Cruiser Tank Tank Mk.VII А24 Cavalier
Cruiser Tank Tank Mk.VII А24 Cavalier
Британия
Средний
крейсерский танк
26,9 т |
|
вооружение |
57-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
395/400 л.с. |
проект |
1940-1941гг., Nuffield |
выпускался |
1942-1943гг., Nuffield, Ruston & Hornsby 500/503 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В конце января 1941г. стало известно о предложении фирмы Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) разработать перспективный крейсерский танк с новым более мощным танковым двигателем на базе авиационного двигателя фирмы Rolls-Royce. На фоне этого предложения 29 или 31 января 1941г. фирме Nuffield поступил заказ на 6 танков нового типа и более детальную проработку документации, а BRCWC подключили к разработке темы.
Создание нового крейсера зависело от появления установки 57-мм
(6-фунтовой) пушки в башне танка. Макет башни с 6-фунтовой пушкой от DTD был готов в апреле 1941г.
(Рис.1)
Рис.1 – Установка 57-мм пушки в башне нового крейсерского танка.
Летом 1941г. стало понятно, что две компании разрабатывают не единый тип, а каждая идет свои путем - это было связано с содержимым моторно-трансмиссионного отделения. На Nuffield сохраняли мотор Nuffield-Liberty, а также трансмиссию A15. Последняя состояла из 4-скоростной механической коробки передач Nuffield (в связи с ростом массы нового танка изменили передаточные числа) и планетарных механизмов поворота Wilson. В случае с BRC&W предполагалось поставить 5-скоростную механическую КПП David Brown Z5 и механизмы поворота Merritt-Brown (- по поводу коробки передач встречаются разночтения, по Барятинскому Merritt-Brown Z5, это была несинхронизированная коробка передач, но часто встречается противоположное мнение – синхронизированная коробка передач) – разработка компании English Electric, но эта трансмиссия была несовместима с габаритами МТО имевшегося корпуса от Nuffield, т.е. требовалось изменение некоторых габаритов МТО.
В сентябре 1941 года программа нового
крейсерского танка официально раздвоилась. Вариант от Nuffield получил индекс А24 Cruiser Tank Mk.VII, вариант BRCWC
– А27 Cruiser
Tank Mk.VIII. В некоторых источниках сообщают, что индексы Cruiser Tank
Mk.VII и Cruiser Tank Mk.VIII появились к маю 1941г. Впрочем, по состоянию на
1941 год головным проектом оставался Cruiser Tank
Mk.VII от Nuffield - 20-го июня 1941 года (по другой версии, в
сентябре того года) был выдан заказ сразу на 1000 машин, при этом заказ на
прототипы сократили с 6 до 3 единиц.
В отчете о выполнении работ от 8 января
1942 года танковое бюро при Министерстве снабжения войск разъяснило положение
дел с вариантами перспективного крейсерского танка. Танк Nuffield Mechanization
and Aero механически основан на конструкции танка A15 Crusader, с тем же самым
двигателем, КПП и подвеской Кристи. Birmingham Railway Carriage And Wagon Co.
работала над проектом танка, который должен сохранить тот же корпус и форму
башни, что и танк Nuffield Mechanization, но с более мощной подвеской и
перспективным двигателем Meteor компании Rolls-Royce, работающим с трансмиссией
Merritt-Brown Z5.
Около 20 января 1942 года оба проекта получили имя Cromwell. А24 стал Cromwell I, а А27 - Cromwell II. В дальнейшем А27 разделится на А27L (с двигателем Liberty) и А27М (с двигателем Meteor). А27L будут называть Cromwell II, а А27М - Cromwell III.
21 ноября (по другим сведениям, с августа) 1942г., чтобы избежать путаницы, проект А24 фирмы Nuffield получил обозначение Cavalier.
Облик танка стал вырисовываться ближе к осени 1941 года, при этом он выглядел весьма перспективным.
Несмотря на мнение, что новый крейсер едва ли не являлся модификацией А15, на деле конструкция претерпела заметные изменения. Корпус танка А24 был спроектирован практически заново. В окончательной спецификации толщина лобовой части корпуса и башни составляла 64 мм. При этом речь не шла о двухслойной броне. Таким образом, танк был теоретически намного крепче предшественника. Правда, технология сборки корпуса и башни не предусматривала сварку. Основной корпуса был каркас, который изначально собирался на болтах. Далее листы корпуса крепились на заклёпках и гужонах. То же самое касалось и башни, причём её листы собирались на больших гужонах. Заметно упростилась передняя часть танка – исчезли отдельная рубка водителя и пулеметная башня. Бронелисты надстройки корпуса теперь имели минимальные углы наклона, взамен рациональных. Наблюдатели полагают, что к такому решению британцы пришли под впечатлением от немецкой конструкторской мысли – практически все немецкие танки начала войны имели характерные рубленные очертания за счет установки бронелистов корпуса почти под прямым углом. Рациональные углы наклона на А24 имели только бронелисты носовой и нижней кормовой части корпуса. В лобовом листе надстройки корпуса (установленным под прямым углом) были сделаны круглые вырезы под смотровой люки для водителя и его помощника. (Рис.2)
Рис.2 – А24 Cavalier.
Масса танка в документах указывается в разбросе от 24 до 28 т, некоторые считают, что она, скорее, приближалась к 27 т - во многих справочниках приводится значение 26,925 т. Габариты: длина 6350 мм, ширина 2880 (2883) мм, высота 2428 (2438) мм, клиренс 406 мм.
Конструкция
корпуса и башни собирались из катаных броневых листов и крепились на каркасе с
помощью болтов. Каркас собирался из стальных планок толщиной 13 мм. Далее к
планкам крепились на болтах детали. Лишь лобовые и кормовые детали корпуса
соединялись между собой при помощи сварки. Лоб и корма крепились к бортам при
помощи приварных угольников, которые дополнительно проклёпывались. Листы башни
крепились к каркасу на огромных выступающих болтах. Эти болты придавали башне
весьма характерный вид. Бронирование: лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм, лоб
корпуса (гор.) — 25 мм, борт корпуса — 32 мм, корма корпуса — 25-32 мм, крыша —
14 мм, днище — 6,5 мм, лоб башни — 76 мм, борт башни — 51 мм, корма башни — 44
мм, крыша башни — 20 мм. Экипаж 5 чел. В трехместной башне размещались
командир, наводчик и заряжающий; в корпусе водитель и помощник водителя – он же
стрелок из курсового пулемета и радист. Посадка экипажа производилась через два
люка в крыше башни и один люк в крыше корпуса. Двухстворчатые люки водителя и его
помощника находились на крыше боевого отделения, при этом башня не перекрывала
их только в походном положении, т.е. в боевых условиях членам экипажа,
находящимся в отделении управления, выбраться наружу не представлялось
возможным. Вооружение состояло из 57-мм пушки QF6 (устанавливались
варианты как Mk.III без
дульного тормоза, так и Mk.V с дульным тормозом) и двух 7,92-мм пулеметов BESA, один был
спаренный с пушкой, другой - курсовой размещался в шаровой установке в корпусе.
Применявшаяся
изначально установка (№20) не имела прицела, поэтому наводить курсовой пулемет
приходилось при помощи дополнительного перископа. (Рис.3)
Рис.3 – Курсовая пулеметная установка №20.
Боекомплект включал 64 осколочно-фугасных (- ?) и бронебойных выстрелов, также 4950 патронов независимо от количества пулеметов. Боеукладка размещалась в боевом отделении. Приборы наблюдения находились в башне и в отделении управления. В лобовом листе башни, толщиной 76 мм, слева от орудия был сделан вырез под телескопический прицел. На крыше башни имелось два люка и два перископических прибора наблюдения Mk.IV. В боевых условиях водитель пользовался перископическими приборами наблюдения Mk.IV, установленных на специальных выступах. Ещё один такой перископ был у помощника водителя. Заднюю часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Nuffield-Liberty мощностью 400 л.с. (иногда пишут 410 л.с.), оснащенный жидкостной системой охлаждения. По другим сведениям, штатная мощность двигателя составляла 340 л.с., но он был форсирован до 400 л.с. В состав трансмиссии входили: 4-скоростная планетарная коробка передач Wilson, многодисковый главный фрикцион сухого трения, колодочные тормоза, бортовые передачи. Ходовая часть без изъянов заимствовали от танка А15 Crusader. Ходовая часть на борт: 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на усовершенствованной свече Кристи (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия (Рис.4)), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо.
Рис.4 – Подвеска А24.
Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц размещались спереди, ведущие колеса цевочного зацепления – сзади. (Рис.5)
Рис.5 – Для оптимальной работы ходовой требовалось следить за натяжением гусениц. Они должны были лежать на трёх центральных опорных катках, но не касаться первого и последнего.
Танк получил новые гусеничные траки, ширина которых была увеличена с 272 мм до 14 дюймов (356 мм), конструкция трака стала менее ажурной. Средства связи - радиостанция No.19 со штыревой антенной.
Скорость по шоссе 39 км/ч, по проселку – 24 км/ч. Запас хода по шоссе 265 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,91 м, глубина брода 0,91 м, ширина рва 2,286 м.
20-го июня 1941 года (по другой версии, в сентябре того года), ещё до выпуска опытного образца, был выдан заказ сразу на 1000 машин, при этом заказ на прототипы сократили с 6 до 3 единиц. Первоначально ожидалось, что фирма Nuffield поставит первые серийные танки уже осенью 1941 года, но более реалистичная оценка ситуации показала, что выпуск танков А24 не удастся начать ранее января 1942 года.
По
одной версии, первый прототип А24 был готов в январе или к началу февраля
1942 года. По другой - примерно в марте 1942г. появились первые
шесть или три танка А24, которые формально являлись предсерийной продукцией.
19-го марта 1942г. прототип (или прототипы) доставили для испытаний в
исследовательский центр в Фарнборо (Farnborough) – по другой версии прототип
А24 прибыл в Фарнборо для испытаний в феврале 1942г. (Рис.6)
Рис.6 – Один из первых трех образцов А24.
19 марта начались испытания одного из
прототипов. Опытный
образец прошел около 1600 км, периодически выходя из строя по причине
неудовлетворительной работы системы охлаждения двигателя и коробки передач –
относительно скромная удельная мощность 14,8 л.с./т. вела к перегрузке
моторно-трансмиссионной группы. Увеличившаяся до 26925 кг боевая масса танка не
способствовала повышению его динамических качеств и проходимости по местности. На
гонке по 2,8-мильной (4,5 км) грунтовой дороге 30 июля 1942 года Cavalier
показал среднюю скорость 18,9 миль/час (30,4 км
час). Это было несколько больше, чем у Sherman (средняя
скорость 17,2 миль/час (27,7 км/час)), но при этом американская машина имела
гораздо более мощное бронирование и вооружение. К ухудшившейся подвижности
прибавился ещё и меньший моторесурс (уменьшение моторесурса составляло 20% от
того же Crusader). Наконец, после крупной поломки, танк был отправлен
изготовителю для доработок. Главным выводом испытаний танка Cavalier было
мнение, что кроме усиленного бронирования Cavalier не имеет решающих
преимуществ перед Crusader III, который уже готовился к серийному производству.
Все эти факторы привели к тому, что в мае 1942 года заказ на А24 сократили до 500 машин.
Во второй половине 1942 года компания
Leyland осуществляла работы по усовершенствованию и модернизации двигателя
Liberty, главной целью которой было наладить надежную работу, увеличить
мощность и доработать общие недостатки мотора. Улучшенный вариант обладал
мощностью 395 л.с. с увеличенной степенью сжатия, обеспечивавшей
кратковременный прирост мощности до 400–410 л.с. Однако полностью избавится
от недостатков мотора не удалось. (Рис.7)
Рис.7 – Мотор Leyland Liberty.
Испытания на полигоне в Лулворте в ноябре-декабре 1942 года всё ещё указывали на то, что к серийному производству машина не готова. Дефектов хватало даже на доработанном образце, прибывшем на полигон 30 декабря 1942 года. Проблемы обнаружились не только со старой моторной группой, но и с новыми агрегатами танка. Установка 6-фунтовой пушки получилась сырой, ею было тяжело управлять. Пушку перевешивало вперёд, поэтому требовалась установка противовеса. Усилия при подъёме орудия доходили до 90 фунтов (41 кг). Гидравлический привод поворотного механизма башни к этому времени только доработали до приемлемого уровня, но ручной поворотный механизм оставлял желать лучшего - для поворота башни требовалось усилие в 35 фунтов (16 кг). Башня не держалась на месте даже при незначительном крене машины. Люфт при повороте был весьма заметным. Подбашенная корзина заметно шаталась и деформировалась при езде по пересечённой местности. При крене танка в 15° поворачивать башню нельзя было даже с помощью гидропривода, так как перекошенная корзина цеплялась за детали в танке. Установка прицела никуда не годилась, например, при крене всего в 6° наводить пушку на цель становилось невозможно. А вообще, в докладе об испытаниях установке прицела посвящалась целая страница жалоб. Вскрылись проблемы с насосом (- топливным, масляным?) и коробкой передач. Сиденье водителя нашли неудобным, смотровой лючок и основной люк сложно открывались, а приборную доску было не видно. Требовалось доработать место наводчика и место командира, включая его смотровые приборы. Танк продолжали испытывать до 5 февраля 1943 года, когда поломка насоса гидравлического привода поворота башни сделала дальнейшие испытания невозможными.
В феврале 1943г. танк А24 признали бесперспективным. Тем не менее, серийное производство А24 Cavalier не отменили. Заказ разделили между Nuffield (200 танков) и машиностроительной компанией Ruston & Hornsby (300 танков). С учетом трех предсерийных танков общий объем производства танков Cavalier мог составлять 503 единицы, но многие показывают только 500 построенных экземпляров танков А24 (регистрационные номера T.129620-T.130119). Cavalier сняли с серийного производства, заменив его на танки серии А27.
В процессе производства танки немного менялись.
Основная
серия получила корпус тип “А”, поздние машины, как будто, могли иметь корпус тип
“B” с люком помощника водителя (курсового пулеметчика), открывавшимся вбок, также
на корпусе тип “B” изменился механизм натяжения гусениц и установка перископов
отделения управления. Однако фото танка Cavalier с корпусом “B” мне не встречались, а некоторые авторы прямо пишут, что корпуса
тип “B” появились только на машинах Centaur и Cromvell. Только корпус тип “А” был общим для танков Cavalier, Centaur и
Cromvell.
Машины раннего выпуска вооружались 57-мм пушкой QF 6-pounder Mk.III с длиной ствола 43 калибра, более поздние экземпляры получали 57-мм пушку QF 6-pounder Mk.V с длиной ствола 50 калибров. (Рис.8)
Рис.8 – Серийные танки Cavalier. Вверху с
57-мм орудием Mk.III c длиной
ствола 43 калибра. Внизу - рядом с предшественником Crusader.
Указывают, что на части серийных машин курсовой пулемет отсутствовал. (Рис.9)
Рис.9 – Фото серийного танка Cavalier без курсового
пулемета.
Предполагался выпуск версии Cavalier II с более широкими (394-мм) траками, но в серию данный вариант не попал.
На случай отправки танков в Северную Африку
была разработана «тропическая» комплектация, которая включала в себя
противопылевые экраны и дополнительный топливный бак - впрочем, этот комплект
не пригодился. (Рис.10)
Рис.10 – Не исключено, что перед нами Cavalier в тропическом варианте.
В некоторых источниках сообщают, что это Cromvell МK.III в тропической комплектации.
А24 постигла судьба танков Covenanter. Практически все А24 были отправлены в учебные подразделения. (Рис.11)
Рис.11 – Танк Cavalier в обслуживании.
В 1943 году было принято решение оставить
160 танков, вооруженных 6-фунтовым орудием для обучения экипажей, а остальные
340 танков переделать во вспомогательные бронемашины.
В послевоенный период почти все «линейные» танки Cavalier были утилизированы или закончили свой век в качестве мишеней на полигоне.
Имеются сведения о передаче 72 танков Cavalier (включая вспомогательную модификацию ОР) французской армии.
В рамках подготовки к высадке на континенте, в 1943г., развернулась широкая программа перестройки «ограниченных» танков в различного рода вспомогательные и командирские бронемашины. Министерство снабжения предложило переделать 340 танков Cavalier в машины артиллерийских наблюдателей Observation Post (OP). Эти танки получили обозначение Cavalier ОР или Cavalier I OP. С серийной машины демонтировалось 6-фунтовое орудие, вместо которой появился её деревянный муляж, место установки курсового пулемета зашивалось листом брони. В освободившемся внутреннем пространстве машины размещалась дополнительная радиостанция No.38, в связи с чем на крыше башни появлялся дополнительный антенный порт. Также увеличивалось количество смотровых приборов на крыше башни. Предположительно было поставлено не 340, а около 200 Cavalier ОР, которые были переданы артиллерийским частям танковых дивизий. (Рис.12)
Рис.12 – Пишут, что это фотографии Cavalier ОР. Муляж пушки выполнен, ну очень натуралистичо. По другим данным, на фото учебный танк Cavalier из состава британской 9-й бронетанковой дивизии.
Впрочем, некоторые источники намекают, что машин Cavalier ОР было получено совсем немного – их количество могло исчисляться 2-3 десятками единиц или даже менее.
Другая часть танков была превращена в ремонтно-эвакуационные машины Cavalier ARV. Башня и вооружение полностью демонтировались, а вместо них устанавливалась лебедка, машина также оснащалась съёмной А-образной стрелой. (Рис.13)
Рис.13 - Cavalier ARV.