открыть все заслонки. Инструкции, переданные в войска, советовали использовать вентилятор только если мотор вышел из строя, а во всех других случаях открывать заслонки при стрельбе. Испытания защиты новой орудийной установки от свинцовых брызг провели в августе. По сторонам установка была надёжно защищена планками, но при обстреле бронебойными пулями калибра .303 (7.7 мм) брызги проникали в боевое отделение снизу маски при максимальном возвышении орудия и сверху при максимальном склонении. Брызги также могли попасть в боевое отделение через отверстие для прицела. Бронебойные пули также смогли временно заклинить пушку. Пистолетная бойница тоже оказалась уязвимым местом. Заклинить лючок и поразить экипаж свинцовыми брызгами можно было, даже стреляя обычными, не бронебойными пулями.

     В связи с появлением новой модификации Valentine пришлось вносить изменения в старые контракты, при этом стоимость танка с новой башней и вооружением увеличилась до 5710 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов за двигатель и другие агрегаты. Уже менявшийся один раз контракт T2243 от 7 мая 1941 года теперь предусматривал выпуск 125 Valentine IV, 400 Valentine V и 230 Valentine IX. WD-номера танков выпуска Elswick Works находились в диапазоне T.66591-T.67220, причём туда попадали как Valentine IX, так и Valentine V. Пришлось корректировать и контракт TM6618 от 7 октября 1941 года на выпуск 455 Valentine V силами Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). В изменённом виде на долю Valentine IX теперь приходилось 328 танков с WD-номерами в интервале T.82163–T.82617.

     Первый новый контракт - TM6116 - был подписан с Elswick Works 7 октября 1941 года. Согласно ему, выпускалось 460 Valentine IX с WD-номерами T.122698-T.123157. 6 февраля 1942 года с Elswick Works был подписан третий контракт - TM11533. По нему выпускалось ещё 475 танков с WD-номерами T.123158-T.123632. Наконец, последний контракт под номером TM11532 был подписан с MCCW в мае 1942 года. Он предполагал выпуск 460 Valentine IX. Затем контракт урезали до 260 танков с WD-номерами T.120690-T.121149. Выпуск Valentine IX начался осенью 1942 года. В январе 1943 года Elswick Works смогла закончить работы по контракту TM6618.

     Всего было произведено 1011 шт. танков Valentine IX, из них – 965 шт. на Elswick Works и 46 на MCCW. (Рис.6)

 

Фото сделано на Elswick Works.

Рис.6 – Производство танков Valentine IX.

 

     Боевой дебют Valentine IX состоялся в начале 1943 года в Тунисе. (Рис.7)

 

Рис.7 - Valentine IX в Тунисе.

 

     После капитуляции итало-немецкой группировки в Северной Африке Valentine стали выводить из частей первой линии. Вновь выпускающиеся танки отправлялись в Советский Союз. Пишут, что из 1011 Valentine IX в СССР отправили 836 машин, то есть больше 80%.

     Первая партия танков Valentine IX прибыла в СССР 27 февраля 1943г., а последняя в декабре 1944г. Существует два варианта подсчета отгруженных в СССР и полученных танков Valentine IX. Согласно британским данным, было отгружено 836 танков данного типа, а добралось до получателя 818 машин. По другим подсчетам, в СССР было доставлено 787 танков Valentine IX.

В марте 1943г. советские решили провести испытания танка Valentine IX. Согласно программе испытаний, помимо изучения Valentine IX предполагалось провести пробег на дистанцию 800 километров. Из них 300 километров приходилось на шоссе, столько же на просёлок и 200 км на целину. В их ходе определялась проходимость на обледенелом грунте и заснеженной целине. Также проводились огневые испытания, в ходе которых определялась скорострельность орудия и его возможности по пробитию.

      14 марта на НИБТ Полигон отправился Valentine IX с WD-номером T.122725. Этот танк, выпущенный заводом Elswick Works, прибыл в СССР 22 февраля 1943 года. Оказалось, что боевая масса Valentine IX составляла 17 тонн, а боекомплект 6-фунтовой пушки состоял только из бронебойных снарядов. Испытуемую машину отправили на подмосковный НИБТ Полигон из АБТ Центра в Горьком (Нижний Новгород) своим ходом. В общей сложности танк прошел 500 километров, из них по заснеженному шоссе 287 км, по асфальтовому шоссе 163 км и по просёлку 50 км. Средняя скорость движения по заснеженному шоссе составила 20 км/ч, а по чистому - 20,9 км/ч. По просёлку и целине средняя скорость составила 12-16 км/ч. Средний расход топлива по заснеженному шоссе составил 136 литров на 100 километров, а по чистому шоссе 131 литр. Запас хода при этом составил 230 и 240 километров соответственно. По сравнению с Valentine II запас хода увеличился на 90%. Поломки на марше были немногочисленными и не вызваны ходовой частью.

     В отношении вооружения танка приговор советских был прогнозируем: «1. Английские танки «Валентин IX» и «Валентин III» по своим техническим данным равноценны. 2. Вооружение танка предназначено только для борьбы с танками противника. 3. Отсутствие осколочно-фугасной гранаты и пулемёта, спаренного с пушкой, исключает возможность борьбы с пехотой и огневыми точками противника. 4. Проверка надёжности работы 57 мм пушки требует дополнительных испытаний отстрелом на ряде образцов». Последний пункт замечаний оказался связан с поломками 6-фунтовой пушки, случившимися во время стрельбы: деформировалась крышка люльки, а также гнулся шток тормоза отката.

     В августе 1943г. еще один Valentine IX оказался на НИБТ Полигоне. Говорят, что новый цикл тестов решили устроить по причине поступления танков с дополнительными грунтозацепами на гусеницах, которые стали поступать с лета 1943г. (Рис.8)

 

Рис.8 – Траки с новыми гусеницами.

 

    Cкоростные характеристики и расход горючего оказались примерно равными для танков, оборудованных траками с шипами и без них. После 251 километра пути шипы сточились на 8-10 миллиметров. Во время езды по асфальту шипы оставляли в полотне небольшие вмятины, а во время разворотов происходило незначительное разрушение покрытия. При проезде колонны таких танков дорогу пришлось ремонтировать. (Рис.9)

 

Рис.9 – Разрушение железнодорожной платформы при выгрузке танка с траками с грунтозацепами.

 

     Существенных изменений в проходимости танка на траках с шипами замечено не было. Для обычного Valentine без шипов на траках предельный угол подъёма составил 30°. При преодолении подъёмов Valentine IX с шипами предельный угол вырос до 32°, далее гусеничные ленты теряли сцепление. Что же касается подъёмов на мягком грунте, то там предельные углы оказались одинаковыми - 30°. В случае с преодолением косогоров разница также оказалась минимальной - 29° для траков без шипов и 30° с шипами. Дальше происходил сброс гусеничной ленты. (Рис.10)

 

 

Рис.10 – Преодоление подъемов и езда по косогорам испытуемого танка.

 

     Представители НИБТ Полигона предположили, что грунтозацепы будут более эффективны в зимних условиях. Для того, чтобы снизить порчу дороги, было предложено оставлять шипы лишь на каждом пятом траке. Было ли это предложение реализовано на практике неизвестно. По крайней мере, такой циркуляр в сентябре 1943 года был направлен представителям военной приёмки.

    На советско-германский фронт танки Valentine IX стали поступать ближе к осени 1943 года. Эти машины в войсках обычно обозначались как MK-IX, МК9 или Mk-9. (Рис.11)

 

Рис.11 - Танк Valentine IX на переправе через Днепр, ноябрь 1943г.

 

    В войсках машины вызвали изумление фактом отсутствия пулемета. По этой причине нередкими были случаи, когда части получали смешанный состав техники. Вместе с Valentine IX в бригады и полки поступали танки, вооружённые 2-фунтовыми пушками. Их эффективность в бою против танков была намного хуже, но у этих машин имелся спаренный пулемёт и казнозарядный миномёт. Впрочем, и у таких «Валентинов» осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте не было. Между тем, с конца 1943 года Valentine IX стали поставляться по-настоящему массово. В марте 1944г. советские испытали американские 57-мм осколочные снаряды, которые поставлялись с американскими 57-мм САУ GMC T48. Оказалось, что их можно использовать и на британских 6-фунтовках. Уже с конца марта 1944г. боекомплект танков Valentine IX комплектовался бронебойными и осколочно-фугасными снарядами в расчете 50:50. Правда, первое время с поставками осколочно-фугасных снарядов случались перебои. По этой причине весной 1944 года некоторые танки всё ещё имели в боекомплекте только бронебойные снаряды. Окончательно ситуация выправилась в июне 1944 года. Нередко советские экипажи приспосабливали зенитные пулемёты Bren для ведения огня по наземным целям. О том, как применялись Valentine IX в РККА, свидетельствует служебная записка, датированная весной 1944 года: «Пушка 57 мм по своим баллистическим характеристикам – хорошая. Она пробивает бортовую броню немецких тяжёлых танков T-VI в 82 мм на дистанции 600-800 м. Отсутствие осколочных снарядов к пушке делает танк малоэффективным в борьбе с пехотой противника. Поэтому этот танк используется для борьбы с танками противника, как самоходная установка».

     Появление осколочно-фугасного снаряда позволило однородно комплектовать подобными машинами целые части. Например, 29 марта 1944 года 54-й отдельный танковый полк при переформировании получил 20 таких танков. На каждый танк было получено всего по 8 осколочно-фугасных снарядов. Действуя в составе 12-й гвардейской кавалерийской дивизии, полк в основном воевал с пехотой и артиллерией противника. К 14 мая в его составе оставалось 12 Valentine IX. Стоит отметить, что в танковых полках при кавалерийских частях таких танков было довольно много. Например, в 61-м отдельном танковом полку по состоянию на 8 июля 1944 года имелось 15 Valentine IX.

     Несмотря на определённые проблемы, английские лёгкие танки, вооружённые 57-мм пушками, оставили в Красной армии о себе добрую память. Низкая и тихая в движении машина неплохо справлялась со своими обязанностями. Тихоходность её была относительной: при движении по бездорожью и просёлку разница в скорости с другими танками оказывалась не столь и существенной. Кроме того, «Валентины» отличались довольно высокой надёжностью, особенно если их эксплуатировали в соответствии с инструкциями. Неудивительно, что много этих танков оставалось в строю и в 1945 году. (Рис.12, Рис.13, Рис.14)

 

Рис.12 - Valentine IX в колонне РККА.

 

Рис.13 – Советский Valentine IX движется по Бухаресту.

 

Рис.14 - Valentine X в РККА.

 

   В ходе боев на Восточном фронте некоторое количество танков Valentine IX попало в руки немцев, но нет сведений о том, что германцы использовали их. (Рис.15)

 

Рис.15 - Один из Valentine IX, подбитый и захваченный немецкими войсками. Осень 1943 года.

 

     В августе 1945г. 40 танков Valentine III и Valentine IХ в составе 267-го танкового полка 59-й кавалерийской дивизии РККА в рамках операции в Маньчжурии прошли через пустыню Гоби горы Большого Хингана, достигнув Китая. 

     Как будто, после войны некоторое количество танков Valentine IХ/Х были переданы Ирану. Не вполне ясно, передавали их британцы или советские.

     САУ Archer.

     В июле 1942г. по заказу Министерства снабжения (MoS) начались работы по размещению на шасси Valentine более могущественного орудия – длинноствольной 17-фунтовой (76,2 мм) пушки с высокой начальной скоростью снаряда QF-17 L58 (-?) или L60 (-?). Тема получила обозначение Archer («Лучник»), именовалась также, как SP 17pdr, Valentine, Mk I или SP1, или S.P. 17-PR Valentine. По другой версии, работы по теме установки QF-17 на танковые шасси начались 29 сентября 1942г., причем рассматривалось не только шасси Valentine, но и А27М.  

      В начале 1943 года Vickers-Armstrongs получила заказ на изготовление двух опытных образцов САУ на базе Valentine (обозначались Valentine 17-pounder SP). Первый из них был представлен командованию английской артиллерии 24 мая 1943 года. (Рис.16)

 

 

Рис.16 – Опытная САУ Valentine 17-pounder SP, май-июнь 1943 года.

Пушка не имеет дульного тормоза.

 

     Компоновка базовой машины – отделение управления спереди, далее боевое отделение, сзади моторное отделение – сохранялась. Башню с танка удалили и в передне-средней части корпуса возвели рубку, при этом установленная в рубке пушка была направлена назад. Такое размещение орудия обуславливалось его значительной длиной - 4191 мм. В результате удалось сохранить габариты исходного танка, но сектор обстрела получился ограниченным (вертикальный угол наведения составлял от -7,5° до +15°, горизонтальный - 45°), а при стрельбе САУ приходилось разворачивать, подставляя корму, стрелять на ходу САУ также не могла. Сама рубка была выполнена трёхместной: в ней находились места командира, наводчика и заряжающего, водитель располагался в передней части корпуса – интересно, что лобовые листы рубки являлись продолжением лобовых листов корпуса, так что можно сказать, что водитель находился, скорее, в передней части боевого отделения, рубки.

     С 24 мая по 7 июня 1943 года провели испытания новинки, включая ходовые и практические стрельбы. Тестировались два опытных образца с WD-номерами S.279594 и S.279595. САУ показала высокую скорострельность – 10 выстрелов в минуту. Имеющиеся в комплекте бронебойные и фугасные снаряды позволяли поражать не только бронетехнику, но и долговременные укрепления. Бронебойный снаряд мог пробивать броню толщиной 135 мм, установленную под углом 30 градусов на дистанции 500 метров, а с 2000 метров он пробивал броневой лист толщиной 107 мм. Динамические характеристики САУ оказались лучше, чем у танка Valentine – максимальная скорость составила 33,5 км/ч. Немного разочаровывал вертикальный сектор обстрела орудия – артиллеристам хотелось иметь угол склонения порядка 10-15 градусов. Боевое отделение показалось тесным, боекомплект к орудию (39 выстрелов) недостаточным.

     По итогам испытаний был составлен список недочётов, которые следовало исправить. V-образная форму лобового листа корпуса следовало изменить. На серийном образце лобовая часть состояла уже не из трёх, а из четырёх листов. Нижнему лобовому листу вернули форму, которую он имел у Valentine, а верхний стал состоять из трёх частей. Вместо смотрового лючка с двумя створками появилась более простая одностворчатая конструкция, водитель получил второй перископ. Изменились конструкция рубки, орудийный щит и ряд других элементов. Орудие получило (или ему вернули) дульный тормоз. (Рис.17)

 

Вид спереди.

Вид сзади.

Рис.17 – Серийная версия S.P. 17-PR Valentine I.

 

     Масса 15,2 т. Габариты: длина 6,7 м, ширина 2,76 м, высота 2,25 м. По периметру САУ толщина брони составляла 20 мм. Лишь в отдельных местах она увеличивалась до 25 мм. На уменьшение толщины пошли сознательно – САУ не танк, в первой линии воевать не должна. А при сохранении брони толщиной 60 мм боевая масса САУ составила бы не менее 20 тонн. Экипаж 4 чел. Вооружение 76-мм пушка, боекомплект к ней 39 выстрелов. Дополнительное вооружение .303 пулемет Bren (боекомплект 720 патронов, 24 магазина). Пишут, что САУ строилась на шасси танка Valentine IX: американский дизельный двигатель GMC 6-71, мощностью 192 л.с., ходовая часть аналогична танковой.

     Средняя скорость САУ при движении по шоссе составляла 31,2 км/ч, средняя скорость по бездорожью — 15,4 км/ч. Запас хода по шоссе 224 км и 120 км по просёлку.

     Уже в ходе серийного производства с фронта стали приходить сообщения, что экипажи САУ с отрытой сверху рубкой или башней (очевидно, речь идет об опыте боевого применения САУ Wolverine - английского варианта GMC M10) сами пытаются устанавливать броневой навес. В целях исправления этого недостатка одну САУ Archer (WD-номер S.279613) оснастили крышей. (Рис.18)

 

Рис.18 - САУ Archer с навесной крышей.

 

     Выяснилось, что такая крыша добавит полтонны к боевой массе САУ и идею забраковали.

     В мае 1943г. САУ S.P. 17-PR Valentine I приняли на вооружение британской армии, как временную меру, до появления более совершенных машин. Несмотря на определение «временная», в июне 1943 года c Vickers-Armstrongs был заключён контракт 294/SMR/7676 на изготовление 800 самоходных установок (регистрационные номера S.279596–S.280395). Завод изготовитель - Elswick Works в Ньюкасле. Предполагалось, что поставки начнутся в начале 1944 года. В первом квартале ожидалось получить 60 машин, во втором - 210, в третьем - 240 машин, а оставшиеся 290 - в четвёртом. Процесс старта производства задержался до марта 1944г. Первые машины были сданы в мае 1944 года, в дальнейшем ежемесячный выпуск не превышал 60–65 машин. Отметку в 200 построенных машин преодолели в сентябре 1944 года. Последняя САУ Archer имела регистрационный номер S.280260 - общий объём производства составил 665 машин, меньше запланированного контрактом.

     Встречается, что Archer стали поступать в бронетанковые батальоны британских сил с апреля 1944г., но в высадке в Нормандии они не участвовали. Согласно другим данным, первые 13 машин этого типа попали в распоряжение 21-й армии в ноябре 1944г. САУ S.P. 17-PR Valentine I поступали на вооружение пехотных частей. Они применялись в роли средств усиления истребительно-противотанковых полков, имевших на вооружении буксируемые 17-фунтовые орудия. В такие полки включалась батарея самоходных орудий с тремя взводами по три САУ в каждой. В каждом взводе имелась командирская машина, роль которой играли танки Valentine Х либо Valentine XI. Ещё один танк того же типа получал командир батареи.

     САУ Archer использовались не только в Северной Европе, но и в Италии. Помимо английских соединений, эти машины получила 2-я канадская пехотная дивизия.

     САУ Archer неплохо зарекомендовали себя в боях против немецких войск. (Рис.19)

 

Archer в Германии, начало февраля 1945 года

Защита лобовой детали траками

Рис.19 – Archer в боевой обстановке.

 

     САУ Archer продолжали оставаться на вооружении и после войны, причем поступали и на вооружение танковых частей. Последние САУ Archer были списаны в британской армии в начале 1950-х гг. (Рис.20)

 

Рис.20 - САУ Archer в послевоенный период.

 

     В 1945г. 200 шт. САУ Archer передали или продали Египту. Часть из них осенью 1956 года в ходе операции «Мушкетёр» (Израиль, Великобритания и Франция воевали против Египта за контроль над Суэцким каналом) приняла участие в боях, в основном, против израильских войск. В результате египетская армия лишилась примерно четверти от имевшихся Archer. (Рис.21)

 

Рис.21 – Трофейные египетские САУ Archer и САУ-100 (SD-100).

 

     По итогам операции «Мушкетёр» Армия обороны Израиля (АОИ) захватила около 40 таких САУ. 36 машин планировалось принять на вооружение, сформировав из них три роты. Несколько машин даже были переданы для обучения водителей, но довольно быстро выяснилось, что реализовать эти планы не получится. Причиной тому стало плохое техническое состояние машин. В октябре 1957 года Archer на вооружение было решено не принимать. В 1957 году машины прошли в колонне трофеев, и на этом их эксплуатация в Израиле закончилась. (Рис.22)

 

Рис.22 - Трофейные Archer на параде в Израиле, 1957 год.

 

     К настоящему моменту сохранилось несколько единиц САУ Archer, некоторые из них на ходу. (Рис.23)

 

Рис.23 – Archer, современный вид, вид сзади.

 

     Была попытка разместить на САУ Archer полевое 25-фунтовое (88-мм) орудие. (Рис.24)

 

Рис.24 – САУ с 25-фунтовым орудием.

 

     Оказалось, что база S.P. 17-PR Valentine I не очень подходила для тех задач, которые выполняло 25-фунтовое орудие, шасси не позволяло работать на больших углах возвышения.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru