Infantry Tank Mk.III Valentine III//V
Infantry Tank Mk.III Valentine III//V
Британия
Полусредний по
массе тяжелобронированный пехотный танк
17 т |
|
вооружение |
40-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
131 л.с. |
проект |
1941г., Vickers |
выпускался |
1942г., Elswick Works, BRC&W, Metropolitan
Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) 1521/1471 шт. (609/559 Valentine III и 912 Valentine V) |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
Ещё на стадии проектирования, в апреле 1939 года на базе Infantry Tank Mk.III (Valentine) (Рис.1) была прорисована трехместная башня.
Рис.1 – Один из
вариантов Infantry Tank Mk.III Valentine I//II//IV с двухместной
башней.
Говорят, разработчик машины Лесли Литтл убедил военных, что трехместная башня будет тяжелее двухместной и, следовательно, увеличится общая масса танка, а это ухудшит динамические характеристики машины и без того не слишком высокие. По другой версии, доводом против трехместной башни выступило мнение, что на двухместной башне ствол орудия в положении вперёд не выступал за пределы корпуса, в отличие от трёхместной. В тот момент военные отказались от трехместной башни, в результате командир Valentine выполнял и функции заряжающего. Понятно, что такая конфигурация обязанностей командира не выглядела рациональной.
К вопросу о трехместной башне вернулись в 1941г. По совокупности характеристик Valentine на 1941г. выглядел едва ли не лучшим британским танком. Crusader превосходил его только по скорости, значительно уступая в броне и в надёжности. Так что провести модернизацию танка имело смысл. К середине мая 1941 года компания Vickers закончила деревянный макет новой башни, который установили на штатный корпус. 12 мая макет осмотрела военная комиссия, в целом, он их удовлетворил. Любопытно, что Vickers объявил, что производство новой башни можно будет наладить только через девять месяцев – к этому времени выпуск танков Valentine на территории Британии планировалось завершить.
При проектировании за основу взяли штатную башню, не меняя ее погон. Для размещения в ней третьего человека ее следовало удлинить. У башни появилась развитая кормовая ниша, в которую убрали радиостанцию, ранее стоявшую внутри башни на специальной подставке. В задней части башни таким образом появилось место для командира – правда, место это было впритык – командир находился за казенной частью орудия, буквально упираясь в ограждение 2-фунтовки. С другой стороны на 140 мм удлинили носовую часть башни. Благодаря этому удалось вынести вперед на 203 мм орудийную установку. (Рис.2)
Рис.2 – Вынесенная вперед орудийная установка с 40-мм пушкой танка Valentine.
Переделана была и крыша башни. Большой люк по центру из-за перекомпоновки стал неудобным, вместо него появилась командирская башенка с трёхстворчатым люком на вращающемся погоне. В передней створке был установлен смотровой прибор Mk.IV, благодаря чему командир получил достаточный обзор. (Рис.3)
Рис.3 – Вверху – вид на трехстворчатый люк. Внизу - командир танка Valentine с трёхместной башней. Виден трёхстворчатый люк с перископом в передней створке
В башне изменилась конструкция пистолетных портов, они стали одинаковыми по форме и в целом более удачными. Первоначально схема бронирования башни изменилась не сильно. Башня сохранила прежнюю 60-мм броню по периметру. Толщина передней части крыши тоже оставалась прежней, составляя 20 мм, а заднюю часть крыши башни сделали тоньше — 10 мм вместо 15 мм. В итоге новая башня весила на 10 британских центнеров (500 кг) больше старой. (Рис.4)
Рис.4 – Схема трехместной башни и ее продольный разрез.
Конструкцию башни окончательно одобрили к июлю 1941 года. Первые машины с трехместной башней, получившие индекс Valentine Mk.III, ожидали через шесть месяцев. (Рис.5)
Рис.5 - Valentine III.
Для снижения массы танка (более тяжелой стала башня) решили снизить толщину бронирования бортов корпуса с 60 мм до 50 мм. Масса танка в зависимости от комплектации составляла 16,7 т - 17 т. Из-за новой башни и вынесенного вперед орудия немного изменились габариты машины по длине и высоте: длина – 5,56 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,58 м, клиренс – 420 мм. Бронирование: лоб корпуса (верх) 60 мм/0°, лоб корпуса (середина) 30 мм/68°, лоб корпуса (низ) 60 мм/21°, борт корпуса (верх) 30 мм/45°, борт корпуса (низ) 50 мм/0°, корма корпуса 60 мм, корма корпуса (верх) 10 мм, корма корпуса (середина) 60 мм, корма корпуса (низ) 60 мм/0°, днище 20 мм, крыша корпуса 10 мм, лоб башни 65 мм/0°, маска орудия 65 мм/0°, борт башни 60 мм/0°, корма башни 65 мм/0°, крыша башни 10 мм участок 20% крыши башни 60 мм. (Рис.6)
Рис.6 – Танк типа Valentine III, отлично виден люк водителя, откинутый сбоку корпуса.
Экипаж 4 чел. Вооружение 40-мм пушка QF-2 pounder L/52 (боезапас –
60-62 выстрела) и спаренный 7,92-мм пулемет BESA (3150 патронов в 14 лентах по
225 патронов). Дизельный двигатель A190 фирмы AEC объёмом 9,65 л мощность 131
л. с. при 1800 об./мин. Трансмиссия включала в себя:
однодисковый главный фрикцион сухого трения J-151, пятиступенчатую механическую
четырехходовую КПП Meadows Type No.22, коническую поперечную передачу,
многодисковые бортовые фрикционы сухого трения, двурядные планетарные бортовые
передачи. Ходовая
часть на каждом борту состояла из шести обрезиненных опорных катков, два
большого диаметра (610 мм) и четыре малого диаметра (495 мм), и трёх
обрезиненных поддерживающих роликов, обрезиненного ленивца и расположенного
сзади ведущего колеса. Опорные катки по три были сблокированы в две тележки,
большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом
на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится
вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Каждая
тележка подрессоривалась пружинной рессорой с телескопическим гидравлическим
амортизатором, рессора соединялась цапфами с первичным и вторичным балансирами.
Такая конструкция б’ольшую нагрузку распределяла на катки большого диаметра. Гусеница
стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, состояла из 103 трака шириной
356 мм. Средства связи – радиостанция №19,
танковое переговорное устройство.
Скорость машины по шоссе 24 км/ч, запас хода 176 км. При установке
дополнительного бака для горючего запас хода увеличивался до 230-240 км.
26 июня 1941 года с Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) был заключён контракт T2455 на выпуск 500 танков Valentine III. Стоимость каждой машины составляла 7500 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов стоил мотор с некоторыми другими агрегатами. Предполагалось, что последние машины по первому контракту будут сданы к 26 мая 1942 года. Ещё один контракт, TM6117, был заключён с BRC&W 7 октября 1941 года, он предусматривал выпуск 435 танков. Третий контракт с BRC&W, TM11534 от 7 февраля 1942 года предполагал выпуск 440 танков с WD-номерами T122258-T123157.
Первый Valentine с трёхместной башней поступил на испытания 13 апреля 1942г. и вскоре было развёрнуто серийное производство. Пишут, что с 1942г., возможно, на танках Valentine III в процессе производства машин стала применяться сварка - сначала при помощи сварки начали соединяться листы днища.
На деле по первому контракту произвели 386 танков Valentine III, по второму – 223 штуки, а исполнение третьего контракта отменили. Таким образом, было произведено 609 танков Valentine III. Пишут, что все машины были выпущены с мощностей BRC&W. По другой версии (со ссылкой на Флэтчера и Тайлора), на мощностях BRC&W произвели 559 танков Valentine III (партиями в 336 и 223 шт.).
7 мая 1941г. с Vickers-Armstrongs был подписан контракт T2455 на изготовление 755 танков Valentine с трехместными башнями (WD-номера T.66466–T.67220). Каждая машина обходилась в 5520 фунтов стерлингов, плюс 4490 фунтов стоили мотор и некоторые другие агрегаты. Первые танки должны были выйти с завода Elswick Works (подразделение Vickers) 22 марта 1942г. Эти машины отличались появлением на них американского дизельного мотора GM 6004. Такая модификация получила обозначение Valentine V. Внешне Valentine III и Valentine V были абсолютно идентичными. Понять, какой танк к какой модификации относится, можно только по WD-номеру. (Рис.7)
В
некоторых источниках указывают, что это Valentine
III.
Первый танк Valentine V, выпущенный на Elswick Works
(T.66591).
Рис.7 – Схема Valentine V и
реальный танк Valentine V.
Контракт с Vickers-Armstrongs был выполнен иначе, чем предполагалось. В интервале T.66466–T.66590 вместо Valentine V строились Valentine IV с тем же двигателем, но двухместной башней. Трёхместную башню получили танки с WD-номерами от T.66591, при этом количество выпускаемых Valentine V сократилось до 400. (Рис.8)
Рис.8 – Valentine V с WD-номером T.67707 выпуска Metropolitan Cammell Carriage and Wagon
Company.
26 июня 1941г. последовал контракт с Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). В рамках контракта T2454 от 26 июня 1941 года здесь предполагалось выпустить 645 танков Valentine II, однако построили 545 танков Valentine V (WD-номера T.67321–T.67865). Это наибольшее количество танков Valentine V, построенных на одном предприятии. Также MMCW выпустила 25 трёхместных для учебных целей.
7 октября 1941г. был подписан новый контракт TM6118 с MCCW на выпуск 455 танков Valentine. Он стал последним не только для Valentine с трёхместными башнями, но и для Valentine с двухфунтовыми орудиями в целом, выпущенных в Британии. В варианте Valentine V было изготовлено 127 танков.
Таким образом, можно сосчитать, что в модификации Valentine V на британских заводах в 1942г. было выпущено 1072 танка (из них 160 шт. оборудовалось системой для плавания DD). В некоторых источниках показывают 1216 построенных танков варианте Valentine V.
Первые поставки танков Valentine с трёхместной башней начались с начала или весной 1942 года. В Северной Африке эти машины появились летом 1942 года. Первыми на фронте оказались Valentine III, их силовые установки были аналогичны распространенной тогда модификации Valentine II, в то время как Valentine V имел другой мотор – понятно, что в боевых условиях унификация агрегатов техники (танков) имеет значение. По этой причине прибытие Valentine V в Африку несколько задержалось.
Летом 1942 года Valentine с трёхместными башнями дебютировали на поле боя. (Рис.9, Рис.10)
Рис.9 – Valentine III в бою, лето 1942г.
Рис.10 – Как будто, Valentine III на марше, Тунис 1943г.
23-я бронетанковая бригада, в составе
которой дебютировали Valentine III, за 22 июля 1942 года потеряла от 87 до 93
танков Valentine из 104 имевшихся. Несколько танков оказалось захвачено в
исправном состоянии и использовалось немцами. (Рис.11)
Рис.11 – Эта
машина была захвачена немцами и некоторое время использовалась в 10-й танковой
дивизии вермахта.
По состоянию на 14 сентября 1942г. в составе 23-й бронетанковой бригады находилось 135 танков Valentine.
К концу 1942 года в английскую армию стали поступать Valentine V. (Рис.12, Рис.13)
Рис.12 – Один из первых танков Valentine V в Северной Африке.
Рис.13 - Valentine III/V в Ливийской пустыни с шотландской пехотой на борту.
Эти машины оказались и в составе гарнизона Мальты. В бой Valentine V впервые пошли в декабре 1942 года, и продолжали применяться вплоть до мая 1943 года, когда немецко-итальянская группировка в Тунисе капитулировала. Тунис стал последним местом, в котором англичане применяли Valentine V против немцев. (Рис.14)
Рис.14 – Интересное фото – пишут, что это Valentine V в Тунисе, но не понятно, в чьих он руках – воин не похож на британского танкиста.
В мае 1943г. британцы в Тунисе стали массово заменять танки Valentine на Sherman. Часть выводившихся из эксплуатации танков передавалась 2-й польской танковой бригаде, действовавшей на Ближнем Востоке (- возможно, 90 шт.). Вероятно, в 1944г. эти танки через Иран направили в СССР. Не исключено, что тогда же, в 1943г., некоторое количество машин Valentine III-V передали французам – во всяком случае встречаются фотодокументы, из подписей к которым следует, что на них запечатлены танки Valentine III-V с французскими экипажами. Такие фото, как правило, сделаны в Тунисе в 1943г. (Рис.15)
Рис.15 – Танки Valentine III-V, предположительно, в руках французского оператора, Тунис, 1943г.
Захваченные немцами в Африке танки Valentine получили обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Mk III 749 (e). Машины, находившиеся в приличном техническом состоянии, были поставлены на вооружение германского Африканского корпуса.
В 1943 году Valentine III и Valentine V стали поступать в 146-й королевский танковый корпус, сражавшийся в Бирме. К маю 1944 года в составе соединения числилось 319 танков, из них 72 - в 50-й индийской танковой бригаде. Окончательно из состава войск в Бирме Valentine были выведены в июле 1944 года.
Вторым после английской армии по числу полученных Valentine III и Valentine V оказался СССР.
В СССР первыми попали Valentine V. Эти машины впервые прибыли конвоем PQ-16 в июне 1942 года. Вторая крупная поставка пришлась на разгромленный немцами конвой PQ-17. Всего из 340 отправленных в СССР Valentine V 113 было потеряно в пути. В январе 1943 года с конвоем WJ-51B прибыли первые Valentine III. В следующий раз пехотные танки Valentine III прибыли в СССР только в июле 1943 года. Они поставлялись через Иран небольшими партиями (по 51 и 16 штук соответственно). В декабре 1943 года караваном JW-54 прибыло 37 Valentine III и 42 Valentine V. За 1944 год северным путём прибыло 50 Valentine V и 61 Valentine III. Апрелем 1944 года датировано сообщение, согласно которому СССР передавались 90 танков - машины до того служившие в Ираке. В их числе были Valentine V. Скорее всего, это были те самые машины, которые ранее использовались поляками. Однако, вероятно, пришли не все 90 машин, поскольку тот же автор указывает, что за 1944г. по Южному пути было получено 54 танка Valentine с трехместными башнями.
Последние 11 машин были приняты 30 сентября 1944 года вместе с 10 Valentine IX, также подержанными. Это были последние Valentine, прибывшие в СССР.
Согласно английским данным, в СССР прибыло 346 Valentine III, ни один из них не был потерян в пути.
На советско-германском фронте танки Valentine III/V пошли в бой летом 1942 года. На тот
момент в РККА различий между танками, имевшими двуместную и трёхместную башни,
не делали. Это не позволяет точно определить боевой путь машин различных
модификаций. (Рис.16)
Рис.16 – Вверху – подбитый в августе 1942г. на советско-германском фронте Valentine V.
Внизу - Valentine V на фронте, Белоруссия, весна 1944 года.
Известно, что некоторое количество танков с трехместными башнями использовалось в отдельных танковых полках при кавалерийских дивизиях. Например, 87-й ОТП получил 26 ноября 1944 года 5 Valentine V. В составе 3-го гвардейского кавалерийского корпуса по состоянию на 22 июня 1944 года находилось 30 Valentine III. 151-й отдельный танковый полк в феврале 1945 года получил 6 Valentine III и 4 Valentine IX. Часть этих машин воевала до самого конца войны и даже в войне с Японией в сентябре 1945г. Например, Valentine III имелись в составе воевавшего на Дальнем Востоке 267-го танкового полка.
В 1941-1944гг. турецкая армия получила некоторое количество танков Valentine III.
С конца
1942г. до начала 1944г. осуществлялись поставки в Новую Зеландию танков Valentine с трехместными башнями. Всего в
армию этой страны прибыло 80 Valentine III и 77 Valentine V. По другим данным, в
Новую Зеландию отправили 75/74 Valentine III и 81 Valentine V. Новозеландская армия тоже столкнулась с проблемой, которая
стала одной из главных причин критики в адрес английских танков. Речь идёт об
отсутствии в боекомплекте двухфунтовых пушек осколочно-фугасных снарядов.
Новозеландцы открыли, что орудийная установка Valentine позволяла установить в
нее 76-мм гаубицу. В феврале 1943 года один Valentine III переделали в танковой
школе Уэйауру, поставив вместо двухфунтовой пушки гаубицу с танка Matilda IV CS. Гаубица
получила и соответствующий прицел. Также были переделаны снарядные укладки,
боекомплект танка составил 35 патронов, из них 32 осколочно-фугасных и 3
дымовых. Подобным образом было переделано 18 танков, получивших обозначение Valentine III CS. (Рис.17)
Рис.17 - Valentine III CS высаживается на атолле Ниссан, февраль 1944 года.
Поступившие на вооружение новозеландской армии танки получили местные регистрационные номера. Их распределили по трём танковым полкам, в которых они служили совместно с американскими легкими танками М3 Stuart. В боевых действиях приняли участие 19 новозеландских Valentine III (в том числе два Valentine III CS), входивших в состав 3-го танкового эскадрона 3-й новозеландской дивизии (по другим данным, в состав этого подразделения входил 31 танк типа Valentine). В начале 1944 года эти машины использовались в операции по освобождению островов Грин, располагающихся к востоку от Новой Гвинеи. 11 февраля танки высадились на атолле Ниссан. Это стало единственной боевой операцией с участием новозеландских танков Valentine. (Рис.18)
Рис.18 – Эксплуатация танков Valentine новозеландцами.
В Новой Зеландии последние машины этого типа были сняты с вооружения в 1963 году. (Рис.19)
Рис.19 – Новозеландский
Valentine V, 1950-е годы.
Часть из этих танков оказалась в Австралии, где они переделывались в тягачи и инженерные машины.