Cruiser Tank Tank Mk.VIII А27L Centaur Mk I//Mk II
Cruiser Tank Tank Mk.VIII А27L Centaur Mk
I//Mk II
Средний
крейсерский танк
27,4-28,8 т |
|
вооружение |
57-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
410 л.с. |
проект |
1941-1942гг., Birmingham Railway Carriage and Wagon Company, English Electric |
выпускался |
1942-1943гг., English Electric, Nuffield,
LMS, Harland, Fowler, Leyland 950 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В конце января 1941г. стало известно о предложении фирмы Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) разработать перспективный крейсерский танк с новым более мощным танковым двигателем на базе авиационного двигателя фирмы Rolls-Royce. На фоне этого предложения 29 или 31 января 1941г. фирме Nuffield поступил заказ на 6 танков нового типа и более детальную проработку документации, а BRCWC подключили к разработке темы.
Создание нового крейсера зависело от появления установки 57-мм (6-фунтовой)
пушки в башне танка. Макет башни с 6-фунтовой пушкой от DTD был готов в апреле 1941г. (Рис.1)
Рис.1 – Установка 57-мм пушки в башне нового крейсерского танка.
Летом 1941г. стало понятно, что две компании разрабатывают не единый тип, а каждая идет свои путем - это было связано с содержимым моторно-трансмиссионного отделения. На Nuffield сохраняли мотор Nuffield-Liberty, а также трансмиссию A15. Последняя состояла из 4-скоростной механической коробки передач Nuffield (в связи с ростом массы нового танка изменили передаточные числа) и планетарных механизмов поворота Wilson. В случае с BRC&W предполагалось поставить 5-скоростную механическую КПП David Brown Z5 и механизмы поворота Merritt-Brown (- по поводу коробки передач встречаются разночтения, по Барятинскому Merritt-Brown Z5, это была несинхронизированная коробка передач, но часто встречается противоположное мнение – синхронизированная коробка передач) – разработка компании English Electric, но эта трансмиссия была несовместима с габаритами МТО имевшегося корпуса от Nuffield, т.е. требовалось изменение некоторых габаритов МТО.
В сентябре 1941 года программа нового
крейсерского танка официально раздвоилась. Вариант от Nuffield получил индекс А24 Cruiser Tank Mk.VII, вариант BRCWC
– А27 Cruiser
Tank Mk.VIII. В некоторых источниках сообщают, что индексы Cruiser Tank
Mk.VII и Cruiser Tank Mk.VIII появились к маю 1941г. Впрочем, по состоянию на
1941 год головным проектом оставался Cruiser Tank
Mk.VII от Nuffield - 20-го июня 1941 года (по другой версии, в
сентябре того года) был выдан заказ сразу на 1000 машин, при этом заказ на
прототипы сократили с 6 до 3 единиц.
В отчете о выполнении работ от 8 января 1942 года танковое бюро при
Министерстве снабжения войск разъяснило положение дел с вариантами
перспективного крейсерского танка. Танк Nuffield Mechanization and Aero механически
основан на конструкции танка A15 Crusader, с тем же самым двигателем, КПП и
подвеской Кристи. Birmingham Railway Carriage And Wagon Co. работала над
проектом танка, который должен сохранить тот же корпус и форму башни, что и
танк Nuffield Mechanization, но с более мощной подвеской и перспективным
двигателем Meteor компании Rolls-Royce, работающим с
трансмиссией Merritt-Brown Z5.
Около 20 января 1942 года оба проекта получили имя Cromwell. А24 стал Cromwell I, а А27 - Cromwell II. Задержки с производством перспективной силовой установки Meteor сподвигли к разработке некоего промежуточного варианта A27L (L – двигатель Liberty). 21 ноября (или с августа) 1942г. варианту присвоили обозначение A27L Centaur.
Проектирование A27L поручили фирме English Electric, которая приступила к работе в конце 1941 года. Проект был готов к весне следующего 1942 года и был во многом аналогичен танку А24 от фирмы Nuffield - изменения касались трансмиссии. (Рис.2)
Рис.2 - A27L Centaur.
По различным источникам, боевая масса танка составляла от 27432 до 28849 кг. Габариты: длина 6352 мм, ширина 2896 (2895) мм, высота 2444 мм, клиренс 406 мм. Конструкция корпуса и башни собирались из катаных броневых листов и крепились на каркасе с помощью болтов. Каркас собирался из стальных планок толщиной 13 мм. Далее к планкам крепились на болтах детали. Лишь лобовые и кормовые детали корпуса соединялись между собой при помощи сварки. Лоб и корма крепились к бортам при помощи приварных угольников, которые дополнительно проклёпывались. Листы башни крепились к каркасу на огромных выступающих болтах. Эти болты придавали башне весьма характерный вид. Бронирование: лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм, лоб корпуса (гор.) — 25 мм, борт корпуса — 32 мм, корма корпуса — 25-32 мм, крыша — 14 мм, днище — 6,5 мм, лоб башни — 76 мм, борт башни — 51 мм, корма башни — 44 мм, крыша башни — 20 мм. Корпус танка A27L был практически аналогичен А24, отличаясь только бронировкой моторно-трансмиссионного отделения. Танки Centaur строились с двумя типами корпусов: “A” и “B”. В корпусе “B” конструкторы добавили аварийный люк для пулемётчика (как пишут, сбоку надстройки корпуса). Спереди располагалось отделение управления, где находились места водителя (справа) и его помощника (слева), помощник также обслуживал пулемет Besa, установленный в вертикальном лобовом элементе. В вертикальном лобовом листе корпуса толщиной 64 мм имелось два круглых люка различного диаметра, а по бортам были расположены смотровые приборы с триплексами. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня коробчатой формы (также заимствованная от А24 вместе с нерешенными проблемами ее эксплуатации) с шириной погона 1524 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 6-фунтовой (метрический калибр 57 мм) пушки Mk.III или Mk.V и одного 7,92-мм пулемета Besa. На крыше башни мог устанавливаться зенитный 7,71-мм пулемет Bren. Слева от орудия был сделан вырез под телескопический прицел. На крыше башни имелось два люка и два перископических прибора наблюдения Mk.IV. Боекомплект включал 75 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов, 4950 патронов для пулеметов Besa и 600 патронов для пулемета Bren. На правом борту башни монтировался двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет с 30 гранатами. Полный экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя (также обслуживал радиостанцию). Заднюю часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Nuffield-Liberty форсированный до мощности 410 л.с. и оснащенный жидкостной системой охлаждения. На A27L установили новую трансмиссию от фирмы Merrit-Brown: 5-скоростная несинхронизированная коробка передач Merrit-Brown Z5, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, колодочные тормоза, бортовые передачи. Ходовая часть – без изменений – на борт: 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на усовершенствованной свече Кристи (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая со стальными траками (125 траков) шириной 356 мм и шагом 100 мм. Средства связи - радиостанция No.19 со штыревой антенной.
Скорость 43 км/ч по шоссе, 24 км/ч по проселку. Запас хода по шоссе 265 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 24°, высота стенки 0,91 м, глубина брода 0,91 м, ширина рва 2, 286 м.
Заказ на изготовление двух прототипов A27L фирма English Electric получила 29-го апреля 1942 года. 29-го июня первый опытный образец выкатили из цеха. Второй прототип был готов в начале июля – тогда же оба танка были отправлены на полигон в Фарнборо. В целом, испытания прошли без нареканий, за исключением некоторых проблем с охлаждением двигателя.
В сентябре 1943 года A27L Centaur с WD-номером T.184352 отправился на ходовые испытания в Африку. Танк был сравнительно новым: до прибытия в пустыню он прошёл всего 131 милю (211 км). В пустыне Centaur сломался после 6 миль пробега: у машины отвалился первый каток с левой стороны. В октябре «Кентавра» в сводках уже не было, но он вернулся на испытания в декабре 1943 года. Новая фаза гарантийных испытаний серийного танка закончилась в марте 1944 года. Машину сняли с испытаний после пробега в 1998 миль (3215 км) из-за падения давления масла в двигателе.
Танк A27L серийно выпускался в нескольких модификациях. Вариант A27L Centaur I был практически идентичен А24, отличаясь только трансмиссией. Построили 950 машин этой модификации. (Рис.3, Рис.4)
Пишут, что это A27L Centaur I с
корпусом Тип А, №Т184306U во дворе
завода Harland & Wolf, на танке
еще не установлено вооружение.
Рис.3 - A27L Centaur I.
Рис.4 – Вероятнее всего, это Centaur I с корпусом “B”.
На этом корпусе сбоку появился аварийный люк для пулемётчика.
На второй модификации Centaur II была предпринята попытка оснастить танк более широкой гусеницей – с 368 мм (14,5 дюймов) до 394 мм (15,5 дюймов) и ведущими колёсами с большим числом венцов. Так намеревались решить проблему возросшего давления на грунт, однако этот вариант серийным не стал.
В августе 1942 года был оформлен первый заказ на танки Centaur, который разместили сразу на шести танкостроительных предприятиях фирм English Electric, Nuffield, LMS, Harland & Wolf, John Fowler & Co. и Leyland Motors. Вероятно, чуть позже к производственной программе присовокупили еще два предприятия: Ruston-Bucyrus и Morris Motors. Некоторые в качестве производителя указывают только фирму Leyland – это предприятие было назначено головным для серии A27L, а ряд авторов вспоминают только трех производителей: “Leyland, then Birmingham Railway Carriage and Wagon Co, from 1942 Manufacturer Nuffield Organisation”.
Согласно некоторым источникам, с конца 1943 года началась программа модернизации A27L путем замены двигателя Liberty на Meteor и доведения их до стандарта A27M, а все танки А27L Centaur, выпускавшиеся в 1944г., строились как A27M Cromwell. Это было возможно, благодаря тому что габариты моторного отделения шасси Centaur были изначально рассчитаны под перспективный двигатель Meteor. (Рис.5)
Рис.5 – В некоторых источниках под фотографиями этих танков
подписано, что это A27L Centaur, однако по проступающему за башней воздухозаборнику,
это либо А27М Cromwell, либо переделанные в А27М Cromwell A27L Centaur. Нижнее фото подписано:
«Мойка танка Centaur I (-?) в парке. Великобритания, 1943г.».
Принять участие в боевых действиях танкам Centaur I не пришлось. К
моменту операции Overlord основная их масса превратилась в А27М. Оставшиеся
танки Centaur использовались для учебных целей, либо переделывались во
вспомогательные бронемашины.
В апреле-мае 1943г. шла переписка с советскими насчет поставок танков Centaur («Сенторс», так Centaur указывался в документе), однако, когда советские узнали, что Centaur оснащается двигателем Nuffield-Liberty, интерес к нему угас.
Летом 1944г. американцы стали склонять британцев к мысли, что союзникам необходимо иметь на вооружении один танковый двигатель для унификации производства. Поддавшись уговорам, британцы установили двигатель Ford GAA на танк Centaur с WD-номером T.184008. Испытания машины закончились к 9 сентября 1944 года. Танк прошёл 2227 миль (3584 км). Всего в ходе испытаний обнаружили 17 дефектов, четыре из которых привели к длительным остановкам. За пробег пришлось заменить два карданных вала, в результате поломки которых машина потерпела серьёзные повреждения. Также отказала коробка передач. Сам мотор вышел из строя из-за поломки масляного насоса и попадания пыли, что привело к проблемам со смазкой. Имелись дефекты топливной системы, ограничителя оборотов двигателя, сцепления и других агрегатов. Динамика и надёжность машины значительно выросли - отчасти от того, что водитель мог легко менять скорость, повышая или снижая обороты двигателя без частой перемены передач. Средняя скорость возросла до 25 миль/час (40 км/час) на шоссе и 13 миль/час (21 км/час) - на просёлочной дороге. Максимальная скорость танка на пятой передаче возросла до 32 миль/час (51 км/час) - даже больше, чем у машин Cromvell позднего выпуска - 31 миль/час (50 км/час). При восхождении на Бикон-Хилл танк показал среднюю скорость 21,5 миль/час (34,6 км/час), но в этом состязании победил Cromvell с мотором Meteor - развил скорость 23 миль/час (37 км/час).
Испытатели пришли к выводу, что нет смысла модернизировать танк под американский мотор: если в замене «Либерти» на более совершенный американский мотор ещё был резон, то менять «Метеор» на «Форд» уже не стоило. Война двигалась к завершению, и следовало позаботиться о собственном послевоенном производстве танковых двигателей.
В январе 1945 года проводились испытания
проходимости танков в грязи. Из машин, стоящих на вооружении британской армии,
лучше всех себя показал «Черчилль», за второе место боролись «Кромвель» и
«Шерман», «Кентавр» замыкал тройку. (Рис.6)
Рис.6 – Степень погружения различных танков в грязь. Обычный «Кентавр» с 14,5-дюймовыми траками показал наихудший результат. Расширительные насадки «Платипус» (Platypus — «утконос») немного помогали при малом количестве грязи, но не поднимали характеристики до уровня «Кромвеля» или «Шермана».
Уже в 1942г. на базе Centaur появился вариант бронемашины артиллерийских наблюдателей Centaur OP (Observation Post), на котором орудие заменялось муляжом, а на освободившемся месте устанавливалась дополнительная радиостанция No.19. (Рис.7)
Рис.7 – Машины Centaur OP. На нижнем снимке указывают, что это муляж 57-мм орудия – данный муляж выглядит довольно грубо по сравнению с тем, что предлагается считать муляжами орудий на Cavalier ОР, фото Cavalier ОР приводится выше.
На шасси Centaur с июля 1943г. по апрель 1944г. было разработано несколько вариантов ЗСУ - Centaur AA. Конверсия заключалась в установке новой трёхместной башни со спаркой 20-мм зенитных пушек Oerlikon с магазинным питанием, как на ЗСУ Crusader AA.
Было заказано 250 башен для постройки зенитных самоходок Centaur AA. В результате, на модификации Centaur AA Mk.I устанавливалась башня от Crusader AA Mk.II, а модификация Centaur AA Mk.II (Рис.8) получила четырехместную башню от Crusader AA Mk.III.
Рис.8 – Centaur AA Mk.II, из состава канадского гвардейского гренадёрского полка
В апреле 1944г. началось конструирование опытных башен для ЗСУ Centaur АА - Mk.IIB и Mk.III со спарками 20-мм зенитных пушек Polsten. Эти машины поступили на испытания в сентябре 1944 года.
В общей сложности было построено около 200 ЗСУ на шасси Centaur.
В 1943 году несколько танков Centaur было переоборудовано в бронетранспортеры типа Kangaroo. Переделки свелись к демонтажу башни и части внутреннего оборудования для увеличения внутреннего пространства боевого отсека, который теперь использовался в качестве десантного и мог разместить 10-12 солдат. Экипаж БТР сокращался до двух человек.
Рис.9 – Centaur ARV.
Другим инженерным вариантом стал Centaur Dozer, конструкция которого была разработана в 79-й бронетанковой дивизии. На этих бронемашинах также демонтировалась башня с вооружением, а над боевым отделением устраивался люк. По бортам монтировалась рама, к которой крепился бульдозерный отвал. Отвал с рамой опускался и приподнимался при помощи гидравлического привода. Экипаж 2 чел. (Рис.10)
Рис.10 - Centaur Dozer.
Такие бульдозеры передавались частям Королевских Инженеров (в частности - в 87th Assault Squadron Royal Engineers) и должны были распределяться распределялись из расчета один Centaur Dozer на один полк крейсерских танков (по другим данным – каждому эскадрону бронетанковой дивизии). Постройка инженерных бронемашин была поручена фирме MG Car Со Ltd. Машины стали поступать на вооружение в начале 1945г., однако до конца войны фронтовые части получили лишь единичные экземпляры Centaur Dozer. Всего было построено 250 машин.
В 1944г. компания MG Cars of Abingdon переоборудовала
9 машин А27L Centaur в артиллерийские
тягачи для
17-фунтового орудия.
Использование инженерных бронемашин продолжалось несколько лет после войны, но к началу 1950-х гг. практически все они были выведены из эксплуатации.