Cruiser Tank Mk I CS A9

 

 

Cruiser Tank Mk I CS A9

Британия

Легкий по массе крейсерский танк огневой поддержки

масса

12,7/13 т

вооружение

94-мм орудие

3 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

выпускался

1940г., Harland & Wolff

 36 шт.  

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     Вероятно, ближе к 1939г. или в 1939г. на судостроительной верфи Harland & Wolff Ltd из Белфаста разместили второй контракт на строительство 75 танков Cruiser Tank Mk.I А9. (Рис.1)

 

Рис.1 - Cruiser Tank Mk I А9.

 

     Помимо линейных танков Cruiser Tank Mk.I строили танки в варианте CS. На крейсерские танки CS вместо стандартной 2-фунтовой пушки устанавливали 3,7-дюймовые (94 мм) гаубицы с длиной ствола 15 калибров. Это орудие произошло от горной пушки QF 3.7-inch mountain howitzer (Рис.405), разработанной еще накануне Первой мировой войны. Максимальная дальность стрельбы QF 3.7-inch mountain howitzer снарядом массой 9,1 кг - 5394 м, начальная скорость снаряда 297 м/с. Вероятно, показатели танкового варианта орудия отличались от базовой версии, за исключением, возможно, массы снаряда, поскольку длина ствола у танкового орудия заметно больше. (Рис.2)

 

 

Рис.2 - QF 3.7-inch mountain howitzer.

 

     Из 75 заказанных машин на Harland & Wolff Ltd в варианте CS поставили 36 танков. Первый танк А9 из данного контракта на Harland & Wolff Ltd построили в июне 1939 года и до февраля 1940г. танки выпускались в линейном варианте (один из последних танков имел WD-номер Т.7230), после стали строить танки в варианте A9 CS. Последняя машина была сдана в июне 1940г. (Рис.3)

 

​A9 CS Mk.I, эти танки выпускались силами Harland & Wolff Ltd - Первый крейсерский | Warspot.ru

http://www.greenflash.org.uk/assets/jpegs/thumbs%20general/A10%20Cruiser.jpg

Рис.2 - Cruiser Tank Mk.ICS.

 

   Боевая масса этой модификации указывается в 12700 кг против 13042 кг у линейного варианта Cruiser Tank Mk.I – что выглядит странно. Габариты: длина – 5791 мм, ширина – 2502 мм, высота – 2654 мм, клиренс – 401 мм. Бронирование: лоб корпуса — 10-14 мм, борт, корма корпуса — 10 мм, крыша корпуса — 5 мм, днище — 7 мм, лоб башни — 14 мм, борт башни — 12 мм, корма башни — 14 мм, крыша башни — 4 мм. Вооружение: одна 94-мм гаубица и три 7,71-мм пулемета Vickers. (Рис.4)

 

Рис.4 – Вид на 94-мм гаубицу, установленную на CS A9.

 

    Боекомплект для орудия был сокращен со 100 выстрелов (на линейных танках) до 40 выстрелов, причем в его состав входили только осколочно-фугасные и дымовые снаряды, к пулеметам имелось 5000 патронов. Экипаж – 6 чел. Двигатель AEC Type 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. при 2200 об./мин., рабочий объем 9500 см.куб. Трансмиссия механического типа: коробка передач Meadows 22 планетарного типа (5 скоростей вперед и 1 назад), главный фрикцион и бортовые передачи, барабанные тормоза. Ходовая часть: шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное, посередине гусеницы); подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; гусеница с литыми траками шириной 267 мм. Скорость 40 км/ч по шоссе, 24 км/ч по проселку. В некоторых источниках сообщается, что дальность хода Cruiser Tank Mk.ICS сократилась с 241 км до 202 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 30°, высота стенки 0,91 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2,43 м. Средства связи радиостанция No.9 или No.19 со штыревой антенной.

    Первым боевым соединением, получившим на вооружение машины этого типа, стала 1-я бронетанковая дивизия (1st Armored Divsion), формирование которой началось в тот же период. Всего в составе 1-й бронетанковой дивизии находилось 6 линейных Cruiser Tank Mk.I и 18 танков Cruiser Tank Mk.ICS. В мае 1940г. 1-ю бронетанковую дивизию перебросили во Францию, где ей предстояло сражаться в составе Британских Экспедиционных Сил. Общие потери крейсерских танков А9 обеих модификаций в ходе французской кампании (к 24 мая 1940г.) оцениваются в 24 единицы – 100%. (Рис.5)

 

Рис.5 – A9 CS, потерянные во Франции.

 

    Основную массу танков типа А9 – 68 штук (из них 18 шт. в варианте CS) предполагалось отправить в Египет. Машины получили тропическую комплектацию. Она включала в себя, среди прочего, противопылевые экраны, при этом эти экраны ставились только с левой стороны.  По состоянию на 1 апреля 1941 года в Северной Африке находилось 66 Cruiser Tank Mk.I и 6 Cruiser Tank MK.I CS. В июне 1941г. крейсерские танки А9 приняли участие в крупной операции под кодовым названием «Алебарда». Операция не принесла желаемого результата, в течение двухнедельных боёв было потеряно значительное число танков Cruiser Tank Mk.I.  

     К 7 сентября 1941г. в британской армии всё ещё числилось 48 Cruiser Tank Mk.I, из них 38 были на ходу, а 6 – в учебных частях. К ноябрю 1941 года Cruiser Tank Mk.I были переведены в разряд учебных. Вероятно, дольше всего танки Cruiser Tank Mk.I служили на Мальте – в составе гарнизона этого острова летом 1943г. всё еще числилось 4 танка типа Cruiser Tank Mk.I, но нет данных, были ли среди них варианты CS.

     До настоящего времени, похоже, один вариант А9 CS сохранился в Armoured Corps Museum (г. Ахмеднагар, Индия). (Рис.6)

 

Рис.6 – Современный вид А9 CS.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru