Heavy Tank TOG 1//TOG 1A

 

 

Heavy Tank TOG 1//TOG 1A

Британия

Тяжелый танк

масса

64,5 т

вооружение

75-мм орудие

40-мм орудие

4-5 пулеметов

экипаж

8 чел.

мощность силовой установки

450-600 л.с.

проект

1939-1940гг., SVDC

выпускался

1940г., Foster's of Lincoln

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    19 декабря 1939г. компания Foster подготовила эскизный проект нового танка тяжелого класса, нынче известного, как TOG I (TOG №1). На танке появилась башня под 40-мм пушку и пулемет, а спонсоны были значительно уменьшены – в каждом из них прорисовано по два пулемета, в лобовом элементе корпуса читается короткоствольное орудие, вероятно, калибра 75-76 мм. (Рис.1)

 

Рис.1 – Одна из ранних прорисовок танка TOG I.

 

     После некоторой паузы, видимо, заполненной обсуждениями, конструкторы с 11 января 1940г. продолжили работу по теме, а к 29 февраля был готов макет машины – пишут, что именно теперь танк получил имя TOG 1. С бронёй толщиной 2–4 дюйма (51–102 мм) масса машины составила бы 55–60 тонн. Бронелисты крепились к каркасу из конструкционной стали толщиной в 3/8 дюйма (9,5 мм). По оценке комитета SVDC, такой танк можно было построить к июню. А если бы TOG 1 приняли на вооружение, по их мнению, промышленность Великобритании справилась бы с заказом до кампании 1941г. - к ноябрю 1940г. можно было организовать производство 40 таких танков ежемесячно.

     1 марта 1940 года военные отвергли этот вариант, но TOG 1 все же начали строить, скорее, как машину для отработки конструкторских решений.

    Проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта. Корпус также проектировался по технологиям Первой мировой войны. Ходовая часть выполнялась в духе тяжелых танков Первой мировой войны – жесткого типа, многокатковая (24 опорных катка малого диаметра). Гусеницы охватывали сверху корпус, который собирался на каркасе из уголков. К ним заклёпками крепили стальные листы, а уже на них на болтах навешивали броневые плиты. В качестве силовой установки решили использовать V-образный, жидкостного охлаждения, 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo 12tp с рабочим объемом 3579 см3, мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. (Рис.2)

 

Рис.2 – Двигатель, устанавливавшийся на танке TOG I.

Обычно эти двигатели использовались в аварийных генераторах на электростанциях.

 

    В трансмиссии предполагалась установка планетарной коробки передач Уилсона.

    Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.  

    Прототип TOG I, построенный фирмой Foster, появился, по одним сведениям, в октябре 1940г., по другим на ходовые испытания танк выехал 27 сентября того года. (Рис.3)

 

Рис.3 – Прототип TOG I.

 

   Габаритные размеры: длина – 10130 мм (33 фута), ширина -3120 мм, высота - ? мм. Бронирование: лоб, борт корпуса, башня – 62 мм, крыша корпуса 25 мм, днище 12 мм. Еще в ходе проектных работ поступило указание отказаться от спонсонов, но на прототипе вырезы под них сохранились. На танке установили башню от танка А12 (Matilda II), в маске которой могло монтироваться 40-мм орудие и пулемет. В лобовом листе корпуса установили 75-мм гаубицу. Заметно, что лобовой элемент танка и установки гаубицы довольно точно копируют аналогичные решения на французских танках типа В1. (Рис.4)

 

Рис.4 – Французский тяжелый танк В1.

 

    Также в ходе проектирования стало ясно, что схема трансмиссии с планетарной коробкой передач Уилсона не применима для танка массой более 50 тонн. Тогда фирма English Electric Company разработала электрическую трансмиссию оригинальной схемы (масса трансмиссии 6-7 тонн): двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях, и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины. Ходовая часть на борт: 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Чтобы компенсировать значительную нагрузку на грунт ввели широкие крупнозвенчатые гусеничные траки.

   В представленном виде машина весила 64,555 т.

   На ходовые тесты танк поступил 27 сентября 1940г., а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply, MoF). По основным ходовым качествам TOG устраивал министерство. Среднетехническая скорость машины составляла 6 км/ч, максимальная – 11 км/ч, по другим данным - 12 км/ч (8,5 мили/ч). Запас хода 80 км. Ширина преодолеваемого рва 6,4 м, высота стенки 2,1 м.

   В ходе тестирования силовую установку машины постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. В конце концов, двигатель и трансмиссия вышла из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.

   Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года. Несмотря на проблемы, MoF настояло на продолжении работ по TOG I. Для исправления выявленных недостатков установили новую коробку передач типа SSS (Synchro Self-Shifting - «синхронизированная автоматическая»). По словам Гарольда Синклера, - директора фирмы, ответственной за её разработку, - вождение танка с такой коробкой передач не требовало особых навыков, а сам процесс переключения передач был гораздо легче, чем с коробкой без синхронизаторов. Своевременная смена передач привела бы к более продолжительному сроку службы сцепления и мотора. На танк также поставили новый поворотный механизм «Вренни», его действие было описано как «аналогичное механизму «Меррит-Браун». Этот механизм позволял легко поворачивать машину даже при езде по склонам. Говорят, что эти перемены в начинке танка случились едва ли ни к августу 1941г. Затем на прототип установили сцепление гидравлического типа взамен бортовых фрикционов, после чего танк получили обозначение TOG 1А. Тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года. Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. Через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru