Cruiser Tank Tank Mk.VIII А27М Cromvell Mk.IV//V//VII
Cruiser Tank Tank Mk.VIII А27М Cromvell Mk.IV//V//VII
Британия
Средний
крейсерский танк
27,9/29 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
600 л.с. |
выпускался |
1943-1944гг., BCWC, English Electric,
Nuffield, LMS, Harland, Fowler, Leyland 338 шт. (предположительно, еще приблизительно 500 могли быть конверсиями) |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
С января 1943г. началось серийное производство перспективного
британского крейсерского танка А27М Cromvell. (Рис.1)
Рис.1 - А27М Cromvell Mk.I.
Масса 27,966 т. Габариты: длина 6350 (6420) мм, ширина 3040 (3050) мм,
высота 2840 (2500) мм, клиренс 406 мм. Конструкция корпуса и башни собирались
из катаных броневых листов и крепились на каркасе с помощью болтов -
бронирование выполнялось из кованых либо клепаных броневых листов.
Бронирование: лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм, лоб корпуса (гор.) — 25 мм, борт
корпуса — 32 мм, корма корпуса — 25-32 мм, крыша — 14 мм, днище — 8 мм, лоб
башни — 76 мм, борт башни — 51 мм, корма башни — 44 мм, крыша башни — 20 мм.
Экипаж 5
чел. Вооружение 57-мм пушка, 2 пулемета Besa.
На танке могли устанавливаться в качестве зенитного пулемет Bren (обычно перевозился внутри танка). Двигатель Rolls-Royce Meteor 12-цилиндровый V-образный
карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с. (441,6 кВт) при 2250
об/мин. Трансмиссию для танка
разработали фирмы «Роллс-Ройс» и «Лейланд». На А27М установили пятискоростную
коробку передач Merritt-Brown Z5. В качестве элементов трансмиссии также
применялись двухдисковый главный фрикцион сухого трения, планетарные механизмы
поворота, колодочные тормоза, бортовые передачи. Ходовая часть на борт: 5
обрезиненных опорных катков с подвеской на усовершенствованной свече Кристи (1,
2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двустороннего
действия), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница
мелкозвенчатая со стальными траками (125 траков) шириной 356 мм и шагом 100 мм.
Средства связи - радиостанция No.19 со штыревой антенной.
Скорость по шоссе 64 км/ч, скорость по проселку 29 км/ч. Запас хода по шоссе 277 (280) км. Удельное давление на грунт 1,0 кг/см3. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 24°, высота стенки 0,92 м, ширина рва 2,28 м, глубина брода 0,9-1,2 м.
Модификация Cromvell МK.IV (Cromvell IV) отличалась появлением на танке более могущественной 75-мм пушки. Решение о вооружение танков Cromvell 75-мм было принято в декабре 1942г., но первые танки Cromvell с 75-мм орудия поступили в октябре 1943 года.
Несмотря на очевидные преимущества 75-мм орудия, возникли и новые проблемы: место наводчика стало более тесным, условия обслуживания пулемёта ухудшились. Прицельные приспособления оказались низкого качества, отсутствовал телескопический прицел. Ножной спусковой механизм оказался очень тугим. Орудие перевешивало вперёд, и требовалось установить противовес на казённой части. 18 марта 1944г. пушку тестируемого танка с WD-номером T.187612 уравновесили мешком от стреляных гильз, заполнив его песком. Наводить орудие всё равно было трудно, но на пробных стрельбах с 1500 ярдов (1371 метров) четыре из пяти снарядов попали в цель. Спусковой механизм орудия улучшили - в апреле 1944г. в серию пошёл соленоидный спусковой механизм орудия. Проблему с уравновешиванием пушки так и не решили. В сводках артиллерийского полигона периодически появлялись испытания того или иного решения, а в августе 1944 года был наконец вынесен вердикт: в связи с прекращением выпуска танка работа над этой темой закрывается.
Тяжела оказалась судьба заряжающего 75-мм пушки. Заряжающий был зажат боеукладками 75-мм снарядов до такой степени, что у него не было достаточно места работать даже при снятом сиденье. Процесс заряжания стал весьма трудным, и со снарядами надо было двигаться очень аккуратно, чтобы не снести ящик с запасными перископами или лампу в боевом отделении.
Конструкторы работали не только над вооружением «Кромвеля». Вентиляция боевого отделения дорабатывалась до декабря 1943 года. Испытатели выяснили, что пользы от трёх вентиляторов боевого отделения мало, а вентиляционные заслонки в перегородке моторного отделения открывались очень туго, а это означало, что в реальных условиях экипажи не будут пользоваться ими так часто, как предписывала инструкция. По результатам испытаний на загазованность боевого отделения в инструкцию по эксплуатации включили напоминание поддерживать при стрельбе обороты двигателя на уровне как минимум 1000 в минуту.
Постепенно совершенствовался корпус танка. (Рис.2)
Рис.2 – Ранний вариант А27М Cromvell с 75-мм орудием. Корпус типа “A”.
На корпусах типа “C” изменились воздухозаборники, а толщина верхней кормовой плиты была уменьшена до 25 мм. На корпусе типа “D” изменились люки на надмоторной плите. Машины с корпусом типа “E” потерпели довольно существенные изменения. Масса машины превысила 28,5 тонн, было принято решение уменьшить передаточное число бортовых передач, в связи с чем максимальная скорость машины упала с 39,2 миль/час (63 км/час) до 31 миль/час (50 км/час). Впрочем, на среднюю скорость машины в реальных условиях это не повлияло: «Кромвели» со старыми и новыми передачами прошли трассу по Бикон-хилл за 44,5 секунды. Последний вариант корпуса танка Cromvell тип “F” имел аварийный выход и для водителя – он устраивался сбоку надстройки корпуса. Теперь оба члена экипажа, находящиеся в отделении управления могли покидать машину при любом положении башни и пушки. Правда, некоторые пишут, что установка аварийных люков для водителя и курсового пулеметчика привела к уменьшению свободного места на надгусеничных полках, и для хранения инструментов и ЗИПа остался только небольшой ящик позади башни. Кроме того, существовал вариант сварного корпуса Cromvell – VW (W- welded – сварной), при этом лобовая броня корпуса и башни доводилась до 101 мм. Кроме того, на некоторых модификациях танка дополнительно экранировали лобовую броню.
Испытания продолжались. В марте 1944г. провели
практические испытания с различными типами траков. Лучше всего показа себя
опытные траки с крупным звеном, расширительными насадками и 4-дюймовыми
грунтозацепами. Танк с такими траками прошёл по особенно трудным участкам.
Однако использование таких траков отрицательно сказалось на скорости машины при
езде по шоссе. Обычные 15,5-дюймовые траки обеспечивали высокую скорость по
хорошим дорогам, но оказались чуть ли не на последнем месте из всех
опробованных: с ними серийный танк часто застревал в грязи и не мог
самостоятельно выйти из глубокой колеи. Тем не менее, сцепление с грунтом у
«Кромвеля» оценили гораздо выше, чем у «Шермана» и «Пантеры» (- ?), которые
тоже принимали участие в испытаниях и от использования 17,5- и 19,5-дюймовых
расширительных насадок типа «Платипус» на траки отказались.
В апреле 1944 года оценивалась проходимость машины. 27,5-тонный «Кромвель» с узкими траками с некоторой пробуксовкой гусениц смог подняться вверх по склону с уклоном 39°. Испытатели отметили, что высокая удельная мощность «Кромвеля» позволяла машине пройти с разгоном даже те трудные участки, где гусеницы начинали буксовать.
В мае 1944 года шесть «Кромвелей» в рамках испытаний на надёжность отправили 11-часовым маршем по британским дорогам. Матчасть уже была довольно сильно изношена: в среднем машины прошли до этого без замены двигателя, сцепления и коробки передач 2322 мили (3737 км), а один танк - 4340 миль (6984 км). На предварительное техобслуживание отводился час, но экипажи справились с заданием за 51 минуту. За 11 часов танки прошли в среднем по 174 мили (280 км). Все танки закончили марш без аварий, со средним расходом топлива 175 литров на 100 км.
Более длительный 3000-мильный пробег также показал, что машина наконец-то избавилась от детских болезней. Испытатели посчитали Cromvell менее надёжным до 2000 миль пробега, чем Sherman, но после этой черты количество аварий и поломок у Sherman становилось выше. Подвеска и мотор Cromvell также были выносливее, чем у Sherman, но на обслуживание Cromvell уходило больше времени.
Одну из самых заметных проблем создавала выхлопная система. Выхлопные
газы шли столбом вверх, демаскируя танк, особенно в сырую погоду. Экипажам
пришлось крепить на танки кустарно изготовленные жестяные кожухи, которые
отводили газы назад. Такие конструкции ограничивали склонение орудия при
стрельбе назад, но другого варианта не было. Неудачной оказалась и
конструкция грязевых щитков, которые на пересечённой местности довольно быстро
гнулись и отрывались. Блестящий металл при этом начинал демаскировать машину.
Нарекания вызвала конструкция аварийного люка водителя. В ходе боевой
эксплуатации неудачной признали конструкцию орудийной маски. Был зафиксирован
случай пробития маски в районе спаренной установки пулемёта BESA, при этом
погиб заряжающий.
В мае 1944г. Военный кабинет посчитал танки Cromvell боеспособными, но доработки продолжались. Например, новую командирскую башенку с круговым обзором (All Round Vision Cupola), которую начали разрабатывать зимой 1943–1944гг., на танк установили в августе 1944г. (Рис.3)
Можно встретить, что это Cromvell Mk.VII
Можно встретить, что это Cromvell Mk.V
Рис.3 – Пятое сверху изображение - это относительно поздняя версия А27М Cromvell с 75-мм орудием, но еще без командирской башенки, внизу – вариант с башенкой, но внешняя маска орудия не слишком соответствует оригиналу – вероятно, послевоенное приобретение, плюс, за башней практически не просматривается воздухозаборник.
Выделяют следующие модификации Cromvell с 75-мм пушкой.
Таблица – Модификации танка Cromvell с 75-мм пушкой.
Cromvell IV |
это машины Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой и Cromwell III, перевооруженные с 57-мм пушки на 75-мм пушку, но в некоторых источниках пишут, что это были как переделанные танки Centaur, так и новые машины |
Cromvell V |
Cromwell I с 75-мм пушкой |
Cromwell VW (Vw) |
модификация, имевшая сварной корпус (W- welded – сварной) |
Mk.VIIw |
Cromwell VW лобовая броня корпуса и башни доведена, возможно, путем экранирования до 101 мм |
Cromwell VII |
Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб -101, борт корпуса – 35, борт башни – 75 мм), масса танка возросла до 29 т., усилена подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков, гусеница шириной 394 мм, за счет изменения передаточного отношения КП максимальная скорость снизилась до 51 км/ч |
Следует заметить, что габариты разных вариантов «Кромвеля» из-за разных
типов гусениц и орудий отличаются. Из-за 75-мм орудия модификации Mk.IV, Mk.V и
Mk.VII были длиннее остальных, а широкие траки делали Mk.II, Mk.VII и Mk.VIII
шире. (Рис.4)
Рис.4 – Чертеж,
на котором приводятся разные габариты танков типа Cromwell.
Серийно танки типа Cromwell выпускались в 1943-1944гг., вероятно, силами сразу пяти или шести производственных площадок: English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler, Leyland и BCWC. Некоторые указывают, что танки Cromwell производились только фирмой BCWC. Видимо, основная масса танков Cromvell являлась конверсией Centaur или конверсиями вариантов Cromvell между собой. С нуля могли строились модификации Cromvell МK.I, МK.II, VW и Mk.VIIw. Однако, возможно, и таблицы модификаций не полностью отражают истинное положение вещей. Вероятно, правильнее всего считать, что помимо модификаций Cromvell МK.I, МK.II с нуля строились танки с корпусами типа “C”, “D”, “E”, “F”, не зависимо от их модификаций.
Весь 1943 и начало 1944 года «Кромвели» использовались в учебных целях и впервые вступили в бой в ходе высадки англо-американских войск в Нормандии. (Рис.5, Рис.6)
Рис.5 – Премьер-министр рассматривает Cromwell, март 1944г.
Рис.6 - Cromwell с личным именем «Колесница Сатаны» (Satan’s Chariot), застрявший в мокром песке в ходе высадки в Нормандии.
Танк погружался в
грязь меньше, чем Sherman, но в насыщенной
водой грязи особой разницы уже не было.
Танки этого типа составляли основу боевой материальной части 7-й бронетанковой дивизии и ряда разведывательных полков. (Рис.7)
Рис.7 – Колонна 7-й бронетанковой дивизии.
В 11-й и Гвардейской бронетанковых дивизиях танки Cromwell составляли примерно треть от танкового парка.
13 июня 1944г. танки Cromwell лицом к лицу столкнулись с немецкими танками «Тигр». Неполная рота «Тигров» практически в полном составе разгромила эскадрон “A” из 1-го КТП. На улицах городка Виллер-Бокаж было уничтожено 20 британских танков, в том числе, Cromwell. Стало очевидно, что танки Cromwell уступают немецким тяжелым танкам по бронированию и вооружению. (Рис.8)
Рис.8 – Cromwell, подбитый на улице городка Виллер-Бокаж 13 июня 1944 г.
После Канского прорыва «Кромвели» получили возможность выполнять ту задачу, для которой и были созданы: развивать достигнутый успех. При поддержке танков модификации CS, вооруженных 95-мм гаубицами, эскадроны «Кромвелей» одержали верх над более тяжелыми немецкими танками благодаря своей скорости и маневренности.
Командир 7-й бронетанковой дивизии генерал-майор Джералд Верни лестно высказывался о своих машинах. На ранних стадиях операции «Оверлорд» «Кромвели» оказались способны на стремительные броски, что позволило британцам маневрировать свободнее своего более медленного противника. Во время стремительного марша в Бельгию в августе 1944 года танки за шесть дней смогли пройти 250 миль (400 км) практически без поломок.
Танкисты 22-й бронетанковой бригады 7-й бронетанковой дивизии на опросе 31 августа 1944 года, состоявшемся после 14-дневного марша, также высказались о своих машинах весьма положительно. По их словам, танки показали себя надёжными, их было легко обслуживать, но были и недостатки. При езде по полям радиаторы быстро забивались растительностью, что приводило к перегреву, и танкистами приходилось из подручных материалов изготавливать экраны. У танков также быстро изнашивались катки, у которых расслаивались резиновые бандажи: за 400 миль (643 км) пробега в 5-м полку заменили 52 катка, в других частях износ был примерно таким же. Гусеницы тоже давали о себе знать, особенно частым явлением стало заклинивание расширенной 39-см гусеницы. Причину найти не удалось.
Результаты опросов, проведённых в других частях в августе 1944 года, тоже были во многом положительными. 8-й королевский гусарский полк сообщал, что боекомплект у танков был достаточным: танки выпускали максимум 50 снарядов в час, но в типичном бою расходовали только 30 выстрелов в час. Проблем с 75-мм пушкой и установкой не наблюдалось. Качество командирской башенки было признано высоким, но командиры всё ещё предпочитали наблюдать за полем боя, высунувшись из люка. Прицельные приспособления позволяли вести огонь с закрытых позиций, но это приходилось делать крайне редко, особенно из-за настильной траектории 75-мм снарядов, из-за которой ими было сложно обстреливать цели за деревьями. 95-мм гаубицы подходили для этого гораздо больше.
И все-таки по огневой мощи английские танки по-прежнему уступали немецким машинам.
На танк приходили и жалобы. Размещение инструментов и боеприпасов было плохо продумано, а боевое отделение сочли тесным. Танкисты требовали боевое отделение на 50% больше. Качество брони было высоким, но её было слишком мало. Танкисты хотели броню, установленную под углом, которая могла выдержать попадание 75-мм или 88-мм бронебойного снаряда хотя бы с 500 ярдов. Задняя передача была слишком медленной и не позволяла быстро скрыться при опасности.
Довольно резко о машине отозвались в 5-й драгунском гвардейском полку. По мнению гвардейцев, перископы танка не обеспечивали достаточный обзор - требовалось улучшить смотровые приборы командира и наводчика, а также их сиденья. Боеукладки первой очереди были слишком малы, а для их наполнения требовалось на долгое время выйти из боя. Вспышка от выстрела 75-мм орудия мешала корректировать огонь на дистанциях менее 800 ярдов (730 м). В пулемёты часто попадала пыль, и их клинило. Экипажи подтверждали, что 75-мм пушки не хватало для борьбы с современной немецкой бронетехникой и требовали включить в боекомплект подкалиберные бронебойные снаряды. Броню посчитали эффективной только против осколочно-фугасных снарядов калибром до 88 мм включительно. Также как можно больше требовалось увеличить скорость при движении назад.
Известно, что фельдмаршал Монтгомери «Кромвели» не любил и даже требовал
заменить все машины этого типа в своей армии «Челленджерами». По его мнению, в
качестве разведчика «Кромвель» себя не оправдал, так как был слишком громким и
крупным, а для разведки боем не хватало мощи орудия и бронирования. Танк
изначально строился с такой же бронёй, что и у тяжёлого «Черчилля», но к лету
1944 года тот уже имел 152-мм лобовую броню, а «Кромвелю» пришлось
довольствоваться 64-мм вертикальным лбом. Даже экранированные танки получили
броню толщиной максимум 101 мм, которая не давала должной защиты против
немецких 75-мм противотанковых пушек Pak 40.
Возможно, Монти немного сгущал краски. По словам британских танкистов,
«Кромвели» горели не так часто, как «Шерманы» с сухими боеукладками, что чаще
позволяло спасти людей. Однако экипажи «Кромвелей» терпели больше потерь от
мин: тонкое дно имело толщину всего 14 мм под боевым отделением и 6 мм под
моторным. Общие потери у «Кромвелей» всё же были ниже, чем у «Шерманов»: с 6
июня 1944 по 3 февраля 1945 гг. ежемесячные потери машин с 75-мм пушками
составляли в среднем 10,8%, а с 95-мм гаубицами 10,4%. При этом из числа
обычных «Шерманов» ежемесячно убывало 12,6% танков.
Есть мнение, что, в целом, английские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая «Шерманы» более удачными. Американские танки были более надёжными, менее прожорливыми и нисколько не уступали английским в огневой мощи. И все-таки танки Cromvell принимали участие практически во всех операциях, проводившихся английскими войсками в Северо-Западной Европе. (Рис.9)
Рис.9 – Танки Cromwell в зимнем камуфляже. 1-й Королевский танковый полк 7-й танковой дивизии. Голландия, январь 1945 г.
В январе 1945 года «Кромвель» испытывали в жарком
климате в Индии. Тестировались машины и с 75-мм пушками, и с 95-мм гаубицами.
(Рис.10)
Рис.10 – Танки
А27М Cromwell перед отправкой в Бирму для прохождения войсковых испытаний.
За 400-мильный (646 км) пробег в тяжёлых условиях на одном танке пришлось заменить бандаж опорного катка и два ремня привода вентилятора, но в остальном «Кромвель» был вполне пригоден к дальнейшей эксплуатации - в отличие от «Черчилля», проходившего ту же трассу, но требовавшего постоянного ремонта.
После войны танки Cromvell постепенно выводили из оборота, заменяя их на танки «Комет» и «Центурион» - более перспективные машины этого класса. (Рис.11)
Рис.11 – Бомбардир Уилсон
из 5-го королевского конного артиллерийского полка 7-й бронетанковой дивизии.
Снимок сделан 9 мая 1945 года.
В 1950г. 14 танков Cromvell в составе эскадрона капитана Дональда Эстли-Купера отправили в Корею. Встретиться в бою с Т-34 танкам Cromvell не довелось, но в ноябре 1950г. в боях с китайской пехотой британцы потеряли 12 из 14-ти танков Cromvell. (Рис.12)
Рис.12 – Уничтоженный в Корее танк Cromvell.
В 1953г. оставшиеся танки Cromvell передали из кадровых армейских частей в территориальные войска. Возможно, в территориальных войсках они числились до 1956г.
Cromvell
у дружественных и зарубежных операторов.
Танки Cromvell поступали на
вооружение 1-й
польской бронетанковой дивизии, они составляли примерно треть танкового парка
этой дивизии. Есть сведения, что всего с 1943 по 1947г. в польские
танковые части на Западе поступило 250 – 300 танков Cromvell. (Рис.13)
Рис.13
– Колонна 1-й
польской бронетанковой дивизии.
Вооружались этими машинами и 1-я
чехословацкая бронебригада, формировавшаяся в Британии. В ее состав попали 190 танков Cromvell IV и Cromvell VI. Интересно, что чехословакам позволили оставить себе танки Cromvell при отъезде на родину. В чехословацкой армии танки Cromvell эксплуатировались вплоть до начала 1950-х годов.
(Рис.14)
Рис.14 – Чехословацкие солдаты на танке Cromvell, фото с послевоенных учений.
Какое-то количество танков Cromvell попало к французам – вероятно, их включают в одну группу с танками Centaur – совокупно, 72 шт.
Советские специалисты с танком Cromvell познакомились в 1942 году. 13 ноября член торгового представительства СССР в Великобритании К. Ольховский посетил центральный танковый полигон в Чобхеме. На полигоне ему и членам Военной Миссии СССР показали два опытных Cromwell I, на которые ещё не было установлено вооружение. В ходе испытаний один из танков демонстрировал плавную езду по пересечённой местности. При этом случались мелкие неисправности в коробке передач, а после 5 километров пробега по бездорожью закипела вода в радиаторе. Несколько раз ломались пружины подвески. По просьбе Ольховского англичане представили характеристики танка.
6 танков Cromvell прибыли в порт Баку только 18 августа 1944 года. К моменту прибытия «Кромвелей» в Советский Союз машины этой модели уже третий месяц активно воевали в Нормандии. Встречаются разные мнения о том, машины какой модификации прибыли в СССР. Одни считают, что это были танки Cromwell VII. Но другие заявляют, что присланные машины относились к наиболее массовой версии, Cromwell IV. Танки были произведены в мае 1944 года, то есть в СССР прибыли новые машины. Единственная странность состоит в том, что тип их корпуса указан в документах как “E”. Если надмоторная плита соответствует этой спецификации корпуса, то люк помощника водителя соответствует корпусам типа “B” и “C”. (Рис.15)
Рис.15
- Cromwell
IV с регистрационным номером T.187888, НИИБТ Полигон, сентябрь 1944 года.
На территорию НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке танки Cromwell IV прибыли в начале сентября 1944 года. Уже 8 числа начались кратковременные испытания танка с регистрационным номером T.187888. Целью испытаний, продолжавшихся до 11 сентября, было уточнение тактико-технических характеристик и эксплуатационных показателей танка. Также были проведены стрельбы с целью получения данных о пробиваемости 75-мм пушки Mk.V, установленной в «Кромвеле».
При оценке рабочих мест экипажа была отмечена хорошая обзорность, достигнутая за счёт установки значительного количества перископических приборов наблюдения Mk-IV. Условия работы командира были признаны удовлетворительными. Гораздо выше оказалась оценка условий работы наводчика, который мог спокойно прицеливаться и наводить пушку одновременно. В его распоряжении был механизм поворота башни с гидравлическим приводом. Условия работы заряжающего оказались хуже. Удобно было работать только с укладкой первой очереди, закреплённой на полике башни. Когда дело доходило до основной боеукладки, помогать заряжающему приходилось всем экипажем. Отмечалась также общая теснота башни. Диаметр башенного погона «Кромвеля» составлял 1524 мм. Для сравнения, у Т-34-85 его диаметр достигал 1600 мм, а у M4 Medium Tank - 1753 мм. Отделение управления, в целом, было оценено удовлетворительно.
На первом этапе испытаний танк проехал 128 километров. Максимальная скорость, достигнутая на ходовых испытаниях, составила 52 км/ч. Для сравнения, средний танк M4A2 в тех же условиях показал среднюю скорость 48 км/ч, а Т-34 – 55 км/ч. Отмечалась высокая динамика. При этом у английского танка был высокий расход топлива: на 100 км пути «Кромвель» тратил 280 литров топлива, М4А2 – 180 литров, а Т-34 – 170 литров.
Полномасштабные ходовые испытания начались в 20-х числах сентября и продолжались в течение октября. Всего за это время танк прошёл 340 км по асфальтовому шоссе, 1339 км по просёлочным дорогам и 152 км по целине. (Рис.16)
Рис.16 – В движении, на испытаниях в СССР.
При этом средняя скорость составила 44,7, 22,7 и 24,3 км/ч соответственно. По шоссе расход топлива на 100 километров пути достигал 225 литров, на просёлке 353 литра, а на целине – до 370 литров. (Рис.17, Рис.18)
Рис.17 – Преодоление косогора.
Рис.18
– Пишут, что это испытание возкой Т-34 по лесной дороге. Со стороны смотрится, как состязание
по перетаскиванию каната: кто - кого.
Сравнительные испытания на целине и в болотистой местности показали, что «Кромвель» хуже всего перемещается по бездорожью. Правда, отмечают, что с испытанием ездой по болоту британская машина справилась. (Рис.19)
Рис.19
– Cromwell
пересекает болото.
Испытания пушки дали следующие результаты. Прицельная скорострельность при стрельбе с места составила около 9 в/мин, а на скорости 9–12 км/ч – порядка 7 в/мин. В качестве цели для испытания бронепробития был выбран немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. При стрельбе на дистанциях 500 и 600 метров снаряд M61 пробивал борт башни немецкого танка насквозь. На дистанции 650 метров была получена вмятина глубиной 75 мм, при этом в броне появилось две трещины. Для сравнения, 75-мм пушка M3 американского среднего танка Medium M4 пробивала борт «Тигра» с дистанции 640 метров, а советская 76-мм пушка Ф-34 не пробивала такую броню штатным снарядом даже со 100 метров.
Итак, пробиваемость 75-мм пушки оказалась ниже, чем у длинноствольной 57-мм пушки. Но при этом разница была небольшой, зато к 75-мм орудию прилагались осколочно-фугасные снаряды удовлетворительного действия.
Советские специалисты дали отрицательное заключение по танку Cromwell. Британец уступал по всем параметрам, кроме скорости, американскому Sherman M4A2. К тому же ближе к концу 1944 года стали поступать M4A2 в модификации с 76-мм пушкой, что сделало разрыв ещё большим. В результате был сделан вывод: «танк Кромвель-IV не может быть рекомендован к импорту». Танки и их агрегаты разошлись по заводам и НИИ.
Зимой 1945 года танк с регистрационным номером T.187866 был частично разобран и подвергнут обстрелу. (Рис.20)
Рис.20 – Приготовленный к обстрелу.
Выяснилось, что советские пушки ЗИС-3 и Ф-34 лобовую часть корпуса и башни не пробивают, но при этом борта пробиваются с дистанции более двух километров. Машину обстреляли и орудием немецкого танка Pz.Kpfw.V Panther. Пушка 7.5 cm KwK 42 L/70 пробивала броню английской машины со всех дистанций. (Рис.21)
Рис.21 - Лобовая плита Cromwell. после обстрела из немецкой 75-мм танковой пушки KwK 42 L/70.
При
обстреле танка выяснилась одна замечательная особенность британской сборки
танков начала WWII. Советские довольно скептически оценили сборку корпуса и
башни танка на болтах и гужонах, однако испытания обстрелом показали прочность
такой конструкции - разрушение происходило лишь при прямом попадании в гужон.
(Рис.22)
Рис.22 – Cromwell IV в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Летом 1945г. один Cromvell Mk.V доехал до США. Американцы протестировали танк. Машина прошла по бездорожью 316 миль (508 км), наработав 50 часов 27 минут. За это время расход топлива составил 0,6 миль на галлон (394 литра на 100 км), расход масла — 17,6 миль на галлон (13 литров на 100 км). При езде вверх по крутому холму «Кромвель» закончил 1,5-мильный (2,4 км) пробег за 3 минуты и 11 секунд. При этом он уверенно брал крутые участки. Американцы высоко оценили способности «Кромвеля». Было отмечено, что конструкцию британских траков желательно применить на перспективных американских танках. Понравились также работа подвески, компоновка моторного отделения, конструкция сидений, радиостанция №19, командирская башенка, устройство люков и складное ограждение орудия. У танка нашли и недостатки: в башне было тесно, а боеприпасы хранились плохо, что создавало плохие условия для работы заряжающего.
Не исключено, что несколько танков Cromvell в варианте Mk.I могло попасть в Грецию вместе с танками Centaur в мае 1946г. Британские танки эксплуатировались в Греции до 1957г.