Cruiser Tank Mk.VI А15 Mk I Crusader
Cruiser Tank Mk.VI А15 Mk I Crusader
Британия
19,27 т |
|
вооружение |
40-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
340 л.с. |
выпускался |
1941г., Nuffield Mechanization & Aero
273 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
В 1940г. был разработан и испытывался новый вариант крейсерского танка А15Е1. (Рис1)
Рис.1 - Cruiser Tank A15Е1.
Масса 19279 кг. Габариты: длина 5994 мм, ширина 2642 мм, высота 2235 мм, клиренс 406 мм. Конструкция корпуса и башни были клепаными из листов катаной стали. Особенностью защиты танка являлось двухслойное бронирование – каждый слой по 14 мм. Внешние листы изготавливались из броневой стали (гомогенная броня марки I.T.70), а внутренние из обычной углеродисто-марганцевой стали марки I.T.110. Интересно, что по бортам между листами имелся зазор в 143 мм, в коем размещались пружины подвески ходовой. Фактически, 28-30 мм такой двухслойной «брони» были сопоставимы 20-22 мм обычной однослойной, что являлось минусом защиты. Бронирование: лоб корпуса — 30 мм \ 30° лоб корпуса (верх) — 20 мм \ 60° лоб рубки — 40 мм \ 90° борт корпуса – 14+14 мм \ 90° корма корпуса — 28 мм \ 11° крыша корпуса — 7 мм \ 0° днище корпуса — 10 мм \ 0° лоб башни — 49 мм \ 7° борт башни — 24 мм \ 45° корма башни — 30 мм \ 32° крыша башни — 12 мм \ 0°. Приводят и более обобщенную информацию о бронировании машины: толщина брони лба корпуса 22-34 мм, бортов корпуса 18-20 мм, лба башни 32 мм, днища 16 мм и крыши 14 мм. В некоторых источниках указывают, что максимальная толщина брони танка составляла 40 мм. Компоновка машины получилась двухбашенной. Спереди находилось отделение управления – справа по ходу в коробчатой рубке с двухстворчатым верхним люком и с тремя смотровыми приборами помещался водитель – и пулеметная башенка слева по ходу. Угол поворота башенки по горизонту находился в пределах 150°. Над боевым отделением возвышалась точно такая же трехместная башня, как на танке Covenanter. В задней части крыши башни находился сдвигаемый назад командирский люк. Слева от него разместили крепление под зенитную установку Lakerman для пулемета Bren калибра 7,92-мм, а на правом борту устанавливалась дополнительная фара. Перед люком, почти ровно по центру крыши башни, монтировался наблюдательный прибор Mk.IV (перископ Гундляха). Про приборы наблюдения в башне пишут и немного по-другому: «Для командира и заряжающего в крыше устанавливались вращающиеся перископы, наводчик мог смотреть через смотровую щель во лбу башни или через телескопический прицел. По бортам также были установлены триплексы». Башня поворачивалась как вручную, так и с помощью гидравлического привода, время поворота башни вручную на 90° составляло 5,9 секунд. Также в башне размещалась радиостанция No.11 или No.19 оснащенная штыревой антенной, выведенной на кормовой лист башни. Там же крепился ящик для инструментов. Башня прототипа имела ранний вариант орудийной маски. Экипаж 5 чел. Вооружение. В башне устанавливалось 40-мм орудие QF 2 pounder Vickers со спаренным пулеметом 7,92 мм BESA в одной маске. В рубке водителя имелся еще один пулемет и в башне рядом с рубкой водителя размещалcя третий пулемет. Имелся также дымовой гранатомет. Боекомплект 130 выстрелов и 5000 патронов, находился внутри боевого отделения (средняя часть корпуса). Приборы прицеливания включали телескопический прицел No.30 Mark I или Mark.IA. В моторно-трансмиссионном отделении устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Nuffield-Liberty Mk.III. Этот двигатель имел горизонтально-оппозитную схему, за счет чего снижалась высота корпуса танка. Рабочий объём двигателя составлял 27040 см3. Мотор выдавал мощность 340 л.с. при 1550 об/мин. Система охлаждения – жидкостная. Радиаторы размещались по бокам от двигателя, а два вентилятора находились позади него. Запуск двигателя мог производиться двумя способами: с помощью электростартера или сжатым воздухом. Общая ёмкость топливных баков составляла 500 литров горючего. Дополнительно на кормовой части корпуса крепился внешний бензобак на 136 литров, не связанный с топливной системой танка. По другим сведениям, запас топлива в танке составлял 378,6 литров + 113,6 литра. Трансмиссия танка включала многодисковый главный фрикцион, через который мощность от двигателя передавалась на 4-ступенчатую коробку передач Nuffield, оснащенную планетарным механизмом поворота Wilson (передаточное число 4,08:1) бортовые передачи, внешние тормоза. Электросистема танка - 12-вольтная, оснащалась двумя аккумуляторными батареями, размещенными в боевом отделении. Ходовая часть (на один борт): 5 опорных катков с резиновыми бандажами с индивидуальной подвеской на усовершенствованной свече Кристи (пружина плюс амортизатор) (Рис.2), переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница из 118 траков шириной 273 мм.
Рис.2 – Установка усовершенствованной свечи Кристи на А15.
В некоторых источниках уточняют, что только первый и последний катки по борту имели амортизаторы, прочие катки, надо понимать, имели лишь пружины.
Максимальная скорость по шоссе 44 км/ч, по проселку – 22-25 км/ч. Запас хода по шоссе 322 км, по другим данным – 255 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°, высота стенки 0,78 (0,69) м, глубина брода 0,99 м, ширина рва 2,28 (2,59) м.
На испытаниях танк А15 показал вполне приемлемые характеристики по подвижности и проходимости. Обнаружились и неприятности, и неожиданности. Традиционно выявились проблемы с охлаждением двигателя. Помимо этого, была выявлена такая неприятная «особенность» в системе управления танка, как внезапный разворот в сторону противоположную требуемой (говорят, виноват в этом был пневматический привод механизма поворота). В числе замечаний о сложности управления фигурировал и такой момент – на танке А15 присутствовало два рычага управления, в то время как A13 Mk.III оснащался одним Т-образным штурвалом.
Такую проблему, как внезапный разворот машины в противоположную от требуемой устранили путем модернизации планетарного механизма поворота и тормозом, которые были оснащены распределительными клапанами. Провели доработки в системе охлаждения. Также было решено отказаться от пулемета в рубке водителя, заменив его пистолетной бойницей.
В ноябре 1940 года машина проходила испытания стрельбой в Лулворте. Результаты испытаний не стали выдающимся, но испытывавшийся параллельно Cruiser Tank Mk.V А13 Mk III Covenanter смотрелся более сомнительным. Например, расположение радиатора в передней части корпуса Cruiser Tank Mk.V грозило быстро вывести машину из строя.
В начале 1941 года немного улучшили конструкцию пулеметной башенки: маховик поворота перенесли на более удобное место, изменилась конструкция рукоятки пулемёта и полки для ящика с пулемётной лентой. Главный недостаток конструкции заключался в малых габаритах башенки, и с этим уже нельзя было ничего поделать.
Военные приняли решение запустить в серийное производство Crusader A15. Полное название нового крейсера звучало как: Cruiser Tank Mk.VI “Crusader” \ А15, первая его модификация – Crusader Mk.I или просто Crusader I. (Рис.3)
Рис.3 - Crusader
I. Орудийная маска как на прототипе.
Серийное производство Crusader Mk.I началось
1941г. (по другой версии, первая серийная машина появилась еще 5 мая 1940г.). Пишут,
что к августу 1941г. ежемесячно производилось 65 танков Crusader. В том году было
построено 283 ед. этой модификации: 100
шт. первой серии (T15545 – T15645, T15545 – «пилотный» образец из мягкой стали,
T15637 – танк не использовался); из второй серии T15646 – T15745 – 93 шт. Mk.I;
из третьей серии T16558 – T16657 машин в варианте Mk.I. Вероятно, в это
количество построенных танков Crusader модификации Mk.I вошло несколько машин в
варианте CS, вооруженных 76-мм гаубицей.
Пишут, что в апреле 1941г. в опытных целях
на одном танке Crusader установили
600-сильный (450 kW) двигатель Rolls-Royce Meteor – при этом машина разогналась до 64
км/ч.
Многие авторы считают, что Crusader I стал первым полностью боеспособным
британским крейсерским танком.
Поступление танков Crusader в действующую армию началось весной 1941 года. Набрать количество танков, необходимых для полной комплектации танкового полка, удалось только в мае – тогда же был получен приказ У.Черчилля об их срочной отправке в Северную Африку. Первым соединением, пересевшим на Crusader стал 6-й танковый полк (6 RTR) 7-й бригады 7-й танковой дивизии, где по состоянию на 14-е июня 1941 года числилось 52 танка этого типа.
Новые машины предполагалось использовать как тяжелые разведчики, но положение на фронте складывалась таким образом, что Crusader стали основными танками сил Британского Содружества. Резервы сосредотачивались для проведения операции Battleaxe («Алебарда», июнь 1941 года), задачей которой являлось деблокирование осажденного гарнизона Тобрука.
Далеко не все прибывшие Crusader находились в боеспособном состоянии. Часть танков получила повреждения при перевозке морем по причине некондиционной герметизации. Морская вода протекала внутрь корпуса вызывая коррозию. Кроме того, обнаружилось, что Crusader транспортировались без воды в системе охлаждения и при первом же запуске двигателя в жарком африканском климате он быстро выходил из строя. Все выявленные дефекты и неисправности устранялись в мастерских Александрии, но ввести в строй все 52 танка к началу операции не удалось. Первый крупный бой с участием новых крейсерских танков состоялся 16-го июня 1941 года близ горы Хафид.
Бронетанковые соединения в ходе операции Battleaxe понесли большие потери – к окончанию боёв у Тобрука, в составе 6 RTR осталось всего 19 танков Crusader.
В метрополии танки Crusader передавались на вооружение 11-й танковой дивизии, где они эксплуатировались на протяжении 1941-1942гг.
Машины продолжали тестироваться на разного рода маневрах и учениях. (Рис.4)
Рис.4 - Танки Crusader использовали для отработки тактики морского десанта и опытов по герметизации корпусов танков.
Казалось, Crusader неплохо подходили для действий на театре. Максимальная скорость достигала 30 миль (48 км/ч). Стрельба с коротких остановок из 2-фунтового орудия была меткой. Оказалась высокой и манёвренность огня: гидравлический привод позволял повернуть башню на 90° и навести на цель размером 18 дюймов (46 см) на дистанции 125 ярдов (114 м) менее чем за 6 секунд. Однако по мере эксплуатации проявлялись различные дефекты. Например, оказалась неудовлетворительной конструкция воздухофильтра. Даже фильтры, помещённые в боевое отделение, пропускали слишком много инородных частиц и приводили к быстрому износу двигателя. Уже осенью 1942 года оказалось, что у фильтров есть заметный дефект: из-за небрежной сборки часто оказывалось невозможным точно измерить уровень масла. Вождение танка оказалось довольно сложным. Водителей предупреждали, что сцепление гусениц с грунтом не такое хорошее, как хотелось. При резком торможении на высокой скорости танк продолжал скользить дальше. Эта особенность также затрудняла повороты машины. При езде вниз по склонам рекомендовалось двигаться как можно медленнее. Часто приходилось проверять болты ведущих колёс, так как они легко расшатывались. Процедуру рекомендовалось проводить после каждых 50 миль пробега и ни в коем случае не реже, чем через 100 миль. Также водитель должен был осматривать гусеничные траки, которые при резких поворотах трескались. При езде по пересечённой местности выпадали снаряды из укладок первой очереди, а створка люка башни могла соскочить с места и захлопнуться, что приводило к ранениям. При езде с открытым люком танкистам советовали привязывать створку верёвкой к строповочным проушинам. Выявилась плохая вентиляция боевого отделения. С работающим двигателем можно было выпустить девять лент за полчаса из спаренного пулемёта и четыре — из пулемёта в башенке, в то время как с заглушенным мотором отстреливались лишь 2–3 ленты из спаренного пулемёта, и всего одна — из башенки.
Рис.5 – Crusader Mk.I в пустыне, ноябрь 1941г.
В феврале 1942 года из Африки пришла информация, что танки Crusader оказались слишком ненадёжными для этого театра военных действий, и что никаких решений для повышения надёжности до приемлемого уровня в ближней перспективе нет. В войсках были готовы принять вместо «Крусейдеров» «Валентайны», несмотря на их более низкую скорость. Двигатель «Либерти» показал себя довольно капризным: по мнению танкистов, можно было считать чудом, если мотор «Крусейдера» проработал 36 часов и не проявил какой-нибудь серьёзный дефект. После 500 миль пробега ломались водяной насос, кронштейны ходовой части и амортизаторы. Вскрылись и проблемы с коротким сроком эксплуатации вентиляторов системы охлаждения: 500 миль (800 км) стали пределом для этого агрегата, крайне важного в жарком климате. Проблемы с воздухофильтрами тоже встали весьма остро. Танкисты просили поместить их в боевое отделение, где они были бы защищены от пыли, пуль и осколков. Течи воды и масла начинали появляться после всего 100 миль (160 км) пробега, причиной чему была некачественная сборка. Течь масла из тормоза накатника стала большой проблемой, так как потеря 50–60% масла приводила к деформации орудийной установки при стрельбе.
Британские конструкторы пытались исправить недостатки. Тем не менее Crusader не мог на равных сражаться со своим главным противником Pz.Kpfw.III. Лобовая броня танка пробивалась 50-мм орудиями немецких Pz.Kpfw.III с дистанции до 1450 ярдов (1330 метров). Эффективный ответный огонь Crusader с такого расстояния вести не мог, лобовая броня немецких средних танков пробивалась только в упор, а бортовая с 500 ярдов (458 м). Безнадёжность дуэли между этими танками напрямую описана в технической сводке от августа 1942 года. Crusader был вынужден атаковать немецкие машины в борт, но фланги немецких танковых частей прикрывались противотанковыми орудиями, против которых британский танк тоже оказался малоэффективен. В сводке также отмечалось, что аварии танков стали гораздо более редким явлением - отчасти оттого, что механики тщательно следили за пробегом. Ресурс серийного танка Crusader к осени 1942 года составлял около 1200 миль (1930 км).
Эксплуатация танков Crusader в условиях Северной Африки выявила неприятные особенности этих машин. Основной проблемой стали двигатели Nuffield-Liberty, не отличавшиеся высокой выносливостью и страдавшие постоянной утечкой жидкостей из систем смазки и охлаждения. Массу проблем доставлял песок – попадая внутрь корпуса он приводил к преждевременному износу элементов водяного насоса и цепного привода вентиляторов. Также выяснилось, что используемый в британских боеприпасах кордит при соприкосновении с раскалёнными элементами металла воспламенялся. Таким образом, весьма часто, после сквозного пробития брони немецким снарядом, британские танки возгорались. Взрывы немецких бронебойных снарядов после пробития брони приводили к образованию большого количества осколков. Обстрел корпуса «Крусейдера» из 50-мм пушки показал, что причиной пожара не всегда становился боекомплект: при поражении горячими осколками воспламенились картонные упаковки, промасленные тряпки, изоляция электропроводки. Осколки снаряда также пробили перегородку моторного отделения. Оценка специалистов оказалась неутешительной: при разрыве в корпусе танка 50-мм снаряда спасаться от пожара было уже некому: во всех случаях осколки снаряда поражали весь экипаж. Для улучшения ситуации с пожароопасностью решили экранировать боеукладки. В качестве материала для боеукладок предлагалось использовать броню типов I.T.70 или I.T.100: другие марки, а также конструкционная сталь оказались малоэффективными с точки зрения образования осколков. Укладки состояли из ящиков со стенками толщиной 6 мм из стали твёрдостью 350 единиц по Бринеллю. Выдержать прямое попадание такие ящики не могли, но брони хватало для защиты боеприпасов от осколков. У конструкции имелись и недостатки: крышки плотно подгонялись к ящикам, и открывать их было трудно. Никаких защёлок для фиксации крышек в открытом или закрытом положении не предусматривалось. 20-снарядная укладка первой очереди в башне имела более удачную крышку, открывающуюся вбок, но и с ней хватало проблем: она мешала установленной в башне радиостанции. Конструкцию пришлось некоторое время доводить, изменяя компоновку боевого отделения. Однако требовалось улучшить и бронирование машины в целом. Бронирование танка было настолько слабым, что на испытаниях один 50-мм снаряд прошил ближний борт и внутреннюю часть противоположного, разорвавшись при ударе о внешний лист. Для улучшения бронирования экраны толщиной 14 мм приваривались к лобовой части корпуса и рубке водителя. На машинах с пулемётной башенкой левый борт рубки не экранировался. Применялся и другой метод установки экранов: болты основного бронирования снимались и заменялись более длинными, которые держали и броню, и экраны. Установка экранов проводилась в полевых мастерских и из-за дефицита сварочных электродов, второй экраны чаще привинчивались болтами.
Некоторое количество линейных танков переделывалось в т.н. командирские танки. Реальное орудие заменялось макетом, а освободившееся пространство занимала дополнительная радиостанция №19. Такие бронемашины, оснащенные только пулеметом, передавались для штабов танковых дивизий и бригад.
Рис.5 – Эскизный проект САУ с 76-мм (17-фунтовой) пушкой на шасси Crusader.
Постройка САУ была отменена.
В 1942г. на фоне условий кампании в Африке некоторое количество танков Crusader переделали в БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина). По другим сведениям, была получена всего одна такая машина. Башня с вооружением полностью демонтировалась, на корпусе монтировался кран грузоподъёмностью до 5 тонн и различные вспомогательные приспособления. Экипаж сократился до трех человек: водитель, командир и механик. Все машины этого типа получили обозначение Crusader ARV Mk.I. (Рис.6)
Рис.6 - Crusader ARV Mk.I.
С 1942г. танки Crusader начали приспосабливать под тягачи высокой мощности для 17-фунтовой противотанковой пушки. Первые 6 танков Crusader, выбранные для этой цели, оснащались буксировочным приспособлением, а также оборудованием для перевозки 40 снарядов и 8 человек. После успешных испытаний начался полномасштабный процесс переоборудования строившихся танков Crusader в артиллерийские тягачи Crusader Gun Tractor Mk.I - происходило это в заводских условиях серийного производства танков. Доработки сводились к установке на месте башни надстройки из 14-мм бронелистов, защищавшей места водителя, командира и 6 человек артиллерийского расчета. Боекомплект перевозился как в ящиках на надгусеничных полках в кормовой части танка, так и в зарядном ящике. Тормоза орудия соединялись с гидравлической системой танка, а на крыше МТО могло перевозиться запасное пушечное колесо. Судя по серийным номерам шасси Crusader, в серии T123633 – T126269 была получена 381 машина Crusader Gun Tractor, в серии T126270 – T127269 еще 209 шт. Итого в варианте Crusader Gun Tractor было построено 590 машин. (Рис.7)
Рис.7 – Варианты Crusader
Gun Tractor.
Первый опыт использования таких машин имел место в Тунисе весной 1943г. Есть сведения, что в послевоенный период часть тягачей Crusader Gun Tractor была переоборудована в бульдозеры.
По одним сведениям, в 1943 году был заключен контракт с Аргентиной на поставку нескольких шасси, отслуживших своё танков Crusader I, которые уже были переоборудованы в Crusader Gun Tractor. По другой, тягачи на базе Crusader были проданы в Аргентину после войны. Бывшие британские бронемашины предполагалось использовать для постройки самоходных артиллерийских установок. Аргентинцы разработали три варианта: с гаубицей Schneider 10.5cm L/18 mod.1928, с полевыми орудиями Krupp 7,5cm L/30 Mod.1909 и Bofors 7,5cm L/40 Mod.1935. При этом на машине появлялась массивная броневая рубка. Данные о количестве построенных САУ отсутствуют, судя по фотографиям, можно определенно говорить о трех машинах, некоторые допускают, что существовало около десятка экземпляров. (Рис.8)
Рис.8 - Аргентинские Crusader
self-propelled gun.
Некоторое количество серийных танков
в 1942-1943гг. также было переоборудовано в бульдозеры путем демонтажа башни и
установки переднего «ножа». Эти бронемашины получили название Crusader Dozer и
широко применялись на завершающем этапе боевых действий в Европе.