Cruiser Tank Mk.VI А15 Mk III Crusader

 

 

Cruiser Tank Mk.VI А15 Mk III Crusader

Британия

Средний крейсерский танк

масса

19,75/20 т

вооружение

57-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

340 л.с.

проект

1941г., Nuffield Mechanization & Aero

выпускался

1942-1943гг., Nuffield Mechanization & Aero

1246 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     С марта 1941г. началась разработка варианта крейсерского танка с 57-мм пушкой -Crusader Mk III. В центре внимания оказалась башня танка, которую следовало адаптировать под 57-мм орудие. Интересно, что процесс модернизации башни танка Crusader начался едва ли ни в инициативном порядке силами армейских офицеров. Первоначально был предложен вариант с установкой на стандартный корпус башни от танка Churchill I, однако его признали не оптимальным из-за массогабаритных параметров, и необходимостью погона другого размера. Тогда приступили к модернизации имеющегося образца башни. Деревянный макет был готов в сентябре 1941 года, но специалистам фирмы Nuffield предложенный образец не понравился. Спустя шесть недель был представлен «фирменный» вариант, представлявший собой несколько увеличенную в размерах башню от серийного танка Crusader II, которая стала выше и длиннее. Лобовой лист, с прямоугольной амбразурой под установку вооружения (при этом пулемет был перенесен на левую сторону), стал изготовляться из бронелиста толщиной 51 мм и устанавливался под прямом углом. Также изменили конструкцию крыши башни. В ней предусмотрели возможность стрельбы из дымовых гранатометов через специальную амбразуру, ввели два перископических прибора наблюдения Mk.IV, а общий посадочный люк заменили на двухстворчатый. Стеклоблоки с триплексами в бортах башни были удалены, но их отверстия можно было использовать для стрельбы из личного оружия. В башне также появился вытяжной вентилятор для отвода дыма от выстрела орудия.

   Из-за увеличенных размеров артиллерийских снарядов боекомплект пришлось сократить со 130 до 65 выстрелов.

   На новой модификации «узаконили» отмену пулеметной башни спереди. На место пулемётчика установили дополнительную боеукладку, благодаря чему количество выстрелов к пушке удалось увеличить до 73. Новая пушка ограничила внутренне пространство в башне, поэтому командир выполнял и функции заряжающего. Для заряжающего в башне места не хватило, и теперь его обязанности выполнял командир. Чтобы упростить его работу, подбашенную корзину немного расширили. Теперь диаметр полика составлял 44 дюйма (112 см). Наводчику пришлось работать с радиостанцией. Получается, экипаж танка сократился сразу с 5 до 3 человек, но в некоторых справочниках указывают, что членов экипажа было 4. Правда тут же следует оговорка, что на практике, в боевых условиях, экипаж танка мог составлять всего 3 чел. – мол, на место четвертого загружали дополнительный боекомплект.

   В Crusader Mk III поставили обновленный двигатель Liberty Mk IV, в котором были исправлены некоторые проблемы надежности и улучшена система охлаждения. (Рис.1)

 

Рис.1 – Чертежи и проекции Crusader Mk III.

 

    Масса 19750 кг (боевую массу указывают в 20040 кг). Габариты: Длина 5994 мм, ширина 2642 мм, высота 2235 мм, клиренс 406 мм. Бронирование: лоб корпуса — 30 мм \ 30° лоб корпуса (верх) — 20 мм \ 60° лоб рубки — 40 мм \ 90° борт корпуса – 14+14 мм \ 90° корма корпуса — 28 мм \ 11° крыша корпуса — 7 мм \ 0° днище корпуса — 10 мм \ 0° лоб башни — 51 мм \ 7° борт башни — 24 мм \ 45° корма башни — 30 мм \ 32° крыша башни — 12 мм \ 0°. Получается, максимальную толщину бронирования в 51 мм имел только лоб башни. Экипаж 3 чел. Вооружение 57-мм орудие калибра L43, один 7,71-мм пулемет BESA. Боекомплект 65 выстрелов, 5000 патронов. Приборы прицеливания: два перископа Mk.IV, триплексы в бортах башни, оптический пулеметный прицел, телескопический орудийный прицел No.33. (Рис.2)

 

Рис.2 – Crusader III, вид сверху. Башенный люк открыт, на крыше башни хорошо различимы два прибора наблюдения Mk IV и колпак вентилятора.

 

    Двигатель Nuffield-Liberty Mk.IV, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 340 л.с. при 1550 об/мин., рабочий объём 27040 см3.; запас топлива 378,6 литров + 113,6 литра. Трансмиссия механического типа: 4-ступенчатя коробка передач Nuffield, планетарный механизм поворота Wilson (передаточное число 4,08:1), бортовые передачи, внешние тормоза. Ходовая часть (на один борт): 5 опорных катков с резиновыми бандажами и амортизацией на усовершенствованной свече Кристи, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница из 118 траков. Средства связи радиостанция No.19 со штыревой антенной и интерком.

     Скорость по шоссе 44 км/ч, по проселку – 22-25 км/ч. Запас хода по шоссе 322 км, по проселку – 255 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,78 м, глубина брода 0,99 м, ширина рва 2,28 м.

    Первый Crusader Mk III попал на артиллерийский полигон в Лулворте в декабре 1941 года. В целом, испытания показали, что найдено приемлемое для текущего положения дел на поле боя решение. Существенной проблемой новой модификации танка Crusader казался механизм наведения орудия в вертикальной плоскости. На прежних моделях танка с 40-мм пушкой орудие не фиксировалась в вертикальной плоскости и наводилась по вертикали с помощью плечевого приклада, но для более тяжелой 6-фунтовки такой подход не годился, решили перейти на схему с маховиком. Изначально также планировалось наводить орудие по вертикали с помощью гидропривода. Установка поступила на испытания в начале октября 1941 года, однако даже к декабрьским испытаниям её не довели до кондиции. Наводчик мог поднимать и опускать орудие с помощью маховика, но тот установили под неудобным углом и в неудобной плоскости. Спусковой механизм получился очень тугим, работать с ним было трудно даже опытным наводчикам. Вскоре на полигон доставили систему вертикальной наводки с прикладом. Испытатели отметили, что стрелять из такой установки легче. Для того чтобы довести систему до боеспособного состояния, требовалось её доработать: изменить угол установки приклада, переместить рукоятку, предусмотреть крепление в положении по-походному и уменьшить усилие на спусковом крючке. Это решение было временным, пока конструкторы дорабатывали вариант с гидроприводом. Однако вариант с гидроприводом не удался, а вот усовершенствованный вариант с плечевым прикладом оказался хорошим: проведённые в марте 1942г. сравнительные испытания показали, что этот вариант работает гораздо лучше схемы с маховиком, особенно при стрельбе в движении. Испытатели решили, что пока не будет разработан удовлетворительный стабилизатор, смысла в установке с маховиками нет — как с гидроприводом, так и без. В июне 1942 года наконец приняли окончательное решение: никаких гидроприводов не будет, танки Crusader будут выпускаться только с установками с плечевым прикладом.

    Высказывались претензии и к расположению экипажа: у заряжающего (он же командир) было тесно в ногах, а сиденье наводчика требовалось сдвинуть вниз, так как тому не хватало места выпрямиться.

    Одновременно в декабре 1941г. в Лулворте проходил испытания Crusader с другим вооружением. Вместо 6-фунтовки на нём смонтировали тройную установку с 2-фунтовой пушкой, 3-дюймовой гаубицей и пулемётом BESA. Танк успешно прошёл испытания, но генеральный штаб решил, что такая установка не нужна, и на вооружение её не приняли.

   Разрешение на производство танков модификации Crusader III (Crusader Mk.III) было получено после успешных огневых испытаний, завершившихся в декабре 1941 года. В серию крейсерские танки Crusader с 57-мм пушкой (6-фунтовой) - Crusader Mk III – пошли в мае 1942г. К июлю было построено 144 штуки, а закончилось производство Crusader Mk III в 1943г., вероятно, весной, но в некоторых источниках срок окончания производства танков Crusader датируют октябрем 1943г. Всего получили 1246 машин в варианте Mk III.

     Исследователи допускают, что в 1943 году танки Crusader составляли 26% объёмов выпуска британской танковой промышленности.  (Рис.3)

 

Рис.3 - Crusader Mk III собственной персоной.

 

     В процессе серийного производства танк пытались совершенствовать. 25 октября 1942 года обстрел серийного Crusader Mk III из винтовки (!) показал, что брызги металла проникают в боевое отделение - отчасти по конструкционным причинам, отчасти из-за дефектов в сборке. Деформация края маски приводила к более тугому ходу орудия. Обстрел бронебойными пулями заклинил пушку после двух попаданий. Испытатели отметили, что требуется не только собирать орудийную маску более тщательно, но и вводить дополнительные щитки для защиты с уязвимых ракурсов. 43-калиберная 6-фунтовка казалась компромиссным решением для отладки производства, на танк хотелось установить более мощную 50-калиберную пушку. 22 декабря 1942 года Crusader с таким орудием прибыл в Лулворт для испытаний. При стрельбе орудие показало себя хорошо. С дистанции в 1650 ярдов (1510 метров) все снаряды попали в цель размерами 6×5 футов (183×152 см). Радиус рассеивания оказался в пределах двух футов (60 см), что посчитали удовлетворительным. Однако вспышка пороховых газов при стрельбе ослепляла наводчика и затрудняла корректировку огня. В начале 1943 года испытали заслонку, которая автоматически защищала зрение наводчика при выстреле. Испытания показали, что с ней можно наблюдать за трассером на дистанции свыше 800 ярдов (730 метров) и за попаданием снаряда с 500 ярдов (460 метров) днём. Ночью трассер было видно с 300 ярдов (275 метров). Однако опыт войны в пустыне показал, что заслонка для защиты от вспышки при стрельбе оказалась бесполезной. Корректировать огонь всё равно было очень трудно из-за облака пыли, поднимаемой при выстреле, а вспышку от выстрела днём противник и так не замечал. Недоработанная конструкция установки дала о себе знать: дистанция ведения боя ограничивалась 1000 ярдами (914 метров), а дальше становилось трудно использовать плечевой упор и прицел. На кучность отрицательно влиял и большой люфт в башенном погоне: взяв башню за ствол, можно было провернуть её на три дюйма (76 мм) в сторону. Танкистам также не понравилось отсутствие ножного спуска, так как было сложно одновременно наводить орудие и стрелять. Обнаружилась и другая проблема 57-мм орудия калибром L50. Более длинный ствол орудия мог задевать за внешние агрегаты танка при повороте башни или повредить их потоком пороховых газов при стрельбе. Испытания танка с новым орудием провели 11 марта 1943 года на артиллерийском полигоне в Лулворте. При стрельбе вперёд фары и грязевики не повреждались. Экипаж мог полностью развернуть башню с опущенным орудием, ничего не задев, однако выявилась другая особенность. При стрельбе с пушкой L43, развёрнутой назад имелся шанс повредить воздухофильтры, а с новым орудием это было гарантировано. Опыты показали, что фильтр повреждается, если орудие находится в 29° от него, что делало стрельбу в довольно большом секторе невозможной. Для борьбы с этим для фильтров разработали специальные экраны, но после первых боев их сняли, т.к. экипажи жаловались, что с ними слишком сложно чистить фильтры. Также испытали равновесие орудия: ствол 6-фунтовой пушки Mk.V стал длиннее, но легче старых орудий, поэтому его клонило к казённой части. Равновесие восстановили с помощью 31,5-фунтового (14,3 кг) противовеса в форме усеченного конуса. (Рис.4)

 

 

Рис.4 – На дуле орудия просматривается противовес в форме усеченного конуса.

 

   Расположение боеприпасов в носовой части корпуса танкистам не нравилось: вытаскивать снаряды теперь было неудобно, а боеукладки, устроенные на месте пулеметной башенки часто горели, поскольку были небронированными. Экипажи также забраковали новые створки люка, а кое-где даже решили их снять: командир не мог смотреть по сторонам. Вообще, совмещение командиром функций заряжающего выглядит очень неординарно для мирового танкостроения – одновременно в бою заряжать орудие и командовать танком – довольно сложная акробатика. Правда отмечается, что заряжать орудие было легко. В некоторых подразделениях в танки буквально втискивали четвертого члена экипажа в качестве выделенного заряжающего, с тем чтобы хотя бы командир подразделения мог выполнять только командирские функции. Танкисты хорошо отзывались о 50-мм лобовой броне танка, но на практике всё равно старались её улучшить. Некоторые машины получали дополнительные 14-мм экраны на лбу корпуса, на других защиту усиливали с помощью запасных траков и мешков с песком. Радикально улучшить бронирование это, конечно, не могло: при прямом попадании в Crusader даже осколочно-фугасного снаряда болты лопались, а бронелисты кололись. Рубка водителя всё ещё оставалась очень уязвимой, и при попадании в неё снаряда сносилась напрочь вместе с головой танкиста. Осколочно-фугасные снаряды были способны разрушать катки Crusader. Отмечалось, что танки Crusader горят быстрее американских танков Sherman, но внешние огнетушители с танков Crusader сняли, т.к. те годились только для борьбы с пожарами при запуске двигателя. Горючего в основных баках хватало на 70–90 миль (113–145 км) езды, что танкисты сочли удовлетворительным. Подвижность танков в основном ограничивалась их механической надёжностью. После примерно 500 миль (805 км) пробега начинали ломаться водяные насосы, приводы вентилятора, сцепление. Многие танки имели дефекты сборки.

     Имелись и многие другие дефекты конструкции, некоторые из которых устранялись в мастерских. Информация о дефектах параллельно шла из войск в метрополию для их устранения в производстве.

     17 декабря 1942 года в технической сводке Средне-Восточного театра военных действий отмечалось, что надёжность танков Crusader повысилась. Система охлаждения оставалась больным местом, но по другим агрегатам танки показали себя удовлетворительно. Вскоре исправили и эту проблему: в январе 1943 года начали прибывать машины с новыми насосами, которые выдержали пробег в 1200 миль (1930 км) без поломок и дефектов. В сводке за июнь 1943 года сообщалось, что машины из 8-й армии прошли 400-мильный марш. В июньской сводке отмечалось, что танк «оказался не таким уж плохим, как ожидалось». 

     Один (- а, может, и не один?) Crusader оборудовался противоминным катком AMRA - четыре тяжелых катка, подвешенных к раме.

     Встречается, что танки Crusader использовались для экспериментов, таких как плавучий комплект, состоящий из двух понтонов, прикрепленных к бортам корпуса, специальных лопастей, прикрепленных к гусеницам для движения машины в воде, и кожуха над воздухозаборниками двигателя и охлаждающими жалюзи.

     Танки Crusader стали прибывать к театру в Северной Африке, начиная с конца августа 1942г. Пишут, что ко Второй битве при Эль-Аламейне (началась 23 октября 1942г.) в войсках находилось 78 или около 100 танков Crusader III. По другим данным, в сражении у Эль-Аламейна принимал участие только один эскадрон, оснащенный танками Crusader III (в составе 41-го Королевского танкового полка 24-й танковой бригады). (Рис.5)

 

Рис.5 - Crusader III в Африке, Триполи 15 марта 1943г.

 

    В этой операции танки Crusader, в том числе, и Mk III несли ощутимые потери, поскольку применялись и в лобовых атаках, и при преследовании противника – в последнем случае танки Crusader оказались весьма подходящими машинами. В период с 27 октября по 1/2 ноября британцы потеряли 21 танк Crusader III. (Рис.6)

 

Рис.6 – Подбитый Crusader III.

 

     В книге генерала танковых войск Барраса «Британские вооруженные силы на Ближнем Востоке» указывается, что на 1 ноября 1942 года британские силы под Эль-Аламейном располагали 80-ю танками Crusader III. На 4-е ноября 1942 года у сил Британского Содружества остался 41 боеспособный танк Crusader III.

    Общие потери в танках Crusader III к концу операции при Эль-Аламейне оцениваются в 34 танка. Но после сражения, благодаря пополнению из мастерских, количество танков Crusader III даже  возросло до 85 штук: 46 во 2-й и 8-й бригадах 1-й бронетанковой дивизии, 29 - в 9-й бригаде, а ещё 10 - в 7-й бронетанковой дивизии, которая к концу октября оставалась в резерве. В последующих боях количество боеспособных Crusader III уменьшилось. К 9 декабря 1942 года в строю оставалось 55 танков этого типа на передовой и ещё девять - в различных тыловых частях. Кроме того, в Африке находилось 140 небоеспособных «Крусейдеров» с 6-фунтовками: 102 в ремонте и 38 - в процессе эвакуации.

    Последним британским соединением, укомплектованным танками Crusader (хотя и не полностью), прибывшим в Северную Африку, стала 6-я танковая дивизия. Входивший в её состав 16/5-й уланский полк был почти наполовину оснащен танками Crusader III. В то же время 17/21-й уланский полк располагал только шестью Crusader III в каждом эскадроне, и по два танка Crusader варианта CS находилось в распоряжении каждого штабного эскадрона. Именно в этом полку были опробованы так называемые «ротатрейлеры» (Rotatrailer). Надо заметить, что Rotatrailer (или Rota-Тrailer) являлись не британскими, а американскими изделиями, разработанными компанией A.T.C. (NY). Rotatrailer разрабатывался как прицеп для перевозки припасов, оборудования или топлива. (Рис.7)

 

Рис.7 – Rotatrailer.

 

     Rotatrailer представлял собой двухколесные бронированные прицепы с дополнительным запасом топлива и оборудованием для подключения к внутренним системам танка. В полые колёса прицепа наливалось топливо, а в самом прицепе возились боеприпасы. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Внутреннее устройство Rotatrailer.

 

     Прицеп получился не слишком легким: каждое колесо весило 400 фунтов (180 кг) пустым и 800 фунтов (360 кг) полным в дополнение к весу другого перевозимого материала.

     Предполагалось, что на марше это изделие увеличит запас хода, а в бою прицеп может быть отцеплен при помощи дистанционного управления. Летом 1941г. американцы протестировали Rotatrailer (Рис.9).

 

Рис.9 – Испытания Rotatrailer в США.

 

   Помимо представленного выше полугусеничного бронетранспортера Rotatrailer цепляли и к M4 Sherman. Как правило, сцепка испытывалась на дистанции 26 миль (42 км) по пересеченной местности и 250 миль (400 км) по гравийным дорогам. Пока прицеп находился на ровной поверхности он работал с небольшим подпрыгиванием – на неровной поверхности прыжки становились акробатическими. Вес прицепа создавал дополнительную нагрузку на трансмиссию тягача, а во время движения по пересеченной местности нагрузка на прицеп могла привести к серьезным повреждениям. Кроме того, прицеп снижал максимальную скорость буксирующего его транспортного средства, а неустойчивость груза, вызванная смещением жидкости в колесах, грозила привести к боковому заносу на высоких скоростях. На испытаниях оказалось, что после прохождения неровного участка все канистры с водой внутри или наверху прицепа получили деформации и стали негерметичными. Еще одним недостатком было то, что нижний передний отсек, находящийся всего в 8,75 дюйма (222 мм) от земли, имел тенденцию заполняться грязью, которая попадала в него. Последняя проблема с трейлером заключалась в том, что он затруднял движение задним ходом. Во время испытаний с танком Medium M4 прицеп перекосился в одну сторону, и нагрузка привела к повреждению тягово-сцепного устройства и трению гусениц танка о корпус прицепа.

     Американская армия забраковала Rotatrailer, но британцы их заказали. По состоянию на 1 февраля 1943г. заказ составлял 600 единиц таких прицепов, но сколько было их построено и отправлено в Британию не известно. В войсках они не пользовались популярностью. (Рис.10)

 

Рис.10 – Rotatrailer с танком Crusader.

 

     В условиях пустыни возник вопрос маскировки танков. 21 марта 1942г. была инициирована программа, согласно которой «на все танки устанавливаются солнцезащитные козырьки». Сообщается, что для маскировки танков Crusader при передвижении по пустыни часть машин получали т.н. Sunshade, который маскировал танк под грузовик - на танк устанавливался металлический каркас с брезентовым покрытием. (Рис.11)

 

Рис.11 – Пишут, что это замаскированный Crusader III.

 

   Танки Crusader III приняли активное участие на завершающем этапе борьбы в Африке – захвате Туниса. Как правило, танки Sherman выполняли роль тарана, а ними второй волной шли танки Crusader и пехота на бронетранспортерах Universal Carrier. Для британских крейсерских танков Crusader эта операция стала последней в ходе кампании в Северной Африке. (Рис.12)

 

Рис.12 – Тунис, декабрь 1942г.

 

   Совсем небольшое количество танков Crusader участвовало в ходе высадки на Сицилию летом 1943 года. Здесь танки этого типа, как пишут, выполняли вспомогательные функции. (Рис.13)

 

Рис.13 – Тунис или Италия.

 

   В метрополии танками Crusader оснащалась 11-я бронетанковая дивизия. Как пишут, эта дивизия «исключительно» комплектовалась танками Crusader. В остальных частях и соединениях танки Crusader, как правило, эксплуатировались вместе с танками Covenantor.

   Вообще считается, что в середине 1943г. танки Crusader всех модификаций были сняты с вооружения (вероятно, в отношении Crusader III имеет смысл говорить о конце 1943г.). Но, вероятно, машины модификации Crusader III в утилизацию отправлены не были - к 1944 году примерно треть машин отправили в учебные части. В некоторых справочниках указывается срок эксплуатации этих танков до 1949г. (Рис.14, Рис.15) 

 

Рис.14 – На параде.

 

Рис.15 – В экспозиции военного музея на Абердинском полигоне в США.

 

    Впрочем, не исключено, что до 1949г. танки эксплуатировались не британцами, а французами. Известно, что танки Crusader III передавались танкистам «Сражающейся Франции». Количество предоставленных танков не уточняется.

   Сообщают также, что, вероятно, вскоре после WWII войны 2 батальона танков Crusader III – около 60 танков – было передано в египетский кавалерийский и бронетанковый корпус (Egyptian Army Cavalry and Armoured Corps). Здесь машины служили до начала 1960-х годов и, вероятно, застали арабо-израильские войны, правда, об их участие в конфликтах того времени не упоминается.

   Машины на шасси Crusader III.

   Пожалуй, самыми известными машинами на шасси Crusader III стали варианты ЗСУ, создававшиеся по теме «зенитного» танка.

  Crusader АА Mk.I – вариант с 40-мм пушкой Bofors в высокой открытой башне, выполненной в форме усеченной пирамиды. Новая машина поступила на испытания на полигоне в Лулворте к началу октября 1942 года. (Рис.16)

 

Рис.16 - Crusader АА Mk.I.

 

     Масса 18 т. Показывают разный экипаж этой машины. В одних источниках 3 чел., в других – 4 чел.: командир орудия, наводчик, заряжающий и водитель. Корпус ЗСУ изготовлялся из бронелистов толщиной от 7 до 25,4 мм. По другим сведениям, лобовая броня имела толщину 30 мм, а борта и корма прикрывались 12-мм бронёй. С правой стороны находилось место водителя, над головой которого была сохранена коробчатая рубка с двухстворчатым верхним люком и тремя смотровыми приборами (два в бортах и один ближе к левому борту). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, внутри которого размещался боекомплект из 160 снарядов и часть оборудования. На крыше устанавливалась двухместная открытая сверху башня в форме усеченной пирамиды, в лобовом листе которой были сделаны вырезы под установку 40-мм зенитного орудия Bofors и прицела. Вертикальный угол наведения орудия находился в пределах от -10° до +70°.

     На испытаниях вскрылось много недостатков. Башня показала себя неудовлетворительно - в основном, из-за проблем с наведением пушки на цель. Заряжать её тоже было трудно. Вспомогательный мотор поворота башни, как сказано в отчете: «очень трудно заводился, а иногда не заводился вообще». Также башня была плохо уравновешена и произвольно поворачивалась при езде даже по ровной дороге. Тормоз башни в положении «по-походному» находился вне танка и его нельзя было быстро снять при столкновении с противником. Второй этап испытаний провели 2 ноября 1942 года. Стрельба велась по неподвижным и подвижным целям с дистанции 600 ярдов. При стрельбе очередями наблюдалось высокое рассеивание, а большое количество дыма мешало наблюдать за целью. Одиночная стрельба оказалась гораздо более точной, и испытатели пожелали иметь два диапазона скоростей гидравлического механизма поворота башни: один для стрельбы очередями по самолётам, второй для стрельбы одиночными по наземным целям. Также требовалось уравновесить башню, более удобно расположить прицелы, проработать удобные укладки для боеприпасов и заменить ножную педаль спуска кнопкой на джойстике.

     Выпуск ЗСУ Crusader АА Mk.I наладили в начале 1943г. на предприятиях Morris Motors и в том же году закончили. Пишут, что собрали 150 таких машин. Crusader AA Mk.I применялись для защиты метрополии и в боях на Западном фронте в 1944 году. Причем, о машинах 1944г., в частности тех, которые приняли участие в Дне Д, пишут, что орудие устанавливалось не в башне, а прямо на корпусе за штатным щитком орудия.

    Crusader AA Mk.II – вариант с башней нового типа (шестигранная) и двумя спаренными 20-мм пушками Oerlikon. Crusader AA Mk.II впервые продемонстрировали в октябре 1942 года одновременно с Crusader AA Mk.I. (Рис.17)

 

Рис.17 - Crusader AA Mk.II.

 

     Масса 18 или 19,5 т.  Корпус ЗСУ изготовлялся из бронелистов толщиной от 7 до 25,4 мм. По другим данным, толщина бронирования в лобовой проекции и по бортам составляла 50 мм, а корма и крыша – 20 мм. С правой стороны находилось место водителя, над головой которого была сохранена коробчатая рубка с двухстворчатым верхним люком и тремя смотровыми приборами (два в бортах и один ближе к левому борту). На крыше устанавливалась башня. В новую башню поместились командир машины (он же наводчик) и двое заряжающих, один из которых также обслуживал радиостанцию. Башня оснащалась скоростным приводом горизонтального и вертикального наведения, разработанного фирмой Power Mounting Ltd. На неё установили гидравлические приводы не только для поворота башни, но и для вертикальной наводки. Скорость поворота башни достигала 55–60° в секунду. Спарка 20-мм пушек склонялась до −7° и поднималась до 70°. Скорость подъёма орудия доходила до 25–44° в секунду. Скорострельность каждой пушки составляла 450 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 839 м/с.  Боекомплект из 600 снарядов (10 магазинов по 60 патронов) размещался в боевом отделении. В других источниках сообщают, что в ЗСУ возилось 1200 20-мм патронов в 60-патронных магазинах, четыре магазина размещались в боеукладке первой очереди. Экипаж ЗСУ 4 чел.: водитель, два заряжающих и командир машины, который также совмещал обязанности наводчика и радиста.

     На испытаниях пришли к выводу, что скорость поворота башни недостаточна, а наводить орудия по вертикали и стрелять было трудно. При стрельбе очередями прицел сильно скакал, что затрудняло прицеливание. Вентиляция в закрытой башне работала плохо. Особенно трудно пришлось заряжающим - они работали в тесной башне с магазинами на 60 патронов весом 60 фунтов (27 кг) каждый. Испытатели жаловались на то, что наводчик плохо видит, а заряжающие не видят небо. Крыша защищала экипаж от огня вражеских самолётов, но полностью закрывала обзор. Вспомогательного двигателя для вращения башни не было, а поэтому на стоянках нельзя было глушить основной мотор, иначе времени среагировать на появление противника не оставалось.

     Машину пустили в серию, но конструкторы отрабатывали более совершенный вариант ЗСУ на шасси Crusader Mk.III.

    Crusader AA Mk.III – модернизированный вариант Mk.II с улучшенной башней и дополнительным 7,71-мм пулеметом Vickers К, установленным над пушками для стрельбы по живой силе и для пристрелки. (Рис.18)

 

Рис.18 - Crusader AA Mk.III.

 

     Радиостанцию убрали из башни и поместили в корпус рядом с водителем. Это позволило посадить на место радиостанции командира, которому теперь было удобнее наблюдать за местностью, хотя для этого его голова должна была торчать из башни. Более рациональное расположение командира увеличило рабочее пространство у заряжающих. Так как заряжающим стало проще работать, теперь орудия можно было перезарядить за 44–52 секунды. Одновременно у заряжающих появилась новая обязанность: в машине стало хватать места, чтобы снаряжать магазины. Вынимая патроны из 30-патронных упаковок, можно было снарядить один магазин за 5 минут 25 секунд, а из мешка - за 4 минуты 50 секунд. На полу боевого отделения хватало места для двух коробок, что давало возможность чередовать два разных типа патронов.

     Доработанные «танки» выпустили на испытания летом 1943 года. Тесты показали, что по некоторым параметрам машина стала лучше. Токсичность воздуха в боевом отделении упала до допустимого уровня: теперь можно было выпустить весь боекомплект в 480 снарядов за 3 минуты 20 секунд, не беспокоясь о самочувствии экипажа. Из-за перемещения командира назад башня стала более уравновешенной, и теперь её можно было вращать не только на ровной площадке, но и при крене танка до 10°. Подъём орудия всё ещё оставался тугим. Следовать за целью с новой башней было легче, но поправка наводки оставалась трудной из-за плохой конструкции прицела. Во время стрельбы из-за пороховых газов, дыма от горящего масла, а также вспышек орудий следить за трассерами через прицел оказалось невозможно - приходилось наводить пушки на цель по прицелу, выпускать очередь, потом отрываться от прицела и корректировать огонь по трассе, наблюдая за целью невооружённым глазом. Стреляя на испытаниях таким образом, наводчик умудрился попасть по подвижной цели, имитирующей самолёт - правда, только один раз. Пушка поднималась до 82° и опускалась до −8°50ʹ, или −7°45ʹ при стрельбе назад. Стрельба по наземной мишени закончилась неудовлетворительно. При стрельбе длинными очередями наводка сбивалась, а поправлять настройки в двух плоскостях одновременно оказалось очень сложно. Однако испытатели отметили, что люфт установки прицела уменьшился, и теперь он не скакал при стрельбе даже длинными очередями. Обзор испытатели оценили как плохой, рекомендуя водителю смотреть вперёд, а командиру назад. Заряжающим следовало добавить лючки или перископы, чтобы иметь обзор по бортам.

     В целом, оценка ЗСУ Crusader AA Mk.III оказалась положительной, ее признали боеспособной.

    Судя по серийным номерам шасси Crusader, в серии T123633 – T126269 было построено 429 единиц ЗСУ Crusader AA, и в серии T126270 – T127269 еще 69 шт. Итого могло быть произведено 495 шт. ЗСУ Crusader AA. Некоторые сообщают, что в 1943г. было собрано 600 ЗСУ Crusader AA обоих вариантов.

    ЗСУ Crusader AA передавались (штатно) по две шт. в штабные роты танковых дивизий и бригад, в штабных ротах полков имелось по 6 единиц. Итак, каждому бронетанковому и разведывательному полку полагалось по шесть машин, итого 26 штук. 2-я бронетанковая бригада также хотела два танка для штаба и 18 для трёх полков. Требовалось также иметь 12 машин для пополнения потерь и 10 учебных. Около 47 этих ЗСУ передали в состав CAO (Canadian Army Overseas - Канадская экспедиционная армия).

      Летом 1944 года эти машины применялись в Нормандии, а затем в последовавших боях во Франции летом-осенью 1944 года. Наблюдатели отмечают интересную деталь их применения. Машины Crusader AA в силу плохой обзорности неба из башни редко использовались как средство ПВО. Помимо прочего, ЗСУ не могли вести огонь с ходу. Есть сведения, что, например, поляки из 1-й польской бронетанковой дивизии предпочитали применять Crusader AA по наземным целям. Пишут, что по причине тотального господства авиации союзников зенитные подразделения Crusader AA были расформированы. (Рис.19)

 

Рис.19 - Crusader AA (на заднем плане), охраняя небо, из состава 2-го полка Йоменов.

 

     Несмотря на относительно большое количество, зенитные самоходки Crusader АА постепенно выбывали из эксплуатации по различным (чаще всего - небоевым) причинам. Последние Crusader АА Mk.I и Mk.II использовались зимой 1945 года, однако после войны практически все они были утилизированы.

     Вероятно, сразу после WWII один дивизион Crusader АА был передан египтянам. Машины находились на вооружении армии Египта до конца 1960-х годов и даже, вроде участвовали в качестве средств ПВО в Суэцкой войне.

     В июне 1944 года, по заказу Королевской Артиллерии, было изготовлено несколько единиц другого варианта ЗСУ на шасси Crusader. На месте демонтированной башни, на открытой платформе, устанавливалась строенная 20-мм зенитная установка Oerlikon. Экипаж состоял из четырех человек. (Рис.20)

 

Рис.20 – ЗСУ с тремя орудиями Oerlikon, июль 1944г.

 

     По некоторым сведениям, данная ЗСУ была выпущена небольшой серией, в иных источниках сообщается, что ЗСУ с тремя «эрликонами» серийно не производилась.

     Считается, что на базе именно Crusader Mk.III создавались машины для передовых артиллерийских наблюдателей (Observation Post). Башню закрепляли, орудие заменялось макетом, в башне устанавливалось две радиостанции No.19 и одна No.18 со штыревыми антеннами, дополнительными аккумуляторами и запасной системой электропитания с забором мощности от двигателя. Имелись картографические доски и прочее сопутствующее оборудование. Внешне модификация ОР отличалась только дополнительными глушителем на корпусе и вентилятором на башне. Королевская артиллерия могла использовать танк OP впереди боевых частей, направляя артиллерийский огонь в их поддержку.

     После войны, на один из танков Crusader в экспериментальном порядке было установлено 5,5-дюймовое орудие (140-mm howitzer, оно же 137,5 мм) на открытой платформе. Для этого пришлось полностью удалить не только башню, но и боевое отделение. Оставили только место водителя. Ввиду нестандартности артиллерийской системы орудие устанавливалось стволом назад. (Рис.21)

 

Рис.21 - Crusader 5.5-in. SP.

Масса 19 т. Экипаж 5 чел.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru