Cruiser Tank Mk.V А13 Mk III Covenanter

 

 

Cruiser Tank Mk.V А13 Mk III Covenanter

Британия

Полусредний по массе крейсерский танк

масса

18,289-18,3 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

340 л.с.

проект

1939г., London Midland and Scottish Railway, Nuffield, Henry Meadows

выпускался

1940-1943гг., London Midland and Scottish Railway, English Electric, Leyland Motors

1720 шт.

(приблизительно)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     Ещё в ходе проектирования модели скоростного крейсера A13 Mk.II (он же Cruiser Tank Mk.IV) было ясно, что накладная броня толщиной 14-15 мм не решает проблему общей защищенности танка. (Рис.1)

 

Рис.1 - Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I.

 

     Необходимо было разработать улучшенную конструкцию, способную нести полноценное 30-мм бронирование без ущерба для ходовых качеств танка.

    2 февраля (по другим данным, 20 февраля) 1939 года спецификацию на крейсерский танк подновили. Согласно ей, максимальная толщина брони машины должна была составить 40 мм. Подвеска системы Кристи сохранялась, в качестве вооружения предполагалось использовать 2-фунтовую (40-мм) пушку и пулемёт BESA. Боевая масса танка должна была примерно соответствовать массе машин на базе A13 (Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV). В связи с обновленной спецификацией иногда упоминают Жиффара ле Квесн Мартеля (Рис.2), который являлся проводником идеи крейсерского танка на шасси Кристи и генерал-майора Александра Дэвидсона начальника управления механизации.

 

Рис.2 – Sir Giffard Le Quesne Martel, 1889-1958гг. Фото 1942г.

В 1936-1938гг. в военном министерстве, младший директор по механизации.

В феврале 1939 произведен в генерал-майоры. В 1940-1942гг. командующий Королевским бронетанковым корпусом.

 

     В феврале 1939г. бригада инженеров, как пишут, под руководством ветерана британского танкопрома, разработчика британских тяжелых ромбов Уолтера Уилсона начала разработку нового, более тяжело бронированного скоростного крейсера, известного как A13 Mk.III, Cruiser Tank Mk.V Covenanter - в вопросе участия Уилсона в данном проекте нет полной ясности (-!).

    Название танка довольно странное, поскольку ковенантерами в XVII веке обозначали сторонников «Национального ковенанта», манифеста шотландского национального движения в защиту пресвитерианской церкви – в более широком политическом смысле оно применялось к носителям идеи ограничения королевской власти. Пишут также, что сначала танк хотели назвать Viper. Впрочем, обозначение Cruiser Tank Mk.V и название Covenanter появились не сразу – индекс Cruiser Tank Mk.V с августа 1940г., а название Covenanter с сентября 1941г.

    Выполняя требования заказчика, конструкторская бригада использовала в качестве базового варианта танк А13 Mk.II (Cruiser Tank Mk.IV). Существенным доработкам подвергся корпус, а башня была создана заново, но со старым комплектом вооружения. Непосредственное проектирование корпуса поручили фирме London Midland and Scottish Railway (LMSR), Nuffield отвечала за разработку башни. На танке предполагалось появление нового двигателя взамен не очень хорошо зарекомендовавшего себя мотора Nuffield-Liberty – проектировать новый двигатель поручили фирме Henry Meadows.

   Макет танка A13 Mk.III был готов к 13 апреля 1939 года.

   Корпус танка, сравнительно с Cruiser Tank Mk.IV, подвергся достаточно серьёзным изменениям - он стал сварным. Чтобы снизить общую массу, а заодно и общую высоту танка, было решено максимально уменьшить высоту корпуса. Таким изменениям способствовало использование горизонтально-оппозитного двигателя, но из-за этого пришлось изменить расположение агрегатов системы охлаждения. Пишут также, что для снижения высоты корпуса танка усовершенствованные свечи Кристи ставили под наклоном (Рис.3) – вероятно, как на экспериментальном шасси Кристи М1937 (Рис.4), которое Кристи демонстрировал британцам в Фарнборо в 1937г. или в 1938г.

 

Рис.3 – Установка усовершенствованной свечи Кристи на танке A13 Mk.III.

 

Рис.4 - M1937 движется на полном ходу по аэродрому Фарнборо.

 

   Кроме того, новый танк получился не только ниже, но и короче предшественника.

   Чтобы уложиться в измененные требования заказчика по бронированию (с максимальных 30 мм до 40 мм) разработчики применили двухслойное бронирование, при котором броневым был только верхний лист, в то время как нижний выполнялся из обычной высококачественной стали. Листы устанавливались без зазора. Лобовое бронирование корпуса состояло из двух листов толщиной 20 (или 21) и 19 мм, бортов — 10 и 9,5 мм, кормы — 12 и 12,5 мм соответственно. В то же время, нижние бортовые бронелисты сохранили толщину 14 мм, низ носовой части – 16 мм, крыша – 7 мм, днище – 7 мм. (Рис.5)

 

Рис.5 – Схема бронирования A13 Mk.III, Cruiser Tank Mk.V Covenanter.

 

     В передней части корпуса с правой стороны располагалось место водителя, защищенного коробчатой бронированной рубкой со смотровым прибором, пистолетным портом спереди, где мог устанавливаться курсовой пулемет BESA (Рис.6), смотровой щелью сбоку (Рис.7) и передним двухсекционным люком.

 

Рис.6 – Смотровой прибор водителя и пистолетный порт (закрыт броневой заслонкой).

 

Рис.7 – Смотровая щель водителя с внешнего бока рубки.

 

    Боевое отделение находилось в средней части корпуса, на крыше которого устанавливалась трехместная башня. Кормовую часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где размещался оппозитный бензиновый 12-цилиндровый двигатель Meadows D.A.V. объемом 16,2 л, развивавший максимальную мощность 340 л.с. (280 л.с. при 2200 об/мин). (Рис.8)

 

Рис.8 – Оппозитный двигатель Meadows DAV.

 

     Трансмиссия включала коробку передач c планетарным механизмом поворота типа Wilson, главный фрикцион Borg & Berg и бортовые передачи. За счет сильно «ужатого» по габариту высоты моторно-трансмиссионного отделения для некоторых агрегатов внутри корпуса не нашлось места. Воздушные фильтры были вынесены на крышу МТО и защищались бронированными коробками. Радиаторы системы охлаждения размещалась в носовой части корпуса с левой стороны и защищалась четырьмя дополнительными бронированными накладками толщиной 25 мм. Доступ воздуха к радиаторам осуществлялся через жалюзи, которые оказались в самом критичном с точки зрения обстрела месте. Спереди жалюзи защищал отбойник, но он прикрывал настолько узкий сектор, что его эффективность приближалась практически к нулю. Любопытно, что радиаторы дополнительно охлаждались вентиляторами, которые приводились в движение мотором поворота башни.

   Ящики с инструментами и запасными частями крепились на надгусеничных полках и на крыше МТО.

   Башня для танка Covenanter оказалась клепаной, сложной шестигранной формы. (Рис.9)

 

Рис.9 - Башня танка Covenanter.

 

   Башня поворачивалась с помощью гидравлического привода.

   Внутри башни размещались места для командира машины, наводчика и заряжающего, вооружение, приборы наблюдения и радиостанция No.19 со штыревой антенной.

   В конструкции башни применили не только двускатные борта с толщиной брони 30 мм, но и наклонную крышу, при этом лобовая деталь башни была выполнена почти под прямым углом. В центре башни устанавливался перископический прибор наблюдения Mk.IV защищенный 11-мм бронированным «стаканом». Некоторые указывают, что место для перископа было выбрано не совсем удачно, поскольку в этом месте находился казенник пушки. Второй такой прибор, предназначенный для заряжающего, размещался спереди-справа. (Рис.10)

 

Рис.10 – Смотровые приборы для командира и заряжающего.

 

    Для улучшения обзорности в бортах башни были сделаны смотровые приборы со стеклоблоками. В лобовой части башни, также имевшей 30-мм броню, был сделан вырез под установку 2-фунтовой пушки с длиной ствола 52 калибра и одного 7,92-мм пулемета BESA. Углы вертикального наведения для пушки находились в пределах от +20° до -15°, для пулемета — 150°. Слева от орудия находился прицел. Орудие и пулемет защищались общей маской. Справа от орудийной установки поставили 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный миномёт - он служил для стрельбы дымовыми гранатами. Дополнительно на борту мог крепиться продолговатый ящик для зенитного пулемета Bren, устанавливаемого в боевом положении на складном штыре. Люк башни был один, но большой. В походном положении люк откидывался назад и мог служить сидением. (Рис.11)

 

Рис.11 – Большой люк в башне.

 

   На танках раннего выпуска к кормовому листу башни крепился бак с водой, но затем его перенесли внутрь корпуса.

   Ходовая часть Cruiser Tank Mk.V практически без изменений перешла от модели А13 Mk II. Применительно на один борт она включала четыре сдвоенных опорных катка диаметром 812,8 мм с индивидуальной подвеской на пружинным рессорах и амортизаторах (из некоторых источников следует, что только на первом и на последнем по борту катках имелись амортизаторы). Все катки были оснащены резиновыми бандажами с вентиляционными отверстиями по всему диаметру. Ведущие колеса цевочного зацепления (с 20 зубцами каждое) располагались сзади, направляющие колеса – спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми металлическими траками сухого сцепления шириной 273 мм. Часть серийных танков оборудовалась броневыми фальшбортами и металлическими дисками на опорных катках.

    Первый прототип Covenanter Mk.I (вероятно, номер Т.7195, но в некоторых источниках указывают, что опытный образец получил отдельный от остального контракта регистрационный номер T.15395) был доставлен 21-го мая (указывают также 23 мая) 1940 года на полигон Экспериментального Центра Механизации (МЕЕ) в Фарнборо. Пишут, что сигнальный танк не имел башни. В таком виде машина, вроде бы, имела массу 16104 кг. Прототанк получил алюминиевые катки, планетарную коробку передач Wilson и рулевое колесо (скорее, Т-образный руль) вместо рычагов для управления машиной. На испытаниях машина прошла 802 мили (1283 км), развив максимальную скорость 60 км/ч. По другой версии, в период с 23 мая по 1 августа 1940 года в ходе первого этапа испытаний в Фарнборо танк преодолел 280 километров по шоссе и 840 километров по проселку. Одни авторы сообщают, что поскольку на первом шасси стояло экспериментальное оборудование системы охлаждения (- или машина имела просто больший моторный отсек, где помещалось оборудование охлаждения), то проблем с перегревом двигателя выявлено не было. Другие источники пишут с точностью до наоборот, что наблюдался постоянный нагрев двигателя. Некоторые сообщают, что отмечались проблемы с механизмами поворота. Положительным было то, что пробег не выявил слабых мест в конструкции сварного корпуса.

    29 сентября 1940г. появился второй прототип (номер Т.7095), на этот раз с башней. (Рис.12)

 

Рис.12 – Прототип танка Covenanter.

Отличительная деталь этого экземпляра – курсовой пулемёт в рубке водителя.

 

    Машина уже имела штатную систему охлаждения и через 50 минут езды температура воды в его системе охлаждения достигла 75 градусов Цельсия, а спустя 2,5 часа — 177 градусов. Перегрев наблюдался у масляной системы охлаждения, имелись проблемы и с коробкой передач.

     В октябре на машину установили экспериментальный образец трансмиссии Merrit-Brown, которую предполагалось установить на серийные танки. С этой трансмиссией танк преодолел 839 миль (1342 км), но в итоге от установки на серийные танки трансмиссии Merrit-Brown отказались в пользу штатной коробки передач Meadows Type 34 от Cruiser Tank Mk.IV, которую совместили с планетарным механизмом поворота Wilson. Это внесло дополнительные проблемы, связанные с охлаждением получившейся конструкции.

    Вопросы с охлаждением и скоростными характеристиками решали уже на серийных машинах. В январе 1941 года на испытаниях максимальная температура снизилась до 110 градусов Цельсия. Всё равно много, но признавалось, что для службы в условиях метрополии пойдет. В апреле 1941 года серийный танк разогнался на тестах в Фарнборо до 59 км/ч, но было решено сократить скорость до 53 км/ч. Официально скорость была еще ниже - 48 км/ч. (Рис.13)

 

Рис.13 – Испытания в процессе улучшения системы охлаждения.

 

     В серию пошли машины по своей конфигурации близкие прототипу, правда, от курсового пулемета для водителя отказались.  (Рис.14)

Рис.14 - Covenanter Mk.I. На нижнем снимке – вид сзади.

 

   Cruiser Tank Mk.V Covenanter Mk.I – масса 18289 - 18300 кг. Габариты: длина 5790 мм, ширина 2620 мм, высота 2240 мм. Бронирование лоб корпуса — 30-40 мм, башня – 30 мм, борт корпуса (верх) — 30 мм борт корпуса (низ) — 14 мм, корма корпуса — 28 мм, крыша, днище — 7 мм. Вооружение одна 2-фунтовая (40-мм) пушка и один 7,92-мм пулемет BESA в башне. Боекомплект 87 (?) выстрелов и 3700 (?) патронов. 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный миномёт для стрельбы дымовыми гранатами. Экипаж 4 чел. Двигатель Meadows D.A.V, карбюраторный, 12-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 340 л.с. Трансмиссия Meadows, механического типа: 4-скоростная планетарная коробка передач Wilson. Ходовая часть (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с подвеской на вертикальных пружинах и амортизаторах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая шириной 273 мм. (Рис.15)

 

 

Слева - направляющее колесо, справа – ведущее колесо в кормовой части танка.

Рис.15 – Элементы ходовой части.

 

    Скорость 48 км/ч по дороге. Запас хода по шоссе 160 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,46 м, глубина брода 0,95 м, ширина рва 2,10 м.    

    Радиостанция No.19 со штыревой антенной.

    В некоторых источниках сообщают, что на танках Covenanter I поздних серий появлялся дополнительный бронекожух перед маской башни. (Рис.16)

 

Рис.16 – Covenanter I с усиленной маской башни.

 

    Модификация Cruiser Tank Mk.V Covenanter I выпускалась до осени 1941 года, пишут, что их произвели 500 штук.

     Летом 1941 года прорабатывалось два варианта модернизации танка - малая и большая. Малая предполагала сохранение корпуса в конфигурации Cruiser Tank Mk.V, она получила обозначение Cruiser Tank Mk.V* или Covenanter II. Более солидной модернизацией занялись на Leyland – вариант Cruiser Tank Mk.V** или Covenanter III.

     Пишут, что производство Cruiser Tank Mk.V**/Covenanter III началось с октября 1941г. Модификация имела целый пакет улучшений: установлено два новых масляных охладителя по обе стороны двигателя и новый вертикальный бронекожух, а также бронекожух перед бронемаской на башне, модернизирована трансмиссия, добавлены воздухоочистители на корме, глушители сдвинуты назад, появилась укладка ЗИП на верхнем лобовом листе корпуса по обе стороны от бронированного кожуха фары дальнего света. Версия стала самой массовой – всего было построено 680 танков этого типа. (Рис.17)

 

 

 

Бронирование дымового миномета.

  

 

Рис.17 – Covenanter III. Внизу - из состава 9-й танковой дивизии на учениях, 1942 год.

 

     Эффективность работы системы охлаждения Covenanter III определили в октябре 1941 года. Максимальная температура снизилась до обнадеживающих 69 градусов по Цельсию, при этом максимальная скорость составила 53,6 км/ч. Отмечалось, что температура воды и масла всё еще высокие, но прогресс налицо. Работы по улучшению ситуации с перегревом продолжились. На испытаниях января 1942 года температура воды у Covenanter III составила 35 градусов.

     В апреле 1942г. на заводе LMS началась модернизация уже выпущенных танков модификации Covenanter I. Танки получили улучшенную систему охлаждения, более совершенные фильтры и некоторое другое оборудование - установлен дополнительный масляной охладитель, на некоторых машинах убран бронекожух радиатора. Улучшенный вариант Covenanter I получил обозначение Covenanter Mk.II (Cruiser Mk V*). Переделали 500 танков. (Рис.18, Рис.19)

 

Рис.18 – Covenanter Mk.II. Хорошо заметно, что у танка, по сравнению с Covenanter Mk.I, переделаны воздухозаборники радиаторов.

 

Рис.19 – На заднем плане машина без бронекожуха радиатора.

 

     Последняя модификация, Covenanter IV, пошла в серию в июне 1942 года. Covenanter Mk.IV – модернизированные танки Mk.II, но строились с нуля, на машины устанавливалась доработанная трансмиссия от Mk.III и дополнительные радиаторы воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса. В 1942-1943гг. фирмы English Electric Company Limited и Leyland Motors Limited выпустили 590 танков модели Covenanter IV. (Рис.20)

 

Рис.20 – Указывают, что это Covenanter IV.

 

   В целом, все четыре варианта модернизации (точнее, три варианта, если точкой отсчета принимать первую модель Covenanter I) проводились с целью улучшения работы силовой установки. Некоторые авторы считают, что комплексно решить эту проблему не удалось, но на испытаниях в июле 1942 года пара Covenanter IV прошла больший километраж и имела меньше дефектов, чем Crusader III. То есть, Covenanter IV все-таки довели до уровня боевого танка.

     В экспериментальном порядке несколько танков было переоборудовано в вариант AMRA (Anti Mine Rolling Attachment). Модификация включала крепление к носовой части танка минного трала, представлявшего собой металлическую раму с двумя парами колёс напротив каждой гусеничной колеи. Хотя во время испытаний были достигнуты положительные результаты в массовом порядке танки Covenanter AMRA Mk.IC никогда ими не оснащались. (Рис.21)

 

Картинки по запросу рама на танк AMRA

Рис.21 – Covenanter с минным тралом AMRA.

 

   На танке Covenanter также проводили эксперименты с оборудованием для плавания. (Рия.22)

 

Рис.22 – Танк Covenanter с дополнительным оборудованием для преодоления водных преград.

 

     Вероятно, в 1942г. на танке Covenanter была опробована установка надкалиберного 290-мм миномета Petard, стрелявшего 18-килограммовыми фугасами.

     Пишут, что танк А13 Mk III под индексом Cruiser Tank Mk.V приняли на вооружение до постройки первого прототипа.

     По одним данным, военное ведомство заключило контракт с LMSR на постройку 100 серийных танков 17-го апреля 1940г., по другим – 17 апреля 1939г., что кажется более логичнее, учитывая, что в апреле 1939г. был готов проект. Серийные номера танков первого заказа находятся в диапазоне T.7095-T.7194. К сентябрю 1939г. или 1940г. (опять разночтение в датах) были подписаны дополнительные контракты ещё на 250 танков, размещенные на предприятиях фирм English Electric и Leyland Motors. Первая из них получала заказ на 100 танков (номера T.15295-T.15394), второй достался контракт на 151 машину (номера T.15395-T.15545).

    Начать поставки нового танка удалось в конце декабря 1940г. (до конца года их выпустили по одним сведениям, 2 машины, по другим - 7 шт.) – так что принять участие во Французской кампании танку не удалось, хотя британские Экспедиционные силы (BEF) очень рассчитывали получить хорошо бронированный крейсер. Задержка производства нового танка была обусловлена сложностью развертыванием выпуска башен и корпусов новой конструкции. Из-за нехватки квалифицированных сварщиков корпуса пришлось собирать клепкой, что увеличивало массу танка на 100 кг. Помимо этого выяснилось, что использовать опорные катки из алюминиевого сплава не получится и их пришлось заменить на штампованные стальные, ещё более утяжелившие машину (каждый алюминиевый каток весил на 10 кг меньше).

     LMS, Leyland и English Electric совместными усилиями выпустили в первом квартале 1941 года 81 или 82 танка (по другим данным, 94 шт.), во втором 186 (или 154 шт.), а в третьем 212 машин. Но этот прирост не компенсировал потребности британской армии в крейсерских танках (на январь 1941г. потребность в такого типа танках оценивалась в 9930 шт.), поэтому заказы на Covenanter продолжились.

    Последний контракт был заключён в августе 1941 года, но производство продолжалось до начала 1943 года – последние машины сдали в январе.

 

Таблица – Производство танков Covenanter на площадках производителей.

Предприятие производитель

Номера серии

Количество

LMSR

Т.7195

T.7095-T.7194

T.81347-T.81406

опытное шасси без башни

100

60

English Electric

T.15295-T.15394

T.18361-T.18660

T.18661-T.18760

T.78244-T.78346

T.81407-T.81446

T.81447-T.81612

T.81613-T.81862

T.130695-T.130719

100

300

100

103

40

166

250

25

Leyland Motors

T.15395-T.15545

T.23104-T.23203

T.81863–81902

T.81903-T.81962

T.81963-T.82087

T.130720-T.130769

151

100

40

60

125

50

 

 

1 опытное шасси + 1770 шт.°

°Из этого количества несколько десятков в варианте CS (речь о них пойдет ниже).

 

     В литературе общее количество всех собранных Covenanter показывают в 1771 единицу, включая два прототипа произведенных в «рамках серийного строительства», но первое шасси не имело башни и вооружения, поэтому именно танков (а не шасси) Covenanter было получено 1770 – нигде не сказано, что первое шасси затем было доведено уровня танка, более того некоторые указывают (мнение исследователя Питера Брауна), что на базе первого прототипа был построен опытный мостоукладчик Covenanter Bridgelayer. Таким образом, новый крейсерский танк по численности превзошел более ранние «крейсера» вместе взятые. (Рис.23)

 

Рис.23 – Вверху – сборка корпуса танка Covenanter. Внизу - производство танков Covenanter на заводе LMS. Апрель 1941 года.

 

     Новые крейсера направились в Бовингтон, где приняли участие в войсковых испытаниях. Здесь вскрылся целый спектр проблем. Главной из них стала система охлаждения силовой установки. Трубопровод, шедший от МТО к радиаторам, проходил через боевой отсек, создавая дискомфортные условия для работы экипажа из-за повышенной температуры внутри корпуса. Кроме того, размещение основных элементов системы охлаждения в носовой части танки признали не самым удачным конструкторским решением. Максимальная скорость серийных танков определялась фирмой в 50 км/ч, но в ходе эксплуатации она редко доходила до 48 км/ч. Увеличившаяся до 18200-18300 кг боевая масса повлияла на ходовые качества при передвижении по пересеченной местности, поскольку при прежней ширине гусеничных траков увеличилась нагрузка на грунт. Поскольку траки шириной 242,5 мм и шагом 102 мм перекочевали с более лёгкого Cruiser Tank Mk.IV, удельное давление машины на грунт выросло. Одновременно снизился и ресурс гусениц. Неудобен танк оказался и с точки зрения эксплуатации. Максимально плотная компоновка моторного отделения создавала сложности при его обслуживании. Масса замечаний касалась и удобства работы в боевом отделении.

    В результате, в Управлении Механизации пришли к выводу о непригодности танков Covenanter к использованию во фронтовых условиях.

    По сути, британская армия получила танки, использовать которые в Северной Африке (а именно туда для Великобритании переместился центр тяжести в 1940-1941 гг.) было просто невозможно. Чтобы оправдать средства, затраченные на Covenanter, правительство преподнесло этот танк как самую современную боевую машину для защиты метрополии. Кроме того, танк был признан хорошей учебно-боевой машиной, подходящей для подготовки личного состава. Почти все танки этого типа, за исключением нескольких образцов, эксплуатировались только на территории Великобритании с первого квартала 1941-го по конец 1943-го года включительно. (Рис.24)

 

 

Рис.24 – На ученьях.

 

    Первым на новые машины пересел 4/7-й Гвардейский Уланский полк, до того укомплектованный легкими танками Mk.VIb. На 27 июня 1941г. в войсках (1-я и 9-я (-?) бронетанковая дивизии) находилось 224 линейных танка Covenanter. В августе 1941г. танки Covenanter принял 13/18-й Гусарский полк (Рис.25), дислоцированный в Тетфорде.

 

Рис.25 – Эскадрон “B” 13/18-й гусарского полка.

 

     По состоянию на 14 августа 1941 года в войсках насчитывалось 303 линейных Cruiser Tank Mk.V Covenanter. В сентябре эти машины приняли участие в 5-дневных маневрах Bumper, проходивших на Английской равнине.

     Впоследствии 13/18-й Гусарский полк был передан в распоряжение 9-й (Рис.26, Рис.27, Рис.28), а затем 79-й бронетанковой дивизии.

 

Рис.26 – 9-я дивизия, август 1941г. Великолепна видна рассадка экипажа в походном положении.

 

Рис.27 – Covenanter II из состава 9-й танковой дивизии, 1942 год.

9 дивизия формировалась как учебная.

 

Рис.28 – У. Черчилль на танке Covenanter 9-й танковой дивизии, май 1942г.

 

   Кажется, один танк Covenanter III поздней осенью 1941 года проходил испытания в Египте.

    В мае 1942г. в метрополии провели сравнительные испытания танков Covenanter и Crusader. Пишут, что Covenanter превзошел конкурента, пройдя 1600 км без поломки, в то время как Crusader вышел из строя через 1120 км. После такого результата, осенью 1942г. 4 танка Covenanter (2 Covenanter III и 2 Covenanter IV) дооборудовали противопыльными экранами (Рис.29) и отправили в пустыню.

 

Рис.29 – Covenanter с противопыльными экранами.

 

    Танки Covenanter предполагалось использовать в учебных целях в тренировочном лагере Аббасии (к северо-востоку от Каира) – они прошли более чем 1000 миль каждый. Но пишут, что острая необходимость в бронетехнике заставила местное командование переквалифицировать их в эвакуационные бронемашины и передать в распоряжение REME (Royal Electrical and Mechanical Engineers). Также сообщают, что в период с декабря 1942 по сентябрь 1943 года танки Covenanter использовались для обучения личного состава 19-го бронетанкового полка новозеландской армии (19th Armoured Regiment), также воевавшей в составе сил Британского содружества в Северной Африке.

     В настоящее время неясно, применялись ли эти Covenanter в боях с немецко-итальянскими войсками, хотя ряд признаков указывает на то, что они использовались в подразделениях, оснащенных пехотными танками Vlentine. (Рис.30)

 

Рис.30 – Танки Covenanter в Африке, март 1943г.

 

     В начале 1942 года танки Covenanter III в метрополии были переданы в состав Гвардейской Танковой дивизии (Guards Armoured Division). Они предназначались для усиления трех танковых полков 5-й и 6-й бронетанковых бригад, задачей которых являлась защита Британских островов от возможного немецкого вторжения. По состоянию на 31 мая 1942 года в войсках числилось 974 танка данного типа, из них 95 в версии CS.  В мае 1943 года танки Гвардейской танковой дивизии принимали участие в учениях «Колумбус». В середине лета 1943 года их числилось еще 499 штук, при этом уже начался процесс списывания и сдачи в металлолом. На вооружении гвардейцев танки Covenanter продержались до сентября 1943 года. (Рис.31)

 

Рис.31 – Защитники метрополии. Нижний снимок сделан в 1943г.

 

     Также в начале 1942г. танки Covenanter поступили на вооружение 1-й польской танковой дивизии (1st Polish Armoured Division). (Рис.32)

 

Рис.32 – Танки Covenanter 1-й польской бронетанковой дивизии.

 

     Надо заметить, что единственный случай боевой потери танка Covenanter зафиксирован именно в 1-й польской танковой дивизии. В ее составе было сформировано несколько бронепоездов. Некоторые бронеплощадки представляли собой установленный на железнодорожную платформу танк Covenanter, дополнительно защищенный бронеплитами и мешками с песком. В ходе ночного налёта немецкой авиации 31-го мая 1942 года бомба попала в площадку бронепоезда «Н», уничтожив находившейся на ней Covenanter.

      Из британских и польских частей танки Covenanter были списаны в феврале 1944г.

     В 1941г. на базе Covenanter разработали мостоукладчик Covenanter Bridgelayer. По другой версии, опытный мостоукладчик на шасси первого прототипа Covenanter испытывали только в 1943г. С машины демонтировали башню (если речь идет о первом прототипе Covenanter, то башни могло не быть) и устанавливали 34-футовый (“30 ft No. 1”, длина в метрической системе – 10,36 метра) раскладной мост типа «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов на гидроприводах. Ширина моста составляла 9,5 футов (2,9 метра), максимальная нагрузка – до 24 тонн. (Рис.33)

 

Рис.33 – Установка раскладного моста с платформы Covenanter.

 

    Грузоподъемность моста, видимо, не превышала 10 тонн. (Рис.34)

 

Рис.34 – Передвижение техники по раскладному мосту.

 

    Модификацию признали удачной и в течение 1942-1943гг. 20 танков Covenanter I и 60 Covenanter IV переделали в мостоукладчики Covenanter Bridgelayer. (Рис.35)

 

Рис.35 – «Серийный» мостоукладчик Covenanter Bridgelayer.

 

     Встречается, что в 1942г. (-?) несколько таких мостоукладчиков применялось в Бирме.

     Помимо британских частей, эти мостоукладчики использовались в составе 1-й чехословацкой бронебригады во время высадки в Нормандии. Пишут также, что новозеландцы в конце 1942г. приобрели 13 мостоукладчиков на шасси Covenanter и несколько машин было передано австралийской армии (кажется, 5 шт.).

     В 1944 году одна из машин была модифицирована и могла выдерживать нагрузку до 30 тонн.

     В 1942г. один танк Covenanter переоборудовали в ремонтно-эвакуационную машину Covenanter ARV.

     Некоторое количество танков Covenanter с начала 1943г. переделывались во вспомогательные инженерные бронемашины.

     Covenanter OP – Observation Post, бронемашина наблюдателей на базе модификаций Mk.II и Mk.IV, созданная для использования частями полевой артиллерии (также могла использоваться в качестве БРЭМ): дополнительно устанавливалось две радиостанции No.19 и одна No.18, но вместо пушки монтировался её муляж.

     Covenanter Command – командирский танк на базе Mk.II практически аналогичный ОР, но оснащенный только с двумя радиостанциями No.19.

     Пишут, что из линейных танков Covenanter в машины Covenanter OP и Covenanter Command могло быть переделано 478 машин (-?), хотя изначально планировалась получить 1120 (-?) таких машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru