Heavy Assault Tank А33/1 Excelsior

&

Heavy Assault Tank А33/2 Excelsior

 

 

Heavy Assault Tank А33/1 Excelsior

Heavy Assault Tank А33/2 Excelsior

Британия

Тяжелый танк

масса

45,7 т

вооружение

Heavy Assault Tank А33/1 Excelsior

 

Heavy Assault Tank А33/2 Excelsior

 

 

57-мм орудие

2 пулемета

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

600 л.с.

проект

1942-1943гг., English Electric

выпускался

Heavy Assault Tank А33/1 Excelsior

Heavy Assault Tank А33/2 Excelsior

1943г., English Electric

1 шт. опытный

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    Летом 1940 года британская миссия прибыла в США, она рассчитывала на организацию производства английских танков на американских заводах. Однако к тому времени в США полным ходом шла разработка собственных вариантов танков. Одним из них был проект тяжелого танка Heavy Tank T1. (Рис.1)

 

Рис.1 – Вверху модель американского тяжелого танка Heavy Tank T1, сентябрь 1940г. Внизу - один из первых вариантов Heavy Tank T1, 19 сентября 1941г.

 

     Американский тяжелый танк смотрелся значительно прогрессивнее, чем варианты TOG, разрабатывавшиеся SVDC. При схожих характеристиках защищённости Heavy Tank T1 был быстрее, меньше и легче. Михаэль Девар, руководитель Британской танковой миссии, 15 июля 1941г. даже высказал мнение, что в случае успеха программы по разработке T1 Великобритания готова заказать 500 таких машин по программе ленд-лиза. Однако работы по машине приняли затяжной характер с неопределенным финалом.

     В конце 1941г. Генеральный штаб выдал спецификацию на новый тип тяжелого танка массой до 50 тонн, который стал классифицироваться как Heavy Assault Tank (тяжелый танк поддержки).

     Пишут, что под новую спецификацию пытались подложить проекты А31 и А32 на шасси А27М Cromwell. Обе разработки были оценены генеральным Штабом как несоответствующие требованиям.

     Другая компания - English Electric – разрабатывала проект Heavy Assault Tank, используя решения американцев, воплощенные на Heavy Tank T1. Для машины была применена отработанная конструкция подвески Heavy Tank T1 и гусеничные ленты. Использование подвески T1 являлось унификацией с машиной, которую англичане планировали получать по программе ленд-лиза. Однако корпус машины и башня смотрятся как прямая отсылка к конструкции А27М. Разработка фирмы English Electric получила обозначение А33 Excelsior («Высочайший»).

     Первый опытный образец был построен 11 ноября 1943г. (Рис.2)

 

Рис.2 - А33 Excelsior., первый опытный образец.

 

    Масса 45722 кг. Габариты: длина 6910 мм, ширина 2880 мм, высота 2410 мм, клиренс 406 мм. Бронирование: вертикальный элемент лба корпуса и башни 114 мм (Рис.3), крыша башни 20 мм.

 

Рис.3 – 114-мм лобовая броня А33.

 

    Прочие характеристики бронирования танка не указываются, но вряд ли они уступали толщине бронирования А27М. Корпус танка А33 конструктивно был практически аналогичен корпусу А27М. На крыше боевого отделения устанавливалась башня, заимствованная от танка А27М, но имевшая ряд доработок. В лобовой части башни предполагалось установить 75-мм орудие (Ordnance QF 75 mm) и спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa, однако первый прототип получил 6-фунтовую пушку. Упоминают также о курсовом пулемете в лобовой части корпуса, но на доступных фото он не просматривается. Боекомплект состоял из 64 выстрелов (по другим сведениям, 35 снарядов) и 5000 (?) патронов. Экипаж танка состоял из 5 человек: водитель, помощник водителя (он же радист и пулеметчик), командир машины, наводчик и заряжающий. Также, как на А27М устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с. оснащенный жидкостной системой охлаждения. Применительно на один борт ходовая часть состояла из шести опорных катков с резиновыми бандажами, сблокированными в три тележки с подвеской на горизонтальных элементах (Рис.4) и трех поддерживающих роликов.

 

Рис.4 – Подвеска тележки на горизонтальных элементах (система HVSS), характерная для американского танкостроения, применялась на Heavy Tank T1.

 

     Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса цевочного зацепления располагались сзади. Гусеница крупнозвенчатая, состояла из траков типа Т1 американского образца. Элементы ходовой части защищались бортовыми бронированными экранами. Между первой и второй тележками имелся эвакуационный люк. Средства связи радиостанция No.19 со штыревой антенной.

    Второй прототип А33, появившийся также в 1943г., отличался измененной ходовой частью с использованием британской подвески типа R\L Heavy и стандартных расширенных гусеничных траков от А27М. Встречается, что эту подвеску, якобы, разработала фирма «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй». Также была изменена бронировка ходовой части. (Рис.5)

 

Рис.5 – Схема бронирования второго варианта А33, к сожалению, не разобрать данные толщины брони, указанные на схеме.

 

     Похоже, на этом танке появилось штатное 75-мм орудие. (Рис.6)

 

Рис.6 - А33 Excelsior., второй опытный образец.

 

     На испытаниях, проведенных в 1943 году, прототип танка А33 показал подвижность на уровне серийных А22, при более высокой скорости - до 39 км/ч. Максимальный запас хода составил 160 км (согласно другим источникам – до 209 км). Пишут, что характеристики преодоления препятствий остались на уровне А27М, однако известно, что танк не мог подняться по склону с углом 39°.

    Машина не была принята в серию. Первый опытный образец был утилизирован, а второй прототип танка А33 находится в экспозиции Танкового Музея в г. Бовингтон (Великобритания). (Рис.7)

 

Рядом A.38 Valiant и A.22 Churchill, фото 1982г., Richard Crockett.

Рис.7 – Второй опытный образец А33 в музее Бовингтона.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru