Cruiser Tank Tank Mk.VIII А27М Cromvell Mk.I// Mk.II// Mk.III

 

 

Cruiser Tank Tank Mk.VIII А27М Cromvell Mk.I// Mk.II// Mk.III

Британия

Средний крейсерский танк

масса

27,9 т

вооружение

57-мм орудие

1/2 пулемет(а)

экипаж

5/4 чел.

мощность силовой установки

600 л.с.

проект

 1941-1942гг., Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BCWC)

выпускался

1942-1943гг., BCWC, English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler, Leyland

532 шт.

(часть машин получена путем конверсии Centaur Mk I)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     Получилось так, что танк А27M Cromvell явился плодом инициативного предложения смешанной группы, в которую входили как инженеры авиационной отрасли, так и уже занятые в производстве танков.

     Точкой отсчета движения называют встречу 20 октября 1940г. старых школьных друзей - главного инженера подразделения шасси Rolls-Royce У.А. Роботхэма/Роботэма (Рис.1) и инженера фирмы Leyland Motors Генри Спарриера (Рис.2).

 

Рис.1 - William Arthur Robotham, 1899 – 1980гг.

Его называют главным инициатором работ по теме Cromvell Meteor. В ноябре 1941г.

откомандирован в Министерство снабжения на должность главного инженера по проектированию танков. Пишут, что его роль выходила за рамки обычной иерархии. Роботэм координировал усилия между DTD и промышленностью, одновременно предоставляя необходимые технические консультации Совету по танкам (Tank Board) и Генеральному штабу (General Staff).

 

Рис.2Henry Spurrier, 1898-1964гг.

 

     Spurrier, как специалист компании уже вовлеченной в танковую программу полагал, что Rolls-Royce сможет помочь им в создании новой силовой установки для танков. Друзья обсудили возможность установки авиационных моторов Rolls-Royce на британские танки. Результатом встречи стало подписание соглашения об объединении усилий, направленных на разработку танкового двигателя на базе авиационного двигателя.

     4 ноября Роботэм вместе с главным инженером Leyland Motors Пайлкингтоном (Pilkington) посетили военный полигон в Фарнборо (Famborough) с целью изучения проблем боеспособности и механической надежности британских танков и дальнейшей разработки совместной стратегии для их решения. Основная задача была разделена на три категории: силовой агрегат и трансмиссия, рулевое управление, гусеницы и бронезащита.

     Роботэм создает отдельное конструкторское бюро, работавшее над модернизацией серийных танков. Оно располагалось на корте для сквоша, который он построил позади своего дома перед войной. Место носило название Парк Лейс (Park Leys), поэтому чертежи, созданные там для танков и бронемашин, имели префикс PL - Park Leys. Бюро Роботэма было структурировано в несколько конструкторских групп. Системой охлаждения и трансмиссией занималась группа Фреди Харди (Fred Hardy). Группа Джеффа Бэстоу (Geoff Bastow), которого Роботэм убедил перейти в его команду из Vauxhall, занимался подвеской. От компании Leyland Motors Спарриер выделяет троих своих самых лучших инженеров: Джона Мак-Хью (John McHugh), Сирила Мейнелла (Cyril Meynell) и Билла Деннисона (Bill Dennison).

     В качестве исходной базы для проектирования выбрали A15 Cruiser Tank Mk.VI Crusader, разработки компании Nuffield Mechanisation and Aero. Этот выбор основывался на том, что его корпус был достаточно широким для установки нового двигателя. Новый танковый двигатель должен был получиться путем адаптации авиационного двигателя Merlin, мощностью 1030 л.с. Эти моторы устанавливались на многих британских самолетах, включая истребители Hirricane и знаменитые Spitfire (Рис.3).

 

Рис.3 – Отличный британский истребитель Spitfire – первый самолет союзников, превосходивший немецкий Messerschmitt Bf 109. Spitfire стал одним из важных факторов, которые определили победу в Битве за Британию летом-осенью 1940г.

 

    Весной 1941г. появился двигатель Meteor, мощностью 550-650 л.с. (410-480 кВт). Новый агрегат тщательно довели до серийного уровня – к 1942г. британцы получили очень надежную и мощную танковую силовую установку. (Рис.4)

 

Рис.4 – Двигатель Meteor – агрегат нового поколения, основной мотор британских танков до 1964г.

 

   В апреле 1941г. двигатель Meteor испытали на одном танке Crusader (иногда пишут, что на двух таких танках). Машина прошла дистанцию в 3/4 мили (1,2 км) со скоростью 64 км/ч (40 м/час). 18 апреля 1941 года бронетанковый совет (Tank Board) рекомендовал Meteor для использования на танках. Пишут и так: «Танковый совет приказал устанавливать двигатель на новые машины начиная с 1942 года». За проработку установки двигателя на крейсерский танк нового поколения взялась BCWC (Birmingham Carriage and Wagon Company).

   Другим знаковым решением стало появление на крейсерском танке трансмиссии Merritt-Brown, которая отлично зарекомендовала себя на танках Churchill. Впоследствии английские танкостроители еще долго использовали в своих разработках сочетание двигателя Meteor с трансмиссией Merritt-Brown.

   Первая опытная машина А27M Cromvell, появилась к 20 января 1942 года. (Рис.5)

 

Рис.5 – Боковые проекции и общий вид Cromvell А27М.

Внешне А27М от А27L можно отличить по приподнятому сразу за башней над кормовым листом воздухозаборником.

 

   Прототип A27М попал на полигон в Фарнборо в феврале 1942 года. Вскоре к нему присоединился второй образец. По свидетельству советских специалистов, познакомившихся с двумя прототипами Cromvell Mk I в ноябре 1942г., обе машины к концу года все еще не имели вооружения.

   Масса 27,966 т. Габариты: длина 6350 (6420) мм, ширина 3040 (3050) мм, высота 2840 (2500) мм, клиренс 406 мм. Конструкция корпуса и башни собирались из катаных броневых листов и крепились на каркасе с помощью болтов - бронирование выполнялось из кованых либо клепаных броневых листов. Бронирование: лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм, лоб корпуса (гор.) — 25 мм, борт корпуса — 32 мм, корма корпуса — 25-32 мм, крыша — 14 мм, днище — 8 мм, лоб башни — 76 мм, борт башни — 51 мм, корма башни — 44 мм, крыша башни — 20 мм. (Рис.6)

 

Рис.6 – Схема бронирования А27М Cromvell.

 

   Корпус Cromvell А27М делился на три отделения. (Рис.7)

 

Рис.7 – Компоновка танка.

 

   Экипаж 5 чел. В переднем отделении находились водитель и пулеметчик. От боевого отделения их отделяла перегородка с люком. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Слева вид на место водителя, справа – на место помощника водителя.

 

     Командир танка, наводчик и заряжающий (он же выполнял функции радиста) располагались в башне с вращающимся поликом: наводчик слева перед командиром, а заряжающий справа. (Рис.9)

 

 

Рис.9 – Слева вид на пушку внутри башни, справа – место заряжающего.

 

     Башня с гидравлическим приводом поворачивалась на 360° за 15 секунд и позволяла с высокой точностью осуществлять наведение на цель. На первых модификациях «Кромвеля» в распоряжении командира танка были два панорамных перископа (на последующих их стало восемь). Вооружение 57-мм пушка, 2 пулемета Besa. Боекомплект 64 снаряда (23 снаряда находились в башне, 41 - в боеукладках, располагавшихся вдоль стенок боевого отделения), 4950 патронов. На танке могли устанавливаться в качестве зенитного пулемет Bren (обычно перевозился внутри танка) с боекомплектом 600 патронов и 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм с 30 дымовыми гранатами. Двигатель размещался в силовом отделении между двумя топливными баками и двумя большими воздушными фильтрами. За двигателем находились установленные вертикально радиаторы системы охлаждения. (Рис.10)

 

Рис.10 – МТО танка Cromvell.

 

    Двигатель Rolls-Royce Meteor 12-цилиндровый V-образный карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с. (441,6 кВт) при 2250 об/мин.  Трансмиссию для танка разработали фирмы «Роллс-Ройс» и «Лейланд». На А27М установили пятискоростную коробку передач Merritt-Brown Z5. В качестве элементов трансмиссии также применялись двухдисковый главный фрикцион сухого трения, планетарные механизмы поворота, колодочные тормоза, бортовые передачи. Ходовая часть на борт: 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на усовершенствованной свече Кристи (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двустороннего действия), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая со стальными траками (125 траков) шириной 356 мм и шагом 100 мм. Средства связи - радиостанция No.19 со штыревой антенной. Радиостанция была установлена в задней части башни позади заряжающего-радиста.

  Скорость по шоссе 64 км/ч, скорость по проселку 29 км/ч. Запас хода по шоссе 277 (280) км. Удельное давление на грунт 1,0 кг/см3. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 24°, высота стенки 0,92 м, ширина рва 2,28 м, глубина брода 0,9-1,2 м.

   За февраль и март 1942г. (по другим данным, к концу 1942 года) опытный экземпляр А27М закончил пробег в 2200 миль (3540 км). Ходовые качества машины были на высоте: на гонке по 2,8-мильной (4,5 км) грунтовой дороге 30 июля 1942 года Cromvell показал среднюю скорость 25,6 миль (41,2 км) в час. В начале испытательного цикла новый мотор закипал, но конструкторы «Роллс-Ройс» заменили систему охлаждения, и проблема перегрева двигателя, которая преследовала британское танкостроение отпала. Также по ходу испытаний были переработаны воздухофильтры и топливные баки, усилена подвеска, чтобы справиться с растущей массой машины.

   Однако в августе 1942г. последовал доклад, что танк к боевым действиям не готов. 16 сентября 1942 года на совещании Танкового конструкторского отдела (Department of Tank Design — DTD) был составлен список недостатков и дефектов А27М: 10 дефектов установки вооружения, пять дефектов механизма поворота башни, девять дефектов в конструкции самой башни, 11 дефектов боевого отделения, 11 дефектов в конструкции и компоновке отделения управления и места механика-водителя, 10 дефектов места пулемётчика и установки курсового пулемёта, а также три отдельных жалобы на конструкцию бронирования и четыре — на обзорность из танка.

   Была и другая проблема, тормозившая запуск А27М в серию – дефицит двигателей Meteor. Первая серия двигателей Meteor была изготовлена фирмой Rolls-Royce. Однако руководство военного ведомства приняло решение передать производство Meteor субподрядным фирмам и тем самым освободить Rolls-Royce для дальнейших работ над авиационными двигателями. Только к концу 1942 года поступление моторов Meteor более-менее наладилось.

   В январе 1943г. началось серийное производство танков А27М в варианте МK.I. (Рис.11)

 

Рис.11 – А27М Cromvell в варианте Mk.I.

Обращает на себя внимание наличие двух антенн на танке.

 

   Модификация МK.II отличалась более широкими траками гусениц. В августе 1943 года на танки начали ставить новые траки — с 14,5 дюймов (36,8 см) их ширину увеличили до 15,5 дюймов (39,3 см). Удельное давление на грунт снизилось, но танки стало труднее перевозить на железной дороге, так как ширина машины тоже увеличилась. Пишут также, что на этой модификации исчез курсовой пулемет, а экипаж сократился до 4-х человек. Изготовлено 16 единиц.

   В отношении Cromvell МK.III указывается, что это был переделанный Centaur I – т.е. Centaur с 57-мм пушкой, получивший вместо двигателя Liberty двигатель Meteor.

   Танки принимались со множеством оговорок. Например, при максимальной скорости машины в 39,5 миль/час (63,5 км/час), при 2850 оборотах двигателя в минуту Cromvell запрещали разгонять быстрее 34 миль/час (54,7 км/час) по шоссе или 20 миль/час (32,2 км/час) по просёлочным дорогам. Скорость вращения двигателя ограничили 2300 оборотами в минуту. По дорогам как можно чаще следовало ездить на самой высокой 5-й передаче. Такие инструкции были составлены с целью сохранения небольшого ресурса машин. С другой стороны, танкисты отмечали простоту обслуживания и надежность мотора Meteor.

    В августе 1943г. один танк отправили на испытания в Африку. (Рис.12)

 

Рис.12 – Вероятно, эта или подобная машина испытывалась в Африке.

 

   К тому времени эта машина уже прошла 357 миль (574 км), а к концу месяца она набрала ещё 383 мили (616 км). На этом этапе испытания пришлось прекратить из-за поломки ремня привода вентилятора. Испытатели также обнаружили, что у одной бортовой передачи отвалился валик, который попал в коробку передач и там застрял. Машина вернулась в строй только в сентябре. К концу месяца танк прошёл 1932 мили (3109 км), после чего его опять сняли с испытаний для замены дефектного переднего амортизатора. Испытатели жаловались на вспышки пламени из выхлопной системы при смене передач, что демаскировало машину при езде ночью и было заметно даже днем. К концу декабря танк прошёл 2724 мили (4384 км), из них 258 миль (415 км) по африканским дорогам, и 2109 миль (3394 км) - по бездорожью. Тормозную систему пришлось разобрать и тщательно прочистить, так как она полностью забилась песком. Кроме дефектов с передними амортизаторами, подвеска вела себя удовлетворительно, зато ремни привода вентиляторов рвались довольно часто: одного хватало на 500–600 миль (800–970 км) пробега. В декабре на танке опробовали расширенные 15,5-дюймовые (39,3-см) гусеницы. Проходимость выросла, но заметно увеличился и износ ведущего колеса. К концу февраля 1944 года машина прошла 3268 миль (5259 км). К этому времени у «Кромвеля» начали проявляться новые дефекты: несколько раз сломался привод спидометра, вышло из строя крепление орудия в положении по-походному, начались поломки в коробке передач. Испытания прекратились из-за появления воды в выхлопной системе, и двигатель сняли для осмотра. В марте танк бездействовал, ожидая прибытия запчастей из метрополии. Возможности провести какой-либо ремонт на месте не было. У машины проявился ещё один дефект: деформация надгусеничной полки при езде привела к блокировке аварийного выхода пулемётчика, что сочли серьёзным недостатком.

   Итак, серийно танки типа Cromwell выпускались в 1943-1944гг., вероятно, силами сразу пяти или шести производственных площадок: English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler, Leyland и BCWC. Некоторые указывают, что танки Cromwell производились только фирмой BCWC. Считается, что всего было получено 1070 танков Cromwell всех модификаций. При этом, в некоторых источниках показывается, что в 1943г. было получено всего 532 танка Cromwell.

     В 1943-1944гг. варианты А27М Cromvell Mk.I// Mk.II// Mk.III поступали в войска на Британских островах и в дальнейшем использовались в качестве учебных машин.

   Машины на шасси Cromvell.

    Вероятно, в 1943г. прорабатывался вариант создания САУ на шасси Cromvell путем размещения на месте демонтированной башни за щитом 17-фунтовой противотанковой пушки. (Рис.13)

 

Рис.13 – В данном случае это эскизный проект САУ с 76-мм (17-фунтовой) пушкой на шасси Crusader, но поскольку внешне шасси похожи, то САУ на шасси Cromvell выглядело бы примерно также.

 

     Применительно к шасси Cromvell перечисляют все те же вспомогательные и инженерные машины, что и для шасси Centaur типа ARV, но вероятно, правильнее все же считать, что машины типа ARV строились на базе Centaur – ведь, Centaur тоже принимали за модификацию по программе Cromvell и известно, что именно машины Centaur массово переделывались или строились как вспомогательные бронемашины.

    Летом 1945г. рассматривалась возможность превратить танки Cromvell в тягачи танков А41 («Центурион»). (Рис.14)

 

Рис.14 – Кромвель-тягач.

 

     Cromvell в этой роли показал себя плохо. Машина была способна выдержать тягу на крюке в 16,5 тонны, после чего начинал буксовать фрикцион. Это было на 10 тонн меньше, чем у «Черчилля», и на 20 тонн меньше, чем у самого А41 - у этих танков усилия ограничивались сцеплением гусениц.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru