Cruiser Tank Mk II CS A10

 

 

Cruiser Tank Mk II CS A10

Британия

Полусредний по массе танк огневой поддержки

масса

14,39 т

вооружение

94-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

выпускался

1940г., Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)

 30 шт.  

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

    Пишут, что при оформлении первых заказов на Cruiser Tank Mk II А10 (Рис.1) в 1938г., оговаривалось, что 30 машин должно быть произведено в варианте CS.

 

Рис.1 - Cruiser Tank Mk II А10.

 

     На крейсерские танки CS вместо стандартной 2-фунтовой пушки устанавливали 3,7-дюймовые (94 мм) гаубицы с длиной ствола 15 калибров. Это орудие произошло от горной пушки QF 3.7-inch mountain howitzer (Рис.405), разработанной еще накануне Первой мировой войны. Максимальная дальность стрельбы QF 3.7-inch mountain howitzer снарядом массой 9,1 кг - 5394 м, начальная скорость снаряда 297 м/с. Вероятно, показатели танкового варианта орудия отличались от базовой версии, за исключением, возможно, массы снаряда, поскольку длина ствола у танкового орудия заметно больше. (Рис.2)

 

 

Рис.2 - QF 3.7-inch mountain howitzer.

 

     Фактически варианты Cruiser Tank MK.II CS начали строить примерно одновременно с Cruiser Tank MK.I CS, с весны 1940г. Вероятно, до сентября 1940г. (по другим данным, до июля 1941г.) на Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) было собрано 30 машин Cruiser Tank Mk.IIА CS (А10 Mk.IA CS). (Рис.3)

 

Рис.3 - Cruiser Tank MK.II CS.

 

    Масса А10 CS 14,39 т. Габаритные размеры: длина - 5520 мм, ширина – 2580 мм, высота – 2654 мм, клиренс - 440 мм. Бронирование: лоб корпуса — 22-30 мм, борт корпуса — 22 мм, корма корпуса — 12 мм, крыша корпуса — 7 мм, днище — 7 мм, лоб башни — 30 мм, борт башни — 26 мм, корма башни — 30 мм, крыша башни — 7 мм. Вооружение: одна 94-мм гаубица и два 7,71-мм пулемета Vickers. Боекомплект 40 (по другой версии, 50) осколочно-фугасных и дымовых выстрелов, 4050 патронов. Экипаж 5 человек. Двигатель AEC Type 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. при 2200 об./мин., рабочий объем 9500 см3. Трансмиссия механического типа: коробка передач планетарного типа (5 скоростей вперед и 1 назад), главный фрикцион и бортовые передачи, барабанные тормоза. Ходовая часть: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное, посередине гусеницы), подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; гусеница с литыми траками шириной 267 мм. Скорость 39,5 км/ч по шоссе, 14-15 км/ч по проселку. Запас хода по шоссе 225 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 30°, высота стенки 0,91 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2,43 м. Средства связи радиостанция No.9 или No.19 со штыревой антенной.

   Скорее всего, к началу Французской кампании танки Cruiser Tank MK.II CS в войска не поставлялись. (Рис.4)

 

 

Рис.4 – Февраль 1941г., недалеко от местечка Frensham, графство Surrey.

На фоне брони танка Cruiser Tank MK.II CS весь цвет антигитлеровской коалиции: в центре премьер-министр Великобритании У. Черчилль, слева от него премьер-министр польского правительства в изгнании и главнокомандующий польских вооруженных сил Владислав Сикорский, справа – главнокомандующий Свободной Франции, генерал Шарль де Голь. Крайний слева (рядом с Сикорским), вероятно, генерал Giffard Martel, в 1940-1942гг. командующий Королевским бронетанковым корпусом.

 

    К 1 апреля 1941г. в Египет перебросили 101 танк А10, включая 12 Cruiser Tank Mk.IIA CS.  (Рис.5)

 

Рис.5 – Танки А10, на переднем плане А10 CS. Африка, 7-й танковый полк, очевидно, вторая половина 1940г.

 

     Весной 1941г. в Греции в составе 3-го танкового полка находилось 52 крейсерских танка А10, среди которых присутствовали и варианты CS. Пишут, что все танки типа А10, за исключением одного, были потеряны по техническим причинам. (Рис.6)

 

 

Рис.6 - Cruiser Tank MK.II CS, потерянные в Греции.

 

   Наблюдатели считают, что танки типа А10 сыграли важную роль в боях весны-лета 1941 года в Африке – по крайней мере, танки этого типа имели более толстое бронирование, чем варианты А9. Меры по приведению матчасти в рабочее состояние постепенно дали результаты. К сентябрю 1941 года аварийность снизилась. Из 42 числившихся танков А10 всех вариантов 31 был в рабочем состоянии и готов к боевым действиям. К началу ноября число работоспособных машин выросло до 52. Танки типа А10 находились в эксплуатации в Африке и в метрополии до начала 1943г.

   До нашего времени в Бовингтоне сохранился один экземпляр Cruiser Tank MK.II CS. (Рис.5)

 

Рис.5 - Cruiser Tank MK.II CS в экспозиции музея в Бовингтоне, фото разного времени.

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru