Heavy Tank TOG 2

 

 

Heavy Tank TOG 2

Британия

масса

ок. 60 т

вооружение

76-мм орудие

3 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

450-600 л.с.

проект

1940г., SVDC

выпускался

1941г., Foster's of Lincoln

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    Еще в процессе строительства TOG I (Рис.1), 6 мая 1940г. поступил заказ на улучшенный вариант TOG 2 (TOG 2).

 

Рис.1 - Heavy Tank TOG 1//TOG 1A.

 

    Танк обязательно должен был иметь башню, а гусеницы, обхватывающие корпус стали необязательными. (Рис.2)

 

Рис.2 – Модель раннего варианта TOG 2. Предполагалось обильное и разнообразное вооружение – в башне смонтирована тройная установка 2-фунтовой пушки, 3-дюймовой гаубицы и пулемёта BESA. В лобовой броне установлено более мощное орудие.

 

    Конструкция танка TOG 2 заметно отличалась от TOG 1. Чтобы улучшить технические показатели предприняли меры на снижение массы машины. Для уменьшения высоты корпуса обновленная модель получила ходовую часть с понижением верхних ветвей гусениц. Спонсоны были оставлены – но в них, видимо, предполагалось сохранить только по пулемету. Пушку в лобовом листе корпуса демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из зенитного 3-дюймового орудия (76,2-мм, зенитка 3-inch 20 cwt), должно было размещаться в башне новой конструкции. Дизель-электрическая трансмиссия также была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем. Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизельный двигатель, который был связан с генераторами механически. Генераторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение скорости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизельного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, питающего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбуждения двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сторону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противоположного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего генератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независимого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления разворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

   Прототип танка TOG 2 также был построен фирмой Foster's of Lincoln в марте 1941г., правда, вместо реальной башни на нем устанавливался ее деревянный макет с муляжом пушки, спонсонов также не оказалось, хотя отверстия под них имелись. (Рис.3)

 

  

Рис.3 – TOG 2.

 

     Масса TOG 2 практически нигде не указывается, но некоторые пишут, что танк был легче предшественника. В отношении габаритов известно, что ширина танка составляла 2080 мм, высота – 3050 мм. По длине точных данных не приводится, но иногда встречается упоминание, что новый вариант мог иметь длину 10,3 м. Бронирование лоб, борт корпуса 62 мм, крыша корпуса 25 мм, днище 12 мм. Экипаж 6 чел. Вооружение по проекту 76-мм пушка и, вероятно, 3 пулемета. Ходовая часть, вероятно, не изменилась - на борт 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница.

    Танк совершил первые заводские пробежки 16-го марта 1941 года. (Рис.4)

 

Рис.4 – Тесты TOG 2 на заводском дворе.

 

    Машина обладала максимальной скоростью 14,5 км/ч, запасом хода до 112 км. Благодаря своим габаритам, TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров.

    На этом разработка машины застопорилась. Помимо претензий к габаритам машины (говорят, машину невозможно было перевозить по железной дороге), вновь встал вопрос о вооружении танка. Самый тяжелый британский танк по мощности вооружения оказался сопоставим с более легким и уже пущенным в серию танком Churchill. К лету 1941 уже начала принимать облик «сверхмощная» 76-мм (17-фунтовая) пушка. Создатели TOG ухватились за идею установки этого орудия на платформе их танка.

    Для установки нового орудия требовалось доработать башню. Погон башни должен был составлять 72 дюйма (1830 мм). По расчётам, башня с установкой орудия весила бы 9–10 тонн. Конструкторам пришлось создать новый тип башенного поворотного механизма. Шарнирная опора башни находилась не поверх подбашенной коробки, а на полу боевого отделения. (Рис.5)

 

Рис.5 – Поворотный механизм башни танка TOG 2 под поликом боевого отделения.

 

   2 и 3 октября 1941 года на полигоне в Шубэринес была обстреляна опытная башня: хотели проверить стойкость крепления бронелистов к каркасу и устойчивость нового механизма поворота башни к обстрелу. Башню, в которой смонтировали тройную установку 2-фунтовки, 3-дюймовой гаубицы и пулемёта, установили на каркас из конструкционной стали, имитирующий корпус. Сами орудия отсутствовали. (Рис.6)

 

Рис.6 – Тройная установка танка TOG 2.

 

    Бронирование опытной башни было дифференцированным. Листы различных толщин (76 мм или 60 мм цементированной брони) крепились к каркасу из конструкционной стали толщиной 12,7 мм. Крыша была выполнена из 25-мм гомогенной брони. Крепления брони к каркасу были различных типов, так как оптимальное решение всё ещё надо было найти. (Рис.7)

 

Рис.7 - Слева несколько типов крепления основной брони к каркасу. Каждый из них ослаблял броню и разрушался под обстрелом. Справа схема бронирования опытной башни.

 

    Обстрел из винтовки показал, что тройная установка была хорошо защищена от пуль, но после первого же попадания 25-фунтового снаряда крепление установки деформировалось, и она отвалилась. Обстрел башни вскрыл, что комбинация основной брони и слоя мягкой стали за ней была достаточной, чтобы защитить от 2-фунтового бронебойного снаряда при попадании в середину плиты, но при попадании в болт или даже в непосредственной близости от болта тот разрушался. В зависимости от конструкции соединения либо снаряд пробивал ослабленную броню, либо головка болта с тыльной стороны отлетала, и сама превращалась в поражающий элемент - экипаж и механизмы танка были бы выведены из строя. Попадание осколочно-фугасных снарядов в башню ослабляло болты и могло выломать люк. 25-фунтовые и 2-фунтовые снаряды также могли при удачном попадании деформировать основные листы башни. При обстреле деформировался каркас, на котором устанавливалась башня, и поворотный механизм в конце концов заклинило. Испытания показали, что при обстреле башни поворотный механизм легко повредить, поскольку на него приходился сильный удар. Обстрел из 6-фунтовки показал, что 73-мм броня (60-мм цементированная плита и 12,7-мм каркас) пробивается довольно легко: с 1250 ярдов (1140 метров) по нормали или под углом до 17°. При обстреле башня потрескалась, но испытатели посчитали это довольно хорошим результатом после такого сильного обстрела. Также испытатели отметили эффективность слоя мягкой стали как подбоя: каркас защищал экипаж от отколов основной брони и мог даже остановить снаряд, если тот потерял достаточно энергии или деформировался при пробитии основной брони. Несмотря на заклинивание механизма, идею поместить шарнирную опору на пол боевого отделения оценили высоко.

    Однако крест на проекте едва ни поставило решение о роспуске SVDC с 4 ноября 1941г. Выручать старых соратников взялся Хэнки. В письме от 8 января 1942 года он уверял сэра Джона Андерсона, члена военного кабинета и президента тайного совета, ссылаясь на инженера, связанного с разработкой трансмиссии: конструкция последней получилась вполне удачной, и при дальнейшей работе танк можно будет разогнать до 12 миль/час (19 км/час). Хэнки также прикрепил записку от «Фостерс» с рекомендациями о создании новой структуры танкового комитета в Министерстве снабжения, попутно рекламируя свой танк. 21 января Хэнки передал новому министру снабжения лорду Бивербруку ещё одно письмо, подписанное бывшими членами SVDC. В письме сообщалось, что на TOG 2 можно поставить 17-фунтовку. Ни одного другого танка, способного использовать это орудие в тот момент в металле не было. Ответ от Бивербрука был довольно интересным: «Работа комитета Стерна будет рассмотрена без предубеждений».

   Говорят, в начале января 1942 года на испытания на полигон в Фарнборо поступил TOG 2 с реальной башней, в которой было установлено 3-inch (76mm) howitzer орудие (или зенитка 3-inch 20 cwt?). Иногда применительно к этому варианту используют обозначение TOG 2R, в таком случае машина должна была быть короче - до 8,3 м, но так ли это? Возможно, был построен не новый экземпляр танка, а на прежнее шасси установили башню с вооружением. (Рис.8)

 

Рис.8 - TOG 2 с реальной башней.

 

    Посещение испытаний бывшим членами SVDC при этом было запрещено. К 21 марта 1942г. танк закончил испытания и вернулся на завод Foster's в Линкольн. Испытания прекратились из-за поломки ходовой: от вибрации ломались катки. Попытки снизить давление на них, удлинив опорную поверхность, не увенчались успехом. Были у испытаний и положительные результаты. Электрическая трансмиссия показала себя очень хорошо. Водить танк было очень легко. Танк управлялся рулём и двумя педалями, как автомобиль. По докладам с испытаний, даже шофёр генерала Ричардсона из женского механизированного транспортного корпуса, которая не имела никакого опыта вождения танков, смогла водить машину. Испытатели рекомендовали такую систему для использования на современных танках.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru